Благословение миру

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит в «Чайтанья-чаритамрите»: «Желание Господа низойти на землю было рождено двумя причинами. Он жаждал изведать вкус любви к Богу (как она проявлена в Шримати Радхарани), а так же по всему миру распространить преданное служение Кришне, вызванное спонтанной привязанностью к Нему (рагануга). Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху известен как Верховный наслаждающийся и наиболее милостивое воплощение» (Ади, 4.15-16).
Рассказав о желании Кришны познать вкус любви Радхарани, необходимо хотя бы в общих чертах описать путь бескорыстного и спонтанного преданного служения (рагануга-бхакти), который, как благословение, раскрыл перед нами Шри Чайтанья Махапрабху и которым живут обитатели Враджа.
Искренние последователи Господа Чайтанья вступают на этот путь с воодушевлением и осторожностью и идут к желанной, но трудно достижимой цели - возродить взаимоотношения с Кришной.
Комментируя упомянутый выше стих из «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Прабхупада говорит: «Господь Кришна хотел дать понять всем обусловленным душам, что рага-бхакти (спонтанное преданное служение в трансцендентном восторге) привлекает Его больше, чем вайдхи-бхакти, или преданное служение в рамках правил и предписаний». Хотя рага-бхакти действительно сокровенна, Шрила Прабхупада в своем комментарии ясно говорит о том, что все обусловленные души должны узнать о ее методах и целях. Тем самым они осознают конечную цель жизни. При этом он не уменьшает  значения вайдхи-бхакти, которая подразумевает строгую дисциплину, правила, предписания и трепетное, благоговейное поклонение Господу. Однако конечную цель упускать из виду тоже нельзя.
Цель служения в том, чтобы узнать о своих вечных отношениях с Богом, возродить их, доставив тем самым Ему удовольствие. Это путь сознания Кришны. Бхакти - это «абсолютно полная привязанность к Верховному Господу» (Таттва-сутра, 31). В этой совершенной форме она спонтанно (рага) проявляется в жителях Голоки Вриндавана, и поэтому их называют рагатмика-бхактами. Однако поскольку живые существа бывают освобожденные и обусловленные, бхакти описывается как цель и средство.
Освобожденные души бывают двух видов: 1 - те, кто обладают материальным телом, их цель - служение в экстазе; 2 - и те, кто оставили материальные тела и вернулись к Богу, их цель - преданное служение в любви к Богу. Но  обусловленные души должны принять  бхакти как средство к достижению цели. Бхактивинода Тхакур говорит в этой книге, что как бы ни называлась, бхакти всегда одна. Она — и цель, и средство, но в писаниях объясняется по-разному согласно духовному уровню души. Это делается ради тех, кто еще пребывает в иллюзии и иначе не поймет, что такое бхакти и как ее достичь.
Соответственно, сознание Кришны (бхакти) бывает трех видов: 1 — бхава-бхакти - преданность в экстазе, 2 - према-бхакти - преданность в чистой любви к Богу. 3 - садхана-бхакти - преданность в практической деятельности, которая является средством достижения конечной цели. Садхана-бхакти подразделяется на вайдхи и рагануга. (сноска: «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.1.)
Вайдхи-бхакти предполагает поклонение Господу в полном сознании Его божественного величия и могущества и строгом следовании всем правилам и предписаниям шастр, что освобождает преданного от материальных желаний, извращающих изначальную любовь к Богу. Шрила Прабхупада характеризует: «Бхактим парам означает преданное служение Господу на высоком уровне. Люди, которых привлекает лишь поклонение Господу в храме и которые не знают философии бхакти, находятся на начальной ступени. Этот вид бхакти не является совершенным» (И.в.н., 32).
Раганауга-бхакти, благодаря слушанию и повторению святого имени, позволяет вкусить трансцендентные экстатические чувства. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Таттва-сутре» (34) говорит, что садхана-бхакти имеет внешний и внутрений аспекты: вайдхи - это внешняя защитаная кожа, а рагануга - это сладкий внутренний плод.
Шрила Прабхупада пишет: «Как правило, поклонение Господу начинается с поклонения Лакшми-Нараяне в соответствии с панчаратрика-вайдхи (т.е. следуя регулирующим принципам и храмовому поклонению), тогда как поклонение Радха-Кришне является более сокровенным и происходит в соответствии с бхагавата-вайдхи (это путь «Шримад-Бхагаватам», который рекомендует девять процессов преданного служения, главные из которых слушание и повторение). Пока человек не очистился, следуя панчаратрика-вайдхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-вайдхи. Поклонение в соотстветствии с правилами панчаратрика-вайдхи называется вайдхи-маргом, а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-вайдхи, называется рага-маргом» (Бх., 4.24.45-46).
В лекции 1971 года он объясняет: «Итак, предаставлены обе вайдхи, системы. Одна помогает другой. Это путь... Рага-марга поможет вайдхи-маргу и наоборот. Вместе они помогают друг другу... С одной стороны панчаратрика-вайдхи, с другой - бхагавата-вайдхи... В действительности, рага-марг очень сильный процесс, его достаточно. Но без панчаратрика-вайдхи оскверненное тело, оскверненный ум преданного не будут очищены. Поэтому в проповеди движения сознания Кришны приняты оба процесса».
Хотя вайдхи-марг чаще всего связывают с началом пути, некоторые преданные могут быть вечными вайдхи-бхактами. Их любовь к Господу смешана с осознанием Его божественного величия и могущества и уступает по силе и глубине чувства. Конечная обитель таких преданных —Вайкунтха-дхама, где Господу поклоняются в духе благоговения. Врата Голоки, высшей обители Кришны, не раскрываются перед ними, потому что там царят несвойственные их внутренней наклонности непосредственность отношений, блаженство и любовь.
Преданный рагануга испытывает более сильные и глубокие чувства к Господу и относится к Нему как равному, младшему или даже подчиненному. Благоговейный страх и преклонение перед Господом не свойственны ему. Шрила Вишванатха Тхакур в «Мадхурья-кадамбини» (7) говорит, что рага-бхакти и вайдхи-бхакти пробуждают бхаву, любовь к Богу «двумя разными способами в сердцах разных типов преданых в соответствии с двумя разновидностями духовных желаний».
Любовь к Богу различается по степени сладости, как различаются по густоте соки манго, сахарного тростника и винограда, и проявляется в одной из пяти рас (вечные взаимоотношения с Богом): 1 - шанта-раса, спокойные или нейтральные отношения, лишенные личного общения с Богом; 2 - дасья-раса, отношения слуги и господина на основе привязанности; 3 - сакхья-раса - дружеские; 4 - ватсалья-раса - опекунские или родительские; 5 - матхурья-раса - супружеские. Все взаимотношения имеют одну основу - неизменную любовь к Кришне.
Однако, Шри Чайтанья Махапрабху нисшел для того, чтобы принести с Собой нечто уникальное - в добавление к перечисленным расам Он открыл такое состояние, когда любовь преданного к Радхарани вытесняет его любовь к Кришне. И это называется бхаволлас-рати. Многие великие вайшнавы - Гопал Гуру Госвами (близкий спутник Махапрабху), Дхьянчандра Госвами (ученик Шри Гопала Гуру) и Нароттам дас Тхакур - подчеркивали исключительную важность бхаволлас-рати (которую они еще называли манджари-бхава) и считали, что этой удивительной привязанностью обладает особая группа гопи - манджари.
В духовном царстве Бога у Радхарани есть восемь самых близких спутниц (парама-прештха-сакхи): Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Рангадеви, Судеви, Индулекха и Тунгавидья. Эти восемь гопи, хотя и являются близкими подругами Радхи, очень близки Кришне. Время от времени самоотверженная Радхарани устраивает им встречи с господином Ее сердца.
У каждой из восьми главных гопи есть восемь служанок, которые исполняют все ее желания. Их называют прийа-сакхи, и они тоже встречаются с Кришной наедине. Таким образом, существуют шестьдесят четыре особых гопи. Кроме них есть еще бесконечное множество других гопи, которых называют просто сакхи, и они любят Кришну сильнее, чем Радху, или с одинаковой силой Кришну и Радху.
Однако, есть две совершенно исключительные группы гопи - прана-сакхи и нитья-сакхи. Их любовь к Радхарани превосходит любовь к Кришне (это и есть бхаволлас-рати). Любовь эта столь сильна, что эти девушки жаждут лишь одного - устраивать свидания Радхи и Кришны, и не ждут для себя награды в виде личной встречи с Ним. В этом заключается бескорыстная манджари-бхава. Кришна принадлежит только Радхе! И манджари будет делать все, что в ее силах, только чтобы Радха и Кришна были вместе. Основная обязанность манджари - заботиться о Радхике. Шрила Рагхунатха дас Госвами, наш прайоджана-таттва-ачарья молит: «Если Кришна один снова и снова будет звать меня, я не пойду. Однако если Вришабхану-нандини, Радхарани, будет с Ним, я побегу туда, как ветер, даже если Кришна меня не позовет».
