Краденые сигареты

     Рыболовный траулер “Сократ“ стоял на ремонте в испанском порту Лас-Пальмас. Я прилетел сюда на смену убывшему по болезни врачу. Экипаж на судне остался прежний и списываться с него никто не собирался, хотя  были в рейсе пять месяцев, и столько же предстоит поработать. Проверив свой запас сигарет, мне показалось, что до конца рейса их не хватит и, что не мешало бы еще прикупить. Под палящими лучами солнца я отправился из порта в город. Там, в супермаркете Гипердино я узнал, что самые дешевые сигареты “Коронас“ подорожали в полтора раза и стоили девятьсот песет, что равнялось шести долларам. Это мне показалось дорого, и я вспомнил, что некоторые члены экипажа согласны продать часть своих сигарет (этой же  марки), полученных в рейсе в счет питания, чтобы иметь за что купить дешевое вино в полиэтиленовых пакетах – “кирпичах”.
     Вернувшись на судно, я увидел на палубе матроса Мехтиева, черноголового молодого человека с большим носом и выпирающим животом. Его я вчера возил в стоматологическую больницу для удаления корней зуба.
– Ты не знаешь почем на судне ребята продают блок сигарет? – спросил я у матроса.
– По шестьсот песет, – ответил он. – А что, надо?
– Да, не мешало бы купить два блока.
– Сейчас, – кивнула черная голова и исчезла под трапом.
     Вскоре Мехтиев принес два красных блока сигарет “Коронас“, и я отсчитал ему тысячу двести песет.
     А под вечер ко мне в амбулаторию прибежал маленького роста матрос Чумаков с разбитым носом и весь в слезах.
– Что случилось? – спросил я.
– Меня побил Захаров, – ответил, всхлипывая, Чумаков. – Он говорит, что я украл у него сигареты. А я ничего у него не крал.
– И много сигарет у него пропало? – спросил я, вставляя ему в нос вату, смоченную перекисью водорода.
– Говорит, что два блока. Но почему именно на меня он подумал? Дайте мне справку о побоях, а то он сказал мне, что будет бить до тех пор, пока я не отдам сигареты. Я ему это так не оставлю.
     Я набрал в полиэтиленовый пакетик снега из холодильника и положил его больному на нос. Затем сел за стол и записал необходимые данные в журнал. Сказал больному, что все записано и справка будет выдана в конце рейса. Такой, мол, порядок. Больной ушел. Я позвонил капитану и сообщил о случившемся инциденте.
     И вдруг меня осенила мысль: а не Мехтиев ли украл сигареты и продал их мне? Что теперь делать? Мехтиев может теперь перед всеми отказаться, что продал их мне, и даже не покраснеет при этом. Хорошо, что сигареты еще не начаты, и лежат здесь, в ящике стола.
     В амбулаторию вошел старпом, пятитидесятилетний, лысый, крепкий, коренастый мужик с внимательными, серыми глазами и волевым подбородком.
– Где пострадавший? – спросил он.- Капитан велел разобраться в чем дело.
– Я только что отпустил его. Ничего страшного, носовая кость не сломана, всё пройдет. Но, к сожалению, в этой истории есть моя вина.
– Какая же? – удивился старпом.
– Я сегодня купил два блока сигарет у Мехтиева. И, видимо, он их украл у Захарова, а вовсе не Чумаков.
– Да, интересно, – задумался старпом.
– Но я боюсь, что он будет отрицать этот факт, а его надо бы вывести на чистую воду.
– Ну, так вызовите его в амбулаторию, и попробуйте вернуть ему сигареты обратно, – посоветовал старпом. – А я, так уж и быть, постою здесь, в тамбуре изолятора, и послушаю. И уж не дам ему отказаться от своих слов.
     Я позвонил на мостик и попросил вызвать матроса Мехтиева в амбулаторию. И тотчас по судовой трансляции объявили: “Матросу Мехтиеву явиться в амбулаторию“.
