О обходительности
В сочетании элементов петровской эпохи и современного новодела чувствуется какое-то несоответствие. По улице день и ночь летят автомобили, лишь отдаленно напоминающие своих прародителей, содержащие под капотом силу сотен скакунов, но лишенные обаяния даже одной единой живой лошади. Стоя на улице, рядом с деревянными заездами для карет, представляется, будто сейчас откроется одна из массивных дверей и оттуда выйдет извозчик, держа за уздцы запряженных лошадей. Он учтиво раскланяется господину в цилиндре, стоящему неподалёку, ожидающему отбытия на очередной званый ужин, и извинится за нерасторопность и промедление.
Жаль, что кареты с лошадьми ушли из городской жизни, оставив после себя лишь пустующие ангары, и выхолощенные версии самих себя для увеселительного катания туристов.
Желание не расставаться с петровской эпохой не покидает меня, и на ум приходит еще один «реликт», сохранившийся не в вещах материальных, а в поведении жителей города. В связи с чем, хотелось бы сказать пару слов об обходительности.
К примеру, заходите вы в парадную и видите, как один из жителей не отпускает лифт, держа руку на кнопке удержания. Заблаговременно он заметил ваше приближение, и просто, по доброте душевной решил дождаться.
- Спасибо, что придержали лифт – говорите вы с благодарностью, не забывая поинтересоваться на какой этаж едет ваш спутник. Далее, в рамках времени, отмеренного обстановкой, можно продолжить беседу на нейтральную тему.
И не единожды я оказывался в похожей ситуации в магазине, в банке, в поликлинике, когда обходительность петербуржцев вызывала во мне радостное удивление, чему не перестою удивляться и до сих пор. Вполне обычным делом считается, когда прохожий впереди вас, спешащий по делам, и, казалось бы, не реагирующий ни на что вокруг, привычно придержит дверь магазина, подъезда, входа в метро, чтобы идущий позади, поймал её в удобном, приоткрытом состоянии.
Смею предположить, что эта черта характера местных жителей берет свое начало не столько в нормах этикета, заложенного ещё царём Петром Алексеевичем, а скорее во взаимовыручке, сформировавшейся за годы военной блокады Ленинграда. Люди, многое претерпевшие, научились жить не только для самих себя, научились проникаться нуждами других. Отсюда и обходительность, как желание помочь постороннему человеку, сделать нечто ради общей пользы.
И все же не стану идеализировать. Только заядлые мечтатели, вроде Томаса Мора, хотели видеть мир идеальным, не подверженным человеческим страстям. В любом городе или селе найдётся процент граждан, не придерживающихся правил. Искать идеальное общество, в котором все живут только обходительностью и добротой, чревато разочарованием. В столкновении с реальностью мечтатель обязательно потерпит внутреннюю катастрофу.
Отложив в сторону мечтания об идеальном обществе, хотелось бы просто и без затей порадоваться тем драгоценностям, которые еще сохранились в душах жителей северной столицы...
Свидетельство о публикации №219100500559