Нет сомнений, что манджари - самые счастливые из всех гопи. Они не ждут награды за свое самоотверженное служение. Шрила Прабхупада пишет в «Учении Господа Чайтаньи» (31):
«Объяснить их (манджари) отношения с Кришной чрезвычайно сложно, ибо у манджари отсутствует желание общаться с Кришной наедине. Наоборот, они всегда готовы помочь Радхарани встретиться с Ним. Привязанность манджари к Кришне и Радхарани так чиста, что они счастливы видеть Их вместе. В этом и состоит их трансцендентное наслаждение - видеть Радху и Кришну вдвоем. Радхарани, подобно лиане, обвивает древо-Кришну, а девушки Враджа, подруги Радхарани, - ее листья и цветы. Когда лиана «обнимает» древо, ее листья и цветы делают это вместе с ней. «Говинда-лиламрита» называет Радху энергией наслаждения Кришны и сравнивает с вьюном, а девушек Враджа - с его листьями и цветами. Когда Радха и Кришна предаются любовным играм, девушки Враджа испытывают от этого даже большее удовольствие, чем Сама Радхарани...»
Чайтанья Махапрабху пришел на эту землю, чтобы даровать людям счастливую возможность обрести манджари-бхаву - сладость бескорыстного служения Шримати Радхарани. Этот вкус, усиленный духовной самоотверженностью, превосходит блаженство самой Шримати Радхарани. Это величайший и самый сокровенный дар Шри Чайтаньи Махапрабху человечеству.
Шримати Радхарани тоже не лишена подобного наслаждения. Известно, что больше всего Она счастлива, устраивая свидания Кришны с главными гопи. В «Учении Господа Чайтаньи» Шрила Прабхупада говорит:
«Хотя подруги Радхарани не требуют к себе внимания Кришны, Радхарани Сама устраивает им уединенные встречи с Ним. Всякими трансцендентными уловками Она старается свести Своих подруг с Кришной и получает от этого больше наслаждения, чем от собственных свиданий с Ним. Такое общение и любовные взаимоотношения не имеют ничего общего с мирским вожделением, хотя на первый взгляд напоминают союз мужчины и женщины. Поэтому такие взаимоотношения, говоря на трансцендентном языке, называют иногда «трансцендентным вожделением». Как объясняется в «Гаутамья-тантре» (Б.р.с. 1.2.285.), «вожделение означает привязанность человека к удовлетворению своих чувств. Однако, Радхарани и Ее подруги не ищут наслаждения для себя. Их единственное желание - доставить удовольствие Шри Кришне».
«Трансцендентное вожделение» испытывают в первую очередь главные гопи, а манджари служат тем, кто охвачен этим духовным «вожделением». Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.290) объясняет, что рагануга-бхакти подразделяется на две категории: камануга («трансцендентное вожделение») и самбандхануга (взаимоотношения, когда преданный занят в одной из пяти рас, но не испытывает «трансцендентного вожделения»). Шри Рупа Госвами считает каманугу, путь гопи, самым высоким духовным достижением, которое скорее доступно тем, кто находится в манджари-бхаве. Поэтому манджари-бхава превосходит все.
Гаудия-вайшнавы отличаются от вайшнавов других сампрадай именно манджари-бхавой, хотя последователи Нимбарки, Баллабхи и Харивангши тоже касаются супружеских отношений. Следование по стопам истинных манджари вполне естественно для последователей Махапрабху, потому что в этом и состоял бесценный дар Господа Чайтаньи. Шесть Госвами Вриндавана были воплощениями главных манджари, Локанатх Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами и многие другие великие ачарьи-вайшнавы тоже были воплощениями манджари и дали всеобъемлющие наставления об этом в своих книгах.
Духовные основы манджари-садханы описаны в «Падма Пуране», работах Рагхунатхи даса Госвами, Рупы Госвами, Дхьянчандры, Нароттамы даса Тхакура и Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Эту тему подробно рассматривает в своих книгах Бхактивинода Тхакур. В «Сиддха-лаласе», которая является частью объемного сочинения Бхактивиноды Тхакура «Гита-мала», он упоминает свою собственную форму манджари в духовном мире, где он известен под именем Камала-манджари.
Господь Чайтанья Махапрабху Сам был поглощен манджари-бхавой, и это описано в четвертой главе Антья-лилы «Чайтанья-чаритамриты». Махапрабху говорит Сварупе Дамодаре:
«Кто привел Меня сюда с холма Говардхан? Я наблюдал игры Господа, но теперь не вижу Его... Заслышав флейту Кришны, Шримати Радхарани и Ее подруги-гопи бежали к Нему. Они были такие нарядные! Когда Кришна и Шримати Радхарани уединились в гроте, гопи позвали Меня с собой собирать для Них цветы». Здесь Махапрабху ведет Себя не как Радха или Кришна, а проявляет экстаз манджари-бхавы.
В пятой главе Антья-лилы Махапрабху снова раскрывает эти чувства, обращаясь к Сварупе Дамодаре: «Услышав звуки флейты, Я пошел во Вриндаван и увидел Кришну, сына Махараджа Нанды, который был на пастбище и играл на Своей флейте. Игрой на флейте Он привел к беседке Шримати Радхарани, а потом и Сам вошел туда, чтобы насладиться Своими играми с Нею. Я вошел в беседку прямо за Кришной, Мой слух был очарован звоном Его украшений. Я видел, как Кришна и гопи, шутя и смеясь, предаются забавам. Их голоса все больше радовали Мой слух...» Это тоже манджари-бхава, потому что Махапрабху ведет Себя как преданный, который наслаждается счастьем Радхи и Кришны. Поэтому Нароттама Тхакур в своей «Рагамале» с уверенностью говорит, что Махапрабху пребывал в настроении манджари.
Итак, причиной нисхождения Шри Чайтаньи является рагануга-бхакти и сопутствующая ей манджари-бхава. Но как обрести доступ в рагануга-бхакти-садхану? Какие ловушки и опасности возникают на этом пути? Где его начало?
Здесь благоразумно будет призвать к осторожности, потому что немногие в наше время готовы с искренностью и духовной прозорливостью идти указанным путем. Великие ачарьи современности - Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада - рекомендовали неторопливое и постепенное продвижение, следуя правилам и предписаниям шастр (вайдхи-бхакти), как наиболее подходящий способ для большинства людей. Движущей силой созданных людьми духовных обществ часто является едва уловимое или невольное пристрастие к обману, поэтому общепринятые символические ритуалы рагануга-бхакти, такие, как обряд посвящения (сиддха-пранали) и проживание близ Радха-кунды (самого священного места), обычно не рекомендуются сведущими представителями изначальной преемственности учителей.
Это объясняется прежде всего тем, что названными элементами рагануга-бхакти зачастую пользуются люди, не готовые к столь возвышенной ступени духовной жизни. Мудрецы говорят, что те, кто преждевременно поселился возле благодатной Радха-кунды, «озера Радхи», испытают ужасы Нарака-кунды, «адского озера».
Чтобы действительно подняться до рагануга-бхакти, необходимо прежде всего приблизиться к истинному духовному учителю и смиренно вопрошать его. Это будет началом. Более того, нужно служить духовному учителю, следуя правилам и предписаниям Вед. Слушая наставления духовного учителя, нужно научиться повторению святого имени Кришны - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Святое имя  пробудит в сердце памятование о Кришне и приведет к совершенству.
Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани» (15) объясняет, что начинающий преданный (вайдхи-бхакта), избегая десяти оскорблений, должен постоянно повторять святое имя Кришны и медитировать на этот трансцендентный звук (шраванам и киртанам). Когда его повторение станет чистым и преисполнится блаженства, он увидит, что святое имя Господа — это Сам Господь. И тогда преданный начинает размышлять и всегда помнить об играх Господа (лила-смаранам). Продолжая совершенствоваться в лила-смаранам, преданный медитирует на сокровенные игры Господа Кришны во Врадже, которые называются ашта-кала-лила - игры Радхи и Кришны в течение суток. Когда эта медитация достигает зрелости, его взаимоотношения с Богом раскрываются в полном величии.
Человек следует указанным путем преданного служения, и в его сердце постепенно пробуждается любовь к Богу. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15-16) говорит, что бхакти начинается с веры (шраддха), за которой следуют общение с преданным (садху-санга), исполнение преданного служения, обеты и духовное посвящение (бхаджана-крийя), избавление от дурных привычек (анартха-нивритти), трансцендентная непоколебимость (ништха), появление вкуса (ручи), любовная привязанность (асакти), состояние, предшествующее любви к Богу (бхава) и, наконец, према, чистая любовь к Богу.
