Забытый классик. Писемский

Произведения этого писателя не входят в школьную программу. Хотя и в наше время найдутся поклонники его творчества, однако он не пользуется широкой популярностью. И вообще его имя не на слуху. А ведь в XIX веке этот писатель входил в когорту лучших представителей русской литературы.

Алексей Феофилактович Писемский. Автор замечательного романа «Тысяча душ» -- романа карьеры, что для русской литературы было редкостью. А также многих других интересных произведений, отразивших в себе, как в зеркале, российскую жизнь. Годы жизни: 1821 – 1881. Родился в Костромской губернии в семье, имевшей древнюю дворянскую родословную. В юные годы пробовал стать актером, но закончил, как ни странно, математическое отделение МГУ. Служил чиновником в Костроме и Москве. С 1848 года начинает печататься в журнале «Москвитянин», известность ему приносит повесть «Тюфяк», опубликованная через два года. В середине века он уже известен как мастер построения сюжета.

В 1856 году выходит в свет книга Писемского «Очерки из крестьянского быта». В нее входят три рассказа, уже публиковавшиеся в журнале: «Питерщик», «Леший», «Плотничья артель». Ведущие литературные критики и писатели ставят их наравне с «Записками охотника» Тургенева.

А.Ф. Писемский часто показывает, как люди действуют, повинуясь честолюбию, как ими завладевает гордыня. Причем это наблюдается не только у столбовых дворян, но и у представителей всех слоев населения Российской империи. Так, в очерке (рассказе) «Питерщик» читатель узнает о селе, откуда крестьяне уходят с разрешения помещика в Петербург или Москву. Там они становятся ремесленниками, неплохо зарабатывают, шлют оброк помещику и своей семье деньги отправляют. От крестьянской работы они отвыкают.

Автор знакомится с мужиком, который в столице трудился маляром, а теперь живет в деревне. Тот рассказывает, как руководил артелью, был обеспеченным человеком. Влюбился он в барышню, снял ей и ее тетке квартиру хорошую, подарки ей преподносил, дорогие вина с ней стал пить. Про семью забыл, в конце концов полностью разорился. Тогда только вернулся к детям и нелюбимой жене. Этот маляр замечает: «(…) мы все бахвалы, (…) – сойдет мужик из Питера или из Москвы и начнет гнуть штуки: я-да-я, мы-да-мы (…)».

В конце очерка автор сообщает, что этот мужик – «питерщик» все-таки потом уедет в столицу, опять начнет руководить артелью и разбогатеет. Он заключает: «Порадовавшись успеху питерщика, я вместе с тем в лице его порадовался вообще за русского человека».

Через два года после «Очерков…» выходит роман «Тысяча душ». Так же, как в произведениях Бальзака, Стендаля главный герой простого происхождения талантлив, энергичен, стремится сделать карьеру. Герой пишет повесть. Однако в романе о нем сказано, что он «писатель не по призванию, а из самолюбия». Так же, как герои указанных авторов, он стремится получить высокое положение благодаря связи с богатой, знатной женщиной. Героя романа зовут Калинович Яков Васильевич. После окончания юридического факультета Московского университета он получает назначение в провинциальный город на пост инспектора уездного училища.

Там он подружится со своим предшественником, вышедшим в отставку – вдовцом Годневым Петром Михайловичем и его дочерью Анастасией. Между Яковом Васильевичем и Настенькой возникнет влюбленность. Которая потом перейдет в страсть.

Однако Калинович бросит Настю и женится на Полине -- дочери богатой помещицы, генеральши. Его карьера пойдет в гору. В конце концов он станет вице-губернатором. Однако, в отличие от героев Бальзака, героя романа «Красное и черное» Стендаля и других зарубежных писателей, Яков Васильевич Калинович совершил это не просто для жизни в роскоши и почете. Он начинает бороться со злоупотреблениями чиновников, заставляет разжиревших богачей раскошелиться ради благоустройства губернского города. Эта борьба за справедливость заканчивается тем, что из-за многочисленных жалоб Калиновича снимают с должности и подвергают судебному преследованию.

По поводу противоречивого образа главного героя романа Писемского среди образованных людей России разгорается бурная дискуссия. Великий критик Писарев, да и большинство читателей признали «Тысячу душ» лучшим произведением автора.

А если говорить о правдивости образа главного героя романа, то можно вспомнить великого писателя-сатирика Салтыкова-Щедрина, который в свое время служил в должности вице-губернатора.

Яков Калинович остро переживает то, что он отказался от возлюбленной. Он предлагает ей стать его невестой, хотя сам уже задумал ее бросить. Но после этого, оказавшись в своей комнате, Калинович восклицает: «Господи, неужели в жизни, на каждом шагу, надобно лгать и делать подлости?»

В финале Калинович соединяется с Настей, но нельзя сказать, что произведение имеет счастливый конец. Почему? Об этом читатель узнает, прочитав роман.

Миросозерцанию Писемского присущи соединение скептицизма, здравого смысла и русского самосознания. Он не может полностью разделить идеи ни западников, ни славянофилов.

В 1860 году Писемский получает Уваровскую премию Академии наук за опубликованную годом назад драму «Горькая судьбина». Вместе с ним этой премией награждается А. Островский за драму «Гроза».

Произведения Алексея Феофилактовича Писемского начинают пользоваться широкой популярностью в Российской империи, их издают за границей наряду с произведениями Достоевского, Толстого, Тургенева. В 1857 -- 1863 годы является редактором журнала «Библиотека для чтения». В это время в фельетонах он высмеивает радикалов и либералов.

Писемский, не согласный с прогрессистской критикой, уехал из Петербурга в Москву. Там он написал антинигилистический роман «Взбаламученное море». Всё, с этого времени революционные демократы и либералы записали его в ретрограды. Роман этот подвергся шквальной критике. После его выхода Писемскому отказали в звании одного из лучших представителей русской литературы.

Оказавшись без журналистского заработка, писатель вновь поступает на чиновничью службу. В свет выходят другие его произведения, но они уже не пользуются прежней популярностью. Хотя сейчас мы можем подойти объективно и найти там немало интересного. Например, в романе «Масоны» (1880-1881).

На ухудшение здоровья Писемского повлияло самоубийство младшего сына Николая (у писателя было три сына и дочь). После трагического события он еще больше пристрастился к спиртному, что привело его к безвременному концу.

Литературный критик Ю. Айхенвальд в своем исследовании так выразился о знаменитом прозаике и драматурге: «(…) Писемский так самобытен, так народен и кряжист, что своими писаниями он родной стихии точно оброк платит».


Рецензии