Диалог четвёртый

Разговор с Анной
 
- Костя, посмотри какой поэт:

* * *
Россия, ты моя!
И дождь сродни потопу,
и ветер, в октябре сжигающий листы…
В завшивленный барак, в распутную Европу

Чужим не понята. Оболгана своими
   в чреде глухих годин.
Как солнце плавкое в закатном смуглом дыме
   бурьяна и руин,
 
вот-вот погаснешь ты.
И кто тогда поверит
    слезам твоих кликуш?
Слепые, как кроты, на ощупь выйдут в двери
останки наших душ.
 
…Россия, это ты
на папертях кричала,
когда из алтарей сынов везли в Кресты.
В края, куда звезда лучом не доставала,
они ушли с мечтой о том, какая ты.
© Юрий Кублановский
 
- Ань, никакой, правда. Я всё это читал у других поэтов и писателей, немного другими словосочетаниями, немного по-другому построенными предложениями, а что за рифмы: ты-листы-мосты-кресты...
слёзы кликуш, алтарь сыновей (это, извини, пошло, не вульгарно, а именно пошло в прямом значении слова: у Пушкина были пошлые знания по арифметике т.е. вседоступные)
- Я поняла. Я ничего не понимаю в поэзии. Мне праада, понравился этот стих.
- Это нормально, что тебе нравится, просто ты не читала подобного, или не обращала на это внимания. Любовь к поэзии прививается годами, десятилетиями,
а у нас после развала Союза на поверхности муть да пена, хороших поэтов очень много, но их заслоняют подобные авторы, особенно если у подобного автора есть возможность (должность, деньги, связи). Я объясню свою позицию простым примером. Ведь как принято: если большинству людей нравится какой-то автор, то этого автора принято считать хорошим автором, правда? так принято и всё.
на самом деле это может быть совершенно посредственный автор, а общество деградирует, потому что образование (от слова образ, кстати, что самое важное в поэзии), так вот, образование променяли на жвачку, порнофильмы, и т.д. Поэзию может и должен оценивать компетентный человек, если хотите - институт специальный, а уж потом предлагать обществу, чтобы общество могло развиваться на хороших (обоснованных) примерах.
- Я просто еще люблю социальную тему в поэзии. Я антисоветчик, как ты понял. Может, еще поэтому мне понравилось. Но с тобой я не спорю.
- Я, если хотите, антихрущёвщик. Улыбаюсь.
- Потому что я любитель, а ты профессионал. Олег меня многому научил, муж. У вас мнения сходятся. Костя, посидеть бы с тобой за чашкой кофе и про поэзию, эх...
- Так и я любитель. Профессионал на этом деньги зарабатывает, я - нет. Просто я долго барахтался во всяких лит.тусовках, для меня первый признак поэзии - метафора. Человек, например, говорит: красивый город, или - красивая женщина, а я, как поэт, должен понять, что именно он видит, красивый, как что? Вот тут и должна работать метафора, в лучшем случае - просто сравнение Какой-то автор написал: "город красив, как мечта", красиво он написал?
- Нет, не красиво написал.
- А почему не красиво?
- Это многие писали.
- Не, не поэтому, у меня сразу возникает вопрос к автору, а какая у тебя мечта, голубая, фиолетовая? Автор должен рассказать о своей мечте, только тогда я возможно увижу то, о чём он хотел написать. Поэзия должна показать душу автора, его ощущения, его состояние, только тогда это поэзия,иначе это лего, именно лего, набор чужих ощущений.
***
Забыты дороги, забыты печали.
Забыто, что дорого было вначале.
Шум ветра зовёт нас в небесные дали.
А мы всё стоим...

У веточки клёна мы встретились снова.
Не может взять ноту шальная ворона,
и падает тихо зелёная крона
на плечи твои.

Вернёмся мы снова: ты только попробуй
дойти до колодца и выпить воды...
© Анна Островская

- Красиво. Только там строчка по-другому была: "Мы встретились снова у веточки клёна."
- Это моё, Костя, я тут тоже вдруг стала писать. Даже группу создала, чтобы всё было в одном месте. Но, как-то не решалась тебе показать. Я не знаю, у кого была строчка по-другому, но я написала так. Ни у кого ничего не списывала. Даже не знала, что у кого-то есть похожая строчка.
- Значит у тебя была строчка по-другому, в подсознании! Это хорошо, ты подсознанием чувствуешь поэзию, там рифма хорошая: клёна-ворона!
***
Беру слова,
нанизываю на нитку.
Она обрывается,
слова разлетаются.

