Последний из племени Варка

                Последний из племени Варка.

     Как то странно получается… Об индейцах Северной Америка, да и об коренных жителях Южной – племенах могикан, команчей, ирокезах и делаварах, а также об инках и майя, россияне знают (или знали) намного больше, чем скажем о племенах, проживавших в далекие времена в бассейнах таких великих рек, как Амур и Уссури, отошедших к Российской империи по условиям Айгунского (1858 года) и Пекинского (1860 года) договоров.  И это всё благодаря фильмам и книгам: «Последний из могикан», «Виниту – вождь апачей», «Приключение на берегах Онтарио» и многих других произведений. А вот таких же увлекательных произведений о аборигенах Дальнего Востока можно пересчитать по пальцам. Кто то поспешит возразить.. А «Последний из удэге», «Злой дух Ямбуя», книги Арсеньева – но это уже про конец 19-го века и даже 20-й. Почему к моменту первого сплава под руководством генерал-губернатора Восточной Сибири графа Муравьева (он еще не получил тогда приставку – Амурский) по Амуру на некогда плодородных землях, тех самых «пашенных" дауров, о которых в своих «скасках» упоминает Ерофей Хабаров, обитали лишь малочисленные народности: эвены, бирары, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и негидальцы – занимающиеся кочевым оленеводством, рыболовством, охотой и собирательством. Куда делись те самые оседлые дауры, племена варка и во-цзи. Что за огненный каток прошёлся по их нивам и селениям. Чтобы это всё понять  придется перескочить на несколько веков назад.
      Начинать нужно с племен мохэ, переселившихся, как считают наши «учёные» мужи, с Забайкалья, выдавленные оттуда другими многочисленные кочевыми племенами, на территории современного северо-востока Китая и российского Дальнего Востока. Первая государственность было создано племенем сумо-мохэ и называлось Бохай. Правда просуществовало оно недолго (698-926 годы н.э) и было уничтожено киданями, жившими в то время на огромной территории от Ляодунского полуострова до монгольских степей.
     Киданьской империи Ляо (что переводится как железная) платили дань племена мохэ, которые те различали на шу нюйчжи (то есть покорённых), которых они переселили к себе поближе и шэн нюйчжи (то есть диких и непокорённых), проживающих в бассейне реки Хуньтунцзян (современное название реки  - Сунгари). Позже название трансформировалось в чжурчжени.
      Чжурчжени всегда стремились к независимости, среди их вождей выделился племенной старшина Агудай, сумевший к 1114 году объединить племена в государство, которому дали название – Цзинь (золотое). Были разгромлены кидани, которые были частично ассимилированы, а часть их ушла аж в Туркестан, где поучаствовало в создании современных среднеазиатских народов – киргизов и таджиков. Со временем в результате ожесточённых войн было завоёвано одно из двух китайских государств – Северное Сун.
     Империя Цзинь пало в 1223 году под ударами ордынских  войск, но Чингиз-хан к этому времени был уже мертв, Золотую империю добивали тумены его сыновей. Предки современных нанайцев, ульчей и нивхов тысячами погибали при защите таёжных крепостей, обильно поливая кровью родную землю. Огненный вал покатился по землям, населённым пунктам. В районе современного Уссурийска был полностью уничтожен  крупный по тем временам город Суйбинь ( по другим данным Суйпинь) с населением в несколько десятков тысяч человек. Город так и не возродился. Именно в его окрестностях знаменитый путешественник (и военный разведчик-топограф) Пржевальский обнаружил остатки кладбища чжурженей с установленными там плитами и фигурами зверей. Каменная черепаха, стоявшая на могиле чжурчженьского князя Иссыкуя стоит теперь перед входом в краеведческий музей Хабаровска, а плита с погребения в музее Владивостока.
      После завоевания ордой Китая входили в состав империи Юань, первым монгольским ханом на китайском троне был младший внук Чингиз-хана – хан Хубилай. Династия Юань просуществовала с 1271 по 1368 год, но пало в результате восстания «красных повязок» и монгольские вельможи откочевали со своими стадами и слугами на свою историческую родину – в монгольские степи.
