Исмаилиты

История секты исмаилитов представляет собой одну из самых увлекательных страниц в общей истории ислама. Интриги, тайны, неожиданные повороты событий, головокружительные политические успехи и столь же головокружительные падения – все выпало на долю последователей этого учения. И пусть исмаилиты  никогда не имел такого количества сторонников, как, скажем, имамиты, они в течении нескольких веков оставались самой известной и знаменитой мусульманской сектой не только в исламском мире, но и далеко за его пределами.

      Как уже говорилось в очерке "Шииты", начало исмаилизму положил раскол 765 г., происшедший после смерти шестого шиитского имама Джафара ас-Садика. Тогда часть шиитов отказалась признать имамат его сына Мусы Казима и объявила седьмым имамом внука  Джафара, Мухаммада ибн Исмаила.  За этой общиной и закрепилось в дальнейшем прозвание исмаилитов. Раскол носил чисто политический характер. Поначалу никаких богословских разногласий между исмаилитами и другими шиитами не было. Однако вскоре явились и они.  Мухаммад умер около 795 г. Его потомки, спасаясь начавшихся преследований, разбрелись по разным странам и ушли в «сокрытие». Место пребывания того из них, кто признавался очередным имамом, сообщалось только немногим преданным соратникам. Остальные исмаилиты не знали даже имени своего «скрытого» имама. В то время секта исмаилитов не имела большого влияния. Новый импульс ее деятельности дал в середине IX века иранский проповедник Абдаллах ибн Маймун ал-Кеддах («Окулист»). Под влиянием своего отца, глазного врача, который всю жизнь с увлечением занимался алхимией, Кеддах  уже в юности приобщился к тайным наукам. По характеру он был человек ловкий и честолюбивый. Возглавив в 864 г. секту исмаилитов,  Кеддах сумел в короткий срок ее реформировать и придать ей замечательно хитрую и сложную организацию. Он же, по свидетельству некоторых источников, разработал новое вероучение, заметно выделившее исмаилитов среди других течений шиитского ислама. В основе него лежал догмат о седьмом «скрытом имаме».

   «Мир, - говорил Кеддах, - никогда не был лишен имама. Мир имел его во все времена. Не всегда только имам был виден людям. Он то являлся им, живя среди них, то скрывался и где-то таился до того времени, когда снова надлежало появиться среди людей. Исчезновение и появление имама в мире можно уподобить появлению и исчезновению света и тьмы в природе, то есть дню и ночи». Доктрина исмаилитов также делилась на «явную» и «скрытую». Существовала  «внешняя», как бы официальная доктрина и «внутренняя», тайная. Каждому пункту внешней доктрины  соответствовал углубляющий его значение пункт внутренней. Внешняя доктрина мало чем отличалась от общего учения шиизма, кроме положения о седьмом имаме. Внутренняя доктрина состояла из двух частей: аллегорического истолкования Корана и хакаика - системы философии, содержащей в себе  элементы иудейского и христианского вероучений, а также мистики и магии. Но, конечно, основу для хакаика искали прежде всего в Коране. Кеддах говорил, что каждое слово Корана имеет двойной смысл – очевидный и скрытый, причем извлечение скрытого текста из явного не менее важно, чем открытие священного текста пророком.

     Единым началом мироздания по внутренней доктрине исмаилитов являлся Всевышний Бог - Аллах. Он не имеет ни определенного образа, ни свойства, ни качества и, вследствие этого,  совершенно непознаваем для людей. Молиться Ему нельзя. Аллах пребывает в состоянии вечного покоя и не может считаться непосредственным творцом мира. Процесс миротворчества по учению исмаилитов распадался на несколько этапов. Сначала Верховный Бог усилием воли выделил из Себя творящую субстанцию - Мировой Разум, который является совершенным и обладает всеми атрибутами Бога. Этот Разум в идеальной форме содержал в себе весь план мироздания, но  и он не был его творцом, а в свою очередь произвел из себя вторую, низшую эманацию – Мировую Душу. Важнейший признак Души есть способность существования или жизнь. В силу этого свойства Мировая Душа пришла в движение и, стремясь к совершенству, выделила из себя  первичную материю, пространство и время. Первичная материя пассивна и не имеет творческого начала, поэтому сотворенные из нее землю, небесные сферы и живых тварей надо считать лишь грубыми подражаниями совершенным идеям Мирового Разума.  Человек появился на земле во исполнение определенного назначения, составляющего смысл его существования, а именно: человек должен воспринять «Божественную Истину», которая приносится ему пророками. Исмаилиты верили в переселение душ и полагали, что после смерти душа либо попадает в рай (это состояние толковалось как достижение совершенного познания) или в ад (где костенела в невежестве). Однако души находятся там только определенное время, после чего возвращаются на землю, чтобы приобрести здесь знание под руководством имама.