Плодами высших ветвей лианы бхакти являются вкусы, называемые снеха, мана, пранайа, рага, анурага и маха-бхава, каждый из которых превосходит предыдущий по силе и великолепию (сноска: стр. ? о них было немного рассказано во второй части этой статьи). Однако все эти вкусы не проявляются в бренном теле преданного, а только по возвращении его в духовное царство Бога.
На уровне ништха, непоколебимости, начинающий преданный развивает сильное внутреннее желание (лобха) или даже жадность (лаульям) к высшему знанию, что является началом рагануга-бхакти-садханы.
На каком бы этапе человек ни начал испытывать эти ощущения, ему следует обратиться к своему духовному учителю, прося наставлений. Если ученик, повторяя святое имя, действительно очистился от скверны материальных желаний (анартха-нивритти) и развил привязанность к Господу (асакти), гуру раскрывает ему его совершенный облик в духовном мире (сиддха-деху).
В обусловленном состоянии материального мире душа - это очень яркая сверкающая духовная искра размером с атом. В процессе слушания и повторения святого имени под руководством гуру душа вырастает в полностью проявленную духовную форму, отвечающую ее природе.
Шрила Вишваннатха Чакраварти Тхакур объясняет, что в процессе преданного служения «сознание своего «я» у преданного-садхаки преобразуется в сиддха-деху (духовное тело), в котором он полностью осуществляет свое желание служить Господу» (М.К.,7).
Шрила Прабхупада говорит, что «это слово указывает на чистое духовное тело, которое выше чувств, ума и интеллекта. Сиддха-деха - это очистившаяся душа, достойная служить Верховному Господу. Невозможно стать личным спутником Верховного Господа, не находясь в чистом духовном состоянии личностного бытия. Эта духовная личность абсолютно свободна от всякой материальной скверны» (сноска: Уч, 31).
Сиддха-деха отражает разные взаимоотношения, но у гаудия-вайшнавов эта духовная форма чаще всего выражается в манджари-бхаве. По словам Бхактивиноды Тхакура, у гаудия-вайшнавов существует две духовные формы: мужская - в Чайтанья-лиле и женская (манджари и гопи) - в Кришна-лиле.
Духовный учитель в своем вечном духовном облике приводит ученика к гопи, которые в свою очередь вводят его в игры Господа. Шримати Радхарани, дочь царя Вришабхану, - лучшая среди гопи. Служить Кришне под Ее началом - вершина духовной жизни. Не обретя прибежища у гопи, невозможно служить Господу Кришне во Врадже.
«Надо проникнуться настроением служения гопи и постоянно размышлять о развлечениях Шри Шри Радхи и Кришны. Делая это и полностью очистившись от материального осквернения, человек входит в духовный мир и получает возможность служить Шри Шри Радхе и Кришне как одна из гопи. Не следуя по стопам гопи, невозможно достичь служения лотосным стопам Кришны, сына Нанды Махараджа» (Чч., Мад., 8.228-230).
«Бхакти-расамрита-синдху» подтверждает: «Желая стать преданым Кришны, человек должен продолжать служение как в материальном теле, так и в духовном, следуя по стопам жителей Враджа» (1.2.295).
Медитируя на Вриндавана-лилу, преданный представляет себя девушкой-служанкой Радхарани, манджари. Ей двенадцать-тринадцать лет, она одета в определенного цвета сари, находится в определенном месте, имеет особый род занятий и получает наставления от старшей служанки, уже пребывающей в духовном мире. Эта опытная гопи обучает свою новую помощницу тонкостям служения Радхе и Кришне. Ученица должна держать в памяти карту трансцендентного Вриндавана: где находится дом Радхи и Ее излюбленные места, дом Кришны и места Его игр, Радха-кунда (лесное озеро, где встречаются Радха и Кришна) и беседки вокруг. Эти карты хранятся у вайшнавов-гуру, обучающих такому виденью. Усвоив эту науку, ученик изучает вечные деяния Радхи и Кришны. Их многообразная деятельность на протяжении суток разделена на восемь периодов (ашта-кала-лила), длящихся по три часа. В каждом из них Радха и Кришна заняты особым видом развлечений, что ученик видит своим духовным взором. Обладая духовным телом и служа Божественной Чете, он становится участником этих игр в трансцендентной обители Господа.
Театральные постановки прекрасно приближают мир Враджа-лилы, поэтому Господь Чайтанья, где бы ни находился - в Навадвипе или Джаганнатха Пури - не раз разыгрывал подобные представления. Перед зрителем-бхактой разворачивается яркая картина несравненного царства Враджа, что позволяет ему составить эстетическое представление об этом царстве и еще сильней стремиться туда. (См. подробнее гл. 1, с.47-49)
 
 
Для незрелых преданных, безусловно, существует опасность. В Индии царит засилье пракрита-сахаджиев, людей, которые принимают эти наставления слишком поверхностно и устраивают пошлые шоу. Это просто обман, в результате которого человек лишается блага истинной духовной жизни. Он обманывает себя. Самым безопасным путем является садхана-бхакти (или вайдхи-бхакти), постепенное продвижение вперед с благословения гуру. Но и садхана-бхакти нужно следовать строго конфиденциально, потому что в своей основе она эзотерична и глубоко сокровенна.
На самом деле, этот процесс, вопреки распространенному мнению, является внутренней медитацией. Рагануга-бхакти не требует, к примеру, одевать одежды гопи или демонстрировать внешние признаки экстаза, хотя именно это и отличает пракрита-сахаджиев. Истинный рагануга-бхакта должен строго придерживаться установленных правил, ведя себя как идеальный вайдхи-бхакта, как это показали шесть Госвами Вриндавана.
«Чайтанья-чаритамрита» говорит: «Рагануга-бхакти следуют внешне и внутренне. Достигший самоосознания возвышенный преданный внешне ведет себя как неофит, следуя всем правилам и предписаниям шастр, в особенности, продолжая слушать и повторять (святое имя). Однако в уме, в своем изначальном, чистом, духовном сознании он совершает определенное служение Кришне во Вриндаване. Он служит Кришне двадцать четыре часа в сутки, днем и ночью» (Мад., 22.156-157).
Внутренние медитации могут быть различными, и чтобы действительно медитировать на свою сиддха-деху (духовное тело), особенно когда преданный пребывает в мадхурья-рати, нужно осознать одиннадцать качеств своего духовного бытия: имя, вид взаимоотношений, возраст, цвет тела, группа, одежда, ранг, обитель, служение, высшее желание и надежда, которыми руководствуется личность, исполняя свое служение. Однако все это не имеет отношения к внешнему телесному облику преданного, а только к его подлинному духовному бытию в царстве Бога.
Отдельные черты этого бытия открывает гуру. Бхактивинода Тхакур говорит: «Видя, что человек готов к служению в супружеской расе, гуру раскрывает его вечную духовную роль как одной из манджари среди служанок Шримати Радхарани под началом Шри Лалита-деви. Гуру обучает, как осознать одиннадцать качеств гопи и как медитировать на ашта-кала-лилу. Ученику раскрывается его духовный облик манджари, а так же имена ее родителей, место рождения, муж и т.д.» («Харинама-чинтамани, 15).
Это вечное духовное бытие раскрывается все больше и больше в процессе внутренней медитации, что предполагает владение медитативной техникой лила-смаранам. Именно смаранам, памятование, лежит в основе рагхануга-бхакти-садханы. Шрила Прабхупада в книге «Источник вечного наслаждения» (45) описывает лила-смаранам:
«Как только Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру, жители Вриндавана — мать Яшода, Нанада Махараджа, Шримати Радхарани, гопи и пастушки — каждое мгновенье думали о Кришне: «Кришна играл на флейте, шутил и обнимал нас». Это памятование называется лила-смаранам, способ общения с Кришной, рекомендованный великими преданными. Господь Чайтанья, живя в Пури, тоже наслаждался общением с Кришной в форме лила-смаранам. На высшей ступени преданного служения и экстаза преданные никогда не расстаются с Кришной, памятуя о Его развлечениях. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур одарил нас трансцендентным произведением - «Кришна-бхаванамрита», которая изобилует описаниями игр Шри Кришны. Читая такие книги, преданные целиком поглощены мыслями о Кришне. Любая книга, описывающая Кришна-лилу, также как эта или «Учение Господа Чайтаньи», служит утешением для преданных, страдающих в разлуке с Кришной».
«Кришна-бхаванамрита» среди других упомянутых Шрилой Прабхупадой книг поднимает нас над обыкновенным памятованием об играх Кришны и описывает лила-смаранам более подробно, говоря о памятовании ашта-кала-лилы.
