Странная женщина
Обычно я бываю инициатором всяких разговоров и взаимоотношений с незнакомыми людьми, но в этот раз я сама стала объектом интереса со стороны незнакомой женщины. Мы пришли проститься с Верой Д., проводить её в последний путь. Для меня Вера была воспоминанием из самого раннего моего детства, ведь ещё наши отцы дружили - они вместе работали на старом элеваторе. Её я помню совсем молодой девушкой, а она меня - ребёнком. И вот Вере 87, и больше уже не станет… В своё время она работала метеорологом в аэропорту, была дачницей-энтузиасткой, где трудилась почти до последних дней. Вера была очень хорошим, приветливым и доброжелательным человеком, много людей пришли проводить её в последний путь… За добрый характер бог послал ей лёгкую смерть - болела она всего несколько дней.
- А вы были на похоронах её сына? – обратилась ко мне какая-то незнакомка.
- Да, - грустно ответила я, - кажется, это было недавно, а ведь прошло не меньше десяти лет... Почему-то он так и не женился…
- Так это Вера и виновата! Она сына очень любила, не давала ему жениться - все девушки, по её мнению, были плохи… Когда она изредка куда-нибудь уезжала, он приводил домой женщин, некоторых - с серьёзными намерениями. Но приезжала Вера, и всё заканчивалось. Я уговаривала её хоть летом на даче ночевать, дать сыну свободу на несколько дней, ведь он – взрослый мужчина! Так нет, проработает на даче день - собирается домой: «Я, - говорит, - сейчас поеду, наведу там порядок!..» Ну, скажите, разве ЭТО – нормально: иметь дачу и не ночевать на ней?
- Я тоже никогда не ночую на даче, - ответила я. - Да, есть такие матери: не дают свободу сыновьям… Признаться, я и не знала, что Вера тоже к ним относится… - ответила женщине, и отошла в сторону. Мне было грустно: ВЕРЫ БОЛЬШЕ НЕТ… Не будет больше ни наших долгих разговоров у неё на диване, ни коротких - по телефону... Не будем больше перебирать старые фотографии в её альбоме, вспоминать общих знакомых, удивляться тому, как складываются людские судьбы...
Когда стали рассаживаться в автобусе, чтобы ехать на кладбище, женщина села рядом со мной, поехали по городу в сторону старого кладбища. Петропавловск в последнее время сильно преобразился, похорошел – исчезли все лотки и временные магазинчики, появились целые улицы новых высоток, обновлены фасады старых зданий, переложены дороги, установлены дизайнерские остановки, даже заменены фонарные столбы! Но, оказывается, на всю эту – с моей точки зрения - красоту можно смотреть совсем иначе:
- Хоть бы всё это сгорело! – шепчет мне в ухо странная женщина, глядя за окно.
- О чём вы? – поражена я.
- Пусть сгорят все эти магазины, кафе, мастерские, да и дома – тоже пусть горят!.. Вы были на открытии нового супермаркета? Вот где – красота!
- Нет, не была. А вы, значит, за мировые корпорации типа «Кристалл», «Магнит», "Сити-Молл"? Чтобы богатые ещё больше богатели? У нас и так уже пять огромных супермаркетов запустили! А эти магазинчики и кафе – малый и средний бизнес наших горожан, он должен развиваться! Если сгорят – чем люди будут кормить своих детей?..
- Пусть вообще не размножаются! Нищеброды не должны размножаться! Надо сначала базу для семьи создать, а потом заводить детей! - зло отвечает она. Я поражена… Потом спрашиваю:
- А вы сами-то во сколько лет замуж вышли и начали размножаться?
- Во сколько? – женщина сморщила лоб. - В девятнадцать... Нет, в восемнадцать лет!.. - тут же спохватывается: - Но я была обеспеченный человек – генеральская дочка! У меня всё было! Я же сюда из Омска приехала, по распределению, после института. Думаю: "Боже, куда я попала?" - Петропавловск был тогда большой деревней. Думаю: "Но я завоюю этот город!" И завоевала!.. - гордо произнесла она.
