Село Чесма, Чесменский район. История образования

Очерк
    
В 1842—1843 годах при за­се­ле­нии Но­во­ли­ней­но­го;рай­о­на был со­здан уча­сток № 27, позже пе­ре­име­но­ван­ный в по­сё­лок Чесми;нский.   
РЕПЛИКА. Название - Чесма - было дано в честь победы в Чесменском сражении 1770 года в Эгейском море рядом с населённым турецким пунктом Чешме.
Чесменское сражение (тур. ;e;me Deniz Sava;;) — состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года возле и в Чесменской (тур. ;e;me) бухте.
Чешме – населённый пункт в Турции, расположен в 80 километрах к западу от Измира, на полуострове Эритрея, оконечностью Анатолии, напротив греческого острова Хиос.
Две русские эскадры (под командованием адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили и разгромили турецкий флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Ряд населённых пунктов Челябинской области: Лейпциг, Берлин, Париж, Порт- Артур, Варна, Бреды, Фершампенуаз, Арсинский, Кассельский… - также названы в память о победах русского оружия.
Весной 1843 года по степному бездорожью запылили многочисленные обозы. Костяк этих обозов составляли переселявшиеся с Волги казаки, упразднённого царским Указом Ставропольского калмыцкого войска. К ним присоединились, изъявившие желание вступить в казачье сословие, семьи белопахотных солдат из четырех уездов Оренбургской губернии. Обозы шли на строго обозначенные места, которые были определены геодезической экспедицией, прошедшей в этих краях годом раньше.
Станице Чесменской «достался» участок № 27. Он располагался на территории нынешнего Калиновского сельского поселения.
Кто были первыми чесменскими поселенцами? Считается, что основателем Чесмы, как впрочем, и Тарутино, был хорунжий Брябрин. Именно он руководил закладкой этих двух станиц. Однако, среди других первопоселенцев следует назвать и ряд других фамилий - Котельниковы, Сойновы, Щёлоковы, Чухвачёвы, Ерахтины, Голиковы, Кошарновы...
РЕПЛИКА. Отставные, пахотные, белопахотные солдаты - служивые люди допетровской эпохи и отставные солдаты первой половины 18 века.
 Они по закону 4499 от 15 апреля 1831 г. служивые люди, их семьи освобождались от подати и воинской повинности.
Жизнь первых поселенцев Новолинейного района была крайне сложной и неспокойной. Хотя к середине пятидесятых годов XIX века острота приграничных столкновений между казаками и киргиз-кайсаками пошла на убыль, жизнь на границе оставалась тревожной, а  быт поселенцев неустроенной.
Казаки на новых землях поначалу строили землянки. Делалось это не столько из-за бедности и отсутствия строительных материалов, сколько из практических соображений. Суровый климат здешних мест заставлял казаков «закапываться в землю». Землянки меньше продувались ветрами и требовали меньше топлива на обогрев. С точки зрения определённой конспирации, необходимой в приграничье, землянки были менее приметными, чем срубы. С установлением относительного мира на Новой линии в казачьих станицах начали строиться деревянные дома. Специально на эти цели государство выделяло поселенцам строевую древесину.
В 1847 году  станица Чесменская «перебралась» на свое нынешнее место. С чем  был связан этот переезд, сегодня трудно судить, но смею предположить, что чесменским казакам не хватало земельных наделов.
РЕПЛИКА. Видно, на 12 рублей годового жалованья рядовому казаку с семьёй прожить было тяжело,  коли земля стала его основной кормилицей.
Смена местоположения, скорее всего, вызвана стремлением казаков к улучшению условий жизни, большей  привлекательностью данного района: наличием леса, близостью реки и обилием земли, пригодной, как для сельхозугодий, так для ведения животноводства. Совсем не просто бросить обжитое место. На это надо решиться!
Долгое время считалось, что на старом месте остался населённый пункт, который назвали Преображенскими выселками (сегодня на этом месте расположен посёлок Беловка Калиновского сельского поселения - прим. авт.).
Однако, недавно обнаруженные документы заставляют усомниться в этом. В приказе по Оренбургскому казачьему войску № 675 от 3 сентября 1915 года, подписанном генерал-майором Полозовым, говорится: «Журнальным постановлением войскового хозяйственного правления от 31 минувшего августа за № 3690 вновь возводимое казаками Беловского поселка Уйской станицы 2 военного отдела на их дополнительном наделе поселение наименовано «Преображенским» с причислением новосёлов в административном отношении к посёлку Чесменскому Березинской станицы того же отдела» (курсив мой; сведения, безусловно, нуждаются в дальнейшем осмыслении и применении - прим. авт.).