Шрила Прабхупада непосредственно касается этого явления в десятом тексте «Упадешамриты», хотя самого термина там нет:
«Однако выше всех преданных стоят гопи, которые не имеют никаких других желаний кроме желания доставить удовольствие Кришне, и при этом ничего не ожидают взамен. Кришна иногда покидает гопи, что причиняет им невыносимые страдания. Но они тем не менее не могут забыть Его... Это значит, что в каком-то смысле они никогда не расставались с Кришной. Помнить о Кришне - все равно что общаться с Ним. Более того, випраламбха-сева - размышления о Кришне в разлуке с Ним, как это делал Шри Чайтанья Махапрабху - гораздо лучше, чем непосредственное служение Кришне».
 Шрила Прабхупада редко прямо говорит об этом, но подобные упоминания рассыпаны по всем его книгам. Это означает, что тема ашта-кала-лилы является особенно эзотерической частью традиции Гаудия-вайшнавов и предназначена для продвинутых учеников.
Как уже говорилось, чтобы практиковать лила-смаранам с полным ощущением времени, необходимо знать собственную сиддха-деху, изначальный духовный облик. Сутки на Голоке Вриндаване разделены на восемь частей - ашта-кала, и, принимая во внимание детали, описанные в шастрах и поведанные предыдущими ачарьями, человек входит в особый вид медитации с учетом этого деления. Подобная медитация абсолютна и требует высочайшего уровня концентрации, который достижим только для совершенных преданных.
Существует три практических руководства по этому вопросу: «Кришна-бхаванамрита» Вишванатха Чакраварти Тхакура, «Кришнахника-каумуди» Кави Карнапура, и самая важная - «Говинда-лиламрита» Кришнадаса Кавираджа Госвами.
В «Говинда-лиламрите» Кришнадас Кавирадж говорит, что ашта-кала-лила вдохновляет преданных на размышления об играх Радхи и Кришны, которые Они совершают в течение дня.
Кришнадас Кавирадж описывает эти игры так:
1. Нишанта-лила: Игры в конце ночи.
«В предрассветный час Вринда, боясь приближающегося утра, призывает попугая и других птиц пробудить Шри Шри Радху и Кришну ото сна. Хотя птицы поют очень сладостно, Радхе и Кришне неприятно слышать их песни. С расстояния сакхи наблюдают, как Чета пробуждается. Радха и Кришна выглядят очаровательными, нежно прощаясь друг с другом. Встревоженные голосом обезьяны Каккхати, Они хотят продолжить общение и с любовью смотрят друг на друга. Наконец, Радха и Кришна неохотно расстаются, чтобы вернуться каждый к себе домой и тихонько лечь в постель.
Я поклоняюсь Радхе и Кришне, вспоминая эту игру. Помни эту игру и повторяй имена Кришны, и ты обретешь сокровище Кришна-премы и Кришна-дхамы».
2. Пратаха-лила: Утренние игры.
«Я принимаю прибежище у Шримати Радхарани. Как только Радхарани ранним утром закончит омовение и нарядно оденется, Ее зовет мать Яшода. Радха вместе со Своими подружками отправляется в дом матери Яшоды и готовит множество разных изысканных блюд, которые потом предлагают Кришне. В эти часы Радха случайно встречается с Кришной.
Я также принимаю прибежище у Шри Кришны. Поднявшись поутру с постели, Кришна прежде всего бежит в коровник подоить коров. Исполнив Свои дневные обязанности, Кришна возвращается домой, совершает омовение и затем завтракает вместе с друзьями-пастушками.
С любовью вспоминая утром эту игру, повторяй святое имя в обществе преданных. И тогда в скором времени в сердце пробудится бхава (трансцендентные чувства)».
3. Пурвахна-лила: Игры до полудня.
«Я вспоминаю Шри Кришну, который до полудня отправляется в лес, окруженный мальчиками-пастушками и коровами. Нанда Махарадж, Яшода и другие враджаваси провожают их. Желая встретиться с Радхарани, Кришна покидает мальчиков-пастушков и коров и спешит на берег Радха-кунды.
Я также вспоминаю Шримати Радхарани, которая возвращается из Нанда-грама домой, получив мимолетный знак Кришны о скорой встрече. Ее свекровь Джатила велит Ей поклоняться богу солнца. Радхарани бросает взгляды на дорогу, по которой должны вернуться Ее сакхи с долгожданным сообщением о том, где находится Кришна».
4. Мадхйахна-лила: Полуденные игры.
«Я вспоминаю Радху и Кришну, которые в полдень наслаждаются обществом друг друга. Оба украшены различными проявлениями экстаза, такими как ашта-саттвика и вйабхичари. В глазах обоих сопротивление и жадность, когда Они чувствуют непостоянство друг друга. Радху и Кришну развлекают шутки Лалиты и других окружающих сакхи, и у Них появляется желание предаться забавам - качаться на качелях, перекликаться в лесу, играть в воде, прятать флейту Кришны, пить мед и поклоняться богу Солнца.
Я медитирую на Радху и Кришну, которые принимают служение Своих спутников».
5. Апарахна-лила: Дневные игры.
«Я вспоминаю Шримати Радхарани, которая днем возвращается домой и готовит много сладостей, таких как амритакели и карпуракели для Своего возлюбленного Шри Кришны. Совершив омовение и облачившись в прекрасные одежды и украшения, Она преисполнена экстаза, видя лотосоокое лицо Своего возлюбленного Шри Кришны, когда Он возвращается из леса со стадом коров.
Я также вспоминаю Шри Кришну, который днем возвращается в Нанда-грам вместе со Своими коровами и мальчиками-пастушками. Идя по дороге, Он с удовольствием смотрит на Шримати Радхарани. После того как Кришна повидается с Нандой и другими старшими пастухами, мама Яшода купает Его и одевает.
О ум! В экстазе помни эти игры».
6. Шайам-лила: Игры в сумерках.
«Вечером Шри Радха посылает Своих девочек-подружек отнести Ее возлюбленному Кришне множество восхитительных сладостей. Когда подружки возвращаются с маха-прасадом (остатки пищи) Кришны, Радха счастлива вкусить их.
Враджендра Кришна совершает омовение дома и красиво одевается. Мама Яшода с любовью заботится о Нем. Затем Кришна идет в коровник и, подоив коров, возвращается домой пообедать в самом счастливом настроении. С великой любовью я вспоминаю эти игры».
7. Прадоса-лила: Вечерние игры.
«Я вспоминаю Шри Радху поздним вечером. Чтобы доставить удовольствие Кришне, Она облачается в темные одежды на новую луну (темные две недели) и в белые одежды на полную луну (светлые две недели). По совету Вринды Она укрывается в уединенной беседке на берегах Ямуны в окружении Своих сакхи-посланниц.
Я также вспоминаю Кришну, который сидит в обществе мальчиков-пастушков и наблюдает, как они соревнуются в ловкости и силе. Любящая мать Яшода приводит Его домой и пытается уложить спать. Вспоминая Радхарани, Он довольно скоро выскальзывает из постели и убегает в лесную беседку.
Я вспоминаю Радху и Кришну, занятых этими играми».
8. Накта-лила: Полуночные игры.
«Я вспоминаю Радху и Кришну, взволнованных от предстоящей ночной встречи. Наконец, Они встречаются, и Вриндадеви служит Им, когда Они перекликаются в лесу. Радха и Кришна в окружении сакхи выглядят чарующе прекрасными, когда поют и танцуют в раса-играх. Устав от развлечений, Они принимают служение любящих друзей (манджари). Когда ночь подходит к концу, Они ложатся на ложе из цветов и засыпают. Сакхи погружаются в океан экстаза, наблюдая эти игры.
О ум, помни и поклоняйся Господу с желанием войти в эту игру сна Радхи и Кришны!»
Повторение святого имени Кришны приводит человека на высочайший уровень духовного совершенства, когда он практикует гопи-бхаву и наслаждается играми ашта-кала, живя во Вриндаване, проявленном в материальном мире. Оставив материальное тело, он становится слугой Радхи и Кришны во Врадже духовного мира.
Однако даже на этом высочайшем духовном уровне в жизни преданного имеет большое значение арчана, поклонение божеству Господа в духе почтения и благоговения. Поэтому сведущие преданные заметят связь между ашта-кала-лилой и церемонией арати, поклонением божеству. Арати позволяет преданному, практикующему вайдхи-бхакти-садхану, предвкушать желанную цель: спонтанное преданное служение и любовь, раганугу. Восемь периодов, на которые делится день божества в храме можно сопоставить с ашта-кала-лила-медидтацией, чтобы глубже осознать каждую церемонию арати.
1. Мангал арати - божества Шри Шри Радха-Кришны пробуждаются ото сна около четырех часов утра, и преданные предлагают божествам различные предметы для Их удовольствия: благовония, огонь, воду и т.д.
