Клетка

Текст-тренинг на тему "Психологический портрет" для сообщества "Новый лист" (https://vk.com/noviylist)


Небо уныло роняло на город хрупкие осенние лучи. В стеклах луж отражались обнажающиеся деревья и рассыпанные по облакам птичьи стаи. После летней жары свежесть осеннего воздуха приятно холодила улицы и умы людей. Птицы улетали, освобождая место для новых движений мысли человеческой.

У белого широкого приземистого здания Музея искусств толпились люди. Они обсуждали яркие афиши гастролирующей выставки.

По направлению к толпе алчущих духовной пищи двигалась тоненькая фигурка. Песочного цвета пальто, чуть прикрывающее колени, чёрные ботинки с блестящими листиками-пряжками, красный шарф-хомут, опутавший шею мягкими волнами, из которых выглядывала головка с симметричным чёрным каре. Два больших коричневых глаза опасливо разглядывали собравшихся.

- Кто крайний? - тихий голос утонул в бухтении толпы. Ответа не было. - Кто последний на выставку? - более громко спросил мягкий девичий голос, мелодично скрипнув.

Полная женщина в вязаном берете оглядела девушку и ответила небрежно:
- За мной будете!
Девушка улыбнулась сжатыми бледными губами и закивала. Отошла в сторонку, не теряя из поля зрения очередь, достала брошюрку из маленькой рыжей сумочки с наклеенным значком в виде собачьей лапки. Бегло принялась читать. Ветер налетал порывами и пробирался под пальто. Девушка куталась в шарф и тёрла ногу о ногу.

Пухлые пальцы с остатками лака на ногтях листали аннотацию к выставке. “Внутри” - резала глаза яркая надпись. “Мир внутри всегда удивительнее, чем снаружи” - прочитала девушка шёпотом и оглянулась. Люди прибывали. Женщина в берете указывала в её сторону пальцем и громко говорила: “Вон она! Эта недалёкая! Заняла очередь, а сама утопала куда-то.”
Лицо девушки полыхнуло. Она спрятала яркий листок в карман и подошла ближе.
- За мной занимали? Да? - тихо спросила она у смотревших на неё с укоризной людей.
Женщина причмокнула и закатила глаза.

Красные двери музея открылись. Толпа заволновалась, начала теснится ко входу.
- Следующие пятнадцать заходи! - скомандовали двое мужчин в белых одеждах. Они смотрели на собравшихся и широко улыбались.
Отсчитав нужное количество посетителей они вновь заперли двери.
Песочное пальто и красный шарф повисли на крючке в гардеробе, оставив их хозяйку в клетчатом платье.

- Приветствуем вас на нашей выставке! - громко зазвучало из динамиков откуда-то под потолком. - Мы приглашаем вас в удивительный мир современного искусства и предлагаем познакомиться с тем, что находится ВНУТРИ. Философию этого слова раскроет вам художник Эдель Вейс. Вас ждут незабываемые приключения волнующие душу, будоражащие разум, оставляющие неизгладимый след внутри. А сейчас проследуйте в кассу и оплатите вход!

Девушка неуверенно прошла к кассе. Подала в окошечко цветную бумажку. Женщина в белом халате рассмотрела её, скривила рот в ухмылке:
- Такие абонементы только для студентов! Ты студент?
- Да. Студент. - на щеках девушки проявились розовые пятна, и она закопалась в сумочке. Выудила оттуда маленький документ в обложке с котёнком и развернула в лицо спрашивающей.

- Зинаида Гольдблюм? - недоверчиво прочитала женщина. - Третий курс биоинформатики?
- Ну да. - закивала девушка.
 
Послышались звуки выезжающей кассовой ленты и в окошечко просунулась тонкая золотистая полоска.
Зина взяла её в руки и посмотрела на других. Люди прикрепляли полоску на запястье. Девушка тоже сделала себе браслет, который очень гармонично смотрелся на её руке, увитой фенечками из макраме.

Черные пластиковые двери разъехались и впустили посетителей в первый зал, стены которого были выкрашены в чёрный. По углам стояли зеркала, на потолке пульсировали светящиеся нити, напоминающие синапсы. Люди разбрелись по залу и рассматривали каждый уголок. Фотографировали.
Зина обняв себя руками робко оглядывалась по сторонам. Медленно она подошла к стеллажу с фотографиями. На фото были изображены какие-то мутные пятна. Зина наклонилась поближе, чтобы рассмотреть, но фото вдруг резко сверкнуло и стало пауком. Девушка отшатнулась назад. Схватилась рукой за сердце и шумно выдохнула. Замигала большими глазами.

