Жил-был я. Кн. 3 Беседы. Гл. 5

    Наверное, нигде на планете не обожали американский народ так, как у нас, в Советском Союзе.
    Американцы нам импонировали. Еще бы! Народ – революционер, который восстал и сбросил колониальные оковы, который победил три империи: британскую, испанскую, французскую. Американцы разгромили рабовладельцев и освободили рабов. Написали самую демократическую конституцию и внятные работающие законы.
    Американцы. Народ - новатор. Народ – властелин.
    Как мы.
    Необузданный Дикий Запад - необъятная, за тремя океанами, Земля. От северных льдов до влажных тропиков. Природа, потрясающая своим великолепием: безбрежностью прерий, дикостью скалистых гор, загадками столовых утесов, синим сумраком грандиозных каньонов, бескрайним небом. Солнцем! Чужим, нездешним.
    Клокочущие вулканы, сумеречные вековые леса, обильные полноводные реки и озёра, богатые недра и необозримые просторы. Пьянящий воздух, пронизанный ветрами странствий, приключений и завоеваний. Названия – звуки иного мира.
    Как у нас.
    Индейцы - верные друзья и коварные враги. Осторожные и замкнутые туземцы, живущие в гармонии с природой,  не приемлющие чужаков. Беспощадные и кровожадные, как гризли, неуловимые и стремительные, как мустанги, сильные, как бизоны. Мудрые и непроницаемые Духи Земли.
     Апачи, команчи, чероки, сиу, … могикане – как эхо прежних времен.
     Индейцы - необузданная, непостижимая и утраченная душа далекого неведомого континента.
    «Сорви – головы»: трапперы, переселенцы - покорители Нового Света. Сумасшедшие погони за удачей и друг за другом, смертельная гонка за мечтой. Авантюристы и ухари - лихие люди лихого времени. Любовь! Которую, борясь со стихией, и многочисленными злодеями, нужно найти, добиться и отстоять. Сорвать куш, победить и насладится «хеппи эндом». Добро пожаловать в Добро. Добро побеждает зло. Только вперед! «Время не ждет!»
     И в нас жила страсть приключений, и ветер странствий леденил наши лица: Север, Тайга, Таймыр, Алтай, Великие степи, Аляска, Западный берег Америки. Расвумчорр, Анархай, Мангазея…
     Разве мы не такие?
     Свежий. Волнующий ветер Открытий.
     Американские первопроходцы - разведчики и охотники. Старатели и мятежные искатели приключений. С одной стороны  Закон - конкретные шерифы. С другой – фарт: неуловимые разбойники, аферисты, мошенники, большая кровь и первые состояния. Рядом - отважные китобои, мореходы, лесорубы, строители, мастеровитые рабочие. Загадочные мормоны, землепашцы, мустангеры и пастухи. Да, пастухи. Ковбои! Кто ж ими не любовался? Кто ими не восхищался? Кто им не завидовал? Удачливым героям вестернов. И мы, по-детски, верили лакированным американским маскам, верили, что так на самом деле.
      «Ах, обмануть меня не трудно.\ Я сам обманываться рад»*
      Наши добрые отношения к американцам формировались, в том числе, и кинематографом. В СССР «прокатывали» замечательные американские фильмы, первой категории.
      Вместе с героями «Благословите детей и зверей» мы презирали трусов и предателей, мы бились за справедливость в «Оклахома, как она есть». Мы задыхались на танцполе в «Загнанных лошадях..», мы препарировали жизнь в «Принципе домино», со слезами сопереживали Крамеру в «Крамере против Крамера», мы жаждали хорошего конца «Вестсайдской истории», вместе с шерифом Маккеной искали золото в каньоне Слепого Адамса, перелетали через Ла-Манш в «Воздушных приключениях», испытывали нужду и ненавидели лицемерие богачей вместе с «Генералами песчаных карьеров».
      Я вспоминаю с доброй улыбкой о романтических кинопродуктах киностудий соцлагеря. Один Гойко Митич, что стоил? Бомба!