    Пророк или натик («говорящий») есть отражение Мирового Разума в чувственном мире. Свое откровение он получает непосредственно от Бога.  Однако проповеди пророков, изложенные в священных книгах, имеют скрытый смысл недоступный пониманию рядового верующего. Для разъяснения  тайного смысла их учения каждый пророк имеет при себе помощника самита («молчащего»), являющегося воплощением Мировой Души. Если первый раскрывает человечеству сущность волевых актов Мирового Разума, то миссия второго – разъяснять смысл слов пророка и осуществлять его заветы.  Так Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад были натиками, а, соответственно, Харун (Аарон), Шамуин (апостол Петр), халиф Али – самитами. Всего Бог явил миру семь пророческих циклов, шесть из которых завершились  приходом на землю шести пророков: Адама, Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы, Исы и Мухаммада. Пророк седьмого цикла  - ал-Каим (то есть, «Стоящий», «Возвышающийся») прибудет на землю непосредственно перед концом мира, который должен наступить, когда человечество при помощи натиков-пророков, самитов-помощников и имамов, носителей высшего знания, восходящего через пророков к Мировому Разуму, достигнет совершенного познания. Тогда зло, которое есть ни что иное, как незнание, исчезнет, и мир вернется к своей первопричине – Мировому Разуму.

     Но, пожалуй, главное значение Кеддаха для истории заключалось не в разработке этого вероучения. Его подлинным созданием следует считать исмаилитскую церковь – разветвленную и могущественную организацию, с помощью которой он надеялся осуществить весьма амбициозную цель: объединить весь мусульманский мир, а затем и все человечество, в единое мусульманское царство, возглавляемое имамом-мессией, наполнить землю правосудием, справедливостью и установить «золотой век». Надо признать, что на первых порах успех его пропаганды был колоссальный. Выступая от имени «скрытого» имама (это был кто-то из потомков Исмаила, но кто – неизвестно)  Кеддах фактически руководил всеми делами секты. Он умел с удивительной тонкостью и расчетливостью подбирать себе помощников из разных слоев общества, разных наций и разных религий. Вскоре сеть тайных, хорошо законспирированных исмаилистских организаций покрыла всю территорию халифата. В них существовала строгая вертикальная иерархия посвящений, которых было семь: 1) мустаджиб - новообращенный, не знающий о существовании тайной доктрины; 2) маазун (допущенный) – которому тайное учение сообщалось частично; 3) даи (проповедник), изучивший «внутреннее учение» и возглавляющий местную исмаилитскую организацию; 4) худджа – верховный проповедник, глава региональной сети организаций и знаток тонкостей внутренней доктрины; 5) имам – непогрешимый носитель Высшего знания, решения которого по всем вопросам подлежали беспрекословному исполнению; 6) самит; 7) натик. Верующие первых двух степеней посвящения составляли основную массу общины. Посвященные третьей и четвертой ступеней были элитой секты. Наконец, имам – реальный глава исмаилитов – обладал в глазах верующих божественной властью.  Но кто он и где находится фактически никто не знал.
     Сам Кеддах не успел довести свое дело до конца. После его смерти  в Саламии (в Сирии) место вождя секты занял сын Ахмад. При нем она приобрела огромное политическое значение. Один из даи, ал-Хусайн ал-Ахвази, посланный в 887 г. в Ирак, обратил в исмаилизм некоего Хамдана ибн ал-Ашаса, получившего прозвище  Кармат, и тот образовал особую группу исмаилитов-карматов. В 890 г. карматы захватили область Севад, а затем Бахрейн в Аравии.