Люди вокруг что-то бурно обсуждали, охали, вскрикивали, смеялись. Зина осматривала зал и светящиеся лица. “Ну и выставка. Это и есть современное искусство? А где же картины и статуи? Боже мой, это что, ящик с гнилыми помидорами?” Она подошла ближе и ощутила характерный запах. Заткнула нос и спиной вперед стала отходить в центр зала. Наткнулась на кого-то. Это был мужчина в розовой рубашке.

-Ну как Вам? Гениально, да? - восхищался он. - Какой талант! Какой полёт мысли! Сколько фактурных образов и коннотаций!
- Мне кажется, что это просто мусор какой-то…- пожала плечами Зинаида и заправила за ухо короткие волосы.

Мужчина фыркнул и отвернулся. Какая-то женщина завизжала у стеллажа и все побежали к ней. Зину толкнули в плечо.
- Извините… - сказала она и отошла к светящейся щели в стене. Заглянула в неё. Там извивались дождевые черви, запечатанные в стеклянную колбу. По лицу студентки пробежал брезгливый ужас.

Из динамиков зазвучала электронная музыка и часть стены отъехала в сторону, открывая другой зал.
Люди быстро и шумно перетекли во вновь открывшуюся локацию. На стенах двигались зацикленные видеофрагменты немых фильмов прошлого. С потолка свисали киноленты, рыболовные снасти, цепи, верёвки. Зина ходила по залу, скрестив руки на груди и смотрела наверх. У неё затекла шея и она уставилась в сюжет на стене. Мужчина там страстно целовал женщину с павлиньими перьями в волосах.

- Эстетика жанра прекрасно коррелирует с событийно-бытовыми отсылками к произведениям классиков. Это так конгруэнтно! Так тонко! - взмахивал руками мужчина в розовом.

Зина наморщила лоб, подняла брови и взяв себя за подбородок закивала с умным видом. Она всматривалась в переплетения канатов, разбросанных на полу и пыталась уловить тонкий замысел автора. “Что тут тонкого? - думала она, - Просто свалка. Светка, наверное, сама побоялась идти вот и сбагрила мне свой абонемент. Хитрая какая! А потом ведь спрашивать будет как выставка? как выставка? И что я ей скажу? Что выставка - полный отстой?"
- Ну, что скажете? - вновь обратился к Зине мужчина в розовой рубашке. - Ощущаете скрытые контексты?
Зина втянула голову в плечи и испуганно посмотрела на него."Да что он ко мне привязался? Откуда я знаю какие тут контексты? Что вообще такое контексты? - думала она глядя в его довольные глаза.
- Вообще-то… - промямлила она,- я думаю, что это свалка. Свалка в кучу всего, что никому не нужно.
- Чтоооо? - выпрямился мужчина и сверкнул глазами. Зине даже показалось, что он увеличился в росте. - Как Вы можете так говорить? Что Вы вообще делаете здесь тогда, девочка?
- Как что делаю? То же, что и Вы. Наслаждаюсь искусством. - тихо пробубнила Зина.
Мужчина заговорил громче:
- Наслаждаетесь? Вы называете мусором гениальный перфоманс! Это верх невежества.
- А что Вы так кричите? Что Вам то в моем невежестве? - Зина оглядывалась по сторонам и ловила недружелюбные взгляды.
- Внимание! Дамы и господа, среди нас присутствует единица, которая усомнилась в широте творческого гения автора выставки! Посмотрите на неё! Ну и молодёжь современная! Одни инстаграммы на уме! Ни думать, ни созидать не умеют!
Сдавленным голосом Зина пропищала:
- Да я получше Вас думать умею! А в этих кучах хлама и думать не о чём!
Мужчина не унимался:
- Вот! Ещё и хамит!
Поднялся тихий гул.

Отделившись от других, Зина, красная и распухшая как грудка снегиря на морозе, забилась в угол. Обида душила её. “Да что со мной не так? Почему я не понимаю всей этой красоты? Не вижу скрытых смыслов? Наверное, я тупая. Но ведь у меня одни пятёрки за сессии. Значит не очень тупая. Чем они все здесь восхищаются? Рваными тряпками, висящими на стенах?”

Под пафосную музыку открылись двери и толпа снова рванула в другой зал.
Сквозь пелену накатившихся слёз Зина уже не различала ни контекстов, ни смыслов, ни идей. Ей хотелось пробить стену и убежать домой подальше от всех этих ценителей. “Ну, Светка! Ну спасибо тебе за этот “свежий вдох искусства”...

