Первый курянин-писатель

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ
 (ок.1008 – 3/16.05.1074)


Человек не может жить без постоянного до¬верия к чему-то нерушимому в себе, причем и это нерушимое, и это доверие могут долго оста¬ваться для него скрыты. Одно из проявлений этой скрытности – вера в личного Бога
Ф. Кафка


Курская земля – древняя. Первые упоминания о ней, как о земле Курской, относятся к первой половине XI века. И в этом же веке на ее территории, а точнее, в самом городе Курске, жил человек, которого можно со всей ответственностью считать самым первым писателем нашего края да и отечества в целом. И этот человек, как догадался проницательный читатель, – преподобный игумен печерский Феодосий, наш самый первый известный по имени земляк.
Феодосий родился в городе Василеве (в пятидесяти поприщах от Киева). На восьмой день от рождения местным священником ему было дано имя Феодосий, что в переводе с древнегреческого означает «данный, посвященный богу». По истечении 40 дней он был крещен. Так потомкам поведал о преподобном Нестор-летописец в его «Житии», по какой-то причине не указав точной даты рождения. Позже, уже в XVI веке «Житие преподобного Феодосия» вошло в «Киево-Печерский патерик» – сборник всевозможных описаний Киево-Печерской лавры и ее первых деятелей. И уже здесь, по косвенным данным «прорисовалась» дата рождения преподобного – 1008 год. Эта дата, зафиксированная во многих энциклопедиях, по сути, стала канонической.
Правда, в последнее время дата рождения преподобного в различных исследованиях и источниках варьируется от 990/992 года до 1038 года. И чтобы не быть голословным в данном утверждении, приведем несколько примеров предполагаемых дат рождения нашего великого земляка. Но перед этим сошлемся на то, что пер¬воисточников, в том числе и оригинала несторовского «Жития» до нашего времени не сохранилось. Все они погибли в пучине монголо-татарского нашествия, последующих междоусобий и войн, а также вследствие нашего пресловутого менталитета, когда «что имеем – не храним, потерявши – плачем». Остались только списки с них, причем, не всегда соответствующие «оригиналу», часто искаженные или «подправленные» переписчиками как по конъюнктурным соображениям, так и по личностным предпочтениям и догмам.
Самый «древний» из «спи¬сков» – это Лаврентьевская летопись, написанная в 1377 г. монахом Лаврентием, взявшим за основу владимирский свод 1305 года. И здесь стоит иметь в виду, что данный свод, по мнению многих ученых, грешит предвзятостью. Он сверх меры восхваляет владимиро-суздальских князей, потомков Мономаха, и уничижительно показывает других, например, Ольговичей, князей черниговских, северских и курских. Все другие летописи (к настоящему времени их сохранилось около полуто¬ра тысяч), в том числе Ипатьевская, Тверская, Никоновская, Воскресенская, Радзивилловская, – «продукт» более позднего производства.
Длительное время считалось, что одним из основных источников сведений о деятельности преподобного Феодосия и о дате его рождения является «Киево-Печерский патерик», в котором скон-центрированы «жития» православных святых Киево-Печерского монастыря. Однако стоит заметить, что составление «Патерика» началось с переписки в 20-х годах XIII века между владимиро-суздальским епископом Симеоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом. Оформление же его, как самостоятельно документа относится к 1406 году и приписывается тверскому епископу Арсению. Кроме того, независимо от редакции епископа Арсения, в 1460 году в Киево-Печерском монастыре была создана первая редакция этого патерика иноком Кассианом, а в 1462 году – вторая. В этих редакциях текст пополнился новыми статьями. Новое основательное редактирование «Печерского патерика» произошло в первой половине XVII века по инициативе митрополита Киевского и Галицкого Петра Симеоновича Могилы (1596/97-1647). К этому стоит добавить, что и позже «Патерик» не раз редактировался и переиздавался. А вот когда в нем в «Житии Феодосия» появилась дата ухода будущего преподобного из Курска в Киев в возрасте 23 лет – 1032 год – неизвестно. Впрочем, длитель¬ное время этот факт никого не смущал, и данные «Патерика Печерского» бра¬лись за основу как в описании жизни преподобного, так и в при¬нятии житийно-летописного летоисчисления городу Курску. Так, в книге-сборнике документов и материалов «Из истории Курского края» (Воронеж, ЦЧКИ, 1965) имеются небольшие выписки из «Патерика», из-данного в Киеве в 1768 г., где упоминание о Феодосии, покинувшем Курск, четко отнесено к 1032 году. Приведем эту фразу дословно, так как это важно: «Постриже его (Феодосия) святый Никон в лето от рождества 1032; имуща (он) двадесят три лета…».