Странно… В восемнадцать – после института?.. И что за честь – завоевать заштатный Петропавловск?.. На языке вертелся вопрос: « А Москву не хотели попробовать завоевать?», но я деликатно спросила:
- И каким же образом завоевали город?
- Я стала большим чином! – ответила женщина. Тогда я должна её знать!
- А как ваша фамилия? – спрашиваю её без обиняков.
- Зачем вам? Не скажу! - Странно... "Завоевала" город, и боится назвать фамилию?..
- Я спрашиваю потому, что у нас могут быть и другие общие знакомые, кроме Веры, - добавляю я. - И вообще неудобно общаться. Как хотя бы ваше имя? Меня Любой зовут.
- Называйте меня... Ионовна… - Опять странно… Что за секреты? Не назвать не только фамилии, даже своего имени… Видя моё недоумение, женщина пояснила:
- Я подруг не ищу, мне подруги не нужны! И друзья – тоже!
- Я тоже не ищу здесь подруг, - пожала я плечами, вышла из автобуса и отошла в сторону. Странная женщина… Пенсионного возраста, одета довольно небрежно, в вязаной серой шапке – так ездят каждый день на дачу. Брови уже начали седеть, наверное, и голова белая, а такой юношеский максимализм!.. Большой человек, который не желает маленьким людям добра - опасная составляющая!.. Хорошо, что теперь от неё ничего не зависит, но в своё время, наверное, была нестерпимой на работе для людей, которые от неё зависели…
Я подошла к гробу, простилась с Верой – теперь будет ещё меньше людей, которыми я дорожу - родом из моего детства… Много ли у меня таких знакомых? Она интересовалась моим творчеством, с интересом читала мои рассказы, покупала книги, поддерживала морально в трудных ситуациях... Другие подруги и ближе, и моложе, но совсем не понимают меня, не способны прочитать ни один из моих рассказов - не очень-то и больших. Я не понимаю: как самая читающая в мире страна внезапно совсем отошла от литературы? А Вера любила читать...
- Сказать вам, кем стали мои сыновья? Военными лётчиками! Правда, один погиб, а другой живёт в России… - опять рядом со мной возникла ТА женщина.
- Вы молодец – такое образование дали детям!.. И что же, теперь - совсем одна?.. – спросила я.
- Почему одна? Мы живём с мужем! Он – бывший лётчик, в высоком чине! Я никогда ни в чём не нуждалась!..
- И как вы живёте теперь, на пенсии? Как проводите время? В чём ваша духовная составляющая?.. – задала ей вопрос. Сама я довольно активна, часто бываю на разных городских мероприятиях, но ЭТУ женщину никогда не видела. Среди активисток её нет...
- Я много езжу, путешествую по миру, предпочитаю – по горячим точкам. Была в Сирии, в Афганистане, в Саудовской Аравии, в Пакистане – просто покупаю путёвку, и еду! Знаете, как там опасно – в Пакистане?
- Знаю… В Пакистане я была три раза. При мне там человека застрелили прямо на улице, перед нашим отелем… - я хотела рассказать, что в Пакистане все ходят с оружием, что 14 партий воюют одна с другой, что там была застрелена президент Беназир Бхутто, но женщина ничего не желала слушать, упиваясь СОБСТВЕННОЙ биографией и ходом СВОИХ мыслей, и я умолкла… Какая генеральша! Что ж, пусть говорит, что-что, а слушать я умею!..
Мы бросили в могилу по три куска нашей глинистой родной степной почвы, в которую ляжем и мы. День был хорош... Знакомый степной ветерок овевал наши лица... Здесь, неподалёку, за оврагом в Рабочем посёлке, мы с Верой и жили... Здесь прошли наше детство, юность... Большинство наших общих знакомых и соседей уже переселились сюда - недалеко от места проживания... Прощай, Вера!.. Неужели я больше никогда не увижу её милого лица с такой молодой улыбкой? Зубы у Веры до конца были великолепны, и очень её молодили...