      Мы понимали замысел авторов, пленялись игрой актеров. И это были и наши боли, и наши радости, и наше счастье, и любовь с метаниями чувств, и душевными страданиями, со смехом до слез и слезами сопереживания, негодования и огорчения. Всё, как у нас, понятно без переводчиков и субтитров.
     А литература? Фенимор Купер – романтика и опасные приключения в неведомом мире. А Генри Лонгфелло? «Песня о Гайовате», которая в блистательном переводе Ивана Бунина раскрыла философию и магию индейского мира. Майн Рид – Мексика, Техас, Флорида. Джек Лондон – Север, золото и крепкая дружба настоящих людей. Как они похожи на наших первопроходцев - покорителей Заполярья, Сибири. Дальнего Востока: моряков, полярников, геологов, промысловиков.
      О`Генри, Шекли, Марк Твен, Эдгар По. Мы тоже бежали на Север по «Подземной железной дороге» Гарриет Бичер-Стоу. Устремлялись в звездные глубины и грустили о «зеленых холмах Земли» - Брэдбери, Хайнлайн, Азимов, Клиффорд Саймак. Мудрые и вечные: Эрнест Хемингуэй и Мейлер! Их герои жили на соседней улице, в соседнем доме, рядом с нами. В одном городе. Портрет бородатого писателя с трубкой висел практически в каждой квартире.
      Города невиданных стеклянных небоскребов, радуга реклам, желтые такси, красные пожарные гидранты. Вереницы домов «одноэтажной» Америки», зеленые лужайки, флаги на флагштоках. Океанские лайнеры - левиафаны. Прямые, как стрелы, хайвэи, летящие за горизонт. Немыслимые авто в неимоверном количестве.  На авеню - «пробки»! Джинсы, сигареты, жвачка, виски. Божественная «Кока – кола». Свободный доступ к любому стилю музыки и свободное творчество. Показная развязность и пионерская верность флагу. Магазины самообслуживания - сокровищницы падишахов.
     Мы хотели этого. Мы жаждали этого!
     Покорение космоса. Американцы на Луне!
Разве Советский Союз им зло завидовал? Нет! Мы радовались, потому что это была и наша победа. Общая. Тогда в Союзе, Космос не делили на американский и советский. В Космосе мы были Землянами.
      И главное. Совсем недавно, мы, вместе, сокрушили сильного и умелого врага - германский рейх. Мы были братьями на Эльбе.
      Там.
      Там, в развороченном логове Зла. И это было во сто крат важнее для мира, чем возникающие то тут, то там недоразумения и распри.
      Два великих народа.
      Две цивилизации.
      Американцы – свободные люди свободной страны, свободные телом.
      Но не духом.
      Советские люди – люди, над которыми нет хозяев, свободные душой, но зашореные телесно.
      Нам ли не любить и не уважать друг друга?!
      Нам. Владетелям Силы.
      Все эти страшилки про сатрапов и тиранов лишь дурилки идеологических «деловаров» и по сути не стоят ломанного гроша.
      Спроси у советского гражданина того времени, и он назовет десяток американских фильмов, пьес, романов, писателей и певцов. Президентов! Да, Бог с ними. Он вспомнит названий городов и штатов, не залезая в справочники или Интернет. Потому что интересовались. Потому что американцы для советских людей никогда не были врагами.
       Конкурентами – да, соперниками - да. Как в спорте.
       Но соперники - не враги. Соперников уважают, а где-то и симпатизируют им.
       Конечно, можно вспомнить Карибский кризис, Кубу, Панаму, Корею, Вьетнам. Плохо. Очень плохо! Несправедливая война – жестокость, кровь, смерть! И не красит, не оправдывает, не возвеличивает.
       И?
       Восхищаются ли американцами сейчас?
       Нет!
       Иллюзии растаяли, как тонкий белесый ледок в лучах весеннего солнышка. И здесь виноваты не «тираны» и «узурпаторы», нет, а презрительное и вероломное отношение американцев ко всему неамериканскому, слабому и им подчиненному.
      С чисто американской неблагодарностью и ложной улыбкой.
      А ведь американцы – до сих пор пример для многих, очень многих людей.