Путем несложных математических подсчетов можно было придти к выводу, что рождение Феодосия произошло в 1008/1009 годах, то есть на годы княжения киевского князя Владимира Святославича (? - 1015), прозванного в народе Красным Солнышком.
В соответствии с текстами «Печерского патерика» о прибытии преподобного в Киев в 1032 году пишет Андрей Николаевич Му¬равьев (1806-1874), автор нескольких фундаментальных трудов по истории русской церкви. В его книге «Жития святых Российской церкви» читаем: «Это было в 1032 году, при благоверном князе Ярославе Владимировиче».
Солидарен в этом с ним и другой известный российский писатель, историк, государственный и общественный деятель конца XIX-начала ХХ века Александр Дмитриевич Нечволодов.
Этой же даты рождение Феодосия (1008 г.) придерживались не только многие курские краеведы, но и «Русский биографический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, а также составители Большой советской энциклопедии – самого авторитетного энциклопедического издания.
Казалось бы, все понятно. Но вот в более поздних изданиях «Жития» Феодосия Печерского, например, в двухтомнике «Избранные жития русских свя¬тых», изданном в 1992 г. в Москве издательством «Молодая гвардия», о факте пострижения Феодосия читаем: «Пострижение Феодосий принял  23 лет от роду, вскоре же после смерти благоверного князя Киевского Ярослава Владимировича». Как видим, возраст преподобного к моменту прибытия в Киев и последующему пострижению сохранен – 23 года, но время прибытия прямо привязано к дате смерти Ярослава Мудрого – 1054 год. Кроме того, в примечании № 1 к «Житию преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского» сказано, что он «родился между 1035 – 1038 годами».
А в книге «Повести Древней Руси» (М.: Эксмо, 2009) тексты «Жития» Феодосия Печерского (по Успенскому сборнику) ни в транскрипции на старославянском языке, ни в переводе на современный уже не содержат ни самой даты (1032 г.) прибытия преподобного в Киев и пострижения, ни возраста (23 лет). «Таче благослови и старьць и повеле великому Никону острещи и, прозвутеру тому сущю н чрноризьцю искусьну, иже и поим блаженаго Феодосиа и по обычаю святыих отьць остригы и облече и в мьнишьскую одежю», – сказано  в этой редакции «Жития».
Как видим, тексты одного и того же «Жития» столь разнятся в деталях, причем весьма важных деталях, что диву даешься. Но что есть, то есть.
А что о дате рождения Феодосия Печерского думают и пишут «отцы» отечественной исто¬рии: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, Д.И. Иловайский и другие? А ничего или почти ничего. Оставили этот щекотливый вопрос за скобками исследовательской деятельности.
Что же касается курских краеведов и исследователей, то сначала они придерживались версии «Печерского патерика», но потом склонились к другому мнению. Так, в третьем (переработанном и дополненном) издании очерков истории города «Курск» в коллективной работе авторов В.И. Самсонова и Ю.А. Александрова-Липкинга «Курск – древний русский город» рождение Феодосия отнесено к концу X века. Причем, в примечании № 6 к данной статье со ссылкой на Устюжский лето-писный свод, в котором возраст и жизненный путь преподобного определен в 82 года, прямо указывается, что он родился в 992 го¬ду, а в Курск родителями был привезен в 998 году (в возрасте 6 лет). Об этом же самом говорит Ю.А. Александров-Липкинг и в книге «Далекое про¬шлое соловьиного края».
