Где расположен Канин Нос? - часть I

             … В естествознании я слаб:
               Назвал я птицей баобаб.

                …  Я написал в своей тетрадке,
                Что кенгуру растут на грядке.

             … Я думал, что гипотенуза -
               Река Советского Союза.

                … Что мы с Егоровым Пахомом
                Назвали зебру насекомым.

             … И вышло у меня в ответе:
               Два землекопа и две трети.               
               
                … А я не знал, который Канин,
                И указал на свой и Ванин…

          Самуил Маршак (Про одного ученика и шесть единиц)


               
Так уж сложилось, что в последнее время я слежу в интернете только за двумя винницкими группами: «Вінниця в минулому» и «Вінничани». «Історія Вінниці» потеряла своё лидерство, а «Центр історії Вінниці», его будто бы заменивший, как государственная организация обсуждениями и дискуссиями не отмечен.

Что касается группы «Вінничани», то её новый (старый) администратор проводит  ровную, без ранее случавшихся сбоев, уважительную линию по отношению ко всем участникам — и этим привлекает к обсуждениям новых лиц. Многие «ветераны» группы отошли - по разным причинам - на второй план, но иногда решаются «тряхнуть стариной» — и им это удаётся.

Группе «Вінниця в минулому» я посвятил в апреле сего года отдельную статью (http://www.proza.ru/2019/04/09/1486). Конечно, не было никакой реакции ни в «Прозе.ру», ни в группе, но это для меня — обычное дело. Некоторые изменения в стиле ведения группы  всё же произошли (увы, временно!). И группа, по моей оценке, по-прежнему остаётся интересной, несмотря на постоянно украшающую её «бижутерию». Так я назвал ничего не значащие сентиментальные комментарии типа «и я жила на этой улице», но без каких-либо дополнений по существу, эмодзи, видеообрывки («видеоклипы»), обращения друг к другу, полные ласки и любви: Вадюша, Ленуша, Олечка, и так далее.

Лишь к админ-ше все обращаются строго: как-никак — начальство. Возможно, что также — из-за трудности в словообразовании: Ядвигичка, Ядвигечка, Ядвигишка, Ядвигчик, Ядвигчёночек?
[Помните старый анекдот, в котором малограмотный кочегар письменно заказывал новые кочерги: одну кочергу, потом две, три, четыре кочерги, а когда захотел сразу пять… кочергов, кочерыг, кочерёгов?.. То написал: «Прошу выписать четыре новых кочерги и ещё одну.»]
Но с единственной и неповторимой админ-шей это ухищрение не проходит.

Что же делать? Есть, конечно, уменьшительно-ласкательные формы и этого имени: Яденька, Ядечка.  На мой слух, отдаёт некой фамильярностью, даже бесцеремонностью, амикошонством. Так будьте же вы все смелее: Ядвигдушенька (Ядвигдушечка) звучит и уважительно, и почтительно, и, главное, отражает в ней  г л а в н о е ! При этом предупреждаю: запанибратские варианты - Ядя, Ядька - употреблять не вздумайте ни в коем разе (ни в каком случае, ни при каких обстоятельствах, ни под каким соусом, ни за какие коврижки, ни в жисть ... никогда)! Чтобы потом не пришлось горько сожалеть, досадовать по поводу  непоправимого, чтобы ваши локти постоянно не выглядели искусанными. Ясно?!

Потом я подумал, что, не исключено: эта «бижутерия» (возможность просто вспомнить детство, молодость) привлекает в группу многих, а потом они, покопавшись в старых семейных альбомах, одаривают группу и всех прочих потрясающей фотографией, о которой можно было только мечтать! И таких фотографий в группе — масса, чего за столь короткий срок не добилась ни одна другая группа.