    По-видимому, уже на рубеже VIII и IX веков исмаилитское движение раскололось на две секты. Одни исмаилиты продолжали признавать скрытыми имами потомков Мухаммада ибн Исмаила. Другая ветвь утвердилась в мнении, что имамов, как и главных пророков, должно быть всего семь, и потому Мухаммад  есть последний из них. Теперь должно ожидать седьмого пророка ал-Махди, который придет незадолго до дня Страшного Суда. Последователи этого учения во второй половине IX века стали называть карматами. Их противники продолжали именоваться исмаилитами. Окончательный раскол между двумя течениями произошел около 899 г.

КАРМАТЫ. Впервые карматы упоминаются под 869 г., когда эти сектанты приняли активное участие в восстании черных рабов, охватившем весь Нижний Ирак. Как эти карматы связаны с теми, что явились несколькими десятилетиями позже, не ясно. Началом движения карматов-исмаилитов считается  890 г., когда лидер секты Хамдан Кармат основал вблизи Куфы свой военный лагерь. Их вооруженная борьба продолжалась до 906 г. В конце концов выступление в Ираке было подавленно. Однако к этому времени карматское  учение успело распространиться на другие регионы. Карматы проповедовали во всех частях мусульманского мира, но самую благодатную почву для своих идей они нашли среди населения Бахрейна, где эмиссар Кармата Абу Саид ал-Джаннаби основал в 899 г.  независимую карматскую общину. Город Лахса стал столицей образовавшегося здесь карматского государства, в котором сектанты попытались осуществить свои религиозные и политические  идеалы. Пишут, что карматы с полным безразличием относились к суннитским священным книгам и ритуальным предписаниям о молитве, омовении и посте. Они не придерживались шариата, у них не было мечетей. В Лахсе не совершали установленных молитв и не соблюдали ритуальных запретов. В социальной политике карматы старались о проведении принципа равенства.  Государство владело 30-ю тысячами купленных рабов (негров и абиссинцев) и бесплатно предоставляло их гражданам для работы в поле и саду. Никто из жителей не платил налогов, каждый нуждающийся получал пособие. Это государственное устройство оказалось достаточно прочным и просуществовало до второй половины XI века.

   Соседи относились к карматам с ненавистью и страхом, считая их разбойниками и безбожниками. Надо признать, что оснований для этого было больше, чем достаточно. В 914 г. Абу Саиду ал-Джаннаби наследовал его сын Сулайман. При нем в 930 г. карматы неожиданно напали на Мекку, овладели городом, ограбили его и частью перебили, частью увели с собой несколько тысяч паломников. Считая поклонение Каабе идолопоклонством, они разграбили это главное святилище ислама, выломали из стены и увезли с собой знаменитый Черный камень (он вернулся назад только спустя двадцать лет, когда карматам был выплачен огромный выкуп).

*****

       В конце IX в. во главе секты исмаилитов встал некто Убайдаллах, происхождение которого достаточно темно. По официальной версии считалось, что он ведет свой род от седьмого имама Мухаммада ибн Исмаила. Однако уже при его жизни существовало мнение, что на самом деле он сын Ахмада и внук Кеддаха, которые заблаговременно позаботились об устранении подлинных потомков Мухаммада. Как бы то ни было,  при Убайдаллахе деятельность секты активизировалась.  Во все концы мира высылались миссионеры. Наибольший успех проповедь исмаилитов имела в Северной Африке, где действовал выдающийся даи Абу Абдаллах. Местные берберские племена всегда были в оппозиции к арабским халифам и среди них легко распространялись различные религиозные учения, противопоставляющие себя суннизму. Главными носителями этих традиций были кутамиты - союз племен, обитавший на территории современного Туниса. Абу Абдаллаху удалось в короткий срок создать здесь обширную исмаилитскую общину и, опираясь на нее, сформировать сильную армию. В 909 г., после ряда успешных компаний, под власть исмаилитов перешел весь Тунис. В том же году приехавший в Африку Убайдаллах открылся народу и был провозглашен халифом с официальным титулом ал-Махди. Таким образом, в Тунисе было основано исмаилитское государство. Правившие в нем потомки Убайдаллаха ал-Махди  называли себя Фатимидами – в память о дочери пророка Фатиме, которую они чтили как свою прародите льницу.

