Пуймурсэл. Пролог

Пролог

«…Наина Иосифовна Ельцина весьма наивная женщина… Святые 90-е очень хорошо показаны на кладбищах городов страны… Пусть поедет и глянет, сколько молодых лежит на главных аллеях, там и бандиты и коммерсанты, а чуть дальше лежат простые люди, так или иначе ставшие мёртвыми в ее „святые годы“. И вообще, что эта домохозяйка может знать о реальной жизни в девяностые годы, с кругозором из-за кремлевского забора и спин охранников…»

                Некто SM-brain

Группа «Ноль» — «Я живу на улице Ленина», 1991 год. Песня времен поздней перестройки, звучит свежо, можно сказать актуально, людям нравится. Потрясающе образная песня, гениально передающая безысходность и тоску позднего СССР, да и, если смотреть более широко, обычной повседневной жизни. Может пора пришла перестроечная?


                Некто Mitya

***

Роман «Пуймурсэл », продолжение книги «Протуберанцы», охватывающий период 1990—1995 годов. Становление частного бизнеса на Дальнем Востоке. «Солнечный бриз» — частная фирма «СБ», занимающаяся мошенническими схемами в бизнесе. Криминальная история с элементами мистики. 1990—1991 года — период развала СССР. Простые парни, бывшие военные, уволенные в запас, создают мошенническую фирму. В заключение договоров им помогает бывший сотрудник КГБ, обладающий способностями гипноза. Заканчивается армейская служба Саввы в Венгрии, к нему приезжает брат, тоже уволившийся из армии. Они возвращаются в Советский Союз и организовывают малое предприятие по печати плакатов суперзвезд. Савва создаёт брокерскую контору на торговой бирже, где знакомится с остальными героями книги: Всеволод (Сева), брат Ефим (Фим), двоюродный брат Кузьма (Кузя), друг Ефима — Дмитрий (Диез), директор «СБ» — Кирилл (Кир), Ирэн — жена Севы.
Параллельно, в романе описаны события наших дней. Сева, после расставания с Ольгой, ищет своего брата Фима в далёком нанайском поселении, куда он уехал, чтобы подзаработать денег в родовой рыбацкой бригаде на ловле рыбы и заготовках икры. Он находит его на хуторе недалеко от поселения и выясняет, что истинная причина приезда Фима в это глухое место в том, чтобы найти упавший в тайгу метеорит. Работая в рыбацкой бригаде, Фим, как астролог, предсказывает некоторые события, и они странным образом сбываются. Местные селяне воспринимают его астрологические прогнозы, как «камлание» , возвеличив его в ранг «Шамана». В тайге, Фим находит не упавший метеорит, а некую оплавленную капсулу, начиненную неизвестной компьютерной техникой, использующей цифровые технологии в сети Internet. Проникнув в эту капсулу, Фим приходит к выводу, что она представляет собой потерпевший крушение в плотных слоях атмосферы зонд, возможно, неземного происхождения, для внедрения «токинов»  в систему «блокче;йн» . В руках Фима оказываются ключи и пароли доступа к технологиям, способным обрушить финансовую структуру крупных компаний, использующих технологию «блокчейна» на мировом рынке «криптовалюты».

Все герои книги рождены фантазией автора. Любые ассоциации и совпадения имен и характеров случайны.