И я размышляю: чего же ждать минимум ещё половину столетия? Не установить ли уже сейчас по нынешней Миколы Оводова (бывшей  Миколы Козицкого), наискосок от знаменитой винницкой вежи… Номер дома не называю во избежание паломничества к нему туристов, хотя дом и прилегающая территория к этому ещё не подготовлены, в частности, не перекрыто автомобильное движение по Ново-Миколаевской улице (это я дезориентирую любопытных туристов)… Так вот — по противоположной стороне от вежи, мимо когда-то долгие годы существовавшей квартиры и будочки около неё инвалида-сапожника (он принимал и выдавал заказы в пристройке - тамбуре или в будочке на улице, в зависимости от погоды), у которого наша героиня часто реабилитировала, как свидетельствуют мемуары покойной жены ещё ранее отдавшего душу богу сапожника, свои туфельки и босоножки, по ходу к Кумбарам... Словом, где на втором этаже (ой, проговорился!) …
Короче, не установить  ли уже в 2020-м мемориальную стелу с надписью и рельефным изображением: «Здесь прожила свои юные безмятежные годы основательница и бессменная администратор группы «Вінниця в минулому» на FB Ядвига Жемайтис»?

Для винничан в третьем и далее поколениях добавлю, что в этом, уже созревшем в качестве туристической изюминки доме, до вселения в него фундаторши «Вінниці в минулому» располагались некоторые учебные помещения тогда разбросанного по разным местам медицинского училища. Потом это известное всем учебное заведение слилось в одном большом здании, что невдалеке от дома, о котором идёт речь — и дом заселили, превратив из учебного здания в жилое.

Но образовательно-воспитательный дух из дома не испарился. Отсюда — и последующее высшее педагогическое фундаторши, и «Минуле», созданное в расчёте на будущие поколения. Как им выжить, например, без рецептов украинской, особым способом обжаренной картошки по-улановски или еврейского штруделя — слоёного пирога с самой изысканной начинкой?

[Сделаем перерыв и обратимся к истории этого дома. Не с самой его постройки, а с 1944-го года. Почему туда втиснули классные комнаты медицинского училища? Да потому, что медицина оказалась слабее органов, строение и функции которых она не изучает. Органов не человеческого организма, а — государственной безопасности.

Здание, которое сейчас занимает колледж культуры и искусства, после войны захватило НКВД (наркомат Ягоды-Ежова-Берии - все один за другим были расстреляны! -  и иже с ними) и МГБ - НКГБ (потом - просто КГБ). Заодно ими были заняты здания сейчас разрушенной почты (по нынешней ул. Петлюры) — так называемый (из-за цвета его покраски) «шоколадный дом» и снесенный теперь «Укртелекомом» угловой дом на месте схождения улиц Чкалова-Котовского (Грушевского) и Братского переулка. Это был довольно красивый, точно не вспомню, двух- или трёхэтажный старинный дом, в котором время от времени заседал трибунал (военный суд?), где за закрытыми дверьми выносились тяжкие приговоры. Больше ничего об этом рассказать не могу, так как сам под колпак КГБ попал только лет через тридцать после этого.

Улица Чкалова теперь, вы это знаете, декоммунизирована в улицу Симона Петлюры, а Братский переулок намного раньше (70-е годы?) стал Краснокрестовской улицей. С декоммунизацией, с которой до сих пор не расхлебались, полагаю, вам всё ясно, а вот с «дебратизацией», как мне представляется — не совсем.
Поясняю: в моё детско-юношеское время это название улицы ассоциировалось с чем-то почти революционным. С братской могилой погибших за «власть советов» (правильнее, за власть партийцев) красноармейцев, с братством пролетариев всех стран, и тому подобным. На самом же деле «Братские переулки» «намекают», как правило, на нахождение их вблизи мужских монастырей, монастырского братства. Обратите внимание: не Братские  у л и ц ы , а — п е р е у л к и. Ибо монастыри «прятались», располагаясь в глубине кварталов.

Винницкий «Братский переулок» существовал ещё до Октябрьского переворота и во времена нацистской оккупации не был, как все улицы с названиями советского происхождения, переименован. Он так и назывался на немецких картах - «Bratskij Gasse».

Об этом партийные идеологи единственной в СССР партии догадались только в брежневское время — и Brudergassen (Братские переулки, которых в ФРГ достаточно много) исчезли, вероятно, по указанию идеолога великого ленинца Леонида Ильича, а, именно, Михаила Андреевича (кто не помнит — Суслова, а для тех, кто совсем ничего о нём не слышал — Секретаря ЦК КПСС). 

