Незабываемый банкет

      Я очень уважаю настоящих учёных. И когда они защищают свои кандидатские и докторские диссертации, я всегда за них радуюсь. Я на собственном опыте знаю, каких трудов стоит написание диссертации и её защита. Но, повторяю речь идёт о настоящих учёных, а не псевдо учёных, которых в настоящее время становиться всё больше и больше. Теперь дипломы можно купить в переходе метро, но это небезопасно: при любой проверке может вскрыться подделка. Значительно проще позаимствовать материал из другой настоящей диссертации. Особенно стало модно быть кандидатом или доктором наук, если ты  начальник. При этом тебе самому делать ничего не надо: у тебя для этого есть помощники. И чем выше у тебя занимаемый пост, тем скорее у тебя будет выполнена диссертация и тем выше её статус.

      И вот мы видим, что всё больше различных хозяйственных руководителей, включая губернаторов, становятся кандидатами и докторами наук.  И эти диссертации утверждаются ВАКом (высшей аттестационной комиссией). И ничего, что вдруг оказывается, что диссертация списана с другой диссертации, что многие настоящие учёные протестуют против этого, ничего не меняется. Особенно меня поразила диссертация «уважаемого» министра культуры господина Медынского. Компетентная комиссия установила, что в ней  сплошной плагиат, и ничего, доктор наук Медынский продолжает развивать культуру в нашей стране.

      В связи с этим я вспомнил защиту одной диссертации в НИИ экономики строительства Госстроя СССР в далёкие шестидесятые годы прошлого века, где я тогда работал. Сейчас модно ругать старое время, но зато, если ты в то время защищал диссертацию в этом институте, значит: ты был уже подготовленный специалист. В Учёном Совете нашего института были виднейшие учёные в области строительства и экономики из разных учебных и научных организаций Москвы. Всего было шестнадцать членов Учёного Совета, из них половина были докторами наук. Возглавлял Совет директор нашего института Горбушин Пётр Борисович. После защиты проводилось тайное голосование. И нередки были случаи, когда диссертанты проваливались, не смотря на своё  высокое служебное положение.

      Защита кандидатских диссертаций проводилась у нас в институте один раз в месяц. При этом часто защищались молодые будущие ученые из Союзных Республик. Были очень толковые ребята, при этом никаких скидок, на то, что они, как говорили раньше, являлись «национальными кадрами» не делалось. Были случаи, когда и их защита заканчивалась неудачей. Ученые кадры в то время в Союзных республиках очень ценились, и новоиспечённые кандидаты наук там очень быстро росли по служебной лестнице. Никогда не забуду, как после успешной защиты кандидатской диссертации, я с огромной радостью получил звание младшего научного сотрудника. Через год я поехал в командировку в Баку и навестил товарища, с которым мы вместе учились в аспирантуре и почти в одно время защитили наши диссертации.  За это время он уже успел стать заместителем директора крупного проектного института.

      Однажды свою диссертацию на защиту представил молодой соискатель из Баку. Руководителем у него был доктор экономических наук профессор Рекитар Яков Аркадьевич. Это был очень квалифицированный специалист, который по настоящему помогал молодым учёным остепениться. Сначала работу диссертанта несколько раз обкатывали на заседании отдела, и только затем её допускали на защиту. Сомнений, что эта защита пройдёт успешно, ни у кого не было. В то время было принято, что после защиты диссертации устраивался банкет в ресторане. Туда обычно приглашались сотрудники  отдела, где готовилась диссертация, аспиранты, дирекция института, научный руководитель, друзья и родственники. Члены учёного совета на это мероприятие, как правило,  не приглашались.
 
      Банкет должен был состояться в ресторане Националь. В те годы на улице Горького (ныне Тверской) на месте старой пятиэтажной гостиницы была построена высотная гостиница (сейчас это здание к счастью давно снесено) с тем же названием, и весь второй этаж занимал ресторан. И всё это огромное помещение ресторана было арендовано под банкет. Никто не мог понять, откуда наберётся столько гостей. Я уже не говорю, сколько этот банкет мог стоить.

      Начало защиты не предвещало ничего плохого, были зачитаны анкетные данные соискателя, где было сказано, что он член партии, занимает какую-то скромную должность в строительной организации. Соискатель  сделал хороший доклад, выступили рецензенты, озвучены были положительные отзывы различных организаций, но, когда начались  ответы на вопросы диссертант,  поплыл. В этот раз члены учёного совета были очень придирчивы. Не спасло положение и выступление его руководителя. Когда подсчитали результаты голосования, выяснилось, что защита диссертации провалилась. 
 
      И тут случилось самое неожиданное. После объявления результатов соискатель заявил нам, что он не может отменить банкет, так как в зале ресторана уже присутствуют многие гости из Республики, и он не может сказать им, что он провалил защиту. Он попросил научного руководителя, нас - молодых сотрудников отдела, членов дирекции прийти на банкет, объяснив гостям, что защита диссертации в виду её сложности и многоплановости не закончена и будет продолжена на одном из будущих заседаний Ученого Совета.

      Когда мы вошли в зал ресторана, он почти полностью был заполнен гостями из Азербайджана. Играл национальный оркестр. В зале танцевал ансамбль народного танца. Все эти артисты специально приехали из Баку на чествование нашего диссертанта. Мне показалось, что всё правительство Республики и руководители  Госстроя Республики  были за этим праздничным столом. Только тогда стало ясно, что защищался не простой строитель из Баку, а сын какого-то очень важного чиновника. Чествование  героя дня продолжалось весь вечер. Самое удивительное, что   сам он ничем не выдавал своего положения. Он принимал подарки, благодарил  и чувствовал внешне себя отлично. Представляю сколько трудов и нервов стоило ему его поведение.

      Через несколько месяцев состоялась повторная защита диссертации, которая на этот раз прошла успешна. Я вспомнил эту историю, чтобы стало ясно насколько в стране изменилась обстановка с получением учёных степеней. Я почти уверен, что перед описываемой мной защитой на Председателя Ученого Совета Петра Борисовича Горбушина  и на других членов Совета, в виду особого статуса защищаемого, оказывалось определённое давление со стороны  Госстроя СССР и партийных органов. Но ничего не помогло. Я думаю, а может это была ответная реакция учёных на оказываемое на них давление, и, если  бы его не было,  защита бы прошла успешно с первого раза, так как защищаемая диссертация была совсем не хуже других, защищаемых на этом Совете.   
 


Рецензии