Новое место для своей станицы чесменские казаки выбрали весьма удачно - левый берег реки Тай-Аткан (именно так в то время официально именовалась наша речка - прим. авт.). Почти вплотную к реке на противоположном берегу располагался большой берёзовый массив. Его «осколком» в наши дни является берёзовая роща за Черёмушками, а на восток и на юг от станицы тянулась ровная степь. Земли здесь хватало всем казачьим семействам.
Обосновываясь на новом месте, поселенцы начали возводить свои жилища. Поначалу -  всё те же землянки, служившие времянками. Рядом закладывались и строились капитальные жилища. Первые дома были неказистыми, т.н. однокамерными с пристроенными сенями. Такие дома долгое время ставились на «сохи»: вкопанные в землю толстые лиственничные пни. Нередко, в виду определённого дефицита лиственничной древесины, сохами служили обожжённые сосновые бревна. В целях экономии строительных материалов зачастую казаки строили свои дома из сосновых плах (разрубленные вдоль бревна - прим. авт.). В 60-70-ых годах XIX в., когда семейства первых поселенцев «разрослись», началось возведение более сложных по конструкции домов - «связей», «пятистенков», «крестовиков». Такие постройки сохранились в Чесме и поныне. Они прилегают к «плацу» (так было принято называть центральную площадь посёлка, на которой располагались церковь, станичная управа, школа - прим. авт.).
Дома строились вдоль улиц. Более поздние постройки выходили на улицу своими торцовыми сторонами.
Покрывались дома  «лубьями» (деревом - прим. авт.), соломой и камышом. Специальным указом предписывалось: «...пропитывать крыши домов глинистым раствором, дабы не допустить возгорания...».  Позже зажиточные казаки покрывали свои жилища кровельным железом.
«Центральное» место в домах казаков занимала печь. Она, как правило, располагалась слева от входа в дом. Над входом располагались полати. «Красный» угол, в котором размещались иконы, наградные грамоты, а позже и памятные фотографии, находился по диагонали от входа.
Именно в те далекие годы были заложены современные чесменские улицы Ленина (долгое время, даже после Октябрьской революции, эта улица называлась «Большой» - прим. авт.), Советская, Волошина, Колхозная, 50 лет ВЛКСМ. Квартальная планировка, заметная в центре Чесмы и сегодня, создавалась многочисленными переулками. Одним из таких переулков, называемым Амбарным, была современная улица  Чапаева.
Вплоть до революции, Чесма располагалась только на левом берегу Туеткана. Правый берег стал осваиваться гораздо позже. Приведём документальное описание Чесмы, датированное 1904-ым годом. «Посёлок, расположенный на местности ровной, удобной для поселения, и окружен с трёх сторон речкой Таяткан и логом Калмыцким. Речка, представляющая границу с южной стороны посёлка и которая образуется из близ находящихся от посёлка родников, имеет берега пологоспускающиеся и при самом значительном скоплении воды, весною во время таяния снега, как сказалось из расспросных сведений, речка не наносит вреда поселению. Относительно же лога, упомянутого выше, который граничит поселение с северной и восточной стороны можно сказать то, что он, как и речка, имеет берега пологие, вода бывает в нём только весною, во время стока, почему относя описания урочища к разряду неопасных для построек...» ( здесь и далее стилистика, орфография и пунктуация оригинала  документа сохранены - прим. авт.).
Долгие годы расширение казачьих станиц и посёлков сдерживалось вследствие существовавшего запрета на поселение в этих краях лиц не казачьего происхождения. К началу ХХ века в Чесме насчитывалось лишь 267 дворов. Размеры посёлка по нынешним меркам были невелики. Так, в деле «по распланированию посёлка..., ведения в лета 1904 года младшим землемером Зыковым» сохранился интересный документ, имеющий название «Общественный приговор». В нём в частности говорится: «Мы, нижеподписавшиеся,... быв сего числа на поселковом сборе при поселковом правлении, в присутствии кандидата (так в то время называлась должность заместителя атамана - прим. авт.) по атамане нашего посёлка казака Василия Корюкина постановили настоящий приговор в том, что добавочные поместья для постройки домов желаемо, чтобы были нам прирезаны в низ по речки Таяткан до второго лога в ширину от берега речки до заднего конца поместья Степана Щёлокова и частию в верх по речки в линию всего посёлка, в том подписуемся...».
