Ч. 22 Жизнь номер 2. На испытаниях

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/10/03/416

Теперь, когда был решён вопрос с жильём, я с головой погрузился в работу. Мне везло, она всегда была интересной. Всю свою службу занимался  новыми образцами вооружения: в РВСН участвовал в постановке на боевое дежурство нового ракетного комплекса Р-16 с ракетой 8К64.

В ВМФ участвовал в приёмке ракет комплекса Д-5 с ракетой 4К10 для атомных подводных лодок проекта 667А.

А сейчас мне предстояло принять участие в отработке комплекса с твердотопливной ракетой РСМ-45 для атомной подводной лодки «Навага – М». Я использую терминологию для ракеты и носителя ту, которая была указана в Договоре об ограничении стратегических вооружений.

Если раньше перед пуском ракеты шахту заполняли водой, а ракету наддували для прочности, чтобы она выдержала стартовые нагрузки, то теперь требовалось отработать пуск со стартовой глубины из сухой шахты, верхняя часть которой герметизировалась «мягкой» мембраной.

Меня директивой назначили членом Государственной комиссии по отработке подводного старта с притапливаемого стенда, на котором были смонтированы шахта и система управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания.

Ракета выходила из шахты не на маршевом двигателе, а её выбрасывали из шахты пороховые газы ПАДа (порохового аккумулятора давления), как пулю из ствола, а на определённой высоте над уровнем моря включался маршевый двигатель.

После ряда всяких неудач подводный старт был отработан. Мы работали в Мраморной бухте на мысе Фиолент. Стенд к испытанию готовили в Балаклаве по ночам, чтобы не видели американцы со своих спутников.

Крановщица, которая осуществляла погрузку ракеты в шахту, за  такую ответственную работу получала ежемесячную зарплату 80 рублей.

Она сказала мне, что с работой в Балаклаве тяжело, что подтвердила и сотрудница ВОХР, жена офицера, которая стояла в оцеплении.

Рядом с нами на Фиоленте азербайджанцы отрабатывали пуск сухопутной ракеты с автомобильной установки. Когда у них был праздник Курбан-байрам, они подгадали эксперимент по воздействию разных факторов на человека в кабине.

Для этого купили барана, который изображал человека, и посадили в кабину. Затем произвели пуск ракеты. Баран остался жив, но ему всё равно не повезло – прирезали. Праздник у них удался, баран был списан как расходный материал.

Во время испытаний случается всякое. Возникали критические ситуации, перечислять которые не стану. Наверное, поэтому нам платили повышенные суточные, а не обычные 2 рубля пятьдесят копеек.

Когда выдавалось свободное время - оно выдавалось, к сожалению, очень редко - мы купались на прекрасном фиолентовском пляже, пили сухое болгарское вино и варили крупных крабов, которых ловил капитан 2 ранга Валентин Касьянович, старший научный сотрудник, нырявший в маске на глубину до десяти метров.

За скалой другие военные обучали всяким штукам боевых дельфинов. Тем коллегам было хорошо, по-моему, они там трудились с семьями. У них не проводились испытания на пожаровзрывобезопасность.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/05/529


Рецензии
Недавно слушал рассказ бывшего командира ракетного крейсера. Там он упомянул, что цели уже в ракете и (как я его понял), тот, кто жмёт на кнопку, получив приказ, даже не знает куда ракета полетит. В ваше время было также?

Ааабэлла   29.12.2021 15:43     Заявить о нарушении
Это зависит от того, какая ракета, для чего предназначена.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.01.2022 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.