Мысли в бронзовой голове

   На узкой улице, в тени небольшого сквера располагается скульптура сидящего в задумчивой позе человека. Руки его обхватывают колено, а взгляд устремлен вниз, на камни мостовой, гулко стучащей под ногами торопливых прохожих. Подойдя ближе, с легкостью угадываю в монументальной фигуре Федора Михайловича Достоевского, одного из самых известных жителей этих тесных проулков.
   Улицы и здания вокруг всё те же, как и во времена великого литератора, за исключением элементов прошедших реставрацию или полную переделку. Над головой проплывает всё то же серое петербургское небо, но со столиков из соседней кофейни уже глядят иные люди. Иные не только внешне, но и внутренне, в череде поколений сменившие тех, кто послужил прототипом героев произведений Федора Михайловича. В обществе поменялись нравы, понятия, и окажись Достоевский в наше время, - вряд ли сделал бы Раскольникова тем, кем мы его знаем, - сомневающимся молодым человеком, замышляющим худое против старухи-процентщицы. Кредитованием теперь занимается банковская система, и предъявлять претензии к кому-то конкретному, просто не имеет никакого смысла. Сам Родион Раскольников, вероятно, предстал бы перед нами не бродящим по ночным улицам мечтателем, без определенных занятий, а скорее всего каким-нибудь хакером, отгородившимся от внешнего мира, погруженным в интернет-пространство на круглые сутки.
   По прошествии времени город не стал менее интересным, и здесь по прежнему много персонажей для сюжетных линий. В бронзовой голове Федора Михайловича, наблюдающего за прохожими, могли бы зародиться совсем иные истории.
Например, - о располагающейся неподалёку, небезызвестной улице Рубинштейна, ставшей своего рода гирляндой из питейных заведений. Можно было бы описать местного жителя, живущего прямо над шумным баром, и пытающегося противостоять веселой компании. Его, человека преклонных лет, в прошлом, научного сотрудника, не раз вынуждали переехать, создавая невыносимые условия. Главный герой, переступает через себя, чтобы справиться с «золотой молодежью», владеющей заведением, и в конце концов становится неуправляемым, применяя на практике свои технические навыки.
   Или могла бы возникнуть история о парне, ради славы в соцсетях взобравшегося на скульптуру Медного всадника. Его, попавшего в объектив видеокамер, показывают в новостях, собирая волну всеобщего возмущения. Тогда и начинаются злоключения героя, которого обсуждают, увольняют с работы, закрывают перед ним все возможные двери. Под давлением, он оказывается на улице, без крыши над головой, где и знакомится с известным олигархом, уставшим от однообразной жизни, и решившим пожить несколько дней в образе бездомного.
   Глядя на строгий и задумчивый вид бронзового Федора Михайловича, я еще долго строю предположения о сюжетных линиях, витающих в голове писателя. Вокруг проходят люди, - офисные работники в костюмах, удивленные туристы, неопрятные завсегдатаи соседних заведений, - и каждый мог бы вдохновить, обескуражить, заинтриговать историей своей жизни. Вот и сейчас двое молодых людей останавливаются вблизи монумента, изучая что-то в телефоне. Федор Михайлович строго смотрит на них со своего постамента,и возможно, закладывает сюжет для будущих персонажей. А может в бронзовой голове никаких мыслей и не возникает, и он просто, через плечи ребят смотрит картинки в чужом телефоне.


Рецензии