К сожалению, пока мы не знаем имён первых атаманов Чесменской станицы. Заметим, изначально атаманы (назывались начальниками - прим. авт.) станиц и посёлков Новолинейного района назначались «сверху». Это было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, Оренбургское казачье войско было первым, которое создавалась не стихийно, а по решению властей. Во-вторых, поселенцы были «разноплемёнными», не знали друг друга и выбрать из своей среды «вожака» не могли.
С 60-ых годов XIX века казаки выбирали себе атаманов сами.
Утверждение атаманов проводилось как на уровне полков, так и на уровне Войскового Правления.
В приказе по Оренбургскому казачьему войску от 13 июня 1858 говорилось: «...назначен начальником Чесменской станицы хорунжий Ларион Бектюев» (курсив мой - прим. авт.). Заметим, что через три года в другом уже приказе упоминалось: «...произведен из хорунжих в сотники начальник Чесменской станицы Бектюев».
Интересны, на наш взгляд, и такие приказы: «...20 июня 1859 года перемещён старший писарь №7 ОКП (Оренбургского калмыцкого полка) урядник Захар Тотовцев в Чесменское станичное правление, отчислен старший писарь казак внутренней службы Филипп Токарев из Чесменского правления...»;
«...28 июня 1860 года определён на полевую службу №7 ОКП младший писарь Чесменского станичного правления казак Александр Казанцев, перемещён в №7 ОКП полковой писарь Чесменского станичного правления Илья Захаров»;
«...22 января 1861 года произведён в урядники ученик военной школы для офицерских детей №7 ОКП Александр Казанцев. Урядник Остроленской станицы Яков Казанцев определён младшим писарем в Чесменское станичное правление....»
Если говорить о статусе Чесмы, то за всю её многолетнюю историю положение поселения в административном устройстве не единожды менялось. Изначально это была станица, позже она стала центром станичного юрта. К слову заметим, раньше считалось, что такой статус в своё время имела только Березинская станица. Но вот архивные данные свидетельствуют «....Полковое Правление №7 полка, от 22 февраля 1864 года за № 1173 доносит мне, что существовавшая в Чесменском станичном юрте на людях эпидемическая болезнь горячка прекратилась». (Выписка из рапорта Наказного атамана Оренбургского казачьего войска на имя Генерал-губернатора № 536 от 17 марта 1864 г. - прим. авт.).
Потом Чесменский посёлок вошёл в состав Березинского юрта, а  после 1917 года  он -  в составе Тарутинской станицы. Короткое время посёлок Чесменский относился к Бородиновской станице.  В 20-ых годах XX-го века посёлок входил в состав Калиновского сельсовета...
Мирские и духовные власти Оренбургского казачьего войска понимали, казакам, нёсшим свою ратную службу, была  нужна поддержка церкви, способной укрепить дух поселенцев и способствующая выполнению ими обязательных религиозных обрядов.
Первое упоминание о церкви в Чесме  относится к 1851 году. Именно 5 октября этого года в Чесму были направлены первые служители местной церкви - священник И.А. Темперов и дьячок К.А. Андреев. Служили они в часовне, установленной  на том самом месте, где сегодня размещается Районная детская библиотека. Первая часовня, как временная церковь, позднее освещённая во имя Святого Николая Чудотворца, была куплена в одной из старых казачьих станиц и перевезена в Чесму. Постоянная церковь была построена в 1894 году (подробнее об истории Никольской церкви читайте в очерках «Малиновый звон на заре» и «Если мы не манкурты», опубликованных  в газете «Степные зори» № 67 - 77 за 2007 г.- прим. авт.).
Важное место в жизни казаков занимала забота о грамотности детей. Инициированное командованием войска обучение детей было поддержано на местах, и это позитивно отразилось на уровне грамотности не только детей, но и всего населения.
Первая школа в Чесме была открыта в 1848 году.  На должность учителей назначались казаки из числа грамотных. Время нахождения их при школах засчитывалось за действительную службу.