      Курс «Научного коммунизма» учил разделять народ и правительство. «Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остаётся», - веско и правильно, коль так решил Сталин. Однако, опыт жизни и анализ событий последних десятилетий навели меня совсем на иные мысли. Чего юлить? Вспомни партийный лозунг: «Народ и Партия (читай - правительство) – едины». И делай выводы. Может быть не только руководители государства ответственны за свои деяния, но и народ несет ответственность за действия властей?
       А если шире? Не зависит ли степень оголтелости народа от степени его черной зависти к соседу?
       Ну, к примеру. «У соседа богатства богато, а распорядиться не может. Вот, дуралей!» Или: «Никчемный народ, а успехи каковы! Везет же...».
       Тут же дальние и ближние доброжелатели (по сути, воры, халявщики) лезут с «помощью», с одной целью - под красивыми лозунгами разорить конкурента. «Бизнес, ничего личного».
       И «рвут под себя» с «терпилы» бешеные дивиденды, где исподтишка, а где и в наглую. Иногда, прокатывает. А иногда - нет. И тогда - бац! – и получают по роже.
       Фу! Как недемократично!
       И соседа. Подчеркиваю, терпилу - соседа! Который не раз вытаскивал из дерьма полмира, в очерет записывают во «враги всего и вся». Дальше – больше, в «агрессивные бестии», в «Империи зла». Когда-то так нас назвал Рейган, американский президент. И американский народ, а равно другие народы оф-таки «цивилизованной» Европы воодушевленно захлопали в ладоши и все, как один, нахмурились на «Империю зла». И все, как стали грозить, нам пальчиком. До сих пор грозят.
        Хе-хе, а пока они хмурятся, «халявщики» имеют их во все дела. О-о-ох.
        Мы тут не причем. Это всё Фрейд. Ничего личного.
        Ну а если серьёзно. В Заполярье, в Гремихе, на краю опознанной Вселенной когда-то существовала 11 флотилия подводных лодок советского Краснознаменного Северного флота. В те времена она называлась «Флотилия Дяди Саши»**. В ее составе, помимо других соединений, находилась 41 Дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Ракетные комплексы которых били противника на расстоянии в десять тысяч километров. И мы тогда жили и служили на этих удивительных подводных лодках.
      А служили для того, что бы Родина всегда могла достать любого противника. Где бы он не скрывался. На любом континенте. На любой глубине. Наш мегатонный моноблок разнес БЫ всё и вся.
     - Но вас бы утопили первыми! Ты специально бежал туда, Сын?
     - Нет. Я шел служить Родине,- ответил я. – Утопить? Пусть попробуют. Как бы им самим  рыб не кормить . Так что демсоветчикам и либералам  - от ворот поворот. Как-то так...
     Но мы отвлеклись.
     Разве народ не ответственен за свои деяния? Так ли он мудр, так  ли он выше насилия, зависти и лихоимства? Так ли околпачен? Или его ненависть и негодование к соседу зиждется на примитивной обывательской зависти и желании превосходить, повелевать, любой ценой, даже через кровь невинных детей.   
      Ау? «братушки»? Не напоминает ли это кого-то из вас?
      Хм, народ не виновен….
      А кто там вопил: «Распни Его!»? Кто прыгал и зиговал на площадях, рыдая от восхищенья и любви к вождю? Неужто, не народ? Тогда кто же?
      Народы, как люди: есть строители, есть созидатели, есть  учителя и воспитатели, эгоисты и завистники, защитники и захватчики, основательные и вдумчивые, тщеславные и нарцисситы, неблагодарные двурушники, падальщики и стервятники, болтуны, трудяги, лентяи, прилипалы, «подлохитрые», пофигисты или просто людоеды. Перечислять можно долго. Каждый народ несет свои индивидуальные черты и особенности. На то они и народы
      Особенно смешны и в тоже время опасны народы, которые хотят доказать, что они умнее других.
      О, эти лезут из кожи сотни лет. Но не судьба: то ложатся под покровителя, то дербанят остатки с трупов, то подворовывают в обозе победителя, сортируя трофеи, то за подачки кусают своих бывших благодетелей. Не умные они. Падальщики - они. Гиены.
     «Хитренькие». Эти в мольбах, ползают на коленях, клянчат на себе всякие обязательства, клянутся в вековечной дружбе, и, получив выгоду, а то и просто хапнув чужое, похихикивая, тихо делают свое подлое дело.
      На вопрос о выполнении обязательств? Могут нагло ответить:
      - А мы (хитренькие) и не собирались их выполнять. Што? Какие долги? Мы (вам дурачкам) не собирались их отдавать.
      - То есть?
      - Мы ж хитрые, а вы – дуралеи, - щуря поросячьи глазки и смеясь в лицо, говорят «хитренькие» и грациозно прячутся за спину нового большого благодетеля.
      Нет, оборванцы. Вы народ – не хитрый. Вы народ - лживый. А посему ждет вас  жизнь тяжкая, а судьба клейменая. Не дай Бог нам такого.