2. Шрингар арати - Шри Кришну и Шримати Радхарани тщательно нарядно и одевают, готовя к предстоящему дню. Им предлагают также легкий завтрак.
3. Радж бхога арати - в полдень божествам предлагают обильный прасад, а затем готовят к непродолжительному сну.
4. Уттхапан арати - божества пробуждаются ото сна, чтобы продолжить дневную деятельность.
5. Сандхья арати - это сумерки, когда Радха и Кришна возвращаются домой, Кришна - закончив пасти коров, а Радхарани - от Своих дневных забот.
6. Вйалу бхога арати - в это время божества принимают вечерний прасад.
7. Стхайан арати - это последняя церемония проводится в 9 вечера. В этот час преданные в последний раз видят божества, прежде чем закроется алтарь. Затем божества готовят ко сну и укладывают в постели.
8. Раса-лила - после того, как божества заснули, Их нельзя беспокоить, потому что в это время Они убегают, чтобы насладиться танцем раса и возвратиться лишь рано поутру перед церемонией мангала-арати.
Хотя в деталях могут быть некоторые вариации (арати называют по-разному и т.д.), по сути своей это распорядок дня, которого придерживался Господь и Его спутники, живя во Вриндаване.
Эта загадка Гаудия-сампрадайи будет разгадана лишь на высоком духовном уровне благодаря стойкому следованию процессу сознания Кришны. Сокровенное желание (мано бхиштам) Шри Чайтаньи Махапрабху в том и состоит, чтобы все обусловленные и даже освобожденные души получили благо от чистого сознания Кришны.
В своей книге «Бхаджана-рахасья» Бхактивинода Тхакур ясно показывает это, раскрывая смысл каждого из восьми стихов «Шикшаштаки», единственного произведения Господа Чайтаньи. Он описывает различные ступени бхакти (от шраддхи и до премы) на основе «Шикшаштаки» и опирается в своих комментариях на «Шримад-Бхагаватам», другие писания и работы Госвами. Важно отметить, что объяснение каждой из ступеней завершается последовательной медитацией на одну из игр ашта-кала.
В действительности здесь рассматривался очень сокровенный аспект Абсолютной Истины - манджари-бхава (по отношению к рагануга-бхакти-садхане) - который можно постичь лишь благодаря стойкой и искренней вере. Это сделано лишь для того, чтобы привлечь читателей к более пристальному изучению сути гаудия-вайшнавизма - сознания Кришны.
Сатьяраджа Прабху завершает свою книгу «Шесть Госвами» таким ярким выводом: «Со всей определенностью можно сказать, что жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху представляют собой необычайное проявление Абсолютной Истины, полное красок, энергии и эстетизма, в сравнении с которым «Западный Бог» зачастую предстает бесцветной, угрюмой личностью, - если личностью вообще! - что побуждает современных философов утверждать: «Бог мертв!».
Фридрих Ницше, знаменитый немецкий философ, первый набравшийся смелости сделать подобное заявление, заговорил бы по-другому, узнав о Шри Чайтанье Махапрабху. Но ницшеанская концепция Бога, как и воззрения многих других западных философов, выдерживала осаду немецкой мифологии и нигилистической теологии. Библейский Бог для них - мстителен и статичен. Неслучайно Ницше как-то в шутку воскликнул: «Я поверю лишь в такого Бога, который умеет танцевать!» Увы, он не знал о Махапрабху, святом танцоре с золотистой кожей, в вечном танце которого раскрывались высочайшие аспекты божественной любви, достигшие кульминации в рагануга-бхакти-садхане и блаженстве верных манджари. А значит это Бог, которого ищет каждый» .
 Рагануга-бхакти и ИСККОН
Международное Общество Сознания Кришны, основанное А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, в «век самолетов» проповедует миссию Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Сутью этой проповеди является рага-марга (преданное служение на основе спонтанной привязанности к Кришне).
Однако в ИСККОНе избегают говорить на эти темы. Прежде всего здесь практикуется и проповедуется вайдхи-бхакти. Как сочетается это с миссией Шри Чайтаньи Махапрабху? 
Практикуя панчаратрика-вайдхи (храмовое поклонение), ИСККОН преследует иные цели, чем достижение материальных благословений или пяти видов освобождения, которые обычно приносит такое поклонение. В ИСККОНе следуют пути чистого преданного служения, который указан «Шримад-Бхагаватам» и шестью Госвами. Шрила Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» говорит, что мадхьяма-адхикари (преданные второго класса, которые общаются с вайшнавами, избегают демонов и проповедуют невинным) принимают вайдхи-бхакти с желанием достичь чистого бхакти, где деятельность (карма) состоит из исполнения предписанных обязанностей в поклонении божеству, а знание (гьяна) - в изучении писаний.  И то и другое преследуют цель обрести чистый вкус к слушанию и повторению о Кришне, что является рага-бхакти. Такой же метод вайдхи-бхакти рекомендуется Господом Капилой в «Бхагаватам» (3.29.15-19):
«Преданный должен исполнять свои священные обязанности, предписанные шастрами, не рассчитывая на вознаграждение. Он должен постоянно заниматься преданным служением Господу, стараясь избегать ненужного насилия. Преданный должен регулярно посещать храм, созерцать Мои изваяния, касаться Моих лотосных стоп, предлагать Мне атрибуты поклонения и возносить молитвы. Он должен смотреть на мир с отрешенностью, порожденной гуной благости, и видеть единую духовную природу всех живых существ. Занимаясь преданным служением, чистый преданный должен с великим почтением относиться к духовнолму учителю и ачарьям. Он должен проявляить сострадание к нищим и поддерживать дружеские отношения с людьми, находящимися с ним на одном уровне. Но все, что он делает, он должен делать в соответствии с правилами священных писаний и при этом держать под контролем чувства. Преданный должен стараться слушать разговоры только на духовные темы и все время повтолрять святое имя Господа. В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым и дежаться просто. Хотя преданных ни к кому не питает вражды и ко врем относится дружелюбно, ему не следует избегать  общества тех, кто находится на низком уровне духовного развития. Тот, кто развил в себе все эти трансцендентные качества и таким образом очистил свое сознание, услышав  Мое имя и речи, прославляющие Мои трансцендентные деяния, ощущает их првлекательность».
На основе этих стихов «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами рассматривает вайдхи-бхакти как аспект рагануга-бхакти. Но при этом нельзя сказать, что  метод преданного служения, принятый в ИСККОНе - только рагануга-бхакти. В «Бхакти-сандарбхе» Джива Госвами объясняет: «Преданный, заинтересованный в практике рагануга-бхакти, но еще не развивший вкуса к слушанию и повторению, должен соединять принципы вайдхи-бхакти с практикой рагануга-бхакти». В целом, согласно Дживе Госвами, есть два вида рагануга-бхакт: те, кто обладают вкусом (джата-ручи) и те, кто еще не обладают (аджата-ручи). На этом основании всех преданных ИСККОНа можно назвать рагануга-бхактами. «Чайтанья-чаритамрита» (Мад., 22.156-157) также подтверждает, что  «последователи Господа Чайтаньи принимают вайдхи-бхакти-садхану как внешний аспект рагануга-садханы, а не как нечто отдельное от практики рагануги».
Шрила Прабхупада дал ИСККОНу формулу «Проповедь - это сущность», которая разъясняет это. Проповедь - это деятельность бхагавата-вайдхи, рага-марга. Обучая проповеди, Шрила Прабхупада много раз говорил, что падшие души этого века не привлекутся служением Кришне лишь правилами и предписаниями. Прежде они должны почувствовать вкус. Этот вкус становится доступен только благодаря бхагавата-вайдхи, которая, согласно «Таттва-сутре», предполагает три момента: 1 - непосредственное общение с Бхагаваном через слушание и повторение святого имени; 2 - общение с бхагаватой (чистым преданным); 3 - слушание философии «Шримад-Бхагаватам».
Шрила Прабхупада собрал своих первых последователей в Нью-Йорке в 1965-1966 годах благодаря рага (спонтанной привязанности), вызванной слушанием и повторением бхагавата-вайдхи. Это осталось сутью проповеднического успеха ИСККОН до сих пор. Поэтому те, кто идут по стопам Шрилы Прахупады, являются одновременно прабхупаданугами и рагануга-бхактами.
Развеивая сомнения своих начинающих учеников, Шрила Прабхупада в письме от 17.02.68 объясняет: «Я могу сказать, что эта практическая преданность является сокровенным пониманием шастр. Мой Гуру Махараджа говорил, что человек, который читает все книги, но не занимается преданным служением, просто облизывает банку с медом снаружи». Поэтому все эти духовные термины (анартха-нивритти, ручи и т.д.) нужно  понимать именно в практическом смысле».