      Во времена династии Мин (1368-1644 годы) территория, занимаемая чжурчженями и родственными им тунгусо язычными племенами на картах входило в состав китайской империи, но фактически всё сводилось к раздаче званий, печатей и присылкой подарков. Конечно правители Поднебесной наблюдали за своими якобы подданными.
     Это мнимое спокойствие продолжилось до второй половины 16-го века, пока всё большое влияния на этих территориях стал приобретать один из князей 6 небольших городов-крепостей (маньчж. нингута бэйлэ — 6 князей) в долине реки Суксухэ-бира (совр. кит.Суцзыхэ) - Нурхаци. Судьба которого в чём то напоминает судьбу Чингиз-хана. Его отца и деда убил правитель соседнего города Турунь Никан Вайлан. Юноша поклялся отомстить и с отрядом в 13 человек, таких же бесшабашных как он «сорви-голов», пошел на приступ и захватил город. Никан Вайлан был казнен. Одних старшин и вождей племен он захватил силой, с другими породнился и задаривал подарками, другие сами пришли со своими слугами и воинами. В то время существовало два племенных образований чжурчженей – Маньжоу и Хулунь. В нескольких кровопролитных сражениях отряды  хулуньцев были побеждены, предводители уничтожены, а жители присоединены к победителям. Продолжалось присоединение всех родственных племен.
      Нурхаци  при жизни не назначил наследника и на съезде старейшины избрали своим ханом его восьмого сына –Абахая, которого отец еще с детства берет с собой в военные походы.
    Теперь остановимся на племенных образованиях варка и во-цзи. На территории Приморья после нашествия на Дальний Восток в XIII в. монголов по западным и восточным склонам Сихотэ-Алиня проживали два крупных тунгусоязычных этнических объединения (или союза племен) - во-цзи и варка - предки нанайцев, удэгейцев, орочей.
В китайских источниках сохранились сведения об административно-территориальных округах (лу), функционировавших в XVI-XVII вв. на территории Приморья: Хэлиньлу, Нимачалу, Суйфыньлу, Хуэлу, Яланьлу и др. («Дайцин и тунчжи», цз. 46, л. 5).
 Исследователь Ф.В. Соловьев так указывал границы каждого из них: «Восточное побережье Уссурийского залива, включая нынешний Шкотовский район от р. Майхэ и до зал. Восток, входило в округ Хэлиньлу; бассейн рек Сучана и Судзухэ от южных отрогов хребта Сихотэ-Алиня до моря охватывал округ Яланьлу; в бассейне р. Суйфун и прилегающей к нему территории располагался округ Суйфыньлу; в бассейне рек Даубихэ и Улахэ находился округ Хуэлу; р. Иман и прилегающие к нему районы включались в округ Нимачалу. Все округа назывались по имени рек, на которых они располагались. Округ в территориальном отношении мог представлять собой единый, связанный системой рек и гор, географический район. Так, Суйфунский округ охватывал долину этой реки с ее притоками и горными системами; округ Ялань (Ярань) располагался на одноименной реке с ее притоками и близлежащими другими реками с подступающими к ним отрогами гор Сихотэ-Алиня и т.д. Из китайских источников также известно, что при создании чжурчжэнями в начале XVII в. Маньчжурского государства их вожди Нурхаци и Абахай постоянно совершали походы в Приморье для угона населения в Маньчжурию с целью организации из них особых отрядов.
 Напомню, что кроме родственных чжурчжэням тунгусо-маньчжурских племен варка и воцзи на территории Приамурья и Приморья проживали нивхи (гиляки) и айны. Известна следующая хронология походов по захвату населения.
 В 1607 г. по распоряжению Нурхаци князь Баяла; высокопоставленный начальник Эйду и адъютант Хур-хань с тысячным отрядом выступили против воцзи. Через два года военоначальник Хурхань с отрядом в тысячу человек вторгся в округ Хуэ (бассейн р. Даубихэ) и угнал 2 тыс. семей в Маньчжурию. Еще через год Эйду с таким же отрядом напал на округ Ялань (бассейн р. Сучан, ныне Партизанская), расположенный на территории воцзи, где захватил более 10 тыс. чел.