В 1995 году в Курске издается коллективный  сборник «Курский край: история и современность». И в нем в очерке доцента Л.В. Шабанова «Древние города» возраст преподоб¬ного определен «около 84 лет», что, соответственно, предполага¬ет его рождение в 990 году. Эти же данные, как и весь текст, приведены Л. Шабановым и в региональном учебном пособии «Ис¬тория и современность Курского края», изданном в 1998 г. в Кур¬ске и к настоящему времени неоднократно переиздававшемуся. Правда, при этом автор ни в одной из своих статей не приводит ссылок на источники, позволившие ему сделать данное утвержде¬ние.
Но нашлись и те, кто не согласился ни с данными «Патерика», ни с данными Устюжского летописного свода, ни с работой Шабанова. Так, в изданном в 1997 году в Курске энциклопедическом краеведческом сло¬варе-справочнике «Курск» в статьях курского краеведа В.И. Склярука дата рождения Феодосия не указывается. Но прибытие его родителей в Курск отнесено к пе¬риоду «не ранее 1036 года», то есть ко времени, когда брат Ярослава Мудрого, Мстислав Удалой, умер, и князь Ярослав стал единодержавным правителем Руси. Об этом же, но более подробно и аргументировано говорится и в научном труде В. Склярука «К биографии Феодосия Печерского», напечатанном в «Трудах отдела древностей литературы» (Ленинград, 1988 г.).
В «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1988) время рождения преподобного Феодосия отнесено на «размытые во вре¬мени» 1030-е годы. А в 15 томе «Советской исторической энциклопедии» (М., 1973) рождение Феодосия отнесено на 1036 год. Эта же дата указана и в «Энциклопедии для детей» – «Религии мира» (М., 2002).
Такому «разбросу» о времени рождения преподобного в работах современных исследователей можно и удивляться, и огорчаться, и возмущаться, и высказывать сожаление. Парадокс заключается в том, что нет незыблемых источников с указанием конкретной даты рождения преподобного, а все исследователи, руководствуясь принципом критического анализа имеющейся базы, не только стремятся к истине, но и запутывают суть дела до немыслимых пределов. В результате – истины как не было, так и нет (или у каждого она своя), а сомнения только растут да множатся…
Например, как не быть сомнениям, если принять за отчетную точку рождения Феодосия данные в статьях В.И. Склярука и других источников: 1030 – 1038 годы. Ведь тогда, согласно им, преподобный прожил не 66 лет, как следует из «Патерика», а только 44 года или и того меньше – 36 лет. И какой же он тогда «старец»?! И какой авторитет для великого киевского князя Святослава Ярославича (1027-1076), которого в 1073 году яростно изобличал в узурпаторстве престола и который, как следует из «Жития», стерпел все упреки и поношения?.. И не просто стерпел, а неоднократно принимал меры к примирению с дерзким игуменом. А ведь Святославу Ярославичу в то время было около 46 лет, тогда как Феодосию должно было быть по версии современных «мудрецов» не более 40 или 33 лет. Полная несуразица!
В чем согласны абсолютно все, так это в том, что совсем отроком он, в возрасте около шести-семи лет с родителями прибыл в Курск – так, мол, повелел князь. В Курске Феодосий постигал грамоту, учась в школе при церкви (массовое строительство церквей в городах Древней Руси было начато по повелению князя Владимира Святославича сразу же после крещения). И здесь же он встал на путь подвижника христианской веры.
А что же представлял собой средневековый град Курск в те далекие времена? Да то, что и многие русские города того периода. На мысу у слияния Кура и Тускари находился укрепленный детинец. Далее, в сторону современной Красной площади шел посад, на территории которого жили простые люди – крестьяне и ремесленники. Внешние стороны посада также были обнесены частоколом.
Жилища курян на посаде – невысокие полуземлянки, крытые камышом и соломой, без потолочных перекрытий. Отапливались печами по «черному», то есть печи не имели труб, и дым из жилища выходил через дыру в стене под крышей, позже получившей название «волокового окна».