На лекции в день инициации в 1968 году Шрила Прабхупада объяснял: «Следуя регулирующим принципам, человек освобождается от всех греховных поступков. Он больше не ищет удовольствия в незаконном сексе, невегетарианской диете, интоксикациях и азартных играх. Это называется анартха-нивритти. До тех пор, пока человек не избавится от этих четырех видов анартх, или греховной деятельности, он не может утвердиться. Освободившись от этих четырех видов греховной деятельности, он становится непоколебимым. Нитштха, непоколебимость, и затем ручи. Ручи означает, что вкус увеличивается. Затем асакти, привязанность».
В лекции по «Шримад-Бхагаватам» в 1973 году Шрила Прабхупада объясняет признаки ручи и асакти в духе практики ИСККОН: «Ручи означает вкус. Почему вы каждый день слушаете о Кришне, одно и то же? Мы не говорим ничего нового. «Кришна - Верховная Личность Бога, и вы должны предаться Ему». Это наше ежедневное занятие. Но почему вы приходите послушать одни и те же избитые слова? Потому что это очень приятно. Это называется ручи, вкус. «Да, я хочу слушать об этом снова и снова. Да, Кришна - Верховный Господь, а я Его вечный слуга». Вы  обрели вкус. До тех пор, пока человек не обрел вкус, он будет думать: «Что за избитые слова? Харе Кришна Харе Кришна двадцать четыре часа в сутки. Вы повторяете, потому что имеете вкус. Другие не могут этого делать. Это называется ручи. И ручи означает асакти, привязанность: «Я должен идти. Я должен повторять. Я должен делать». Тато ништха, тато ручи, тато сактис».
Развитие вкуса к слушанию о нитья-лиле Радха-Кришны достигается в процессе преданного служения лотосным стопам Господа Чайтаньи, что предполагает непосредственное участие в Его миссии санкиртаны. Вкус к слушанию о нитья-лиле Радхи-Кришны не требует  отдельных попыток. Шрила Прабодхананда Сарасвати в «Чайтанья-Чандрамритам» говорит: «С накоплением благоприятной деятельности развивается преданность лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. С усилением этой привязанности сердце преданного неожиданно тонет в нектаре, который исходит из лотосных стоп Шримати Радхарани».
Шрила Нароттама Тхакур подтверждает в песне «Гаурангер дути пада»: «Человек, который полностью отдался движению Господа Гауранги, получает адхикару (квалификацию) войти в нитья-лилу Радха-Кришны. Видя в спутниках Господа Гауранги преданных нитья-сиддха, человек немедленно возвышается в траснцендентную обитель Господа Кришны. Тот, кто глубоко погрузился в океан движения Господа Гауранги, становится близким спутником Шри Шри Радха-Мадхавы».
Бхактивинода Тхакур в «Навадвипа-дхама-махатмье» (18) описывает метод, благодаря которому преданный достигает рага (любовной привязанности) в настроении любви (мадхурья) к Шри Шри Радха-Кришне: «Какими бы качествами ни обладал человек, сначала он должен поклоняться Гауранге в дасья-расе (отношения слуги). Постепенно дасья-поклонение Гауранге достигает совершенства. В настроении дасья преданные называют Шри Чайтанью «Махапрабху». Если преданный далее развивает свою любовь до настроения Вриндавана, то форма Гауры в его поклонении становится Шри Радха-Кришной. Радха и Кришна, став едиными, нисшли в  облике Гауранги, в этой форме во всей полноте проявлены игры Божественной Четы. Таким образом, как только в сердце живого существа отношения дасья достигают зрелости, Вриндавана-лила раскрывается в нем сама собой. И преданный входит в вечные игры Радха-Кришны во Вриндаване».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати и Шрила Прабхупада утверждали, что духовную сущность ученика раскрывает духовный учитель, который сам находится на чистом духовном уровне. При этом  ученик должен быть достаточно зрелым в духовном отношении, чтобы осознать свою вечную сущность. Шрила Прабхупада говорил, что это осознание открывается в сердце само собой, подобно тому как к сыну миллионера, законному наследнику состояния отца, со временем переходят все права на наследство. Когда один из учеников Шрилы Прабхупады попросил его раскрыть его сиддха сварупу (духовную сущность), Шрила Прабхупада ответил: «Тебе незачем беспокоиться о своей сварупе. Когда ты будешь готов, я сам приду к тебе и открою эту тайну».
Согласно «Бхагавад-гите», сознание человека в момент смерти определяет следующее тело. Оскверненное материальное сознание переносит его в материальное тело. Если же человек осознал себя как истинную духовную личность и думает о любовном служении Верховному Господу, это сознание переносит его в духовное царство, даруя общение с Кришной.
Чтобы развить спонтанную любовь к Кришне в настроении гопи Враджа, сначала нужно стать смиренным слугой Господа Чайтаньи в Его миссии санкиртаны. Даже величайшие из вайшнавов - Нитьянанда Прабху (воплощение Господа Баларамы) и Харидас Тхакур (воплощение Брахмы) - смиренно шли от двери к двери, раздавая падшим душам святое имя. Исполняя волю Господа Чайтаньи в настроении слуги, проповедник проникается кришна-премой. Именно поэтому Шрила Рупа Госвами прославляет Шри Чайтанью Махапрабху как самое милостивое воплощение Кришны.
Шрила Прабхупада оставил ИСККОНу миссию проповеди от двери к двери. Исполняя эту миссию, преданные избегают говорить о сокровенных играх Кришны и гопи. Но, удовлетворяя Господа Чайтанью своим смиренным и искреним служением, они беспрепятственно развивают рагануга-бхакти.
Гирлянда из святого имени и премы. Ключ к пониманию единства внешней и внутренней причин прихода Шри Чайтаньи Махапрабху — в повторении святого имени Кришны. Оно является центром внутренней и внешней миссии. Наслаждаясь према-расой в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая в Джаганнатха Пури, Господь повторял святое имя. Когда Он совершал санкиртану в Навадвипе или Южной Индии, Он тоже повторял святое имя. Святое имя - это Сам Кришна, Шрила Прабхупада сказал: «Нет разницы внутри Кришны и вовне». Он дал пример железа и огня, показывая, что и «внешняя», и «внутренняя» практика повторения Харе Кришна приводит к одному результату. Когда железо (живое существо) помещено в огонь (процесс преданного служения, который начинается со слушания и повторения), нагревание железа происходит снаружи. Но в конце концов и внутри, и снаружи железо становится подобным огню. Красно-горячее состояние железа можно стравнить с полным сознанием Кришны живого существа. Поскольку повторение и слушание выливается в памятование о Кришне (то есть сознание Кришны), то результат один, неважно, повторение «внутренее» или «внешнее». Шрила Прабхупада говорил: «Если вы постоянно помните о Верховном Господе, вы автоматически очищаетесь, внутренне и внешне. Поскольку Господь абсолютен, мы повторяем имя Господа. Имя тоже Господь. Нет разницы между Его именем и Им Самим».
Шрила Ишвара Пури сказал Господу Чайтанье в Гае: «Природа Харе Кришна маха-мантры такова, что, повторяя ее, всякий немедленно ощущает трансцендентный экстаз любви к Кришне».
«Господь и Его преданные низошли, чтобы насладиться нектаром премы и совместным воспеванием святого имени. Таким образом, Он распространял киртану даже среди неприкасаемых. Он сплел гирлянду из святого имени и премы и одел ее на материальный мир» (Чч, Ади, 4.39-40).
Гоур-Говинда Свами объясняет: «Эта према является скрытым сокровищем Голоки Вриндавана, которое никогда прежде не раздавалось. Но Гаура раздал его всем в материальном мире, даже самым падшим, через воспевание Его имени, Кришна-наму:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Это не обычное имя, а према-нама, имя, которое дарует прему. Махапрабху Сам наслаждался его вкусом и раздавал другим. Но как Он сплел гирлянду из намы и премы?
Нама - это средство (садхана), а према - это цель (садхья). Цель и средство. Как они сплетаются в гирлянду? Намера рхале кришна-паде према упаджайя: «Повторяя святое имя чисто, ты разовьешь кришна-прему». Повторение святого имени - это средство, а кришна-према - это цель.
Према, которую дал Гауранга, необычна. Это абсолютно чистая према самого высокого уровня. Если кому-то повезет и он обретет эту прему, он отвергнет мукти, сплевывая при одной мысли о нем.  Среди различных типов кришна-премы, любовь жителей Вриндавана - самая возвышенная. Эта враджа-према бывает четырех видов - дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Из этих четырех гопи-према превосходит все остальные. Гопи-према тоже бывает разной, но радха-према - наивысшая среди всех. Эта према - скрытое сокровище, ниджа-гупта-виттам. Если кому-то повезет, и он обретет радха-прему, он достигнет исполнения всех своих желаний, высшего совершенства в жизни.