***
      Пробираясь сквозь зеленые заросли бесконечных кустарников и дикорастущих соцветий, я вышел на берег огромного озера, вдоль которого, в ложбинке между двух сопок, зеленеющих на фоне ярко-голубого неба, вольно раскинулось село Ачан. Утопая в изумрудной зелени, деревянные щитовые домики всем своим основанием крепко-накрепко вросли в родную нанайскую землю и только крыши с металлическими дымовыми трубами, в тандеме с деревянным распятием электрических столбов, гордо возвышались над водной гладью озера.
Свою историю село Ачан ведет с того момента, когда древний нанайский род Ходжер  основал свое родовое стойбище на берегу озера Болонь, а позже, русские мореходы и землепроходцы построили рядом со стойбищем небольшую крепость и назвали острогом. С того времени прошло более 360 лет. Нанайский народ живёт в гармонии с природой и благодаря природе, поэтому, День рыбака в селе — это основной праздник селян. В этот воскресный июльский день, когда рыбаки и рыбацкие бригады съехались на берег озера Болонь для получения удовольствия от активной рыбалки, я и приехал в село Ачан, пытаясь отыскать следы моего брата Фима, уехавшего на заработки в это далёкое нанайское село, в местную бригаду родовой общины на заготовку рыбы и икры.
«Интересное село, Ачан», — почему-то думалось мне, — «наверное, это место притяжения многочисленных этнографов, лингвистов, собирателей фольклора, а не только желающих рыбачить, а того и хуже — браконьерствовать. Действительно, здесь удивительным образом сохранился язык, старые нанайские песни и ритуальные танцы, обряды и, всё это стало возможным из-за отдаленности села от цивилизации, от крупных городов, от вмешательства в жизни селян официальных властей. Здесь, как бы произошла консервация этнического мировоззрения нанайцев. Да и к тому же, им помогают в сохранении своей идентичности особо сакральные места, окружавшие это национальное село — священная гора Одзял, оберегающая от злых духов, мыс Нергуль — оберег, река Амур, которую нанайцы называют Мангбо и озеро Болонь. На берегу этого чудесного озера рыбаки и охотники просят промысловой удачи, сюда приносят дары и обращаются к духам, молясь на счастье и благополучие», — я остановился на тропинке, ведущей вниз, к озеру, созерцая удивительную красоту дикой природы.
Ачан, в переводе с нанайского — «Встреча» и встречают здесь, особенно в День рыбака, по всем национальным канонам. Чтобы праздник удался, сначала нужно совершить древний обряд «кормления воды» у Священной горы Одзял, чему я и стал свидетелем — так здесь поступают местные рыбаки и охотники. В этот праздник жители делают «араки » и наливают своеобразный горячительный напиток в какую-нибудь лодочку из бересты вместе с рисом и рыбой, и просят удачу, здоровья. Но вопреки моим ожиданиям, этот дармовой горячительный напиток оказался не для внутреннего употребления, а вместе с порцией рыбы и риса, лодочка с араки отправилась в плавание для умасливания духов по водам болонского озера. В это же время меня оглушил звук барабанов — местные жители в национальных костюмах с силой стали стучать деревянными колотушками в огромные шаманские бубны, которые представляли собой обыкновенный кусок кожи, натянутой на деревянный обруч. В этот добрый день все желающие могли прямо на берегу отведать национальные блюда, что я незамедлительно и сделал, так как был голоден после утомительного путешествия. А, вот, меряться силой с нанайскими богатырями, представителями села Ачан, в таком виде спорта как «перетягивание каната», я не стал, хотя желание было, так как знал точно, что «победит дружба». Но более трёх столетий назад на этой земле дружбой и не пахло, скорее порохом. В середине 17 века Ерофей Хабаров со своими товарищами вступил на берег озера Болонь и заложил Ачанский городок-острог. Не все аборигены были рады пришельцам и вместе с маньчжурами пытались атаковать и взять это укрепление. Весной 1652 года маньчжуры выслали под Ачанский городок большое войско, хорошо вооруженное огнестрельным оружием. Завязался жестокий бой, который окончился полным разгромом маньчжур. Это было более трёхсот лет назад, зимовье и чумы давно сгорели и превратились в прах, не оставив никаких следов, а сейчас, в Ачане, на празднике Дня рыбака, сражаются только драконы. Я с удивлением созерцал, как на сцене летней площадки происходила костюмированная схватка двух водных драконов — светлого «пуймура» и тёмного. Схватка была не шуточная и символизировала борьбу добрых и злых духов, где верх, по межнациональной традиции одержали силы добра.
— Здравствуйте, уважаемая! — Обратился я к пожилой рыбачке, стоящей на берегу у самой воды, — а как мне найти здесь одного человека, Ефимом зовут или просто — Фим? Я брат его, Сева, ищу уже много лет — пропал, не слуху от него, не весточки.
— Не знаю дорогой, не здесь ты ищешь, нет у нас тут такого человека. Ефим, говоришь? Нет, не слышала. Не в рыбацких бригадах, не среди приезжих, нет такого человека, видимо какой-то Злой дух решил подшутить над тобой. Что я могу тебе сказать, чем помочь? Разве что… А подойди-ка ты к Священной Горе Одзял и попроси Добрых духов, только хорошо попроси, чтобы они помогли тебе найти твоего брата, или вот ещё, здесь, в наших краях, недалеко от села в километрах десяти, вон за той сопкой… Видишь? Живёт Шаман, давно живёт. Сходи милый человек к нему, он посмотрит на звезды и что-нибудь тебе расскажет о твоём брате. Он очень сильный Шаман, раньше многие к нему ходили, но сейчас не ходят, боятся.
— А почему боятся? — Спросил я пожилую рыбачку.
— Он другой человек, не из наших мест, — ответила она, — не из нашей родовой общины. Да и предсказания его всегда сбываются, и не всегда самые хорошие, вот и боятся люди, — женщина замолчала, задумалась и перевела свой взгляд с меня на зеркальную гладь озера.
 


Рецензии