    Согласно исмаилитскому учению, приход их халифа к власти должен был означать конец мира, основанного на несправедливости, и наступление "золотого века". Однако на самом деле все закончилось созданием государства, мало чем отличавшегося от других современных ему мусульманских стран. Вскоре были созданы ведомства, введены налоги, в покоренные области отправлены наместники. Многие берберы вскоре разочаровались в результатах борьбы. Ал-Махди пришлось утверждать свою власть посредством казней.  На протяжении всего его царствования то и дело происходили восстания.  Но, не смотря на внутренние смуты, халифат Фатимидов быстро распространил влияние на большую часть Магриба. В 917 г. власть ал-Махди признали племена Марокко. Окончательное покорение Магриба произошло при правнуке ал-Махди,  ал-Муиззе. Этот халиф был государь рассудительный и прозорливый, глубоко вникавший во все вопросы управления и умевший подбирать способных исполнителей. Вместе с тем он был лишен какого бы то ни было фанатизма и сумел примирить с новой династией местное суннитское и христианское население. В 958 г.  ал-Муизз направил на запад войско под командованием талантливого военачальника Джаухара. Джаухар, укрепив власть Фатимидов в Тахарте и Сиджилмасе, взял Фес и достиг берегов Атлантического океана. Последние непокорные берберские вожди были привлечены подарками и раздачей должностей.  После этого похода под власть фатимидского халифа отошло все североафриканское побережье до границ с Египтом. Кроме того власть халифа признали Сицилия и Калабрия (населенная мусульманами область в Южной Италии).

     Завершив завоевания на западе, ал-Муизз обратился на восток, где ему противостояла правившая в Египте династия Ихшидидов. В 969 г. г. стотысячное фатимидское войско во главе с Джаухаром двинулось на покорение этой страны. Сухопутную армию поддерживал большой флот. Египтяне были разбиты в Гизе, а 7 июля Джаухар  занял столицу страны – город Фустат. Египет вошел в состав Фатимидского халифата и вскоре сделался его основой территорией.  В том же году неподалеку от Фустата началось строительство новой столицы – Каира. В центре города со сказочной быстротой  выросли  два роскошных дворца – Восточный и Западный, соединенные подземным переходом. К югу от Восточного дворца располагалась величественная мечеть Аль-Азхар. В 973 г. вместе с гробами своих предков, в сопровождении двора, слуг и воинов халиф ал-Муизз торжественно вступил в новую столицу. Начался самый блестящий период в истории халифата. Долгое время задвинутые на задворки исламского мира, Фатимиды вышли теперь на его авансцену.  В 974 г. ал-Муизз двинул свою армию дальше на север. Вскоре была завоевана вся Южная Сирия с Дамаском. В 978 г.  главенство Фатисидов признали жители священных аравийских городов Мекки и Медины. Однако уже в конце Х века проявились первые симптомы ослабления центральной власти. Для пополнения армии Фатимидам пришлось призвать в ее ряды большое количество тюрок. Те вскоре начали жестоко враждовать с берберами (этому способствовала, кроме всего прочего, и разница в вероисповедании: берберы были в основном шииты, а тюрки – сунниты). Схватки берберов с тюрками то и дело происходили на улицах Кира. В Сирии между ними  шла форменная война.

