Мазепа хранить вечно!

 "Мазепа", опера Чайковского, 
25 сентября 2019 года, историческая сцена Мариинского театра

Это удивительная опера! Чем больше слушаешь, тем больше нравится. Мелодии западают в душу и начинают звучать там, словно живут своей собственной жизнью. Но для этого нужен отменный состав исполнителей и постановка, в которой все работает на конечный эффект - потрясение от прослушанной оперы и увиденной истории. Именно так и бывает в Мариинском театре, когда Владислав Сулимский - гетман Мазепа, мечтающий о троне, о независимой Малороссии и видящий себя ее правителем. А среди его партнеров по сцене -  Станислав Трофимов - Кочубей,  самолюбивый, обидчивый друг, суровый отец и прямолинейный мститель; Мария Баянкина - Мария, безоглядно любящая, решительная, но не выдержавшая свалившихся на нее испытаний. Сергей Семишкур - Андрей, преданный и порывистый. Григорий Карасев - Орлик, незаметный, исполнительный и опасный. Не меньшее значение имеет и с большим вкусом сделанный спектакль! Такой исторически выверенный. По костюмам и декорациям можно историю изучать! Он был создан в 1950 году режиссером Ильей Шлепяновым и капитально восстановлен Юрием  Лаптевым.
"Такая длинная опера, почти 4 часа, а легко смотрится. Потому что красивая постановка", - делилась впечатлениями почтенная супружеская пара, одеваясь в гардеробе. И с ними трудно было не согласиться! 
Я сама на протяжении всего спектакля думала,  как же здорово,  что он  сделан именно так, как диктует либретто и музыка! Низкий поклон режиссеру! Как я недавно узнала, инициатором, вдохновителем и человеком, осуществившим восстановление ряда раритетных спектаклей Мариинского (Кировского) театра, был Народный артист России режиссер Юрий Лаптев, хотя его имя в программке я видела много раз. Мне посчастливилось познакомиться с ним лично в Улан-Удэ,  где он поставил замечательный "Бал-маскарад" Верди. Приверженец классической традиции оперной режиссуры, он, тем не менее,  несколько лет возглавлял жюри "Золотой маски". Именно ему зрители Мариинки обязаны тем, что на ее сцене есть немало классических старых постановок, на декорациях которых обычно написано: "Хранить вечно"! Это в том числе "Псковитянка" и "Хованщина". Каждый раз теперь на этих спектаклях буду с благодарностью вспоминать этого режиссера, сохранившего вкус к истории, красоте, эстетике и подарившего это нам.
Полагаю, я слушала "Мазепу" в Мариинке уже более десятка раз, и всегда в восприятии этой оперы и ее героев  что-то меняется. Иногда какая-то деталь добавляет красок героям.  В этот раз к выразительному  Мазепе Владислава Сулимского, который создаёт сложный и противоречивый образ человека эпохи Петра Первого, живущего в жестких условиях борьбы за власть, во времена доносов и заговоров, суровых нравов и незыблемых обычаев, добавилась очень впечатляющая Мария Марии Баянкиной. Ей веришь, что она любит Мазепу, что она волнуется, терзается поначалу, потом, уже живя с ним, обижается и даже ревнует его. Что-то неуловимое и очень женственное в ее движениях, взгляде, порывистости делает ее Марию удивительно привлекательной и убедительной. И ее красивый голос с каждым разом раскрывается все ярче и интереснее. Поэтому сцены Мазепы и Марии, исполненные этими певцами особенно трогают, как и завершающая оперу пронзительная колыбельная Марии умершему Андрею.
Для меня Мазепа Владислава Сулимского - лучший из всех слышанных в театре и в записях. Прекрасный голос, помноженный на культуру и технику пения, а также на понимание особенностей психологии героя и эпохи, в которой он жил! Глядя на него, кажется, что артист всю жизнь носил такие наряды, они для него привычны, множество лет был властным гетманом, ездил на коне, орудовал саблей и револьвером. Такой вальяжный малороссийские вельможа получается у Владислава Сулимского, что и думать начинаешь о Мазепе как живом человеке, а не об артисте, его играющем. Впрочем, у Владислава Сулимского большинство ролей сделаны так реалистично и выразительно, что возникает ощущение попадания в параллельную реальность вымышленного оперного мира. Вокально же это просто дивный голос, который хочется слушать и слушать.
Ещё люблю в этой опере хоры в невероятно эффектных сценах заговора в доме Кочубея и "шествия на казнь" с народными плясками, всадниками, торжественным маршем и предсмертной молитвой. Не зря обе они заканчиваются повторным поднятием занавеса перед антрактом - немая сцена! Это так красиво, что заслуживает отдельных аплодисментов - режиссеру, художнику, декораторам и костюмерам.
Замечательный спектакль! Прекрасный состав исполнителей!


Рецензии