Тем временем в построенном до войны на улице Дзержинского (ныне Театральной) здании — эпицентре винницкого Большого террора конца 30-х годов и нацистского террора времени оккупации города вермахтом — отскребали со стен пыточных камер многослойные кровавые следы этих преступлений.

Когда ликвидировали улики и навели чистоту, в того же цвета - молочного шоколада - здание въехали его самые первые хозяева, а бывший доходный дом дореволюционной постройки стал на несколько десятилетий приютом для будущих медицинских сестёр, фельдшеров, акушерок, медицинских лаборантов.]

                ***

Теперь, когда у вас отпустило дух после восторга от моего предложения, после выше высказанной искренней похвалы героине моего эссе, перехожу к тому, о чём я уже начал писать раньше, и на что, кстати, постоянно указывает администратор группы. Переключаюсь на  р а в н о д у ш и е  винничан —  проблему №1, если смотреть в корень. И — на некритическое восприятие информации, отсутствие желания поразмыслить над фактами словесными и изобразительными. Отчасти это связано и с «исторической полуобразованностью» жителей города, но в основном - с винницким менталитетом (способом мышления, мировосприятием).

Начнём с мелочей.

- С того, что никак группа не запомнит, что с раздельным обучением девочек и мальчиков было покончено ещё 01.09.1954 г. Писал, подчёркивал это (в указанной выше статье о группе) — нет же: снова и снова приводятся совершенно другие даты! И никто не поправляет.

- В начале июня (02-03.06.2019) фотография школьников будто бы 1943-го года (вместо правильного 1948-го). И тут же комментарии: «Странно, что школа работала в оккупацию …», «А хіба школи працювали в окупацію!». А я многие месяцы искал свидетельства и мучился над статьёй об образовании в оккупированной Украине (http://www.proza.ru/2016/10/14/788). Оказалось — и тут впустую. Ещё не поздно прочитать.

«Якби школи працювали під час окупації,
не було б ніколи в них за ста'ттю сегрегації.»

- Та же история с «интереснейшей личностью» (мнение администратора), о которой было мною указано, что это - протухшая газетная утка. О так называемом Курте Розенберге нет ни слова ни в украинской или русской, ни — в немецкой серьёзной литературе. Зачем же повторять эту несусветицу (31.05.2019)? Без всяких доказательств! И опять никто не усомнился…

«И вышло у меня в ответе:
Курт Розенберг (хотя и не было его на свете).»

- 02-03.06.2019 опубликована ранее нигде мне не встретившаяся, увы, плохого качества фотография (см. коллаж, фото 1), на которой все участвующие в обсуждении женщины (а их в группе — большинство) увидели «прогулочный катер». «Прогулочные катерки … Их мы уже не застали.», - вздыхает администратор. «Такие катера были в конце 1950 - начале 1960», - не сомневаясь ни в чём, утверждает, судя по её скрываемому, но всё же предполагаемому возрасту, не катавшаяся на них хотя бы в утробе матери Ольга Л.

Немного позже, всмотревшись ещё раз в фотографию, администратор восклицает: «Девочки [на молчащих, разбирающихся в технике мальчиков она, видится, махнула рукой — Н. К.], это не очень похоже на паро'м [сие — реакция на пытавшихся усомниться в «прогулочном катере»  — Н. К.] … Были в конце 40-х такие прогулочные катерки… На задней корме — мотор!». Тут, наконец, объявился мужчина и объяснил девочкам, что «задней кормы» не бывает: задняя часть корпуса любого судна — просто «корма». [«Задняя» возникла в подсознании админ-ши, полагаю, в связи таким же («корма»), по-русски, обозначением части тела (самой ценной у Дженнифер Лопес и Ким Кардашян).]