К исполнению своих обязанностей учитель мог приступить только после принятия специальной присяги, текст которой был утверждён Наказным атаманом Оренбургского казачьего войска. К присяге учителя, как правило, приводил священник местной церкви, а при его отсутствии - поселковый или станичный атаман.
В своеобразной «Должностной инструкции» учителей той поры говорилось: «Каждый учитель обязан на вверенных ему учеников равно обращать своё внимание и всегда помнить, что он приготавливает членов целого Отечества, а потому должен работать с желаемым благовоспитанием юношества. Таким образом, объясняя ученикам своим святые истины христианской веры и правило добродетели, он должен стараться, чтобы вверенные ему дети не только без затруднений понимали его наставления, но и привыкали чувствовать всю важность оных и важность своих настоящих и будущих обязанностей к Богу, Царю, поставленным над ними властями, к самому себе и ближним».
Архивы сохранили для нас имена некоторых учителей, работавших в Чесме в дореволюционный период:
«...3 ноября 1860 года определен в №7 ОКП урядник Илья Темников учителем Чесменской станичной школы, а учитель урядник Иван Абдиев - из Чесменской школы в Вернинскую отрядную школу...»;
«...Приказ № 24 от 1912 года: За отличия неслужебные серебряной медалью на Александровской ленте всемилостиво пожалован Чесменской мужской школы Березинской станицы учитель казак запасного разряда Владимир Смяткин. Временно исправляющий должность начальника штаба Оренбургского казачьего войска войсковой старшина Прытков».
Экономика Новолинейного района на первоначальном этапе была неразвитой. Собственно, в условиях полувоенного положения иного и не могло быть. С установлением мирной жизни в казачьих поселениях начали развиваться торговля и ремесленничество. Заметим, этот процесс также начинался по инициативе властей.
Обратите внимание, какой упор автор статьи делает на полезные "инициативы властей" царской России и как в дальнейшем при каждом "удобном" случае будет шпынять Советскую власть.
Изначально поселенцам помимо несения караульной службы было необходимо заботиться и о «хлебе своем насущном». Они должны были обрабатывать свои земельные наделы. Заметим,  наделы были немалыми. И приходится только удивляться трудолюбию наших предков.  Казаки Новолинейного района кормили и себя, и отправляли выращенный хлеб  и скотину на продажу.
Для Чесменской станицы были официально установлены дни проведения ежегодных ярмарок -  9 мая и 6 декабря (по старому стилю - прим. авт.), а каждый вторник здесь проводился базар. В 1913 году «график» ярмарок и базаров в поселке Чесменском изменился: «...Приказом номер 748 от 30 октября 1913 года разрешено жителям Чесменского посёлка Березинской станицы открыть в их посёлке трехдневную ярмарку с 1 по 3 ноября каждого года и еженедельный базар по воскресеньям. Подлинный подписал временно исправляющий должность Наказного атамана генерал-майор Нестеровский».
С отменой запрета на поселения в Новолинейном районе лиц не казачьего сословия торговля значительно расширилась. В Чесме открылись торговые лавки, которые значительно стимулировали денежное обращение. Особо знаменитыми были лавки купца третьей гильдии Дмитрия Ивановича Харитонова. На всю округу они славились не только своим товаром, но и, как сегодня принято говорить, рекламными акциями. Каждый, купивший в лавке товар на сумму более 1 рубля, награждался купцом различным галантерейным ширпотребом.
В начале XX века в Чесме уже работало 3 мельницы, одна из которых была паровой. Её хозяином был Павел Дмитриевич Котельников. Услуги по выработке сливочного масла оказывали сразу три  маслобойни, принадлежавшие Тихону Рыжкову, Алексею Тихонову и Сергею Капустину.
Одним из событий, случившихся в Чесме и попавших на страницы губернских газет и войсковые приказы, стал сильнейший пожар, произошедший 22 июня 1911 года. Эта трагедия в своё время была подробно описана А.Н. Беликовым. К ней мы добавим следующее. 24 июня 1911 года поселковым атаманом С.И. Ильиным было издано распоряжение о создании поселковой пожарной дружины. В том же году здесь была построена первая каланча. Так что 24 июня можно по праву считать днём рождения Чесменской пожарной охраны.
Наш рассказ о Чесме не был бы полным, если бы мы не упомянули о Матушкином хуторе. Этот населённый пункт в административном плане входил в состав Чесменского посёлка.
