Марк Захаров, или Тот самый Ланцелот
К великому сожалению, с некоторыми очень уважаемыми мною людьми мне не посчастливилось повстречаться при их жизни, но довелось проводить их в Вечность.
На проводах в мир иной Евгения Евтушенко в Центральном Доме Литераторов я прочитал мои стихи, посвящённые ему и всем Поэтам - людям, обладающим божественным даром видеть мир и изображать его через искусство:
"Звериный рык и глас с Небес
- у нас в душе находят место.
В кругу обыденности тесно
и рвётся ввысь заветный слог
к первоисточнику всех слов.
Нас судит Бог. Нас любит Бог".
Для перекликов душ не бывает преград.
Поэтому, когда после недели пребывания в Риме, который в этот раз мне довелось исходить пешком, посещая святые места и достопримечательности, я прилетел в Москву и узнал о том, что на следующий день будут провожать в последний путь Марка Захарова, я понял, что должен проводить Мастера.
Потому что для меня, как и для многих поклонников его таланта, Марк Захаров - "тот самый Ланцелот" нашего времени, который убил своего Дракона и учил нас, как избавляться от паразитов, живущих внутри нас, а не раздувать их нашими страхами до мифических величин.
Этот Дух Свободы неистребим и выражается вовсе не в "свободных линиях плеча и зауженных панталонах":
"Исход.
Там - далеко за морем
- Храм Свободы.
Но путь к нему теряется в песках.
Убей раба в себе - исчезнет страх!
И силой веры ты раздвинешь воды".
За месяц до поездки в Рим мне совершенно случайно забронировали номер в гостинице, которая находится недалеко от Новодевичьего монастыря. Первого октября, узнав время и место похорон Захарова, я отправился к Новодевичьему кладбищу, размышляя о том, что, вероятно, доступ туда будет ограничен и шансы мои крайне невелики.
Но произошло "обыкновенное чудо": полицейский, стоявший в оцеплении и не пустивший меня на центральную аллею кладбища, вдруг, когда я уже развернулся к выходу, указал мне обходной путь к могилам Табакова и Говорухина, где было уготовано место для Марка Захарова.
По кладбищенским меркам, это было почётное место - недалеко от могилы человека, который, по некоторым утверждениям, при жизни творил чудеса. Например, дал россиянам свободу, освободив их от "проклятия общенародной собственности", чудодейственным образом - через обряд приватизации превратив её в "священную частную собственность" олигархов. И не нашлось при этом рядом мудрого советника, который бы сказал ему слова из вашего, Марк Анатольевич, вместе с гениальным Гориным фильма "Тот самый Мюнхгаузен": "Ваше Высочество, не идите против своей совести".
Впрочем, там же сказано: "Шутка жизнь продлевает тем, кто хохмит, а тем, кто острит - укорачивает". И ещё остаётся вопрос: зачем "нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?". Поэтому многие, так сказать, деятели искусства развивают свободу творчества на уровне "ниже пояса", опасаясь поднять свои "буйные" головы и возвысить голос в защиту Правды.
Мы до сих пор бегом и согнувшись пересекаем пешеходный переход - "зебру", которая во всём мире даёт неоспоримое право пешеходу...
"Пешеходная зона
"Пришла желанная свобода !
Уже во многих городах
всю власть отдали пешеходам
на отведённых им местах.
Ходите - кто и как хотите.
Ходите вдоль и поперёк.
И не услышите, не ждите,
знакомый с детства всем свисток.
… В разгаре самом день погожий,
мил и приветлив постовой.
Но всё же чувствует прохожий
себя чужим на мостовой.
Не шелестят упруго шины,
однако редкий пешеход
на самую на середину
неосторожно забредёт…
Под страхом упразднённой кары
(хотя уже и снят запрет)
мы будем жаться к тротуарам,
наверное, немало лет".
Это я написал в 1986. Есть какое-то чувство вины, когда твои плохие предчувствия сбываются. Даже если это не твоя вина.
Но вы устами наичестнейшего барона Мюнхгаузена учили нас всегда жить по Правде, а не понарошку. И правда, что ещё до вас нам были сказаны слова: "Блаженны алчущие и жаждущие Правды, ибо они насытятся".
Но разве можно насытиться Правдой в обществе, в котором самый честный человек - Мюнхгаузен? Ведь на лжи нельзя построить Царство Правды. Получится как с памятником тому самому Мюнхгаузену, у которого половинка лошади пьёт, но не может напиться...
Может, действительно, как поёт ныне модная певица: "мало половин"?
Я даже ввёл в научный оборот понятие "паллиативный политический режим" - это, когда не искореняют причины проблем, а полумерами облегчают их последствия. То есть опять же, по-своему, сформулировал фразу из вашего фильма: "В наши дни тяжело жить, но легко умирать".
Как много вами угадано, предречено, будто вы раздавали роли не в пьесах, а в жизни. Ведь Ельцин, когда уходил из Кремля, не мудрствуя лукаво, повторил фразу Марты, когда она уходила от Мюнхгаузена: "я устала", поменяв слова, но не суть: "я устал, я ухожу". Юдашкин кроил форму для военных, помня, что "в однобортном сейчас не воюют". А вот это вообще всегда современная тема: "Сначала намечались торжества, потом - аресты, потом решили совместить"...
И ещё вы завещали нам каждый день совершать подвиг, быть самими собой, а не как все, чтобы не пришлось на вопрос "Чем занимаетесь?" отвечать: "Ничем, живу".