Пусто...
Растерялись слова...
Чтобы их найти,
не надо идти назад,
потому что прошлое и будущее
не удержатся на одной нитке:
она порвется.

Вперед...
К концу...
© Анна Островская
 
- В этом стихотворении "Беру слова, нанизываю на нитку", последнее слово я писать не стал бы, мне кажется, что не стоит уточнять то, что известно по состоянию стихотворения... на самом деле читатель в большинстве своём очень умный, и когда начинаешь ему разжевывать, у него пропадает интерес. Это когда я тебе что-то пытаюсь объяснить, а ты уже давно всё поняла, а я пытаюсь объяснить, чтобы стало понятно, хотя ты поняла уже, то что я объясняю, что я пытаюсь объяснить, чтобы ты поняла... примерно так это выглядит. Просто чуть-чуть поправляю:
***
Беру слова,
нанизываю на нитку.
Она обрывается,
слова разлетаются.

Пусто...
Чтобы их найти,
не надо идти назад -
прошлое и будущее
не удержатся на одной жилке,
она порвется.

Вперед...

- Мне кажется, что умный читатель (так же, как поэт) - большая редкость сегодня. Насчет концовки всё правильно.
- Некоторые азы я считаю, нужно рассказывать, а ты принимаешь их или нет, только тебе решать...Вот, например, это стихотворение мне понравилось, но я в нём увидел, кроме прекрасного, три помарки. Исправлять не нужно, просто на будущее будет легче объяснять, если спросишь.
Возвращаюсь к "помаркам"... лишние слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки - однозначно убирать. Другой вопрос, считаешь ли ты их лишними? Ты пишешь в стихотворении:
"не надо идти назад - потому, что прошлое и будущее"...
Если убрать "потому что" смысл хоть на грамуличку изменится? мне кажется нет, а слова отвлекают от основного.
Второе, что не стоит делать, так это употреблять одинаковые слова в коротком(!) тексте, а у тебя слово "нитка" два раза, и это режет слух, и вроде как автору не хватает слов. Ищем синоним:(я для примера взял жилку), если синоним не находим, то нужно делать что-то вроде метафоры, вместо слова нитка, например написать "та, что связывает концы" или та, что неразрывна с иголкой", можно придумать массу вариантов, тогда стихотворение из хорошего становится очень хорошим. Всё просто, только знать мелочи и пользоваться этими мелочами.
Когда пишешь очередное стихотворение, правки научись делать сразу. Самое трудное - заставить себя избавиться лишнего, например запретить себе некоторые вещи в стихах, типа глагольной рифмы. Маленькая подсказка: 
сразу, когда пишешь стих, написала строчку, в конце глагол "выпал". Засунь его в середину или начало строки и пиши дальше. Автоматически перестанешь рифмовать глаголы.
- Чем плохи глагольные рифмы?
- Долго объяснять, сами по себе глагольные рифмы не плохи, если правильно пользоваться. Но иногда это выглядит так, как весь хор поёт в унисон, нет верхних и нижних голосов, глагольная рифма - она графическая больше, все буквы одинаковы, иногда можно конечно, но очень редко. Вообще рифмовать одинаковые части речи или однокоренные слова не красиво, другое звучание совсем.
- Никогда об этом не задумывалась. Попробую последовать твоему совету.
- Впрочем, в современном мире не поэзия продаётся и печатается, а товар, понимаешь, то, что будет продано. А поэзию часто не понимают, не читают, не товар она. Вот мне сегодня одноклассница стихи про осень прислала, хорошие стихи Рубальской (насколько они могут быть хорошими). Пытаюсь рассказать ей, почему я не люблю поэзию Рубальской потому, что это набор штампов и избитых фраз, красиво компонованных в столбик. Любой образованный человек, немного потренировавшись, может делать это с лёгкостью. Поэзию видеть нужно, чувствовать так, как никто не чувствует,


Рецензии