Где расположен Канин Нос? - часть II

Снова обратимся к туалету на улице. На самом деле — «на улице»? На тротуаре или на проезжей части? Как хотелось бы знать точнее! А ведь автор указывает: «Активно строит гостиницы зажиточная семья Райхеров… Фроим-Бер Райхер начинает строить гостиницы по новым нормам: в 1910-м году на своём участке на месте двух деревянных заезжих дворов … он сооружает трёхэтажную гостиницу.»  Всё вроде бы знает молодой ушлый автор. Действительно, на этом месте находились два больших деревянных дома (фото 1), а далее - в сторону «Савоя» - ещё больший - каменный дом (фото 2), который «зажиточной семье» (ну, всё-всё знает!) поначалу смахнуть оказалось не по карману. Поэтому и получился дом Райхера таким узеньким. Потом поиздержавшиеся Райхеры деньжонок поднакопили — каменный дом выкупили (может быть, и не они?) и снесли (фото 3), да грянула «совершённая рабочим классом России в союзе с беднейшим крестьянством 25.Х(7.xi).1917.»  — и похерились все планы и недвижимость Райхеров.
[Фото 4 и 5, так как место на коллаже оставалось, представлены мною дополнительно. Первое из них заимствовано у весьма обстоятельно работающего винницкого блогера (https://in-vin.livejournal.com/3206.html), о котором упоминается в статье о даче «Майка» (см. ниже). Это — разрисованная открытка начала прошлого века. Изображены, в частности три дома, исчезновение которых показано на фото 1-3. Второе фото — современное: видны дома Шерра, Райхера и «Дом артистов» (сделано в противоположном, от первых четырёх фотографий, направлении).]

Нет, не зря, видимо, намекает автор на то, что ума', мол, у Фроима не доставало: вот и построил он «роскошную гостиницу с туалетом на улице». Какой лопух всё же был этот Райхер! Добавлю от себя: гостиница не имела также ни копировальной машины, ни факса, не была подключена к интернету… Причём, ни в номерах, ни хотя бы в Reception! И это называется (см. выше) «строить … по новым нормам»?! Моей иронии нет предела!
Если честно, то уже и не ясно, кто в отсутствии тёплых туалетов в роскошной гостинице виноват: сам Райхер, чиновники, сочинившие в стольном Санкт-Петербурге позорящие уездный город Винницу улично-туалетные так называемые «новые нормы» или автор сенсационного сообщения!

Теперь опасаюсь, думаете вы, тронулись все трое: Фроим-Бер, журналист и я. Нет — только второй. Который так и не понял, что без наличия в городе водопроводной и канализационной сети (в 1910-м году, ко времени сооружения гостиницы) можно было оборудовать гостиницу только так называемыми «сухими туалетами», которых, правда, тогда тоже ещё не было. Водопровод, о сооружении которого винницкая Дума впервые задумалась ещё в 1902-м году, начал качать и гнать по городу воду из Буга лишь через десять лет, в 1912-м году (столетие было торжественно отмечено в 2012-м году: http://www.proza.ru/2016/05/29/1226 ); канализация, что и Райхеру было понятно, никак не могла появиться ранее того. А «без воды» - журналист и этого классического выражения из песни водовоза в знаменитом советском кинофильме «Волга-Волга», ручаюсь, не знает - «и ни туды, и не сюды»… Молод, однако — тут его можно и извинить.
В целом же, стоило ли иронизировать фотогеничному журналисту? — решайте сами.

А если хорошо подумать, то приходится согласиться с тем, что в гостинице было всё подготовлено для скорого подключения водопровода и канализации, о ближайшем строительстве которых г-н Райхер не мог не знать. Вот что рассказывает «директорка аптеки»: «У тій квартирі була дуже висока стеля та великі кімнати. Але з сантехнікою проблема: санвузол був на кухні, повноцінної ванни не було. Взагалі, в цьому домі довгий час не було своєї каналізації — її зробили разом з водогоном і газом після реконструкції будівлі в 1970-х. Гарячої води немає досі, — каже Мельник.»

Какой из этого можно сделать вывод: туалет (унитаз) с самого начала был смонтирован в ванной комнате (по-советски: совмещённый санузел), которую в «государстве рабочих и крестьян» превратили в кухню (в гостиничных номерах такое помещение не предусматривалось: гостиницы этим, в частности, отличались от так называемых доходных домов, в которых жильё снимали надолго). Поначалу эта комната была недоступной, а после появления водопровода и (минимум) выгребной (ямной) канализации её открыли для гостиничных жильцов. Но тут подоспела советская власть — см. выше.

А как понимать заявление об отсутствии в доме  с в о е й  канализации? Бегали с ведром выливать нечистоты к соседям, в дом Шерра? Сказки! Ещё в 50-х построили впритык к дому Райхера так называемый в народе Дом артистов (там получили квартиры не только артисты театра, но и, к примеру, профессор медицинского института И. М. Грабченко, областной военком Захаров). И, вообще, на этом отрезке улицы Ленина водопровод и канализация действовали уже за много лет до 1970-го года.
И если бы этими неточностями ограничивались выдумки автора и его помощницы! Но —  нет.

Владелица аптеки также показала отменное знание прошлого этого дома. По её словам, помещения аптеки "свою историю начинают с 1972-го, когда тут открыли магазин «Лекарственные растения»". Заверяю милостивую «директорку аптеки», что аптекарский магазин существовал в этом доме и в этих помещениях с самого начала послевоенного времени (возможно, и до него — тоже). Другое дело: выбор трав, цветов, листьев, почек, пр. был скуден, поэтому магазин «подторговывал» тем, что входит в обобщающее понятие «предметы санитарии и гигиены» (от уток и суден для лежачих больных до тростей и костылей). Аптеки в обычном смысле этого слова там никогда, наверное, не было, хотя какие-то лекарства, помню, магазин отпускал. Но — только готовые формы галенового производства: настойки, экстракты, вытяжки, смеси из растительного (фитопрепараты) и животного (органопрепараты) сырья.
Все «настоящие» аптеки в центре города (некоторые — и вне центра), где изготавливали лекарства по рецептам врачей, перечислены в «Моей Виннице».

Вы уже привыкли к тому, что я все свои утверждения стараюсь подкрепить документально, чего бы это мне не стоило. В данном случае пришлось обратиться в фонды Казанского литературного архива, где уже несколько лет собирают материалы о моём творчестве, да и прочее обо мне. Для монографий, диссертаций, многотомных и юбилейных изданий… Не удивляйтесь: в наше, полное событиями время казанская (бумажная!) газета «Звезда Поволжья» находит место и публикует (по инициативе её главного редактора Рашита Ахметова, а - не по моей)  в т о р о й  раз за последние несколько лет - из номера в номер, с редкими перерывами - мою книгу воспоминаний о Казани (1963-1979).
[Прав был Иисус, как повествует Евангелие от Матфея: нет пророка в своём отечестве.]

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/03/1880.


Рецензии