История его возникновения такова. Земельный надел в размере 150 десятин в своё время был дарован вдове офицера Березинской станицы Никиты Матушкина, находившегося в строю с 1822 по 1857 гг. и принимавшего участие во многих боевых операциях. Этот надел перешёл по наследству одному из сыновей бравого казака Георгию, тоже человеку незаурядному. Дослужившись до звания войскового  старшины, Георгий Никитович Матушкин стал атаманом станицы Степной. О заслугах этого человека говорят и его награды - ордена Святого Станислава и Святой Анны. Причем, каждый из орденов Матушкин получил за боевые заслуги сразу двух степеней.
На этом наделе и жили крестьяне, которым земля была сдана в аренду. В 1916 году здесь располагалось 15 домов, в которых проживало 125 человек (позже Матушкин хутор «слился» с 6-ым переселенческим участком и вошёл в состав колхоза им. Шевченко; официально из перечня населённых пунктов Челябинской области Матушкин хутор был исключен лишь в 1958 г. - прим. авт.).   К 1917 году Чесменский посёлок подошёл достаточно крупным населённым пунктом в 349 домов, в которых проживало 2447 человек.
В историю Чесменской станицы вошло и имя есаула Николая Федоровича Толхаева, которого сегодня бы назвали крепким хозяйственником. Он долгие годы служил смотрителем складов второго военного отдела Оренбургского казачьего войска (хорошая кормушка). Толхаев владел в Чесме одним из самых больших домов, построенном по «городской» моде. После Октябрьской социалистической революции второй этаж особняка был разобран. Из этих брёвен возвели здание, где сегодня размещается пограничная комендатура. В самом «толхаевском» доме одно время размещались школа и военкомат. Сегодня здесь - центр социальной защиты населения.
Октябрьская революция расколола наш край, как и всю страну, на два враждующих лагеря. Мы не будем углубляться в эту тему. Заметим лишь, посёлок Чесменский оказался в некоторой стороне от полей сражений.
РЕПЛИКА. Правильнее было бы сказать, что отсутствуют дотоверные сведения об участии чесменцев в гражданской войне.
Если же сверить списки жителей п. Чесменский до и по окончания гражданской войны, то многих жителей, особенно мужчин, в нём не окажется. Кто и на какой стороне, а то и на обеих, воевал, как это порою случалось? Судьба многих чесмян неизвестна до сих пор.
В доступных на сегодняшний день источниках Чесма упоминается лишь единожды. В дневнике военного комиссара 214-го Симбирского полка Н.И. Кирюхина говорится: «...утром (13 августа 1919 года - прим. авт.) посылали взвод конной разведки для занятия отрога Чесменского, откуда можно было связаться с бригадой Каширина, но тоже неудачно: разведка, отъехав на 5-6 верст, тоже наткнулась на белых, которых было 70 - 80 человек...»
В нашем районе до сегодняшнего дня существует «легенда» о некой приверженности казаков отдельных станиц «красным» или «белым». В действительности реальность была иной. Тогда была такая сумятица, что было не понятно, кто за кого. Судите сами. В самом начале 18-го года по призыву войскового круга казаки наших станиц должны были выступить против большевиков, захвативших к тому времени власть в Троицке и Оренбурге.
РЕПЛИКА. Автор до сих пор не разобрался с положением дел в Советской России после Октября 1917 года.
Советская власть была принята практически повсеместно и бескровно. Отдельные акты неповиновения были в Москве (где противники новой власти подняли на восстание юнкеров и забаррикадировались в Кремле), в сибирских городах - Омске и Томске... Троицк, почему-то нигде не фигурирует, как восставший против Советов, поэтому его и не надо было захватывать. Или автор знает нечто другое, так пусть сошлётся на исторические документы.
На этот «клич» отозвался только небольшой отряд казаков Новоеткульского поселка, который выдвинулся к Троицку, но «переморозившись», повернул домой. В июне того же года началась  насильственная мобилизация казаков в армию Колчака и Дутова.  После их разгрома пошёл другой процесс: мобилизация в Красную Армию....
С установлением советской власти в октябре 1917 г. поселению Чесменский был возвращён статус станицы. Начали формироваться новые органы власти. Председателем станичного Ревкома был избран Петр Мефодьевич Чернышёв, председателем поселкового Ревкома - Яков Григорьевич Крохин. Ревком на Матушкином хуторе возглавил Иван Харитонович Перерва, а в Преображенских выселках - Зосим Ильич Лычагин.