Нама - это святое имя, Шриман Нама, а нами - это Сам Кришна, обладатель имени. Нет разницы между нама и нами. «Среди путей исполнения преданного служения девять являются наилучшими, потому что обладают огромным могуществом даровать Кришну и экстатическую любовь к Нему. Среди  девяти процессов преданного служения самым важным является постоянное повторение святого имени Господа. Если человек делает это, избегая десяти оскорблений, он с легкостью обретет высочайшую ценность - любовь к Богу» (Чч. Антья, 4.70-71).
Кришна неотличим от Своего имени. И поскольку Он без начала (анади), транцендентный (чинмайа) и исполняющий все желания (чинтамани), Его святое имя дает все, чего мы желаем: «Хорошо, возьми это! Возьми это! Нитай! Нитай! - возьми это!» Не означает «возьми». Имя Нитай означает «возьми это!»
Единственное достояние вайшнава - это святое имя и ничего больше. Вайшнав просит нама-чинтамани: «Пожалуйста, даруй мне Кришна-прему!» А материалисты просят: «Дай мне набожность, богатства, наслаждение и освобождение». И имя дает: «Нетай, нетай - Хорошо, возьми это!» Но единственное, о чем просит вайшнав - это даровать Кришна-прему.
Поскольку имя чисто, оно тождественно Кришне. Облик Кришны, качества и лилы проявлены в нем. Чисто повторяя святое имя, можно увидеть всепривлекающего Кришну. Не только Его облик, но все транцендентные лилы откроются взору, потому что в святом имени находятся все лилы Кришны. Имя - высшая истина, парама-таттва, Кришна-таттва. И Кришна хочет, чтобы мы повторяли святое имя.  «О глупый ум, мошенник-ум, безумный ум, повторяй - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Воспевание святого имени избавляет от глупости. «Мой ум глуп и завистлив. Он очистится воспеванием святого имени под руководством чистого вайшнава - нет иного пути».
При безоскорбительном повторении святого имени немедленно исчезают все анартхи в сердце и наступают стадии ништха, ручи, асакти и бхава, что является целью преданного служения. Благодаря повторению Харе Кришна, чистого имени, можно шаг за шагом достичь высшей ступени, Кришна-премы. Далее, когда према становится все более и более насыщенной, она перерастает в снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Суть према-бхакти - нарастающий вкус супружеской любви.
Эту любовь Гауранга дал людям века Кали - высшую прему, Радха-прему, любовь Шримати Радхарани к Кришне. Господь Гауранга нисшел проповедовать према-наму, не обычную наму (Чч. Ади, 4.5). Он наслаждался вкусом према-нама-санкиртаны и, распространяя киртану даже среди неприкасаемых, сплел малу (гирлянду) из святого имени и премы, которую одел на материальный мир. Према Пурушоттама Гауранга - отец према-нама-санкиртаны, не обычной санкиртаны, которая состоит только из садхана-бхакти. Према-нама-санкиртана означает, что это санкиртана, которая наполнена премой. Это санкиртана Мааданакхья Махабхава-майи Шримати Радхарани, ее совершает Шримати Радхарани, она является сутью према-бхакти. Поэтому према-нама-санкиртана - скрытое сокровище Голоки Вриндавана.
Нет разницы между намой и нами. Шримати Радхарани чувствует острую боль разлуки с нами, Кришной. Поэтому према-нама-санкиртана наполнена чистой любовью Радхарани и является конечной целью жизни. Во время према-нама-санкиртаны Кришна проявляет самую возвышенную Свою форму - Шримана Намы, которая полна сладости супружеской любви. Редкие удачливые души знают об этом и совершают према-нама-санкиртану. Повторяя према-наму, они предлагают гирлянду према-бхакти лотосным стопам Шримана Намы.
Вслед за Шримати Радхарани такую према-нама-санкиртану совершают девушки Враджа, чувствуя острую боль разлуки с нами, Кришной.
Гаура тоже является нами, Самим Кришной, который неотличим от намы. Благодаря према-нама-санкиртане Он наслаждается према-расой, супружеской любвью. Потом Он сплетает гирлянду из святого имени и премы и предлагает ее каждому. Ежедневно повторяя на четках святое имя, мы должны чувствовать боль разлуки с Кришной, и тогда постепенно это повторение станет безоскорбительным и чистым. Это сокровище Голоки, недоступное материальному миру, но Махапрабху пришел дать его всем».
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати в статье «Нам бхаджан» называет два типа преданных, которые жадно стремятся обрести любовь к Богу по милости святого имени Кришны — это бхаджананади и гоштхьянанди. Разница между ними лишь в методе поклонения святым именем.
Метод поклонения бхаджанананди называется нирджана-бхаджан, и идеальным примером такого поклонения стал Харидас Тхакур, который ежедневно повторял 3 лакха (192 круга) святых имен. По возможности они избегают внешних контаков.
Гошьхьянанди проповедуют, смешиваясь с толпой ради распространения сознания Кришны по всему миру. ИСККОН - движение гоштхьянанди. Шрила Прабхупада объяснял в лекции по «Шримад-Бхагаватам» в 1976 году: «Бхаджанананди заинтересованы только в собственном благе или думают, что недостаточно квалифицированы для проповеди, и поэтому не занимаются ею. Сва-вимукти-кама: «Позвольте мне следить за своими делами». «Масло для моей машины». И есть другая категория преданных, которые рискуют ради проповеди на благо всего человеческого общества. Их называют готшхьянанди, увеличивающие число преданных. Кришна отдает им предпочтение: «Всякий, занятый проповедью этой сокровенной науки «Бхагавад-гиты», для Меня дороже всех» (Б-г. 18. 68-69). Так что если вы хотите быстро обрести признание Кришны, продолжайте проповедовать сознание Кришны. Даже если вы делаете это несовершенным образом, но искренне, используя все свои способности, если вы проповедуете, Кришна будет очень доволен».
Гоштхьянанди и бхаджананди совершают рагануга нама-бхаджан, глубоко личное поклонение через святое имя Кришны. В ИСККОНе преданные повторяют джапу и мантру гайятри. Таким образом и те, и другие стремятся пройти через стадии шравана (внимательное слушание святого имени), варана (принятие святого имени в сердце), смарана (постоянное памятование святого имени), аппана (полное погружение ума в святое имя) и праппана (достижение человеком изначальной сварупы (формы) в играх Кришны). Но поскольку проповедник исключительно дорог Кришне, Господь склонен скорее помочь гоштхьянанди достичь совершенства в нама-бхаджане. Даже если проповедник так занят, что не имеет времени повторять 192 круга каждый день, его шестнадцать кругов уже привлекают особую милость Кришны. Таким образом, гоштхьянанди, благодаря искренним попыткам проповеди, быстро продвигается в нама-бхаджане.
Шрила Прабхупада не пользовался методами нирджана-бхаджана даже на последнем этапе своих проявленных игр. Он до конца оставался предан проповеди, и ученики, естественно, должны последовать его примеру.  Прежде, когда гоштхьянанди старился и физически слабел, он мог удалиться в уединенное место, чтобы полностью предаться джапе и памятованию о Кришне. В таком уединении провел последние годы Бхактивинода Тхакур, погрузившись в самадхи.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати запретил нирджана-бхаджан, потому что видел, что современному человеку трудно удержать ум от оскверняющих мыслей о женщинах, богатстве и славе. Своим ученикам он велел постоянно заниматься санкиртаной и таким образом достичь совершенства рагануга нама-бхаджана.
В «Вайшнава ке» (19) он писал: «Этот Шри-дайита-даса (Его божественная милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, смиренный слуга всемилостивой Шримати Радхарани) желает просто погрузиться в нектар распространения славы святого имени Господа Кришны. Дорогой ум, теперь позволь нам громко повторять святые имена Кришны, чтобы мы могли постоянно оставаться в океане трансцендентного нектара. Совместное повторение святых имен Кришны пробуждает трансцендентное спонтанное любовное памятование о Господе Кришне (Его форм, качеств и игр). Только тогда возможно сокровенное осознание и чистая практика нирджана-бхаджана в любовном преданном служении Их Светлостям Шри Шри Радха-Кришне».
Шрила Харикеша Свами Шри Вишнупад в письме от 1.05.97 объясняет: «Шрила Прабхупада не хотел, чтобы мы искусственно пытались развить высшие расы духовной практики. Он хотел, чтобы человек автоматически поднялся на эту платформу и естественно принял высшие расы. Это также можно делать искусственно, как некоторые бабаджи, но потом они падают и занимаются незаконным сексом и проч. Шрила Прабхупада был очень против этого. И чтобы защитить нас, не обладающих необходимыми качествами западных людей, он сказал, что мы должны просто продолжать нашу практику и в должное время мы естественным образом поднимемся на высший уровень благодаря слушанию, повторению и проповеди».
