Круговерть Глава 34
В этом месте я и сам испытывал некоторые затруднения с описанием того момента, когда разум, развивая смысловую систему, в самом себе, — вдруг начинает настоятельно требовать поступка, то есть требует кардинально изменить отношение индивидуума, коим этот разум управляет, с внешним миром. Так, например, заядлый охотник перестаёт вдруг охотиться и становится защитником диких животных, да ещё и мучается совестью, вспоминая сцены убийства зверушек. Или же, к примеру, барин-крепостник, каковым был и сам Лев Николаевич Толстой, вдруг понимает всю несправедливость того, что он сидит на шее крестьян, которые работают постоянную тяжкую работу на земле; и не просто понимает, а разум требует от него поступка, требует отказаться от участия в эксплуатации другого человека, отказаться себе в убыток и раздать землю крестьянам, только для того, чтобы изменить существующий несправедливый порядок жизни. Так было и с подпольщиками революционерами, которые шли на каторгу и на виселицу, чтобы изменить несправедливое, на их взгляд, общественное устройство. А на деле — чтобы поменять естественный ход вещей.
Это я всё привожу случаи, когда не тот, кто проигрывает, а тот, кто выигрывает, жаждет изменить жизненное устройство, считая его нечестным. При этом жертвуя всем, даже самой жизнью. Как это может быть, если разум зародился в человеке и многие тысячи лет развивался именно как инструмент получения преимущества перед окружающим предметным миром, перед животным миром, перед другими людьми? Тут возможен только один ответ: происходит это оттого, что разум признаёт миропорядок неправильным по отношению к себе, к разуму. Ну, казалось бы, признаёт и признаёт. Но он не только это признаёт, а и толкает в какой-то момент человека на то, чтобы попытаться сломить существующий ход вещей и устроить иной порядок, по своему разумению и волеизъявлению. Разум больше не желает приспосабливаться к условиям и обстоятельствам, а хочет эти самые обстоятельства и условия создавать сам.
И ключевое тут слово — волеизъявление. Это значит, что у человека есть своя воля. Своя воля не только животная, но и человеческая. То есть человек созрел как человек до такой степени, что хочет жить не той жизнью, которую ему предуготовила природа, а выстроить именно свою, человеческую жизнь. Такую жизнь, источником которой будут не животные инстинкты самосохранения, размножения и попечительства, а источником жизни будет собственная система смыслов человека. Жить из собственной системы смыслов это единственная, если разобраться, возможность проявления своеволия. Именно человеческого своеволия в человеке, а не животного.
Но наш мозг развивался сотни тысяч лет, помогая удовлетворять животные инстинкты и удовлетворяя все известные животные потребности. Невозможно же предположить, что он в один момент вдруг сдастся и перестанет служить животному в человеке, а станет служить человеческому в человеке. В этом и затруднение. Как описать этот переход? Как заставить мозг человека поменять хозяина и описать это правдоподобно? Как здесь не наврать и не напридумывать всякой разной отсебятины?
Практический разум хитёр, его на мякине не проведёшь. Сколько за последние тысячелетия великих учителей появлялось в деле очеловечивания человека, а воз и ныне там. Практический разум все переиначивает под себя, всё подгоняет под животное начало. Мозг из поколения в поколение заставляет нас есть, пить, совокупляться и развлекаться. Развлекаться для того, чтобы не думать самостоятельно. Лишая этим нас нашей человеческой самости. Или же спасая мир от нашего своеволия, кто знает.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/03/1796
Свидетельство о публикации №219100300629