Поехали на поминальный обед. Я села за стол через три человека от «Ионовны» - было очень грустно, не хотелось разговоров. Однако странная женщина меня заинтересовала. Она придвинула к себе бутылку хорошего вина, и пила только его. Выпив пару рюмок водки, я сказала прочувствованную речь – о таком хорошем человеке, как Вера, было что сказать! Вспомнила наше бедное детство, наших родителей, её братьев, из которых остался только Володя. Вон он - сидит, поникший.. Дочь Надя заплакала от моих слов, всем взгрустнулось…
А «Ионовна» с удовольствием ела борщ во время моей речи, потом попросила и лапшу - ей принесли. Съела... Рядом со своей тарелкой она сразу поставила другую, и складывала на неё всякие вкусности с соседних тарелок - про запас. И ела, ела… Потом из-под кофты(!) деловито достала сложенную тряпочную сумку, расправила, набила один за другим три(!) целлофановых мешочка колбасой, сыром, и пирогами, которые опустила в сумку. Поставила её под стул, и… начала набивать четвёртый пакет. Я специально придвинула ей пару тарелок с пирожными и конфетами - она не поняла иронии, продолжая делать запас. Поймав недоумённые взгляды сильно пожилых супругов, сидевших напротив неё, она объяснила:
- Это я – для вас!
- Да нам ничего не надо, Лида! – отнекивались те (ага – Лида!). Но та настояла, отдала им пакет с булочками и конфетами, и… стала выгребать с тарелок остатки салатов… Остатки!.. Их она тоже положила себе в сумку… Когда все встали из-за длинного стола, она прошлась вдоль него, загребая ещё что-то...
И это - бывшая высокопоставленная чиновница, которая ни в чём не нуждается?.. Я знавала мало высоких лиц, но что они очень прожорливы, мне было известно - поведение Лиды это подтвердило… И одним поминальным платочком она не удовольствовалась, попросила ещё… Мне стало неприятно...
Прощай, Вера! Пусть земля будет тебе пухом! Осталось много людей, которые сохранят о тебе добрые воспоминания! Твоего добродушия хватало даже на то, чтобы дружить с такой странной женщиной... Я увековечила тебя в одном из своих рассказов - "Три подруги"... А какой оставит по себе память Лида?.. Впрочем, пожалуй, я её тоже увековечу вот в этом рассказе...
Прошли пара месяцев, я кое-что узнала о Лидии. Работала она экономистом - насколько велика была эта должность, не знаю. Она, действительно, дочь военного, но не генерала... Муж, действительно, работал в аэропорту, но - радистом... Сейчас спился и из дома не выходит... Один сын, точно, учился в лётном училище, но умер от наркотиков... Второй живёт где-то далеко... Лидия, действительно, в городе лицо известное - любит по всякому поводу закатывать скандалы, жаловаться в администрацию, судиться... Когда лежит в больнице, ей, действительно, дают отдельную палату - никто с ней соседствовать не хочет. ЛИДИЯ ИОНОВНА объясняет себе - и не только себе - такой почёт величием своей личности и величиной своих заслуг перед городом! Она транслирует ЭТО окружающим, и это действует!
Я припомнила и других своих знакомых - одна вообразит себя красавицей, другая - умницей, третья - чрезвычайно успешной, и ЭТО - ДЕЙСТВУЕТ! Да разве я сама - не такая? Люди начинают считать НАС именно такими, какими МЫ - САМИ СЕБЯ - представляем! А вернее - людям ВСЁ РАВНО - СЧИТАЕШЬ СЕБЯ ТАКОЙ? Ну и считай!.. Так, перемигнутся иногда между собой...
По большому счёту - НИКОМУ НИ ДО КОГО ДЕЛА НЕТ... УВЫ...
Вот какое удивительное дело - литература! Начинаешь рассказ с одной оценкой событий, а порассуждаешь на бумаге - и является ИСТИНА...
Свидетельство о публикации №219100400280
Светлана Шаляпина 29.10.2019 16:12 Заявить о нарушении
Любовь Матвеева-Поротикова 15.11.2019 06:24 Заявить о нарушении