Дом учительницы

     К учителям у людей всегда было неплохое отношение.Это в школе бытовали выражения "плохой-хороший", а во дворе,на улице говаривали "дом учительницы","квартира учительницы"..В моей пятиэтажке на четвёртом этаже проживает семья педагогов,но никто не спрашивает по имени отчеству,просто говорят:"Обратитесь в квартиру учительницы ".
      В 89 году мы купили в Твери домишко,можно было и покруче купить-деньги были,но район был под снос,а мама очень хотела пожить в квартире с отоплением и холодной-горячей водой,да и с ванной. Заплатили огромные деньги за хибару и ждали сноса.Но пришли 90-е "грозовые" годы, и мы так и остались жить "в хате-пятистенке",рядом стояли такие же дома,построенные ещё до войны. В них прописана была уйма народу: все рассчитывали на снос,но увы.
       Я обратила внимание,что дети в Твери  не играли на улице,около домов ,голоса слышались только во дворах. А мы приехали шумной толпой,весёлые и общительные.Я пошла работать воспитателем в школу-интернат. Сын меня очень уговаривал,чтобы я не приводила из интерната детей,как это бывало в Магадане:учителя разбирали сирот на каникулы. Однако,и здесь не раз приходилось  на выходные иногда забирать ребёнка,про которого не вспомнили опекуны.Пару раз дети жили  у нас 10 дней и дольше:родственники "сдавали на хранение". Когда в городе открыли приют для детей,стала отвозить туда.
    Все соседи и не соседи знали,что в доме номер 35  живёт семья учительницы.
    Однажды поздней осенью  часа в 2 ночи раздался звонок.Время было страшное.Мама уговаривала не открывать ,но я открыла калитку и увидела перед собой "крутую" крепкую женщину с огромной золотой цепью до живота,за ней стояли два амбала-телохранителя.Все были одеты в чёрное.  Не извиняясь,женщина сходу попросила горячей воды для застрявшей на дороге "буханки",набитой доверху матрацами. "Везём для дома престарелых,"- объяснила женщина и подала мне ведро. Кто-то им указал на наш дом. Пришлось греть воду на газовой плите.Потом она подала термос и попросила наполнить чаем. Вскипятила,наполнила. А на улице ночь,холодина ,фонари не горят. Впору испугаться.Но я почему-то не боялась,а мама с опаской поглядывала на нас с порога,остальные спали.Вся процедура проходила молча,даже собака овчарка не залаяла,но я на неё надеялась,если что...
       Потом уже не удивлялась, когда приходили незнакомые люди,просили попить водички, а,когда поставили насос,то у ворот выстраивалась очередь людей  с   вёдрами,бидонами-жители из пятиэтажек напротив: частенько там отключали то воду,то свет.
        Как-то мы все хлопотали вокруг инвалида- колясочника. Мамы уже не было,сын стал взрослым.Эстафета от "дома учительницы" перешла к нему и внукам.Сын накормил инвалида,а потом помог отправить инвалида в дом временного проживания.Появился такой в Твери. 
  А  этим летом позвонила мне внучка,ей шёл восемнадцатый год. Взволнованно заговорила,чтобы я пришла срочно и помогла какой-то старушке... толком не поняла,побежала на выручку. Вижу такую картину: перед домом сидит на стульчике (внучка вынесла стульчик) старушка ,лет восьмидесяти  напористо требует,чтобы мы поселили её к себе жить. Внешне старушка ухоженная,чистенькая,но совсем не слышала и плохо видела.Я громко объяснила, что дом у нас маленький,проживает большая семья,спят в одной комнате.Но бабуля упёрто настаивала ,что ей много места не надо ,уместится и  на лавочке.Домой она возвращаться не хочет: там её бьют и обижают.Показала рукой в конец улицы. Тут и я растерялась:почему бабуля выбрала именно на наш маленький дом,рядом уже построили коттеджи.На шум из гаража в рабочей робе вышел сын.Поняв ситуацию,разбираться не стал.  Сел на велосипед и проехал до конца улицы.Вернувшись,сказал нам, что,действительно,бабуля проживает в доме в конце улицы в приличной семье.Она страдает склерозом и часто уходит из дома.
     Потом сын подошёл к бабушке,наклонился к самому уху(сын высокий ростом),о чём-то поговорил с ней..И совсем неожиданно для меня,старушка взяла нежно его под руку, и они не спеша,вразвалочку, пошли по улице ,как близкие люди. Павел всё время наклонялся к ней ,мирно беседуя,что-то объясняя.
        В душе у меня потеплело. Я знала, что сын помогает людям,но,чтобы так сумел угодить ворчливому старому человеку,нашёл добрые слова,не отмахнулся,не спихнул на меня и  дочку. А мы наблюдали за происходящим, стоя с открытыми ртами. Вернулся радостный,довольный.Пошёл в гараж,там его ждали друзья.Друзей у сына много,собственно, как и у меня в детстве и юности.
      Я уже давно живу в другом доме, а "домом учительницы" теперь руководит  сын и внуки.Павел-военный человек,друзья и в шутку, и всерьёз называют его Павлом Алексеевичем. Иногда вижу бывших своих учеников в гараже или дома у сына. "Дом учительницы" продолжает стоять,не раз отремонтированный и покрашенный,поменялись калитка и забор. Чувствую,что его не скоро будут "сносить",его огонёк ещё кому-то будет нужен в трудную минуту.





 


Рецензии
куда же csk отвёл старушку, не желавшую жить с роднёй?
А баба с толстой золотой цепью только раз с ведром мелькнула, и всё?

Семен Маленков   28.12.2020 21:12     Заявить о нарушении
И ВСЕ БЫЛО СЛУЧАЙНО-НЕСЛУЧАЙНЫМ ВОПРОС В ДРУГОВ: ПОЧЕМУ ВЫБИРАЛИ НАШ УБОГИЙ ДОМ.КОТОРЫЙ ПОСЕРЕДИНЕ УЛИЦЫ СРЕДИ ЛУЖ...И В ГЛУХУЮ НОЧЬ И В ЯСНЫЙ ДЕНЬ? ОТВЕТЬТЕ.СЕМЕН СВОЙ ВАРИАНТ.....СПАСИБО ВАМ ЗА РЕЦЕНЗИИ...ЧУВСТВУЮ.КАК МЫСЛИ ВНИКАЮТ В МОЁ БЫТИЕ

Людмила Куликова 3   29.12.2020 18:59   Заявить о нарушении
СЕМЁН..ЧУВСТВУЮ ВАШУ ИРОНИЮ,НО ОТРАДНО ДЛЯ НАС,ПИШУЩИХ,ЧТО ВЫ -ЧИТАТЕЛЬ И НЕПЛОХОЙ И ДАЖЕ ВДУМЧИВЫЙ....А ПРО БАБУШКУ И БАБУ С ЦЕПЬЮ-ТОЛЬКО МОМЕНТ.ПОТОМУ КАК Я СКОРЕЕ ПИШУ ЭССЕ (СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА)БЕЗ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ.КАК ФАКТ.

Людмила Куликова 3   22.01.2022 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.