Стащил книгу - открыл мир. 7

     В августе мама уехала. Она рассказала, что теперь работает в Узбекистане, но где она работает, там нет школы или классов с русским языком обучения. Я снова остался один. Снова с бабушкой. Как же получается? У меня есть где-то отец, есть мама, а я чувствую себя сиротой, заброшенным, никому не нужным.

     Слоняясь без дела, я как-то пошел на Мучной базар. На подъёме к нему слева у дороги на длинной подставке продавались книги. Я остановился и стал разглядывать их. Взгляд остановился на книжке «Сын полка». Она лежала с краю. Купить не мог. У меня не было 20 копеек. За искусственным прилавком стояла женщина, которая не обращала на меня внимания. Когда она отвернулась, я незаметно засунул книжку за пояс и прикрыл рубахой. Я решил прочитать её, а затем вернуть.

     Книгу я «проглотил» за сутки: читал безотрывно, даже во время скудного завтрака и ужина. Не замечал, что ел, что пил. Книга увлекла меня целиком. Слава богу, темнело поздно, можно было читать только при дневном свете. Это же рассказ про моего ровесника. Какой смелый и находчивый Ваня Солнцев. Как он выпрыгнул из полуторки. На ходу. Надо попробовать и мне.

     Прочитав книгу, я снова отправился к книжному выносному прилавку на взгорке Мучного базара. Продавщица была та же. Книжку «Сын полка» я спрятал за пазухой. Стал крутиться, разглядывать книжки. Искал подходящую книжку, которая лежала бы с краю. Надо же было положить «Сын полка» и взять другую. Приглянулась небольшая книжка «Русские сказки». Сказки я любил, но никто мне их не читал. И сам не читал. Я не мог пропустить такой момент: я же уже взял почитать повесть о Ване Солнцеве. Возьму теперь сказки. Когда я попытался подменить книжки, продавщица увидела и схватила меня за руку.

     – Ах, ты паршивец! Ты зачем воруешь? Сейчас я сдам тебя милиции, – грозно сказала женщина и стала озираться: нет ли поблизости милиционера.
Такой поворот событий меня напугал: я уже был в милиции, где пригрозили отправить меня в тюрьму. Я взмолился:
     – Отпустите меня! Я не ворую. Я же только хотел взять книжку, чтобы почитать. Вот уже вернул «Сын полка». Я её брал у Вас позавчера. Вон она. Я очень хочу читать. Особенно сказки. Я прочитаю и верну, честное слово! Я живу недалеко. Вон мой дом, – я указал в сторону угла улицы Коммунистической и Сталина.
     Продавщица смотрела на мальчонка уже без гнева и злости, даже с любопытством. Но всё равно крепко держала его руку.
     – Ты правду говоришь? Если хочешь читать, иди в библиотеку. Там дают читать бесплатно книги. А здесь можно только купить, – женщина источала само миролюбие и заботу.
     – А что такое библиотека? И где она находится? – я даже опешил. Не мог представить, что где-то бесплатно можно брать книги, чтобы читать. Я думал только учебники в школах дают бесплатно, а оказывается еще есть специальные дома – библиотеки, где выдают книги для чтения. Мне никто никогда не говорил, что есть такие дома, где дают бесплатно книги почитать.
     – Знаешь, где парк? Иди туда, на улицу Ленина, там и есть городская библиотека, – сказала напоследок продавщица, отпуская мою руку.

     Пробежав по склону, я помчался по улице Абая, нырнул в прохладу парка, выбежал с другой стороны и попал на улицу Ленина. С правой стороны нашел табличку с названием «Областная библиотека». Я с тревогой через узкий коридор вошел в комнату. За перегородкой сидели две женщины.
     – Тебе что надо мальчик, – спросила одна из них.
     – Мне сказали, что здесь дают книги почитать, – с надеждой ответил я.
     – А ты записан в библиотеке?
     – Нет. Если можно запишите и дайте книгу почитать, – смелее произнес я. – И чтобы домой забрать эту книгу.
     Далее всё было, как в сказке: женщина заполнила какую-то карточку, записала фамилию, имя, домашний адрес, школу, где я учусь. И переспросила:
     – Какую же ты хочешь книгу почитать? – доброжелательно и с улыбкой спросила она.
     – Дайте, пожалуйста, книгу про русские сказки.

     Мне выдали книгу. Я с ней отправился в городской парк, нашел свободную скамейку и стал читать. Я наслаждался волшебным миром сказок про Емелю, бабу Ягу, Ивана-дурачка.

     Книга открыла передо мной иной, незнакомый мир.  Я был поглощён жизнью мнимых и реальных героев. Я не только сопереживал им, я действовал вместе с ними. Этот мир был настолько занимателен, что я отказался от многих игр сверстников. Чика, орлянка, испорченный телефон и другие игры стали менее привлекательными. Книга дарила мне душевную теплоту, которой мне не хватало, в них я стал искать ответы на многие вопросы жизни. Книга стала мне единственным молчаливым и мудрым советчиком. Она направляла меня на те или иные поступки.

     Я стал читать запоем, в библиотеку стал приходить два-три раза за неделю. Библиотекари однажды не поверили, что я прочитал все страницы очередной книги, и стали расспрашивать, что было на такой-то странице, о чем там писали. Они зачитывали несколько строк и просили продолжить рассказ. Я смог и пересказать, и даже дословно продолжить текст.

     Тогда же я взахлёб прочитал книгу «Конёк-горбунок». И впервые стал заучивать первые строки этой сказки, приобщаться к музыке поэзии. Читались и запоминались строки этой сказки легко, как будто я сам написал их. Я попросил библиотекарей отдать мне эту книг на долгий срок. Мне дали её на месяц. За месяц я выучил несколько глав. Став постарше, в четвертом классе, я попросил маму купить мне эту книгу. И к седьмому классу я знал наизусть сказку про замечательного друга – Конька-горбунка. Захотелось иметь такого преданного друга. Особенно среди людей. Мне повезло. Они, верные друзья, у меня были. И даже среди собак.


Рецензии