Идя по очередному залу, выкрашенному в красный цвет с торчащими из стен, пола и потолка руками, Зина смотрела на часы и равнодушно поправляла платье, то и дело зацепляющееся за пластмассовые пальцы.

Распахнулась очередная дверь и посетителей ослепила яркая белизна. Зал, в который они попали представлял собой комнату, полностью белую, подсвеченную сверху и снизу. В одной из стен было два круглых окна. За которыми виднелся вечер.
В центре комнаты стояла клетка. Толстые металлические прутья были геометрично переплетены и приглушённо блестели. Люди обступили клетку и разглядывали её содержимое.

Внутри сидел молодой человек, одетый в обтягивающий белый костюм. Он сидел обхватив колени и смотрел куда-то в стену. Глаза его были печальны. Кудрявые тёмные  волосы торчали в разные стороны.

В зале повисла тишина. Люди, привыкшие к неодушевлённым экспонатам, присмирели и стыдливо смотрели на парня. Зина пробилась в первый ряд  под надменные взгляды и заворожённо уставилась на гениальный экспонат. Она изучала его лицо и позу. В воздухе повисло ожидание чего-то. Оно сочилось из глаз и дыхания присутствующих. Парень сидел и не двигался.

Группа переглядывалась и что-то шептала. Некоторые, потеряв интерес уже озирались в поиске двери. Кто-то украдкой делал фотоснимки, пряча смартфоны в рукаве или шарфике.
Зина ходила вокруг клетки, гладила и рассматривала прутья, смотрела на юношу.

Вдруг он резко вскочил и крикнул:
- Помогите мне! Люди, ну помогите же мне! Я здесь в плену! Этот дурацкий музей не выпускает меня. Они меня держат в рабстве!

Толпа оживилась. Отошедшие быстро вернулись обратно. Парень просовывал руки сквозь прутья и пытаясь ухватить кого-нибудь за одежду выкрикивал тяжело дыша:
- Вызовите полицию! Умоляю, помогите же мне!
Мужчина в розовом засмеялся:
- Вот это гениально! Вот это перфоманс! Аплодирую Эдель Вейсу! Юноша, а Вы великолепный экспонат! Браво!

Он захлопал в ладоши прищуренно глядя на парня, по щекам которого текли слёзы. Люди без стеснения фотографировали пленника, будто получили официальное разрешение на съемку. Делали селфи с его перекошенным от страданий лицом. В тишину зала сыпались ругательства и рыдания.

- Помогите! Спасите меня, пожалуйста! - завывал из-за прутьев парень.

Зина сжимала рукой сумку и скрипела зубами. Лицо её то бледнело, то краснело. Она смотрела на страдащего в клетке парня, на улыбающиеся лица собравшихся и губы её задрожали. Она крикнула:
- Да Вы не слышите чтоли? Он - пленник здесь!

Мужчина в розовом захохотал в голос. Он показывал на девушку пальцем и громко басил:
- Посмотрите на эту глупышку! Как мне жаль её. Таким узколобым не место в музее! Она замысел маэстро не в состоянии отличить от профанации!

Толпа смеялась. По щекам Зины бежали дорожки слёз.

- Пора выйти наружу! - забормотали динамики. Стена привычно разъехалась. В комнату влетел прохладный воздух и запах влажной листвы.
Парень жадно втянул его носом и забился в клетке. Истошно закричал:
- Пааамагиииите! Люююди! Выпустите меня! - он тряс прутья, корчился будто от боли, задыхался. Потом упал комочком на пол.
Толпа изредка оглядываясь уходила в стеклянное помещение с надписью “Гардероб направо”.

Помявшись у выхода Зина быстро вернулась к клетке. Бухнулась на колени и просунула руку к парню. Потрясла его за плечо:
- Как я могу помочь тебе? - спросила она его.
Он поднял красное лицо, вытер нос лайкровым рукавом и уставился в большие Зинины глаза.
- Может полицию вызвать? Я позвоню. Я смогу. - шептала она.
- Никакая полиция не поможет. Все же думают, что это замысел. А мне всего лишь нужны были деньги, понимаешь? А им требовался работник. Говорили, что для участия в выставке. А я люблю движухи всякие. Вот и пришёл к ним. А меня в клетку. - голос его сорвался.