     Мехтиев не замедлил явиться.
– Ну вот что, Мехтиев, – начал я, положив на стол два блока сигарет. – Забирай свои сигареты, и возврати мне тысячу двести песет.
– У меня денег уже нет, Я их истратил на вино.
– Тогда забирай сигареты, а деньги вернешь позже. У Захарова пропали сигареты, и за них он избил невиновного Чумакова. А я не хочу, чтобы обо мне думали плохо.
– Нет, доктор, так нечестно, – ответил Мехтиев. – Вы купили сигареты у меня, и я обратно их не беру.
     Тут в дверном проеме тамбура показался старпом. Мехтиев испуганно вздрогнул.
– Да, обратно ты их не возьмешь, – сказал старпом. – Лучше скажи, где ты их взял.
– Свои продал.
– Какие еще свои, когда я видел, как ты на палубе просил сигарету у Петрова? У тебя их не могло быть. Сейчас мы еще кое-что выясним.
     Старпом позвонил на мостик и попросил вызвать в амбулаторию матроса Захарова. В дверях показался высокий, крепкий, рыжеватый матрос. Увидев на столе два блока сигарет “Коронас“, он потянулся к ним:
– Мои сигареты.
– А почему ты так решил? – спросил старпом. – Все блоки одинаковы. Или ты свои подписал?
– Я запомнил, что на уголке одного из блоков полиэтилен чуть надорван.
– Ну, тогда проверьте их, – разрешил старпом.
     Захаров повернул оба блока сигарет в разные стороны и,найдя свою примету, довольно воскликнул.
– Вот. Точно мои сигареты.
– Нет, они мои, – промычал Мехтиев.
– Твои? – удивленно и гневно спросил Захаров. – Да откуда они могли тебе свалиться? Ты свои давно продал и пропил. Ходишь, просишь у всех закурить, Погоди, я с тобой еще поговорю без свидетелей.
– Перестань, Захаров! Забирай сигареты и уходи. Извинись перед Чумаковым. А насчет твоего самосуда над ним я разберусь позже.
     Захаров забрал свои сигареты и вышел из амбулатории.
Старпом, повернувшись к Мехтиеву, строго сказал:
– Кража твоя выявлена и подтверждена. И видишь, к чему она привела? Из-за тебя избили невинного матроса. И доброе имя врача чуть не испортил. Благодаря ему-то всё удалось поставить на свое место. Теперь понятно по чьей вине у некоторых членов экипажа были пропажи. В рейс ты больше не пойдешь: нам на судне воры не нужны! Из твоего заработка будут вычтены деньги, которые ты получил от врача, а также будешь оштрафован. О твоей краже будет сообщено не только в базу флота, но и в милицию по месту жительства.
– Оставьте меня, пожалуйста, на судне, – попросил Мехтиев, поняв, что отпираться бессмысленно. – И не надо сообщать в милицию. Больше это никогда не повторится.
– Нет, не проси! Это вряд ли твоя первая кража, и хорошо, что нами во время выявлена твоя склонность к этому ремеслу, от которого трудно отвыкнуть. Уходи!
     Мехтиев вышел. Я машинально крутил вокруг пальцев свой фонендоскоп, задумавшись о происшедшем. Потом с горечью сказал:
– Всё же главный виновник – это я. Не стал бы я покупать эти сигареты с рук, погнавшись за дешевизной, этой истории бы не случилось. Теперь все буду покупать только в магазинах.
– Зато удалось выявить долго скрывавшегося вора, – ответил старпом. – А это немаловажно.
     Позже я узнал, что Мехтиеву выход в морские рейсы был закрыт, и он на берегу устроился работать таксистом.
-  -  - 2001 г.


Рецензии
Интересная история! Побольше бы таких! А то часто авторы выдают что-то пресное, неинтересное... У Вас же иначе. Успехов Вам и вдохновения!

Кирилл Прокофьев   05.10.2019 01:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Юриус, за отзыв! Успехов Вам!
С уважением

Петр Затолочный   05.10.2019 12:07   Заявить о нарушении