     В 996 г. халифом стал ал-Хаким. Его двадцатипятилетнее правление было отмечено важными нововведениями в религиозной жизни. Это был весьма эксцентричный правитель,  искренне веривший в то, что он и есть тот  самым Махди, которого исмаилиты ждали в конце света. Терпимое отношение к иноверцам сменилось при ал-Хакиме резким неприятием неисламских религиозных учений. В 1003 г. начались погромы христианских церквей, а в 1009 г. в Иерусалиме по приказу халифа разрушили храм Гроба Господня. Чтобы в бане было возможно отличить правоверного мусульманина от еврея или христианина, первым предписывалось носить на шее бубенчик, а вторым – большой крест. Впрочем, мусульмане также оказались стеснены многими необычными ограничениями. Ал-Хаким ненавидел свет дня и вел исключительно ночной образ жизни. Точно также по его воле должен был жить весь Каир. Едва халиф взял власть в свои руки, появилось распоряжение о том, что публичный торг на рынках и базар разрешается только ночью; днем лавки предписывалось запирать. Женщинам вообще было запрещено выходить из дома (чтобы это постановление не нарушалось, сапожникам велели впредь не изготовлять женскую обувь). Строго соблюдался "сухой закон": запрещалось продавать вино, пиво и даже изготавливать изюм. Запрещались всякие игры и развлечения, за исключением религиозных процессий. Все нарушители подлежали смертной казни. Сам ал-Хаким  был личность необычная. Египетские историки сообщают, что каждое появление халифа оказывалось впечатляющим и поразительным. В одной из хроник мы читаем: "Вид его устрашал подобно льву… никто не мог выдержать взгляда его больших темно-голубых глаз, вместе с тем он обладал страшным, громовым голосом". Пишут, что ал-Хаким всегда появлялся перед народом в простой одежде, не имея ни одной драгоценности. В его общении было много своенравия и непостоянства, соединенных с жестокостью, безбожием и суеверием. Молился он, обратившись к планете Сатурн и был убежден, что находится в постоянном общении с дьяволом. В 1017 г. халиф неожиданно умерил свои гонения на христиан и евреев, предоставив каждому возможность исповедовать свою религию. Вместе с тем, он как будто окончательно уверовал в свою божественность. Титул имама был передан Хамзе ибн Али, который развернул энергичную деятельность по распространению нового учения. Несколько раз подданным объявляли, что халиф является божеством, но культ его в Египте так и не утвердился. Правление ал-Хакима закончилось совершенно неожиданно. Сообщают, что каждый вечер халиф на сером осле выезжал из дворца, проезжал по улицам города и отправлялся в пустыню. Выехав однажды в 1021 г. таким образом из города, он отпустил своих слуг и исчез. Через несколько дней обнаружили изувеченного осла и одежду халифа. Самого ал-Хакима (или его тело) с тех пор никто и никогда не видел. О его божественность в Египте  больше не вспоминали, но зато проповедь хакимизма нашла отклик в Ливане. Здесь образовалась достаточно многочисленная община друзов, которые почитают ал-Хакима как телесное воплощение Бога. 
   
ДРУЗЫ. Считается, что свое название секта получила от имени проповедника Дарази (ум. ок. 1019 г.), распространявшего среди ливанских племен учение о божественности ал-Хакима. Впрочем, сами друзы называют Дарази отступником и предпочитают именовать себя ал-муваххидун («исповедующие единобожие»). Религиозное учение друзов является тайным и полного изложения его в открытых источниках нет. Известно, что первопричиной мироздания последователи секты считают Бога или Единого, находящегося вне всяких определений. Бог неоднократно появлялся среди людей, воплотившись в кого-нибудь из них. Последним, и самым совершенным, таким воплощением был халиф ал-Хаким. Друзы веруют в него как в скрытого имама и ожидают его второго пришествия. Точно также, в людях неоднократно воплощались атрибуты или эманации Единого. Первой эманацией Бога друзы считают Его Волю (ал-Акл). (Последним воплощением Воли на земле был ближайший сподвижник ал-Хакиа, имам Хамза ибн Али). В борьбе с самой собой и силами зла Воле помогает вторая эманация – Вселенская Душа. Третья эманация – Слово, есть жизненный принцип бытия. Четвертая эманация – Всепроникающий Свет, есть принцип единства и порядка всей Вселенной. Пятая эманация – Вразумляющая Мудрость, есть принцип гармонии материального мира. Все пять эманаций участвуют в создании материального мира, который, однако, не есть чисто божественное порождение. Ибо на каждый космический принцип в физическом мире приходится свой антипринцип. Воле противостоит Сатана,  Душе – Нидд (буквально, «противник»), Слову – Смерть, Свету – Тьма, Мудрости – Неведение. Человек есть квинтэссенция двух миров – физического и духовного. Тело его материально, но душа рассматривается как искра вечной Воли. Душа бессмертна, однако она не может существовать без тела и после смерти человека тотчас переселяется в тело младенца. В процессе этих перерождений душа совершенствуется. Человеческую история друзы, как и все исмаилиты, делят на циклы, в каждом из которых душа получала толику божественного знания. Каждый цикл поднимал людей на новую ступень в постижении истины. При этом натики провозглашали ее внешнюю сторону, а самиты раскрывали внетреннюю. Эту роль соответственно играли Нух и Шис (Сиф), Ибрахим и Исмаил, Муса и Харун, Иса и Шамуин, Мухаммад и Али.