- Тебя заперли? - Зина тронула мягкие кудри и посмотела на него с тоской.
- Они ж меня тут сутками держат. Не кормят толком. Я вон в памперсе даже, чтоб в туалет не ходить. - Он оттянул белую ткань на ягодице, демонстрируя плотный комок под ней. - А это знаешь как мерзко. И унизительно.

Зина схватилась за голову:
- Как же так? Неужели никто не поможет?
- Ты что? Все же считают меня частью этой дурацкой выставки. Все уверены, что так задумано. А этот больной на голову Эдельвейс это маньячина настоящий. Его садить надо. Понимаешь?
Зина швыркнула носом. Закопошилась в сумочке. Вытащила пакетик.
Вот возьми, поешь. Тут хлеб и сосиска.
- Ты что, хлеб с собой носишь? - удивлённо проговорил парень, хватая еду.
Зина деловито убирая пустой пакет обратно, кивнула:
- Ага. Я собачек и кошечек кормлю на улице. Всегда беру им еду с собой. Мама мне на завтрак бутеры готовит, а я не ем. Всё животным несу. Сегодня вот не успела скормить. Видно судьба была для тебя приберечь.
Парень жевал сосиску и смотрел в Зинино лицо.
- Я Веня, кстати. А ты?
- Зинаида. Можно просто Зина. - она оглянулась по сторонам и подёргала толстые прутья клетки. - Вот это клетка. На славу постарался этот гений. А что же люди? Неужели никто из побывавших здесь не догадывается о том, что ты пленник? У тебя же лицо вон какое. Измученное и несвободное.

Парень двинулся как можно ближе и просунул лицо в прутья. Зашептал громко:
- Люди глухие и слепые. А еще глупые. Они ничего не понимают. Ходят на выставки. Хотят просветиться. Духовной пищи поесть. А кормить-то нечего. Посмотри, они все мнят себя знатоками искусства. Пытаются найти смысл во всем этом мусоре.
- И всё-таки это мусор. Я знала.
Парень обхватил голову руками и начал качаться из стороны в сторону, издавая гудящие звуки. Зина испугалась:
- Что с тобой, Веня? Плохо? Голова кружится? Это точно от голода!
Он налетела на клетку и затрясла прутья. Пинала их ногами, пыталась раздвинуть руками. В отчаянии закричала:
- Изверги! Монстры! Вы же убьете человека!
В зал вбежали трое. Подскочили к девушке, схватили её под руки и оттащили от клетки. Парень печально смотрел на свою неудачливую спасительницу. Зина брыкалась и кричала:
- Отпустите меня! Я буду писать в Гаагу! В ООН! Вашу дурацкую выставку закроют! Эдельвейса этого посадят!

Парень залез на стенку клетки и приоткрыв рот наблюдал за происходящим. Заиграла громкая музыка. Замигал свет. В зал вошёл бородатый мужчина с тростью в виде палочки гибддшника. Остановился у клетки и махнул рукой. Всё стихло. Парень спрыгнул на пол.
- Прошу минутку внимания! - громко провозгласил мужчина с тростью. - Я - великий и ужасный Эдель Вейс взываю к всеобщему разуму!

В зал вновь ввалились ушедшие люди. Их подталкивали мужчины в белых халатах. Все выстроились в ряд. И уставились на маэстро. Тот продолжал:
- Сейчас произошло уникальное событие! Последний зал моей выставки сработал на совесть и позволил отделить зёрна от плевел! Эта девушка - явила миру свет истины. Она доказала, что всё есть мусор.
Недоумение прокатилось по полу шелестящим шёпотом. Эдель Вейс говорил:
- Только она проявила живое участие в судьбе нашего Вениамина. Только она одна имеет то, что называется душа. А все вы, - он указал тростью на присутствующих, - слепцы и толстокожие олухи! Упиваясь своей гордыней Вы не увидели самого главного - того, что ВНУТРИ!

Зина вырвалась и закричала:
- Так это всё был спектакль? Спектакль? Часть этого вашего дурацкого перфоманса?
Подойдя к ней Эдель Вейс сказал:
- Вся наша жизнь - спектакль, милое дитя...

Вениамин смотрел на девушку испуганно и растерянно. Пальцы его сильно сжимали прутья клетки. Зина взглянула на него так горячо, что он даже закашлялся. Заметив открытые двери студентка Зинаида Голдблюм бросилась на улицу. И побежала по холодным лужам в клетчатом платье, отрывая зубами золотистый браслетик...




Всем спасибо! Я неолист)))


Рецензии