В детинце, где проживал «волостилин» – то ли княжеский посадник, то ли местный князек, находившийся в вассальной зависимости от киевского князя, – жилища были и повыше, и побогаче. Хором, надо полагать, еще не было, но терем главы города и края в два яруса вполне мог существовать. Двухъярусные жилища могли быть и у его ближайших помощников и старших княжеских дружинников.  В городе имелось, как минимум, две церкви: одна на посаде, а другая на территории детинца. Церкви, как пишут в своих работах доцент КГПУ Лев Шабанов и известный курский литературовед и писатель Исаак Баскевич,  были уже не деревянными, а каменными. И, по-видимому, самыми высокими зданиями.
В одной из церквей, по мнению И. Баскевича, учили не только славяно-русской грамоте, письменности, счету и закону божьему, но и другим языкам (греческому и латинскому). Вот как он обосновывает свою версию: «В Курске уже тогда высились две каменные церкви, при них был притч – люди образованные. Феодосий выбрал одного из учителей и, изучая с его помощью божественные книги, вскоре овладел (в дословном переводе) «всеми грамматиками. Для теологов того времени «всеми» означало – грамматиками тех языков, на которых были написаны эти книги: церковнославянского, древнееврейского, древнегреческого, а может, еще – латинского, хотя для православных христиан латинщики были еретиками».
Из ремесленного люда в городе жили кузнецы, гончары, плотники, печники, шорники, сапожники. По-видимому, были и местные торговые гости – купцы. По крайней мере, купеческие обозы как прибывали в город, так и убывали из него. Вот как об этом повествует Л. Шабанов: «…Курск являлся немалым городом с каменными храмами, рынками, пекарнями, выпекавшими хлеб для продажи. …Среди археологических находок, сделанных в Курске, нередко встречаются замки цилиндрической формы, бытовавшие во времена Киевской Руси. Такими замками закрывали, видимо, лавки или амбары с товарами. Находки подтверждают как наличие сложного слесарного ремесла, так и имущественное расслоение».
Не менее интересно описание дома родителей, произведенное Галиной Усачевой в работе «Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности» после внимательного и аналитико-критического изучения текстов его «Жития». «Дом был – полная чаша, один из самых богатых в Курске, – пишет она. – Верхний этаж занимала семья, внизу – поварня, во дворе – склады, мастерские, жилые избы. И все – за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов. Кладовые ломились от копчений и солений…»
К этому стоит добавить, что в окрестностях Курска возделывались поля, на которых трудились крестьяне из ближайших к городу селений, а также многие горожане и челядь городской знати.
Стоит обратить внимание и на такой факт: женщины в Курске обладали большими правами на собственность, доставшуюся им в наследство от мужа. Это видно на примере жизни семьи Феодосия. 
Когда отроку Феодосию было тринадцать лет, в Курске умер и, по-видимому, здесь же был похоронен его отец, великокняжеский служивый человек, возможно, городской тиун – судья, либо воевода, оставшийся в истории Отечества безымянным (как и мать с младшим сыном – братом Феодосия). Впрочем, один курский краевед и исследователь жизненного пути преподобного, А.П. Ашихмин, после многолетних архивных поисков и изучения различных летописных текстов всё же выдвинул довольно смелую версию о том, что младший брат преподобного при крещении получил имя Феодора (Фёдора), что в переводе с греческого значит «божий дар».
О том, как складывались отношения между отроком Феодосием и его матерью – мелкой или же «средней руки» провинциальной феодалкой, судя по текстам «Жития», женщиной крутого, властного нрава, имевшей большую склонность к хозяйственной деятельности, чем к вере, мы касаться не будем. Все довольно полно и ясно изложено в его «Житии». По этой же причине не станем освещать и его первые шаги, начиная с жизни в Курске, на пути подвижничества. Однако мы обязаны отметить, что формирование личности будущего православного философа и писателя началось именно в Курске.