Сахаджия. В книге «Бахаджана-рахасья» Шрила Бхактивинда Тхакур, подробно описав все ступени бхакти от шрадхи до премы, говорит, что преданный медитирует на свою вечную форму только на стадии асакти, то есть избавившись от анартх (материального осквернения). Преждевременно подражая поведению продвинутых преданных, он будет сбит с толку: «Если он думает о своей сиддха-дехе, не достигнув адхикары (квалификации), его разум придет в замешательство».
Шрила Прабхупада также говорит тем, кто «хочет подражать поведению Харидаса Тхакура, что для этого прежде нужно получить приказ Шри Чайтаньи Махапрабху или Его представителя. Чистый преданный или слуга Господа всегда исполняет приказы Господа. Шри Чайтанья Махапрабху попросил Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалии, а Госвами - Рупу и Санатану - идти во Вриндаван и отыскивать утерянные места паломничества. Таким же образом, Он попросил Харидаса Тхакура оставаться в Джаганнатха Пури и постоянно повторять имена Господа. Шри Чайтанья Махапрабху разным личностям давал разные приказы, и поэтому человеку не должно подражать поведению Харидаса Тхакура, не получив на то воли Шри Чайтаньи Махапрабху или Его представителя» (Чч, М, 11.195).
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати также осуждал подобных подражателей:
душта мана! Туми кисера вайшнава?
Пратиштхара таре, нирджанера гхаре,
тава хари-нама кевала кайтава
«Дорогой ум, ты пытаешься подражать Харидасу Тхакуру и повторять Харе Кришна мантру в уединении, но ты не достоин назваться вайшнавом, потому что хочешь обмануть толпу, не обладая качествами Харидаса Тхакура. Пытаясь подражать ему, ты падешь, поскольку ты неофит и будешь думать о женщинах и деньгах. Ты окажешься в тисках майи, твое так называемое повторение в уединении приведет тебя только к падению».
Предостережения ачарьев не запрещают преданным ИСККОНа читать, писать или обсуждать сокровенные истории мадхурья-лилы Кришны и гопи из подлинных писаний, но призывают к осторожности. В 1969 году Шрила Прабхупада в беседе наставлял своих учеников.
Прабхупада: Линия поведения должна быть такой, что люди могут не понять и относиться к гопи как к обычным девушкам. Вы должны осторожно представлять гопи. Это не означает, что мы теперь не должны произносить имя гопи. Мы не даем обета игнорировать гопи. Нет, они - наши почитаемые преданные. Разве мы можем обойти их?
Сатсварупа: Можно ли писать «целуя уста Кришны»?
Прабхупада: Нет, этого мы должны избегать. Этого мы должны избегать. Но это не отвратительно. Согласно времени и обстоятельствам... Я описывал эти вещи. Факт остается фактом. Как мы это описывали в Кришна-лиле. Я описал жизнь Кришны и не мог опустить эту часть Его жизни, когда Кришна действительно целовал гопи в танце раса.
Сатварупа: Но это в книгах, не на людях...
Прабхупада: Да. В таких обстоятельствах мы, конечно, можем дать. Но насколько возможно, очень предусмотрительно и редко мы должны представлять это. В жизни Шри Чайтаньи Махапрабху мы видим, что на людях Он никогда не обсуждал Кришна-лилу с гопи. Это была очень сокровенная тема в близком кругу - с Раманандой Раем и Сварупой Дамодарой. И Он спрашивал... даже с великими учеными Он обсуждал философию, как например, с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Но в присутствии великих преданных, таких как Рамананда Рай, Он наслаждался как гопи, я хочу сказать, близкими отношениями с Кришной. Так что мы должны помнить, что люди могут не понять этого и представлять эти вещи очень осмотрительно, не очень открыто. Они могут не понять.
Отношение Шрилы Прабхупады было таким, что «люди могут не понять». Поэтому темы игр Кришны с гопи не проповедуются открыто. В ИСККОНе много неофитов, чья проницательность оставляет желать лучшего. Не обладая истинным пониманием этих игр, они могут так представить их на стороне, что наверняка будут неправильно поняты. ИСККОН не проповедует эти игры в на широкой публике. Это сокровенная тема.
1976 году Шрила Прабхупада был очень недоволен группой преданных в Лос-Анжелесе, которые регулярно встречались, чтобы обсуждать любовные игры Кришны и гопи. Находясь под влиянием так называемых бабаджи Вриндвана, они были не очень строги в садхана-бхакти и санкиртане, и стали жертвой заблуждения о расе. Шрилу Прабхупаду рассердило их отношение к той части Кришна-катхи, которая не относится к гопи-бхаве. Они считали эту часть менее важной. Шрила Прабхупада отругал их за то, что они считали «мать Яшоду ниже гопи».
Различные типы преданных имеют разные наклонности и взаимоотношения с Верховным Господом. Все взамоотношения хороши, потому что направлены на Кришну. Однако мадхурья-раса считается наивысшей, потому что включает в себя остальные расы и является самой сладкой. Гопи так привязаны к Кришне, что считают все Его игры во всех отношениях нектаром для ушей. Опьненные слушанием и повторением славы Господа, они не в силах остановиться, даже если какие-то игры причиняют им боль, как например, отъезд Кришны в Матхуру.
Возможно ли стремиться только к матхурья-расе, не желая слушать о деяниях Кришны с Его матерью или отцом, с Его друзьями-пастушками или Арджуной?
Шрила Прабхупада сказал: «Это сахаджия. Сахаджии никогда не читают «Бхагавад-гиты».  (Саркастически) Потому что они уже возвысились до блаженства супружеской любви. Они не испытывают интереса к «Бхагавад-гите». Или когда вы обсуждаете философские моменты «Шримад-Бхагаватам» - джанмадьясья, они тоже не привлекаются».
Бенгальский академик Маниндра Мохан Боз  написал исследование «Культ сахаджии в Бенгалии после Шри Чайтаньи». Он обозначил разницу между сахаджиями и вайшнавами: «В этих пределах сахаджии и вайшнавы в полном согласии. Но потом доктрина сахаджиев отделяется от основного течения и в этом решающий момент. Вайшнавы не отбрасывают другие три чувства (слуги, друга и родителя), даже ставя особое ударение на мадхурье, потому что они поддерживают, что преданный может принять любой из четырех в своей попытке осознать Бога... Но сахаджии принимают только мадхурья-расу, утверждая, что мистическая доктрина любви зиждется лишь на этом чувстве. В этом они отделились от родительского ствола и, разрабатывая этот принцип, повернули свои мысли в новом направлении».
Как уже объяснялось, последователи Господа Чайтаньи сначала стремятся к дасья-расе с Господом в Его играх санкиртаны. Это изначальное стремление не исключает обсуждения игр Кришны и гопи. Но без служения Господу Чайтанье невозможно войти Радха-Кришна мадхурья-лилу. Однако пракрита-сахаджии так «преданы» мадхурья-бхаве, что пытаются приблизиться к Господу Чайтанье в этом настроении (секта Гауранга-нагари). Поэтому в действительности так называемая преданность пракрита-сахаджиев - это лишь навязчивая оскорбительная идея секса.
Хотя «Чайтанья-чаритамрита» ясно говорит, что следует проникнуться эмоциональным состоянием, устремленностью гопи, а не подражать их одеяниям, гонимые вожделением глупые сахаджии искусственно устремляются к мадхурья-лиле, не обращая внимания на собственные анартхи. Они изобретают свои способы вторжения в игры Кришны, одним из которых стало посвящение сиддха-пранали, когда гуру «раскрывает» своим неофитам-ученикам их сиддха-сварупу (вечную духовную форму) в Кришна-лиле. Ученики получают мантру, которую используют в своей медитации на предполагаемую вечную форму, а затем продолжают обычную мирскую деятельность, гордо думая: «Я гопи» или «я любимая птица Радхарани». Сиддха-пранали посвящение - это лишь ловушка майи, которая показывает, как опасно человеку преждевременно пытаться понять сокровенную лилу Кришны.
Все сказанное призвано помочь преданным и вдохновить их самоотверженно следовать воле Шри Чайтаньи Махапрабху и Его представителя, духовного учителя. В связи с этим Шрила Прабхупада пишет: «Когда Сарвабхаума Бхаттачарья спросил Господа о том, что Он считает самым важным, Шри Чайтанья Махапрабху немедленно ответил, что самым важным является повторение святых имен Господа - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе» (Чч, М, 6.241).

 


Рецензии