Садовник Мюллер торговал цветами, а моя знакомая увлеклась созданием композиций из сухих цветов. Это прибыльный бизнес.
"Пустая красота
Недавно я узнал, что вы,
в забавах время коротая,
взялись высушивать цветы,
из них букеты составляя;
что есть особое искусство
- поддерживать цветущий вид,
когда внутри давно все пусто,
ничто ни тлеет, ни горит.
Страшна такая красота.
В ней - притягательность обмана.
Но знайте: поздно или рано
себя проявит пустота".
И это не только о флористике, но и о политике, об искусстве...
Очень многие делают большие деньги на том, что продают услуги по поддержанию имиджа процветания.
А ещё часто подменяют смыслы.
"Рукотворное море. Подмена смыслов.
С приятелем уже не спорю,
Молчком стою на берегу.
Но водоем застойный - морем
Назвать и в мыслях не могу.
Я сам моряк! Меня пугает,
С какою легкостью, мой друг,
Запруду морем называет,
И побережьем - топкий луг…
А сын его с тоской во взоре
Глядит на затхлый водоём:
"Так вот оно какое - море?!"
А он, чудак, мечтал о нём.
Но множится число тех, кто, как и ваш герой Мюнхгаузен, не желают носить безликую личину и разбивают вдребезги теплицу для души, где не живут, а выживают, и дают волю ветру перемен.
Своим животворным искусством вы исповедывались всю жизнь.
И я - один из тех, кто понял, в том числе благодаря вам, что
"Жизнь - это сочинение на свободную тему,
которое надо сразу писать начисто".
"Жизнь - рубаха наизнанку.
Одевался - поспешил.
Думал, выйду спозаранку
- на дороге ни души.
Не увидят - не осудят.
Ну а мне и так сойдет.
Думал, лишь зевак прибудет,
подойдет и мой черед.
Вот тогда переоденусь,
гребешочком причешусь,
чтоб никто не видел бедность.
Чтоб никто не слышал грусть,
растяну меха тальянки
в развесёлом кураже…
Жизнь,- рубаха наизнанку,
и не вывернуть уже".
Я стоял недалеко от места, где вас отпевали, молился и думал, что, наверное, среди провожающих немало тех, кто искренне уважая Галилея, всё-таки чуточку больше любит Джордано Бруно - за то, что он не отрекался от своих убеждений.
Ваш коллега Уильям Шекспир очень точно сказал: "Весь мир - театр, и люди в нём - актёры". Но мир нельзя превращать в балаган.
Антре "рыжих клоунов" на арене мира веселит и отвлекает людей от грандиозной смены глобальной сцены для подготовки триумфального финального акта, когда из-за
кулис придёт Мессия или выпрыгнет Мефисто. Исход зависит от каждого из нас. The Show Must Go On!
Я, как и слуга Мюнхгаузена из вашего фильма, "когда отпевали, не верил. Даже когда закапывали - сомневался".
И, казалось, слышал со стороны вашего нового кремлёвского соседа: "Присоединяйтесь, Марк, присоединяйтесь" и ваше: "Господи, как умирать надоело".
Душевная недостаточность - может стать гибельным диагнозом современной цивилизации .
У вас редкий дар "соборности" - это, когда неслиянно и нераздельно. Вы собирали воедино гениальных и талантливых людей, но каждый из них не растворялся в творческом котле, а сиял своим первозданным светом.
Мы часто слышим:
"Они стояли у истоков"...
Вы у истоков не стояли.
Вы истоки находили,
Вы истоки расчищали...
Вы дружили и работали с
Гориным, Леоновым, Янковским, Абдуловым и многими другими замечательными людьми, которые лечили и лечат нас от этого недуга. Эти звезды из плеяды "людей-мемов", "сделанных в СССР", задолго до пришествия на Русь Интернета и соцсетей, соединяли нас нерушимыми духовными узами - притяжением душ.
Их яркий духовный свет не гаснет со временем...
Вы помните - Владимир Даль сказал:
"От распри двух соседей
и до распри государств
всё богопротивно".
А я добавил несколько строк:
"Душа поверх властей и распрей.
Где стаи птиц - и нет границ,
раздоров выше и властей,
летит, спешит душа моя
туда, где ждут и рады ей".
Но иногда вы ошибались. Например, утверждали, что "Такова судьба всех гениальных людей: современники их не понимают". Но мы же вас поняли. Надо признавать свои ошибки.
Всю свою жизнь вы, Марк Захаров, искали и находили слагаемые Формулы Любви. И выразил её в искусстве.
И пока все с вами прощаются, у нас есть время познакомиться. Ведь мы из тех, для кого дополнительные 3 секунды в день не лишние.
Я бывший моряк торгового флота, поэт, философ, автор книг "Оправдание человека" и "Преображение мира", инициатор "Клятвы миру" и первый, кто поклялся любить мир как самого себя. Я по-своему попытался выразить формулу "универсальной энергии любви":
E = lc2 ;
в которой E-энергия, L-любовь, C2-сотрудничество между людьми и сотрудничество между человечеством и миром, т. е. любовь, умноженная на квадрат сотрудничества.
Что ещё вам сказать?
Мы вас любим. Не то?
Мы очень скорбим. Не то?..
Нам нужен Новый день !!!
Геннвдий Жеребилов
http://www.proza.ru/avtor/zherebilove
Свидетельство о публикации №219100501457