*****

   После смерти ал-Хакима халифат Фатимидов вошел в эпоху смут и упадка. Центральная власть утратила всякое влияние. Дворцовые интриги, убийство министров и других высокопоставленных лиц, мятежи и восстания сделались обычным явлением. Владычество Фатимидов в Сирии стало быстро клониться к упадку.  Их влияние  в Африке также пошатнулась. Переезжая в Каир, ал-Муизз сделал своим наместником в Тунисе   Йусуфа Булуггина ибн Зири, который вскоре стал основателем полусамостоятельной династии Зиридов. В 1048 (или, по другим данным, в 1051 г.) тунисский эмир окончательно порвал с Каиром и признал верховную власть багдадского халифа из рода Аббасидов. В Алжире тогда же утвердилась самостоятельная династия Хаммадидов, а Марокко перешло под управление Альморавидов.  В 1062 г. разразилась кровопролитная внутренняя война между тюрками и негритянской гвардией. Смута, сопровождавшаяся сильнейшим голодом и эпидемией чумы, продолжалась семь лет. За эти годы погибло почти три четверти населения Египта. Страна была разорена до предела. Разбой армии затронул даже дворец правителя, из которого солдаты вынесли всю мебель, так что халифу пришлось некоторое время сидеть на простой циновке. В 1071 г. норманны завоевали Сицилию. Затем пришел черед Сирии, где халифу ал-Мустансиру пришлось столкнуться с новым грозным врагом  - турками-Сельджуками, овладевшими Иерусалимом и Дамаском. Захватчики были ревностными суннитами, и потому местное население всегда готово было их поддержать.

       В 1094 г., после смерти халифа ал-Мустансира, в среде исмаилитов произошел крупный раскол. Согласно завещанию ал-Мустансира, ему должен был наследовать старший сын Низар. Однако визирь Шаханшах передал престол его младшему, седьмому по счету, сыну ал-Мустали, который не имел никакой реальной власти и находился в полной зависимости от своего визиря. В 1095 г. Низар бежал в Александрию и попытался поднять восстание. Его схватили, и дальнейшая судьба его неизвестна. Сторонники Низара вскоре образовали свою собственную секту с центром в Иране. И если мусталиты, преобладавшие в Египте, представляли собой умеренное течение в исмаилизме, то низариты, верившие в близкое пришествие имама-Махди из потомков Низара, были крайне радикальными.

МУСТАЛИТЫ. Мустализм был государственной религией Египта в последние годы существования халифата Фатимидов. В 1130 г., после гибели халифа ал-Амира, в этой исмаилитской общине произошел новый раскол. Многие мусталиты считали законным наследником халифа его сына Тайиба, родившегося за девять месяцев до его гибели. Однако на троне утвердился двоюродный брат ал-Амира, Абд ал-Маджид, принявший имя ал-Хафиза. Судьба Тайиба остается неизвестной: по одному преданию, он скрывался в дальнем Магрибе, по другому – еще ребенком был убит по приказу дяди. Сторонники  исчезнувшего наследника – тайибиты – появились вскоре не только в Египте, но также в Сирии и Йемене. В 1131 г. им удалось свергнуть ал-Хафиза, и почти год страной правил сын Шаханшаха, Кутайфа. Государственной религией в это время был объявлен тайибинизм. Но в том же году в результате нового переворота ал-Хафиз вернулся к власти, а Кутайфа был казнен. Многие тайибиты покинули страну. В 1171 г., после смерти халифа ал-Адида, престол захватил его визирь Салах ад-дин, положивший конец династии Фатимидов. Одним из первых его действий стала отмена исмаилизма и возвращение страны к правоверному суннизму. Сам Салах ад-дин принял титул султана, а духовным главой египетских мусульман  был объявлен багдадский халиф.

        После падения Фатимидов главным местом пребывания мусталитов более чем на 500 лет стал Йемен, где уже существовала община мусталитов-таййибитов. Отсюда рассылались эмиссары во все исламские страны. Их пропаганда имела огромный успех в Индии, и в начале XVII в. религиозный центр мусталитов переместился в Гуджарат. Резиденция их религиозного главы находится сейчас в городе Сурате.

*****

       Во главе иранских низаритов, отказавшихся признавать ал-Мустали, встал ветеран исмаилитского движения Хасан ас-Саббах. Отныне ни он, ни его приемники не считали правящих фатимидских халифов за имамов. Таковыми в их глазах были прямые потомки Низара, находившиеся «в сокрытии». Имена их никому не были известны, хотя существовал  слух, что малолетнему внуку Низара, ал-Муктади ибн ал-Хади, удалось спастись от своих врагов.