Первая Мировая война, Великая Октябрьская социалистическая революция и последующая за ней гражданская война существенно подорвали хозяйственный комплекс посёлка, торговля была свёрнута, производство зерна и мяса резко сократилось.
Если к этому добавить введённую советским правительством продразвёрстку и неурожай 1921 г., то станут понятны причины голодного мора 1921-1922 гг.
РЕПЛИКА. Опять дикое невежество автора или его ярый слепой антисоветизм?
Продразвёрстка была введена в Российской империи 2 декабря 1916 года.
Продналог — твёрдофиксированный продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки, был первым актом Новой экономической политики Советской России.
РЕПЛИКА. Автор, надо полагать, - враг СССР "запамятовал" о Первой Мировой войне, когда в России уже в 1915 году остро ощущалась нехватка хлеба и продуктов...
В период становления советской власти, в РСФСР произошло два больших неурожая подряд (1920 и 1921 гг.) в совершенно исключительных условиях, когда народное хозяйство страны ещё не успело восстановиться после Первой мировой войны, а также гражданской войны и иностранной интервенции, и находилась ещё вне сферы мирового хозяйства, что во много раз усилило последствия неурожаев на народное хозяйство...
В 1921 - 1922 годах Советской России ещё продолжалась гражданская война.
Хорошо, хоть о страшном неурожае 1921 года в России упомянул вскользь, а вот неурожайный 1920 забыл (или не знал?).
Чесменцы, как, впрочем, и жители других станиц и посёлков,  вымирали целыми семьями. О тех страшных временах красноречиво рассказала газета «Советская правда»: «...в Чесменском посёлке Троицкого уезда население с самой осени кормится древесными листьями, суррогатом всех сортов, едят падаль. Сейчас и суррогата всё меньше и меньше. Люди умирают от голода. В открытой столовой (сегодня в этом здании располагается местное отделение судебных приставов - прим. авт.) кормятся только 250 детей. Нужна столовая ещё на 1500 человек. Если помощь, хотя бы самая маленькая, оказана не будет, половина населения умрёт, не дождавшись урожая»...
РЕПЛИКА. Голод царил во всей Советской России. Советское правительство принимало все усилия для его предотвращения , для уменьшения его последствий. Капиталистические правительства устроили полную блокаду СССР и не продавали зерно, другие продукты питания даже за золото.
И только великий норвежец Фритьоф Нансен, посетив Советскую России и воочию убедившись в страшном положении людей, показал Европейской общественности фотографии и другие документы о страшном голоде в нашей стране.
Благодаря его неуёмной энергии и настойчивости, была пробита брешь в экономической и продуктовой блокаде СССР.
Фри;тьоф Ве;дель-Я;рлсберг На;нсен (норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen; 10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России.
Ещё в 1920 году, анализируя положение в России, Нансен предсказывал начало серьёзного голода. Он по собственной инициативе занялся проблемой голода (в Советской России), который прямо затронул более 30 миллионов человек в стране, охваченной гражданской войной. Это сильно повредило репутации Нансена, которого стали обвинять в «большевизме» и отстаивании интересов советского правительства. Лига Наций отказалась принять участие в помощи голодающим. Нансену пришлось привлекать к помощи частные организации. К сожалению, его усилия имели довольно скромный результат. Побывав в России, Нансен с негодованием говорил на сессии Лиги 30 сентября 1921 года: Положение таково: в Канаде нынче такой хороший урожай, что она могла бы выделить зерна втрое больше, чем необходимо для предотвращения страшного голода в России. В США пшеница гниёт у фермеров, которые не могут найти покупателей для излишков зерна. В Аргентине скопилось такое количество кукурузы, что её некуда девать и ею уже начинают топить паровозы. Во всех портах Европы и Америки простаивают целые флотилии судов. Мы не знаем, чем их загрузить. А между тем рядом с нами на Востоке голодают миллионы людей. Наше мероприятие можно осуществить не иначе, как с поддержкой Лиги. Пусть Лига Наций придёт нам на помощь, и давайте не будем лицемерить. Будем смотреть фактам в лицо, примем их такими, каковы они на самом деле. Правда ли, что в настоящий момент правительства никак не могут выделить 5 миллионов фунтов? Они не могут сообща набрать эту сумму, а ведь она составляет лишь половину того, во что обходится постройка одного боевого корабля! Пища лежит в Америке, но некому её взять. Неужели Европа может сидеть спокойно, ничего не предпринимая для того, чтобы доставить сюда пищу, которая нужна для спасения людей по сю сторону океана? Я не верю этому. Я убеждён, что народы Европы заставят свои правительства принять должное решение..."
