Круговерть Глава 34

     Вторым по значимости делом Андрей посчитал противостояние всему тому, что скрывает или искажает ту истину, которая только теперь открылась ему, но которая уже на протяжении тысячелетий открывается многим мудрым людям. Только разного рода толкователи закрывают эту истину своими толкованиями и разъяснениями, да так, что до истины уже и не доберёшься.   Ему представлялось, что стоит только разоблачить этих толкователей, и свет истины для людей откроется, и они сами всё поймут. И тогда люди победят в себе животный эгоизм, перестанут совсем быть животными, и не станет угнетения, насилия и войн. Эгоизм и насилие сами собой превратятся в разумное и любовное отношение между людьми. Логика легко всё сводила к одному и выводила туда и так, что лучше и не надо. И мозг стал судорожно искать путей исполнения задуманного. И ни о чем другом думать уже не хотел, отбрасывая ненужные сомнения и вопросы.

     В этом месте я и сам испытывал некоторые затруднения с описанием того момента, когда разум, развивая смысловую систему, в самом себе, — вдруг начинает настоятельно требовать поступка, то есть требует кардинально изменить отношение индивидуума, коим этот разум управляет, с внешним миром. Так, например, заядлый охотник перестаёт вдруг охотиться и становится защитником диких животных, да ещё и мучается совестью, вспоминая сцены убийства зверушек. Или же, к примеру, барин-крепостник, каковым был и сам Лев Николаевич Толстой, вдруг понимает всю несправедливость того, что он сидит на шее крестьян, которые работают постоянную тяжкую работу на земле; и не просто понимает, а разум требует от него поступка, требует отказаться от участия в эксплуатации другого человека, отказаться себе в убыток и раздать землю крестьянам, только для того, чтобы изменить существующий несправедливый порядок жизни. Так было и с подпольщиками революционерами, которые шли на каторгу и на виселицу, чтобы изменить несправедливое, на их взгляд, общественное устройство. А на деле — чтобы поменять естественный ход вещей.

     Это я всё привожу случаи, когда не тот, кто проигрывает, а тот, кто выигрывает, жаждет изменить жизненное устройство, считая его нечестным. При этом жертвуя всем, даже самой жизнью. Как это может быть, если разум зародился в человеке и многие тысячи лет развивался именно как инструмент получения преимущества перед окружающим предметным миром, перед животным миром, перед другими людьми? Тут возможен только один ответ: происходит это оттого, что разум признаёт миропорядок неправильным по отношению к себе, к разуму. Ну, казалось бы, признаёт и признаёт. Но он не только это признаёт, а и толкает в какой-то момент человека на то, чтобы попытаться сломить существующий ход вещей и устроить иной порядок, по своему разумению и волеизъявлению. Разум больше не желает приспосабливаться к условиям и обстоятельствам, а хочет эти самые обстоятельства и условия создавать сам.
 
     И ключевое тут слово — волеизъявление. Это значит, что у человека есть своя воля. Своя воля не только животная, но и человеческая. То есть человек созрел как человек до такой степени, что хочет жить не той жизнью, которую ему предуготовила природа, а выстроить именно свою, человеческую жизнь. Такую жизнь, источником которой будут не животные инстинкты самосохранения, размножения и попечительства, а источником жизни будет собственная система смыслов человека. Жить из собственной системы смыслов это единственная, если разобраться, возможность проявления своеволия. Именно человеческого своеволия в человеке, а не животного.

     Но наш мозг развивался сотни тысяч лет, помогая удовлетворять животные инстинкты и удовлетворяя все известные животные потребности. Невозможно же предположить, что он в один момент вдруг сдастся и перестанет служить животному в человеке, а станет служить человеческому в человеке. В этом и затруднение. Как описать этот переход? Как заставить мозг человека поменять хозяина и описать это правдоподобно? Как здесь не наврать и не напридумывать всякой разной отсебятины?

     Практический разум хитёр, его на мякине не проведёшь. Сколько за последние тысячелетия великих учителей появлялось в деле очеловечивания человека, а воз и ныне там. Практический разум все переиначивает под себя, всё подгоняет под животное начало. Мозг из поколения в поколение заставляет нас есть, пить, совокупляться и развлекаться. Развлекаться для того, чтобы не думать самостоятельно. Лишая этим нас нашей человеческой самости. Или же спасая мир от нашего своеволия, кто знает.



Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/03/1796


Рецензии