В 1032 году (опять же по каноническим данным) он покинул родительский дом в Курске и отправился в Киев. Там, испытав ряд мытарств, ибо настоятели действующих в то время монастырей, куда Феодосий пытался попасть на иноческое послушание, не желали пускать к себе бессребреника, наконец, пришел к Антонию, ведшему отшельническую жизнь в пещерке, выкопанной когда-то духовником князя Ярослава Мудрого, Иларионом, впоследствии (с 1051 года) первым русским митрополитом. Здесь же он вскоре знакомится с прибывшим из Тмутаракани учёным монахом Никоном, который и совершает постриг Феодосия.
Феодосий Печерский современному человеку более известен как один из основателей Киево-Печерского монастыря (лавры) и основоположник монашеского общежития на Руси, как защитник слабых и униженных, как обличитель сильных и власть предержащих. Некоторые историки видят в нем и родоначальника русской христианкой духовности. И очень мало сведений о нем как о писателе. Не просто проповеднике – проповедей им произносилось довольно много, в основном на религиозные темы, – а именно, писателе, в том числе и писателе гражданского плана.
Во-первых, современные ученые и историки, говоря о писательской деятельности преподобного, отмечают целый ряд произведений духовного, проповеднического характера – «поучения», авторство которых приписывается ему. Среди них пять «поучений» о днях недели и постах: «О терпении и любви» – поучение на среду 3-й недели Великого поста; «О терпении, любви и о посте» – поучение на четверг 3-й недели поста; «О терпении и милости» – поучение на четверг 3-й недели поста;  «О терпении и смирении»  –  поучение  на  пятницу 3-й недели  поста;  «О хождении к церкви и о молитве» – поучение на пятницу 3-й недели поста. Несколько поучений для братии: «К келарю» – об обязанностях келаря, «О казнях Божиих», «Об обеде и питии». Несколько поучений для мирян: «Наказание (наказ) отца духовного к детям о пьянстве», «Слово о том, как крестился князь Владимир, взяв Корсунь». Кроме того, его перу принадлежит и несколько молитв, помещенных в древних Псалтырях под его именем, наиболее известной из которых является «За всея крестьяны».
Во-вторых, перу преподобного Феодосия принадлежит и ряд «посланий» к великим князьям Святославу и Изяславу Ярославичам, пронизанные не только духовными, философскими «нитями» о вере православной, но и четко выраженной гражданской позицией о справедливости и помощи ближнему своему. А еще эти послания были пронизаны высоким чувством патриотизма, хотя самого понятия «патриотизм» в то время, естественно, еще не существовало.
Как отмечают исследователи писательской деятельности Феодосия, его произведения написаны очень простым, доступным языком, без какой-либо риторической витиеватости. Зато во всех произведениях чувствуется душа автора, его чуткость к заботам «черного люда», нетерпение к порокам современного ему общества: стяжательству, пьянству и проявлениям языческих обычаев. И, конечно же, в них доминирует назидательность – продукт духовной литературы того времени, без которого она просто не могла обойтись.
Впрочем, некоторые произведения преподобного Феодосия не лишены патетики и образности. Примером чего является фраза из послания к князю Святославу Ярославичу в 1073 году, который, по мнению Феодосия, узурпировал власть, согнав с великого киевского престола старшего брата Изяслава: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авеля на Каина». Или другое высказывание, когда он бичует пьяниц: «Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку. К  бесноватому придет священник, сотворит над ним молитву – и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то все же не прогнали из него беса самовольного пьянства».
Говоря о начале писательской деятельности преподобного Феодосия Печерского, необходимо отметить, что примеры к тому на Руси уже существовали. Это и письменная редакция «Закона русского», произведенная великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым – Правда Русская, ставшая одним из первых письменных памятников Руси. Это и «Слово о Законе и благодати», принадлежащее перу первого русского митрополита Илариона, написанное в начале 50-х годов XI века и получившее большое распространение. Это и первый «Изборник» Святослава Ярославича, написанный в 1073 году, – своеобразное переложение библейских притч и других мудрых изречений назидательного характера. А ведь где-то в списке (или в списках) ходило по Руси и такое произведение как «История епископа новгородского Иоакима», с которым ознакомился В.Н. Татищев при написании им труда «История Российская».