    В конце XI в. иранские низариты создали в пределах империи Сельджуков свое государство. Центром его была крепость Аламут (название переводится как "Орлиное гнездо"), располагавшаяся в горах Дейлема. Она была построена на отдельно стоящем утесе, высотой около 200 м и считалась непреступной. Несколько раз войска Сельджуков пытались овладеть Аламутом, но все их попытки были отбиты. Помимо Дейлема низариты контролировали Кухистан, где под их властью находились города Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур, а также множество горных крепостей в Дамгане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране.  Владения низаритов не составляли единого массива, но были разбросаны по всему Северному Ирану. Однако эта чересполосица не вела к ослаблению их государства. Верховная власть в нем безраздельно принадлежала Хасану ас-Саббаху. Современникам он был известен как Шейх ал-джибал  - Старец гор, а сам называл себя даи имама (до фатимидского раскола этим имамом считался ас-Мустансир; после раскола – "скрытый" имам). Хасан был строг и суров. Он и его семья жили очень просто. Все время Хасан проводил в своем доме, занятый постом, молитвой, чтением книг, разработкой учения и разрешением государственных дел. Следуя примеру своего шейха, низариты вели умеренный, аскетический образ жизни: музыка и увеселения исключались, употребление или хранение вина было строжайше запрещено. За нарушение этого закона Хасан ас-Саббах казнил одного из своих сыновей.

    Также суров и беспощаден Хасан был к своим врагам. Все те, кого он приговорил к смерти, рано или поздно погибали, и ничто – ни высокое положение, ни стража, ни деньги - не могли отвратить их смерти. За всю историю существования секты низаритов ими было совершено около сотни громких политических убийств. Особенно много их было во времена Хасана ас-Саббаха и его ближайших приемников. Так в списках знатных особ, убитых низаритами в разные годы, значатся восемь государей. (В их числе фатимидский халиф ал-Амир (уб. в 1130 г.), абасидский халиф ал-Мустаршид (уб. в 1135 г.), его сын халиф ар-Рашид (уб. в 1138 г.)). Жертвой низаритов в 1092 г. стал великий визирь сельджукского султана Низам ал-Мульк (+ 1092 г.). Вслед затем были убиты два его сына – Ахмад (в 1105 г.) и Фахр ал-Мульк (в 1112 г.). Всего же среди жертв низаритов числиться шесть великих визирей. Кроме них было убито несколько десятков эмиров и вали (наместников областей), раисов (градоначальников). Из числа высшего мусульманского духовенства низариты убили пять муфтиев и пять казиев (в том числе муфтиев Рея, Казвина и Исфахана). Иногда жертвами низаритов становились богословы, осмеливавшиеся критиковать их учение. (Так в 1108 г. в мечети Амуля был убит знаменитый ученый Абд ал-Вахид ар-Руайни).

    Обыкновенно убийство совершали смертники-фидаи (фидай в переводе с арабского  означает "человек, готовый к самопожертвованию"). Каждое покушение тщательно готовилось. Порой между вынесением приговора и приведением его в исполнение проходили годы, в течение которых фидай прилежно выслеживал свою жертву.  Для того, чтобы подобраться поближе к какому-нибудь высокопоставленному лицу он мог принять любую личину – чтеца Корана, слуги, воина, купца и т.п. Как правило, убийца погибал вместе со своей жертвой. В тех редких случаях, когда фидаю удавалось ускользнуть живым после покушения, отмечалось в Аламуте семидневным праздником. Строгая дисциплина, царившая среди низаритов, их целеустремленность и готовность к самопожертвованию многим современникам казались невероятными. В связи с этим в XII веке. широкое распространение получило мнение, что фидаи это одураченные фанатики, осуществляющие убийство в состоянии наркотического опьянения гашишем. Арабское слово "хашашин" (курильщик гашиша) было изменено европейцами в "ассасин" и вошло во многие европейские языки с единственным значением "убийца". Несмотря на широкое распространение подобного рода рассказов, они, по-видимому, не имеют под собой никакого основания и не подтверждаются свидетельствами хронистов, хорошо знакооыч с отпошениями внутти секты.