 В 1614 г. из округов Ялань и Силинь (восточный берег Уссурийского залива) было уведено в Маньчжурию 200 сдавшихся и 1000 плененных семей. В 1615 г. восьмизнаменные маньчжурские войска пошли в поход по двум дорогам на восточные племена. В сражениях было убито 800 чел., пленено 10 тыс. чел. и захвачено 500 семей [Васильев, 1857, с. 26].
 На время всё успокоилось, люди вернулись в свои разрушенные селения, разработали посевы, но агрессия продолжилась. 8 февраля 1635 г. отряды Убахая и Цзингурдая выступили против племен варка, напали на местность Ниманя (Иман) и захватили более 1000 чел. 15 ноября того же года маньчжурские войска напали на Южное Приморье. Они шли четырьмя колоннами. Первая, под командованием Убахая, двигалась на Эхэй-кулунь и Элэюсо; вторая, возглавляемая Доцзили, -на Ялань, Лилинь и Хуэ; третья, во главе с Чжафуни, -на Акули и Нимань (Баку и Иман); четвертая, под командованием Ушита, - на Нолэй и Авань [Маньчжурское владычество..., 1966, с. 91]. Из захваченных аборигенов были сформированы пять особых рот (нюру), в две из них вошли жители бассейна р. Суйфуна (ныне р. Раздольная), а в три - обитатели бассейна р. Иман (ныне р. Большая Уссурка)
Однако наибольшую активность в отношении аборигенных племен Приморья проявил маньчжурский император Канси (1662-1722). Им были даже учреждены поощрительные награды за организацию военных походов. В «Хойдянь шилу» сообщается, что «в первые годы правления императора Канси по всеподданнейшему докладу было разрешено выдавать награды участникам походов по «привлечению» в подданство новых маньчжуров в следующем порядке: за 100 привлеченных семей давалось военное отличие первой степени (Тоудэн цзюньгун), за 80 семей - военное отличие второй степени (Эрдэн цзюньгун), за 60 семей - военное отличие третьей степени (Саньдэн цзюньгун), за 40 семей - военное отличие четвертой степени (Сыдэн цзюньгун), за 20 семей - военное отличие пятой степени (Удэн цзюньгун)» (цит. по: [Рудаков, 1903, с. 372]).
      Не попавшие в плен остатки жителей  варка и во-цзи бежали в панике в тайгу, часто не имея возможности взять всё необходимое. Кузнечную наковальню ведь с собой так просто не унесешь, а где взять железо.. Взятые предметы из железа и бронзы приходили в негодность, терялись  и людям пришлось вновь переходить на более податливые при обработке кость, камень и дерево.
     Маньжуры никогда не делали попыток хозяйственного освоения указанных территорий и никогда не считали их составной частью своего государства. Об этом свидетельствует тот факт, что г. Нингута – форпост маньжуров на Северо-Востоке – даже в 80-90 годах 17 века не был включен в административно-территориальный состав маньжурской империи и считался внешней территорией.
      В 1644 году в Китае вспыхнуло народное восстание и местным феодалам пришлось пригласить маньжурские войска для подавления. Тем удалось подавить народные выступления, но уходить с плодородных земель не хотелось и тогда они основали новую империю –Цин.
      Для поддержки войск основная масса маньжур была переселена в Пекин и 72 важнейших стратегических пункта, земли Маньжоу опустели. Опасаясь влияния русских среди независимых племен Приамурья и Приморья Циньской империи пришлось посылать войска на Амур и здесь произошли несколько столкновений с отрядами Хабарова. После знаменитой пятимесячной осады Албазинского острога, продолжавшейся до мая 1687 года, когда из почти 826 человек ( численность маньжурского войска составляло 6500 человек) в живых осталось 66 защитников и заключения мирного соглашения, подписанного в г. Нерчинске, русским пришлось уйти с Амура. Временно…
 


Рецензии
Добротный исторический очерк.
Прочел с интересом.
Спасибо.

Валерий Ковалевъ   09.10.2023 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо. Я в тех районах проходил военную службу. Служил в укрепрайоне под Дальнереченском (бывший Иман - тот самый район Имань-лу).

Владимир Шевченко   10.10.2023 08:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.