      Человечество это сообщество людей, как индивидуумов, так и народов в целом.
      Каждый народ имеет право на существование равно, как и каждый человек имеет право на жизнь.
      Нельзя убивать человека за то, что он принадлежит к тому или иному народу.
      Нельзя проводить геноцид народа только за то, что он имеет другую культуру или религию, нравы или цвет кожи. А так же указанные выше черты и менталитеты.
      Запрещено унижать и уничтожать любой народ – это непреложный Закон, это основа человеческой морали.
      А можно ли перевоспитать народ?
      Тогда вопросы: Кто воспитатель и кто наделяет этим правом «воспитателей»?
      Ответ: Нет таких.
      Что делать?

      Жить.
      Жить и помнить, как о добре, так и о предательстве.
      Когда что-то делаешь для того или иного народа, помни о его  качествах и менталитете.
      Помнить, что представляет из себя тот или иной народ, на что он способен. Если он что-то хочет получить, жизненно ему необходимое, то пусть оплатит риски, исходящие из его национального характера, пусть сам оплачивает свою будущую подлость. Подлый народ – неблагодарный народ. При всех раскладах этот народ предаст.
      Но не будем собирать всё в одну корзину: ни время, ни догадки. «Мух и котлеты» обсудим позже.
      А тогда. Кто ж в мире восхищался американцами больше, чем советские люди?

      - Да, помимо борьбы цивилизаций, есть борьба в виде конкуренции на мировых рынках, - начал я. - Которая не всегда честная. Скорее всегда бесчестная. Капитализм гибок, капитализм - великий конъюнктурщик, как паразит, чувствует требования времени и ради собственного же выживания по праву сильного съедает слабого. Хотя снаружи всё честь по чести. Лозунги: «Съедаемый сам виноват», «Съедаемый ведет себя так, что, Господа, но не съесть его это как-то недемократично», «Избавим Землю от этих недоразумений!», и рушатся цивилизации под «Вау!» сильных мира сего, и одобрения их народов.
       Так, кто там не виноват?
       Может быть сейчас в борьбе России и Америки рождается истина - что сильнее Духовность или Меркантильность, - распалялся во мне краснодипломник вечернего Университета марксизма–ленинизма, - индивидуализм или интернационализм?
       - Согласен. Мы, русские, везде хотим честных отношений. Борьба, но борьба по правилам. А нас обвивают условностями. Химерами. Однобокими взглядами на проблемы. Стандартами, которые для нашей цивилизации просто не приемлемы, органически вредны.
       Вяжут, как цепями.
       И вроде с законной и общечеловеческой стороны - полный порядок, а заглянешь в душу, а там – крокодил.
       Человечество прочно застряло в болоте юридической казуистики. Европа и Америка мазохистки опутали себя инквизиторской паутиной адвокатского словоблудия, а СМИ создали мир не имеющий ничего общего с реальностью.
Мир завяз во лжи - вот что горестно.
      - И наш тоже? - осторожно спросил я.
      - И у нас тоже, правда, не так массово, явно и повсеместно, как там, потому что у нас пока существуют надзорные органы. Но у нас тоже хватает этой грязи. Хватает. Человек - несовершенен. Даже в роли строителя Коммунизма.
Я хочу тебя предупредить. Знаю, что это сложно. Не ведись на ложь.
       Будь стойким, целеустремленным и последовательным. Тебе держать ответ за порученное дело. За людей, которых тебе доверили. За свои поступки, за результат своей деятельности.
       Нести ответственность за данное слово, за решение, которое ты принял. За товарищей, за близких, за твоих детей и их будущее.
       У коммуниста прав в два раза меньше, обязанностей в два раза больше, и спросят с тебя строже и по служебной, и по партийной линиям. А ты выполняй, равняя себя, на свой идеал коммуниста, на пример настоящих людей, на правое дело.
Коллективность партии - строго ранжированная команда. Неисполнительность, не выполнение поручения строго карается, получил наказание и посыпалась жизнь. Но ты сам определил себя в такие жесткие рамки.
       - Быть передовым коммунистом. А что не рядовым легче? И среднему звену несладко, а о верхних? Может им проще? Ведь Партия это своего рода корпорация. У верхних эшелонов есть «привилегия» - если слетел сверху, потом уже не подымишься.
       - А может и поднимать будет ничего, – подытожил я.

______________________________________________________
* А.С.Пушкин. Признание.
** «Дядя Саша» - так мы молодые подводники, между собой, с большим уважением, звали вице-адмирала Александра Михайловича Устьянцева (1931 – 1993).
С октября  1974 года он - командир вновь созданной 41-й дивизии атомных подводных лодок проекта 667Б «Мурена»,
(п/о Островной (Гремиха).
С июля 1981 года  по 1988 год - командующий 11-й флотилией ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Краснознаменного Северного флота, (п/о Островной (Гремиха), где в то время служил автор.


продолжение: http://www.proza.ru/2019/11/04/89


Рецензии
То,что ты философ-давно знаю. В беседах ,ты и аналитик и историк,причём-смелый.Разве мы столько лет дружили бы,если не одинаковость взглядов на жизнь? Взгляды то могут быть ,но так аккуратно собранные и поданные,что глаз не оторвать от текста и мысль-читать другие главы!Не представишь себе ,как я рад дружбе с тобой. Почему? Умных и правильно мыслящих,честных и смелых,без предельно преданных своей Родине и своему делу и в то же время простых и прямых в общении-редко встретишь.Мне-повезло.Беседы -все главы прочту. Благодарю и удачи тебе.Поклон супруге.

Темур Асурели   05.11.2019 12:23     Заявить о нарушении