В старой части местного кладбища есть большой безымянный холм, заросший травой. Это братская могила наших земляков, умерших во время голода.
20-ые годы XX - го столетия вошли в историю Чесменского посёлка, как время восстановления и развития. Постепенно начинает осваиваться правый берег Туеткана, появляется т.н. Белорусский посёлок, который заселили плановые переселенцы из Белоруссии. Поначалу местное население встретило «новоселов» настороженно, на почве чего иногда возникали бытовые неурядицы. Постепенно этот разлад сошел на нет.
В 1928 году в близлежащем березняке застучали топоры и завизжали пилы. Здесь началось строительство больницы. Заметим, что кирпич, крепость которого восхищает многих и сегодня,  для новостройки изготавливали на месте. Для этого неподалёку был построен кирпичный завод.
Несмотря на большую бытовую и хозяйственную занятость, местное население умудрялось ещё и развлекаться.  Конечно, зачинщиками развлечений была молодёжь. Но нередко к этим «забавам» подключались и зрелые мужики.
Ещё с давних времен переулок, который сегодня называется Школьным, служил своеобразной границей между «микрорайонами» посёлка. И этот «рубеж» был местом проведения кулачных боев, в которых нередко принимали участие и стар, и млад. Поводы для стычек были самыми различными. Порою «бои» проводились ради развлечения. И эта «традиция» выяснения отношений «стенка на стенку» сохранялась в Чесме вплоть до 30-ых годов XX столетия.
Другим развлечением, особенно молодёжи, стала своеобразная карусель, которую ещё до революции установили на «плацу». Устройство «карусели» было весьма примитивным. На длинный столб сверху закреплялись длинные верёвки с петлями. Катающийся вставлял одну ногу в петлю, другой отталкивался от земли и крутился. Согласитесь, весьма рискованное развлечение.
Детвора играла в «чижика», «ножички»... Подростки увлекались «бабками» или «асиками».
После закрытия  в 1930 году Никольской церкви у чесменской молодёжи появился клуб. Взрослое население поначалу считало неприличным устраивать какие-либо развлечения в храме. Но постепенно бывшая церковь стала центром культурной жизни всего посёлка. Особой популярностью у всех слоёв населения были спектакли, которые устраивали комсомольцы. По воспоминаниям старожилов, наиболее яркой постановкой самодеятельных артистов стал спектакль «Стенька Разин». Молодёжь играла настолько горячо и вдохновенно, что по ходу действия «княжну» выбрасывали в окно точно так же, как лихой атаман в свое время бросал несчастную за борт  своего челнока.
Имена первых комсомольцев - чесменцев сегодня уже почти забыты. Поэтому считаем своим долгом вспомнить их поимённо, тем более, что многие из них погибли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Вот их имена: Геннадий и Степан Щёлоковы, Матвей Вьюшкин, Тимофей Романов, Вера Лазарева, Егор Ляпунов, Анна Назарова, Фома Щукин...
На счету первых комсомольцев станицы было немало славных дел. Сегодня уже мало кто помнит, как подростки разбивали сиреневый сад, устанавливали скамейки во дворе клуба, строили танцплощадку...
В 1966 году на месте старого клуба был построен районный Дом культуры, который носил имя "50-летия ВЛКСМ".
Чесменский район был образован 18 января 1935 года за счёт разукрупнения Троицкого, Варненского, Качкарского и Нагайбакского районов. Район расположен на землях, некогда входивших в т.н. Новолинейный оборонительный район Оренбургского казачьего войска.
  Поселение получило своё современное название "Чесма" (именно Чесма, а не Чесменская, Чесменский и даже Чесминский - прим. авт.).
 18 января 1935 года принято считать за День основания Чесменского района и поселения Чесма.
Знаменательным событием 30-х годов прошлого века стало создание в Чесме колхоза «Красный партизан». Его первым председателем был избран Александр Семёнович Антонников, чьё имя сегодня носит одна из улиц районного центра.