    Хасан ас-Саббах умер в мае 1124 г. Перед смертью он передал власть четырем ближайшим сподвижникам, поручив им находиться во главе Аламута "до того времени, когда имам возглавит свое государство". Через несколько лет из его наследников в живых остался только Кийа Бузург-умид. Этот бывший крестьянин и стал основателем династии шейхов ("великих магистров") Аламута. По словам историка Рашид ад-дина, он "вел дела прежним путем", то есть был прост и аскетичен. Однако на все важные посты в государстве  низаритов были выдвинуты его родственники.

      И Кийа Бузург-умид, и его сын Мухаммад, вслед за Хасаном ас-Саббахом, называли себя только даи имама. У этих простых людей даже мысли не было претендовать на имамат. Положение изменилось при сыне Мухаммада, Хасане Ала зикрихи-с-саламе. По словам Рашид ад-дина, "как только Хасан достиг зрелого возраста, он проявил страсть к приобретению знаний и спорным речам…" Он в совершенстве владел искусством проповеди и умел своими речами завораживать слушателей. Вскоре среди низаритов стало распространяться убеждение, что Хасан есть именно тот имам, пришествие которого предрекал в свое время Хасан ас-Саббах. Мухаммад,  пытался препятствовать утверждению этой веры. Он говорил: "Хасан – мой сын, а не имам, а лишь один из даи имама, и каждый, кто слушает его речи  и верит им, является неверным и неверующим".  Но в феврале 1162 г. Мухаммад умер. Хасан наследовал власть, и поклонение ему возродилось с новой силой.

    Спустя два года, августе 1164 г., новый глава низаритов собрал всех своих последователей на празднование, так называемого, "Дня Кийамата" и объявил об изменениях в религиозной жизни секты. Нововведения были немаловажными: отменялись многие фундаментальные положения шариата, в том числе пятикратная ежедневная молитва и  соблюдение поста. Прежние аскетические строгости в большинстве своем также упразднялись. Так был снят запрет с употребления вина. Разрешались музыка, песни и танцы. Но наиболее важное  заключалось в изменении статуса самого главы низаритов. С этого времени Хасан устно и письменно стал заявлять о том, что, хотя его знают как сына Мухаммада ибн Бузург-умида, в действительности же он имам времени и сын имама из потомков Низара, сына ал-Мустансира. Объяснялось это следующим образом: летом 1095 г.  в Аламут тайно привезли внука убитого Низара - ал-Муктади ибн ал-Хади. В течении многих лет он являлся скрытым имамом низаритов. Его сыном от связи с женой Мухаммада, якобы, и был Хасан. Не известно как отнеслись к такой трактовке событий современники новоявленного имама, знавшие его с детства, но следующие поколения низаритов принимали ее без малейшего колебания.
 
   Наследники Хасана часто ссорились друг с другом. Но, не смотря на внутренние склоки, низариты продолжали внушать своим соседям почтительный ужас. И это при том, что во второй половине XII и первой половине XIII вв. политические убийства совершались ими уже крайне редко. (Хотя полностью руководство секты от них не отказалось - так в 1221 г. низариты убили эмира Систана Бахрам-шаха из династии Саффаридов). Конец существованию исмаилитского государства в Иране положила внешняя сила. Вначале июня 1256 г. к Аламуту подошли главные силы монгольской армии во главе с ханом Хулагой. В начале ноября ханская армия со всех сторон обложила резиденцию имамам – крепость Меймун-Диз. В ноябре тогдашний глава секты имам Хуршах  объявил о своей капитуляции. Он вышел из крепости и, по свидетельству Рашид ад-дина, "облобызал ноги" Хулагу. Вслед затем по требованию хана имам разослал гонцов с приказом о капитуляции во все концы своей державы. Государство низаритов прекратило свое существование. 
   
   В течении следующих шести веков Иран продолжал оставаться центром низаритского движения. В 1841 г., после одного из восстаний, глава секты Ага-хан I, который считался 46-м низаритским имамом, бежал из Ирана и в 1846 г. поселился в Бомбее. К этому времени здесь уже существовала крупная община низаритов. Затем число их еще умножилось, так что со временем Индия превратилась в главный очаг низаризма. С 1957 г. и по настоящее время общиной руководит праправнук Ага-хана I, Ага-хан IV, – сорок девятый имам, считая со времен Али. (Он родился в 1936 г. в Женеве, получил образование в закрытой школе в Швейцарии, а потом окончил Гарвардский университет).   

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии