Марк Захаров, или Тот самый Ланцелот

Бог и случай щедро одаривали меня неожиданными встречами с близкими по крови или духу людьми, и не только с теми, с кем я был знаком, но и с известными людьми, с которыми ранее не встречался. Конечно, неожиданные встречи с известными людьми бывали у многих. Но в моей жизни они случались так часто и в таких ситуациях, что со временем подвигли меня на мысль о создании цикла миниатюр под общим названием "Неслучайная встреча с ..."

К великому сожалению, с некоторыми очень уважаемыми мною людьми мне не посчастливилось повстречаться при их жизни, но довелось проводить их в Вечность.
На проводах в мир иной Евгения Евтушенко в Центральном Доме Литераторов я прочитал мои стихи, посвящённые ему и всем Поэтам - людям, обладающим божественным даром видеть мир и изображать его через искусство:

"Звериный рык и глас с Небес
- у нас в душе находят место.
В кругу обыденности тесно
и рвётся ввысь заветный слог
к первоисточнику всех слов.
Нас судит Бог. Нас любит Бог".

Для перекликов душ не бывает преград.

Поэтому, когда после недели пребывания в Риме, который в этот раз мне довелось исходить пешком, посещая святые места и достопримечательности, я прилетел в Москву и узнал о том, что на следующий день будут провожать в последний путь Марка Захарова, я понял, что должен проводить Мастера.
Потому что для меня, как и для многих поклонников его таланта, Марк Захаров - "тот самый Ланцелот" нашего времени, который убил своего Дракона и учил нас, как избавляться от паразитов, живущих внутри нас, а не раздувать их нашими страхами до мифических величин.

Этот Дух Свободы неистребим и выражается вовсе не в "свободных линиях плеча и зауженных панталонах":
"Исход.

Там - далеко за морем
- Храм Свободы.
Но путь к нему теряется в песках.
Убей раба в себе - исчезнет страх!
И силой веры ты раздвинешь воды".

За месяц до поездки в Рим мне совершенно случайно забронировали номер в гостинице, которая находится недалеко от Новодевичьего монастыря. Первого октября, узнав время и место похорон Захарова, я отправился к Новодевичьему кладбищу, размышляя о том, что, вероятно, доступ туда будет ограничен и шансы мои крайне невелики.

Но произошло "обыкновенное чудо": полицейский, стоявший в оцеплении и не пустивший меня на центральную аллею кладбища, вдруг, когда я уже развернулся к выходу, указал мне обходной путь к могилам Табакова и Говорухина, где было уготовано место для Марка Захарова.

По кладбищенским меркам, это было почётное место - недалеко от могилы человека, который, по некоторым утверждениям, при жизни творил чудеса. Например, дал россиянам свободу, освободив их от "проклятия общенародной собственности", чудодейственным образом - через обряд приватизации превратив её в "священную частную собственность" олигархов. И не нашлось при этом рядом мудрого советника, который бы сказал ему слова из вашего, Марк Анатольевич, вместе с гениальным Гориным фильма "Тот самый Мюнхгаузен": "Ваше Высочество, не идите против своей совести".

Впрочем, там же сказано: "Шутка жизнь продлевает тем, кто хохмит, а тем, кто острит - укорачивает". И ещё остаётся вопрос: зачем "нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?". Поэтому многие, так сказать, деятели искусства развивают свободу творчества на уровне "ниже пояса", опасаясь поднять свои "буйные" головы и возвысить голос в защиту Правды.

Мы до сих пор бегом и согнувшись пересекаем пешеходный переход - "зебру", которая во всём мире даёт неоспоримое право пешеходу...

"Пешеходная зона

"Пришла желанная свобода !
Уже во многих городах
всю власть отдали пешеходам
на отведённых им местах.
Ходите - кто и как хотите.
Ходите вдоль и поперёк.
И не услышите, не ждите,
знакомый с детства всем свисток.
… В разгаре самом день погожий,
мил и приветлив постовой.
Но всё же чувствует прохожий
себя чужим на мостовой.
Не шелестят упруго шины,
однако редкий пешеход
на самую на середину
неосторожно забредёт…

Под страхом упразднённой кары
(хотя уже и снят запрет)
мы будем жаться к тротуарам,
наверное, немало лет".

Это я написал в 1986. Есть какое-то чувство вины, когда твои плохие предчувствия сбываются. Даже если это не твоя вина.



Но вы устами наичестнейшего барона Мюнхгаузена учили нас всегда жить по Правде, а не понарошку. И правда, что ещё до вас нам были сказаны слова: "Блаженны алчущие и жаждущие Правды, ибо они насытятся".

Но разве можно насытиться Правдой в обществе, в котором самый честный человек - Мюнхгаузен? Ведь на лжи нельзя построить Царство Правды. Получится как с памятником тому самому Мюнхгаузену, у которого половинка лошади пьёт, но не может напиться...
Может, действительно, как поёт ныне модная певица: "мало половин"?

Я даже ввёл в научный оборот понятие "паллиативный политический режим" - это, когда не искореняют причины проблем, а полумерами облегчают их последствия. То есть опять же, по-своему, сформулировал фразу из вашего фильма: "В наши дни тяжело жить, но легко умирать".

Как много вами угадано, предречено, будто вы раздавали роли не в пьесах, а в жизни. Ведь Ельцин, когда уходил из Кремля, не мудрствуя лукаво, повторил фразу Марты, когда она уходила от Мюнхгаузена: "я устала", поменяв слова, но не суть: "я устал, я ухожу". Юдашкин кроил форму для военных, помня, что "в однобортном сейчас не воюют". А вот это вообще всегда современная тема: "Сначала намечались торжества, потом - аресты, потом решили совместить"...

И ещё вы завещали нам каждый день совершать подвиг, быть самими собой, а не как  все, чтобы не пришлось на вопрос "Чем занимаетесь?" отвечать: "Ничем, живу".

Садовник Мюллер торговал цветами, а моя знакомая увлеклась созданием композиций из сухих цветов. Это прибыльный бизнес.

"Пустая красота

Недавно я узнал, что вы,
в забавах время коротая,
взялись высушивать цветы,
из них букеты составляя;
что есть особое искусство
- поддерживать цветущий вид,
когда внутри давно все пусто,
ничто ни тлеет, ни горит.

Страшна такая красота.
В ней - притягательность обмана.
Но знайте: поздно или рано
себя проявит пустота".

И это не только о флористике, но и о политике, об искусстве...
Очень многие делают большие деньги на том, что продают услуги по поддержанию имиджа процветания.
А ещё часто подменяют смыслы.
"Рукотворное море. Подмена смыслов.

  С приятелем уже не спорю,
  Молчком стою на берегу.
  Но водоем застойный - морем
  Назвать и в мыслях не могу.
 
  Я сам моряк! Меня пугает,
  С какою легкостью, мой друг,
  Запруду морем называет,
  И побережьем - топкий луг…
 
  А сын его с тоской во взоре
  Глядит на затхлый водоём:
 "Так вот оно какое - море?!"
  А он, чудак, мечтал о нём.

Но множится число тех, кто, как и ваш герой Мюнхгаузен, не желают носить безликую личину и разбивают вдребезги теплицу для души, где не живут, а выживают, и дают волю ветру перемен.
Своим животворным искусством вы исповедывались всю жизнь.
И я - один из тех, кто понял, в том числе благодаря вам, что
"Жизнь - это сочинение на свободную тему,
которое надо сразу писать начисто".

"Жизнь - рубаха наизнанку.
Одевался - поспешил.
Думал, выйду спозаранку
- на дороге ни души.
Не увидят - не осудят.
Ну а мне и так сойдет.
Думал, лишь зевак прибудет,
подойдет и мой черед.

Вот тогда переоденусь,
гребешочком причешусь,
чтоб никто не видел бедность.
Чтоб никто не слышал грусть,
растяну меха тальянки
в развесёлом кураже…

Жизнь,- рубаха наизнанку,
и не вывернуть уже".

Я стоял недалеко от места, где вас отпевали, молился и думал, что, наверное, среди провожающих немало тех, кто искренне уважая Галилея, всё-таки чуточку больше любит Джордано Бруно - за то, что он не отрекался от своих убеждений.

Ваш коллега Уильям Шекспир очень точно сказал: "Весь мир - театр, и люди в нём - актёры". Но мир нельзя превращать в балаган.

Антре "рыжих клоунов" на арене мира веселит и отвлекает людей от грандиозной смены глобальной сцены для подготовки триумфального финального акта, когда из-за
кулис придёт Мессия или выпрыгнет Мефисто. Исход зависит от каждого из нас. The Show Must Go On!

Я, как и слуга Мюнхгаузена из вашего фильма, "когда отпевали, не верил. Даже когда закапывали - сомневался". 
И, казалось, слышал со стороны вашего нового кремлёвского соседа: "Присоединяйтесь, Марк, присоединяйтесь" и ваше:  "Господи, как умирать надоело".

Душевная недостаточность - может стать гибельным диагнозом современной цивилизации .

У вас редкий дар "соборности" - это, когда неслиянно и нераздельно. Вы собирали воедино гениальных и талантливых людей, но каждый из них не растворялся в творческом котле, а сиял своим первозданным светом.
Мы часто слышим:
"Они стояли у истоков"...
Вы у истоков не стояли.
Вы истоки находили,
Вы истоки расчищали...

Вы дружили и работали с
Гориным, Леоновым, Янковским, Абдуловым и многими другими замечательными людьми, которые лечили и лечат нас от этого недуга. Эти звезды из плеяды "людей-мемов", "сделанных в СССР", задолго до пришествия на Русь Интернета и соцсетей, соединяли нас нерушимыми духовными узами - притяжением душ.
Их яркий духовный свет не гаснет со временем...

Вы помните - Владимир Даль сказал:
"От распри двух соседей
и до распри государств
всё богопротивно".
А я добавил несколько строк:
"Душа поверх властей и распрей.

Где стаи птиц - и нет границ,
раздоров выше и властей,
летит, спешит душа моя
туда, где ждут и рады ей".

Но иногда вы ошибались. Например, утверждали, что "Такова судьба всех гениальных людей: современники их не понимают". Но мы же вас поняли. Надо признавать свои ошибки.
Всю свою жизнь вы, Марк Захаров, искали и находили слагаемые Формулы Любви. И выразил её в искусстве.

И пока все с вами прощаются, у нас есть время познакомиться. Ведь мы из тех, для кого дополнительные 3 секунды в день не лишние.
Я бывший моряк торгового флота, поэт, философ, автор книг "Оправдание человека" и "Преображение мира", инициатор "Клятвы миру" и первый, кто поклялся любить мир как самого себя. Я по-своему попытался выразить формулу "универсальной энергии любви":
E = lc2 ;
в которой  E-энергия, L-любовь, C2-сотрудничество между людьми и сотрудничество между человечеством и миром, т. е. любовь, умноженная на квадрат сотрудничества.

Что ещё вам сказать?
Мы вас любим. Не то?
Мы очень скорбим. Не то?..

Нам нужен Новый день !!!

Геннвдий Жеребилов

http://www.proza.ru/avtor/zherebilove
   


Рецензии