Потом всё-таки сошлись на мнении, что это — паро'м. Но всё удивлялись, почему он выглядит таким образом, что, как кажется, должен двигаться не от берега к берегу, а вдоль берегов: обе плоскодонные лодки, на которых выложен настил, поставлены скамьи, пр., расположены поперёк направления движения между берегами. Объясняю: течение реки, которое тогда было ещё весьма ощутимым, очень бы тормозило паром, если бы в его стороны были обращены борта лодок. А что касается «мотора», то это — (менее вероятно) пристанище паромщицы (паромщика) на случай ливня, это — (вполне вероятно) склад запасных уключин, плаща, зонта и тому подобного, а также — закуски и воды, наконец, не исключаю, что одновременно (ничто человеческое было и им не чуждо) — даже «корабельный гальюн». Выбирайте кому что покажется более близким к истине! «Туманная» фотография не позволяет мне высказаться более определённо. А память моя (я-то плавал на этом «катерке», устремляясь на пляж «Динамо»), в отношении этого сарайчика на пароме, в той же степени резка, как и изображение его на фотографии.

Не верите? Но посмотри тогда на две фотографии (фото 2 и 3), которые я раскопал в кладовке группы «Історія Вінниці». Как вам теперь нравятся «машинные отделения» - сердца этих «прогулочных катерков»? А любые мои предположения подходят. Что касается версий весьма почтенных дам, то С. Маршак написал бы  по этому поводу (от лица админ-ши) следующее:

«Профессия моя, как и Олюни Л.,
известно вам, - не корабел:
паро'м - в тумане, вечерком -
нам показался катерком.»

Число участников группы неуклонно приближается к пяти тысячам, но никто не захотел додумать. Понимаю, что мало кто из них мог видеть это в натуре, но тогда не следует категорически заключать: сомневаться  в с е г д а  положено не только врачу (в правильности поставленного им  диагноза)…

                ***

- Ещё один курьёзный примерчик из нынешнего и - одновременно - почти «заднекормянского» винницкого времени. [Учитель: Кто назовёт множественное число от слова «стекло»? Ты, Берчик? Хорошо, дай примерчик. Берчик: «Дрэ-эбэзгы».]

Перепечатывается статья от 20.08.2019 из сайта /vn.20minut.ua/: «Розкішний готель з туалетом на вулиці. Як жили у домі Райхера.» [Кстати, на мой взгляд, это, наверное, единственный винницкий сайт, относительно редко печатающий откровенные глупости типа «Хей, докта: десять вінницьких лікарів, про яких варто знати» от 16-го апреля 2019-го года. (https://vn.20minut.ua/lyudi/hey-dokta-).]  Как видно из самого' названия статьи, дом описывается подробно (хотя «туалет на улице» упоминается в названии ради привлечения внимания читателей: почему — объясню ниже). Представлено немало фотографий (в том числе - не менее семи раз!! - автора статьи).

Но почему-то никто (ни автор, ни читатели) не вспомнил, что в этом доме размещался винницкий Обком. И кабинет первого секретаря этого обкома располагался в будочке (без туалета!), стоящей как раз у входа в магазин «Лекарственные травы». Почитайте в «Моей Виннице» главку «Из варяг в "греки"» - и вам станет всё ясно. В проезде (фото 4) между домом Райхера и домом с атлантами, владельцем которого был типограф и книготорговец Роман Борисович Шерр, в полуподвале проживали ассирийцы (которых в Виннице называли греками), а их Первый чистил и латал обувь в будочке на самой главной улице города. И не где-то на другой (второстепенной) стороне улицы, далее - в сторону Каличи - за расположенным таким же второстепенным для ассирийцев, часть из которых имела подданство не СССР, Областным комитетом коммунистической партии Украины: у дара городу Цаля Вайнштейна (бывшего здания Реального училища) стояла ещё одна будочка.

В другой работе (о спорной и частично дерьмово проведенной «декоммунизации» названий улиц города) я предлагал дать этому  когда-то проезду к обувной фабрике «Ястреб» (вероятно, по сходной крючкообразной форме ястребиного клюва и носов у многих ассирийцев) название «Греческий проезд». Не послушались — и вот теперь  н и-и-и ч т о  не напоминает об ассирийском кагале в сердце Винницы… (По переписи 2001-го года, во всей Украине осталось всего-то 3 200 ассирийцев.)