Как следует из летописи, святитель Иоаким прибыл на Русь около 991 года вместе с первым митрополитом Михаилом и другими четырьмя епископами, а умер в 1030 году, когда Феодосий, если следовать каноническому прочтению его «Жития», еще находился в Курске. Следовательно, он занимался сочинительством задолго до Илариона и самого Феодосия Печерского. Правда, тут встает вопрос, знал ли Феодосий это произведение или нет. Слышал ли о нем? Или, возможно, даже видел и читал?.. Вопросы, вопросы, вопросы… Но тем не менее, как видим, предшественники в писательской деятельности великого земляка курян были.
К сказанному следует добавить, что Феодосий Печерский долгое время жил бок о бок и с Никоном Великим, умершим в 1088 году, которому современные историки приписывают составление летописного свода 1073 года. А то, что Никон занимался писательской деятельностью (духовной или же общегражданской – летописной – не столь важно) следует из «Жития» самого Феодосия, а также других «Житий», в которых говорится: «Когда в Печерский монастырь возвратился из своего подвижнического путешествия постригший преподобного блаженный Никон, то преподобный Феодосий оказывал ему всякое почтение как отцу, несмотря на то, что сам тогда был в сане игумена. И когда у блаженного Никона случился недостаток ниток для сшивания книг, Феодосий прял ему нити».
Следовательно, творить Феодосий Печерский начал не на пустом месте. Почва была подготовлена. Однако он нашел и свой стиль, и свой почерк, и свой язык изложения, и своей жанр.
Как заметил наш любознательный читатель, Феодосий Печерский довольно часто изображается на иконах, в том числе очень древних, причём изображается почти всегда со свитком, заполненном буквицами, в руке. И в Радзивиловской летописи имеется цветная миниатюра с его изображением. И опять со свитком. Такая традиция сохранилась и в произведениях более поздних художников, обращавшихся в своем творчестве к личности нашего великого земляка. Этот факт, пусть и косвенно, но говорит нам о его принадлежности к писательскому труду, к литературе.
Нельзя оспаривать и той роли, которую Феодосий Печерский сыграл в судьбе самого известного и знаменитого летописца Руси – Нестора-мниха. Именно преподобный Феодосий Печерский подвиг этого монаха на летописный труд, благосклонно встретив его, семнадцатилетнего юношу, и став ему как духовным наставником, так и учителем в деле сочинительства и летописания.
Не исключено также, что именно письменное наследие Феодосия Печерского в какой-то мере оказало прямое влияние и на «Поучение сыновьям» великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, ставшего ярким образцом светского письменного творчества конца XI – начала XII века.
И чтобы не быть голословным, повествуя о творчестве Феодосия Печерского, в качестве примера приведем одно из его письменных «посланий» великому князю Изяславу Ярославичу, находившемуся в изгнании и колеблющемуся в вопросе смены православной веры на католическую. Послание относится к периоду между мартом 1073 года и маем 1074 года, когда изгнанный из Киева князь Изяслав Ярославич искал защиты в Риме у папы Григория VII. Это послание, по-видимому, последнее, написанное Феодосием незадолго до его кончины. И в историческом труде русского писателя, историка и общественного деятеля Александра Дмитриевича Нечволодова «Сказания о земле Русской» оно значится под названием «Завещание».



ЗАВЕЩАНИЕ
Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже! Я – Феодосий, худой раб Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа, – в чистой и православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере. Ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая святая православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и сделаешься причастником вечной жизни, и без конца будешь радоваться со святыми. А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не только своим по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли тот жид, или турок, или латынянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе.
Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящим лестью оторвать его от Православной церкви, – помоги православному. Этим ты избавишь овча (овечку) из пасти льва. Если же смолчишь и оставишь без помощи, то это все равно как если б ты отнял искупленную душу у Христа и продал ее сатане.
