Покаяние или нирвана и сансара одно

                «Нирвана и сансара тождественны»               
                Нагарджуна               


Уже несколько времени тому назад я явственно почувствовал и осознал одну непреложную для себя самого истину. Вкратце попробую ее нарисовать словами.

Сознаюсь, иной раз бывало – роптал на судьбу. Ну почему такие беды и трудности в жизни? И вот ясно понял, что все до малейшей подробности моего бытия происходит не по воле какого-то неизвестного мне рока, но вытекает из совершенно конкретных поступков, мыслей и чувств моего же прошлого. Я могу почти всегда найти причинно-следственную связь между моим некогда имевшим место малодушием, неискренностью, трусостью, леностью, безразличием, эгоизмом, глупостью... и много чем еще греховным – и теми трудностями и печалями, которые я ныне переживаю, испытываю.
Это карма. Не та, что определит мое будущее рождение, но та, что действует на протяжении одной жизни.

Какой стыд я порой испытываю, вспоминая собственное поведение в прошлом! До боли, до крика... Как ошпаренный шиплю, зажмуривая глаза, как будто если я не вижу белый свет вокруг себя, то и он не видит меня...

И вот здесь – покаяние. Не какое-то разовое раскаяние с получением отпущения грехов от кого-то, кто выше меня. Нет, покаяние – это постоянное осознание своей ничтожности перед недостижимым идеалом праведности. Постоянное отвержение лжи и эгоизма в себе самом.

Я грешу постоянно – если не делом, то словом, если не словом, то мыслью, если даже и не мыслью, то каким-то врожденным внутренним присутствием в себе «ветхого человека» - того, кто, используя выражение Ницше, должен быть преодолен. И этот грех творит мою жизнь – со всеми ее уродствами и тяготами. Так ведь грех этот и есть само кармическое «топливо», не позволяющее мне прекратить пестовать мою «самость» и прийти к чистому созерцанию Истины – вокруг и внутри себя.

Не случайно сказано было: «нирвана и сансара – одно и то же». Но я именно теперь по-настоящему ощутил значение этого. И насколько это тождественно подлинно христианскому отношению к миру. Ведь мы своим грехом буквально «творим» сансару, подбрасываем «топливо» в двигатель вращения ее колеса.

Но вот покаяние – как я о нем написал – искреннее, горячее, непрерывное, идущее из глубины сердца. Оно одно способно уже здесь и сейчас превратить сансару в нирвану. Ибо между сансарой и нирваной нет различия, нет противопоставления – лишь тонкая пелена иллюзии, порождаемой нашим «эго», заставляет нас продолжать пребывать в сансаре и испытывать страдание. Тогда как нирвана здесь же – только отрешись от эгоизма и иллюзии самости, и ты испытаешь нирвану, которую лишь по недомыслию не желают признавать тождественной христианской благодати.

Истинно – Царствие Божие внутри нас есть.


Рецензии
Как все правильно!Спасибо!
Это Ваше произведение нужно читать каждый день, как молитву. А если бы вот так обьясняли ещё с детского садика, или хотя-бы с первого класса. Так грамотно и доходчиво, то вероятно на Земле была бы
совсем другая, не похожая на эту нашу, Жизнь...

С уважением. Мари Станиславовна.

Мари Ковалева   17.02.2024 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Они очень поддерживают, когда пишешь о том, что исходит из глубины души.

С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   18.02.2024 04:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.