И это ещё не всё, в чём я упрекнул бы и «20 минут», и читателей «Минулого». Почему никто не задал вопрос, который должен возникать всегда при оценке красивого старинного здания: какого чёрта позволяют «улучшать» его внешний вид?! Почему аптекарше дали право придать степенному, так сказать, зданию попугайскую расцветку?! И «украсить» вход в аптеку?! И почему участники группы - ценители прекрасного (о журналисте я умолчу: у него в распоряжении было, вероятно, только 20 минут), рассматривая эти фотографии (одна из них - фото 5) не скривились от сей безвкусицы? Я вас спрашиваю, вас: «Па-че-му, ну, па-че-му же?!».

Я вспомнил — и таки нашёл фотографию в  э т о й  ж е (!)  группе  «Минуле Вінниці» (от 25-го февраля 2019-го года), где сравнивается прежний и настоящий вид этого и соседнего зданий в советское и в независимое от никаких законов нынешнее время (фото 6). Обратите внимание на выполненную под старину (?) вывеску над застеклённым окном (дверью?) магазина (на последующих снимках наглухо закрытым или закрытой) лекарственных растений: верхняя, чёрно-белая часть снимка (ни сло'ва разобрать мне не удалось, даже увеличив фото — см. врезку в правом верхнем углу). И — на нынешний навес (козырёк) конструкции современного «горе-дизайнера - любителя» над входной дверью (нижняя, цветная часть). Что им — героине очерка - владелице аптеки и сему «новатору» — Гр. Гр. Артынов - архитектор этого здания?! Что' отделу архитектуры здание эпохи винницкого ренессанса — начала прошлого столетия?! Неужели этот козырёк — как бы (псевдо) восстановление первоначального вида здания, так сказать, привет Гр. Гр. Артынову: «Наше вам с кепочкой!»?
А, может быть, - засомневаетесь и вы, - навес существовал ранее? Смогу немедленно убедить вас, что — нет (фото 7). И ещё ранее — тоже нет, но потерпите минутку.

Как видите, всем на всё  н а п л е в а т ь.
[Существует легенда, что, побывав около ста лет тому назад именно в Виннице, Владимир Маяковский написал в газету «Рабочая Москва» следующее стихотворение, позднее использованное издательством «Вопросы труда» в плакате «Плюйте в урну»:

Омерзительное явление,
что же это будет?
По всем направлениям
плюются люди.
Плюются чистые,
плюются грязные,
плюют здоровые,
плюют заразные.
Плевки просохнут,
                станут легки,
и вместе с пылью
                летают плевки.
В легкие,
        в глотку
несут чахотку.
Плевки убивают
              по нашей вине
народу
      больше,
             чем на войне.
Товарищи люди!
будьте культурны!
На пол не плюйте,
а плюйте
        в урны.

Видимо, плакат надо переиздать и расклеить не только по улице Маяковского на Старом городе. Авось, народ поймёт, что это — не о туберкулёзе, а — о равнодушии. Что плевать надо не «по всем направлениям» (на происходящее), а на источник оного — «в урну» (для избирательных бюллетеней).
Плевать — это не только выражение полного равнодушия, безразличия.
Плевать — это и выражение отвращения, презрения.

Сколько раз я уже приводил цитаты из В. Маяковского, которого, наряду с Н. А. Некрасовым, чту особенно! В стихах самобытного поэта-трибуна — столько подтекста: лирики и затаённых, допускающих простор для интерпретации, мыслей! Вот почему этот вроде бы банальный санитарно-гигиенический призыв дозволяет совершенно иное его толкование.]

О подобном кустарном навесе над собственным балконом в новом здании на Пушкинской я писал тоже: http://www.proza.ru/2015/09/16/829. Горсовет молчит, архитектор здания вздыхает… (и об этом я упоминал в недавней статье: http://www.proza.ru/2019/05/11/1763 ). А всё остаётся по-старому.
[Из Кёльна что ли жаловаться, раздувать международный скандал? Нет, не могу рисковать: а вдруг откажет тогда Европейский союз Украине в финансовой помощи?]

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/03/1870.


Рецензии