Если кто тебе скажет: «Ваша и наша вера от Бога», – то ты чадо ответь так: «Кривовер! Или ты Бога считаешь двоеверным! Не слышишь, что говорит Писание: Един Бог, едина вера, едино Крещение».



Используемая литература и источники:
Александров-Липкинг Ю. Далекое прошлое соловьиного края. Воронеж: ЦЧКИ, 1971. – 158 с.
Ашихмин А.П. Келарь преподобного Феодосия// Газета «Городские известия» №9 от 10 января 2009 г.
Ашихмин А., Ильина З., Озеров Ю. и др. О Курске и преподобном Феодосии Печерском. Курск, 2012.  200 с.
Баскевич И. А мои те куряне – опытные воины. Курск: Крона, 1993. – С. 34.
Большая универсальная энциклопедия. В 20 томах. Том 18. М.: АСТ, 2010. – С. 440.
Бугров Ю. Древний Курск и литература / Литературные хроники Курского края. К.:  Издательский дом «Славянка», 2011. – С. 14-16.
Бугров Ю., Пахомова А. Власть и дело. Курск-Москва, 2012. – С. 11.
Бугров Ю., Бордунова А., Симонян Р. Курск – центр Посеймья, покровитель малых городов края. Курск: Издательство КурОКО, 2010. – С. 16-18.
Зайцев А.К. Ответ на письмо Н. Рязанова «Еще раз о точках отсчета» / Курский край № 3. 2012. – С. 7-9.
Избранные жития русских святых X – XV вв. М.: Молодая гвардия,1992. Т. 1. – С. 54-112.
Из истории Курского края. Воронеж, ЦЧКИ, 1965.
Ковалев В. Города / Курск // Курская область. Воронеж: ЦЧКИ, 1966. – С. 233.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М.: Эксмо, 2007. – 1024 с.
Кулешов В.И. История русской литературы X – XX веков. М.: Русский язык, 1989. – 639 с.
Курск. Очерки истории города. Воронеж, ЦЧКИ, 1975. – С. 266.
Курск 980 лет. Курск, 2012. – С. 3,7.
Ларионов С. Описание Курского наместничества. М., 1786. – С. 3.
Муравьев А. Житие преподобного Феодосия Печерского / Жития святых Российской церкви. М.: АСТ, 2005. – С.100-141; 827 с.
Нечволодов А.Д. Сказания о Русской земле. М.: Эксмо, 2007. – 1088 с.
Пахомов Н. Даешь тысячелетие Курску! / Мы – куряне. Курск, ИД «Славянка», 2015. – С. 41-47.
Пахомов Н.Д., Пахомова А.Н. Феодосий Печерский – первый знаменитый земляк курян / А мои-то куряне… Курск, 2008. С. 37-54.
Российская история. Энциклопедия. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». – С. 634.
Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: Эксмо, 2007. С.857.
Рязанов Н. Еще раз о точках отсчета / Курский край № 3. 2012. – С. 4-5.
Склярук В. Биографии Феодосия Печерского. Труды отдела древностей литературы. Л., 1988. – С. 317-323.
Склярук В. Феодосий Печерский / Курск. Краеведческий словарь-справочник. Курск, 1997. – С. 417.
Склярук В. Феодосий Печерский / Большая Курская энциклопедия, Т.1, Кн. 3. Курск, 2009. – С. 130.
Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. – С. 1409.
Стаховский С. Русская культура. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М.: Дрофа-Плюс, 2006. – С. 290.
Танков А. Историческая летопись Курского Дворянства. М., 1913. – С. 7.
Усачева Г. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности / Курский край: история и современность. Курск, 1995. – С.15.
Шабанов Л. Древние города / Родная земля: далекие были // Курский край: история и современность. Курск, 1995. – С. 27.
Щавелев С. Возраст Житейно-летописного города Курска / Курский край в истории Отечества. Курск, 2004. – С. 14-17.


Рецензии