В конце 30-ых годов XX - го столетия в Чесме строятся два деревянных здания для школы, которая получает статус Средней. Одно из этих зданий сохранилось и сегодня, в нём располагается служба вневедомственной охраны. На месте второго здания  в 60-ых годах было построено здание Чесменского РОВД.
Первый свой выпуск  Чесменская средняя школа сделала  21 июня 1941 года...
В настоящее время в Чесменском районе 32 населённых пункта, которые объединены в 12 сельских поселений.
История посёлков связана с этапами заселения здешних мест.
Село Тарутино, посёлки Березинский, Натальинский и Углицкий основаны казаками -первопоселенцами в 1838-1858 г.г.; посёлки Новоеткульский, Редутово ( изначальное название Резутово), Порт-Артур ( изначально – Михайловский), Беловка организовывались казаками при плановом переселении (Столыпинская реформа) в начале ХХ в.; Новоураинка, Калиновка и Клубовка появились после Великой Октябрьской социалистической революции: заселены переселенцами из Украины и центральных районов России, село Светлое – детище освоения целинных земель в середине прошлого века. В 2006 году в районе появился новый населённый пункт – посёлок Огнеупорный, переданный согласно межгосударственному соглашению из Казахстана в состав Российской Федерации.
Количество населения Чесменского района — 21 тысяча человек. Кроме русских, в районе немалое число казахов, украинцев, татар, башкир, белорусов, мордвы и др.
Нередко отдельные посёлки — это места компактного проживания людей одной национальности. В частности, в Редутово живут татары, в Беловке — мордва, в Тарасовке — украинцы.
В районе широко отмечаются праздники разных народов (Сабантуй, День Ивана Купала, Наурыз и др).
Экономика района, в основном, представлена развитым сельскохозяйственным производством. В последние годы начала развиваться и добывающая промышленность (Клубовское мраморное месторождение). Хорошими темпами развивается малый бизнес.
В районе работают 30 школ, в т.ч. 17- средних; 20 дошкольных учреждений, детский дом «Светлячок», филиал профтехучилища на 150 мест, филиалы Магнитогорского гос. университета и Современного гуманитарного университета.
Медицинские услуги населению оказывают Центральная районная больница, 2 участковые больницы, 1 врачебная амбулатория и 26 фельдшерско - акушерских пунктов.
Чесменский район находится на границе Урала и Западно - Сибирской низменности.
В районе большими темпами развивается спортивное движение. Построены физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, стадион.
В 2008 году открыта детско-юношеская спортивная школа.
В районе - широкая сеть учреждений культуры, в том числе 3 модельных библиотеки.
7 коллективов художественной самодеятельности имеют звание «Народный».
Гордостью района является историко-краеведческий музей им. А.Н. Беликова, где собраны уникальные экспонаты, которых нет в других музеях Южного Урала.
На территории Чесменского района расположены два охраняемых государством памятника природы — реликтовый лесной массив «Чёрный бор» и целебное Горько - солёное озеро.
Мы не ставили своей целью рассказать об истории Чесмы все «от и до». Да и рамки данной публикации не могли этого позволить.
О многом, особенно о развитии села в послевоенный период, в своё время рассказывала районная газета. Немало материалов есть и в нашем районном Краеведческом музее.
Публикуя этот очерк, мы рассчитываем на то, что современная молодёжь прочтёт его и посмотрит на знакомые улицы совсем другими глазами.
Главной задачей, на наш взгляд, должен был стать рассказ о событиях и людях, которые в силу различных обстоятельств были забыты. Если сегодня об этом не вспомнить, то факты истории образования Чесмы и Чесменского района могут быть забыты навсегда.
Насколько это получилось, судить вам, уважаемые земляки.
РЕПЛИКА. Молодёжь будет иначе смотреть и понимать историю Чесмы, историю страны, если их не будут искажать и перевирать на каждом углу все, кому не лень (особенно псевдо демократы, невежды и ярые антисоветчики, вроде Дубинина).
РЕПЛИКА. Е. Дубинин использовал, практически один к одному, имеющиеся сведения о Чесме, привнеся к ним личную ненависть ко всему советскому, что не делает ему чести.
Е. Дубинин
Редакция и Реплики Анатолия Сойнова


Рецензии