Дорога в Бородиновский лес

Мир изменился. Раньше всё было просто и понятно. В какой-то момент Лето уходило, унося жару с собой, Осень плакала дождями. Людям было сыро, холодно и уныло, а природа всегда ждала осенних холодов. Зрел терен и шиповник, птицы стаями тянулись на юг, в лесу грибы торопились распылить споры до первых сильных морозов. Во всём естественный, предсказуемый ход вещей. Но нынче что-то скрипнуло в этом чертовом механизме, где-то сместилась крошечная песчинка, упала чешуйка с крыла бабочки, скользнула куда-то, и всё смешалось. Как я мог это пропустить? Когда?

Теперь где Лето - там и Осень, где золотые нежные потоки света - там скрыта вселенская печаль от того, что и это пройдет безвозвратно. Все стало с ног на голову. В июле каштаны и  акации роняют жёлтую листву. Маслята  неожиданно "выскакивают" после июньского дождя, не опасаясь надвигающейся жары, а энтолома - весенний гриб в это же время, наоборот, скрывается, несмотря на идеальные условия. Нет, это не единичная акция! Раньше мощными слоями маслята выходили смотреть на осеннее небо над Куйбышевским райном, но, видимо из-за большого количества грибников, решили сменить  осень на весну. Но  и это   решение  было изменено под давлением неведомых мне обстоятельств.        Со зверьём тоже непросто. Ёжики, которые должны были засыпать с приходом осени, наоборот, затеяли бурную деятельность в парках и садах.
Да, определенно, Мир уже иной. О чем только я думал, собираясь в очередную поездку? Ах, да! О новых неразведанных местах, о красоте природы, которую не увидишь в суматошном городе и, конечно, о грибах. Ведь прошли отличные дожди и жары нет. Все должно получиться. Дорога позволит насладиться свободой движения и скоростью, а лес одарит подарками - а почему нет? Так было всегда. Даже если ты бестолковый в лесных делах горожанин, всегда что-нибудь получишь в подарок, стоит лишь попросить. Нужно просить искренне, как ребенок просит сладкую шоколадную конфетку, с улыбкой глядя большими голубыми глазами в душу родителей. По правилам жанра нужно громко восторгаться и радоваться происходящему, или наоборот, капризничать, требуя подарок. Ведь мы, в конце-концов, дети природы и можем рассчитывать на приятные сюрпризы. Мы хорошие и заслуживаем поощрения! Ммм-да.... Никогда  не задумывался о таком поведении человека...

Накануне, приступив к сборам в поездку, подсознательно я был настроен именно так. Компот из шиповника, терновки и яблок должен был вдохнуть в меня и во всех остальных дух наших степей. Сыр и рубленные колбаски должны были  напоминать о казацком домашнем хозяйстве. Маринованные грибы, принесенные из кладовки (и забытые при выходе), должны были привлечь грибную удачу. Почти шаманство...
Надо было подумать и  о возможных неприятностях в дороге. Можно, например, ненароком сесть "на брюхо" в песках, или столкнуться с буреломом поперек дороги, или "осчастливиться" внезапной поломкой нашего авто. Как ребенок, надеясь на грибное чудо, я "не по детски" готовился к неизвестному пути. Интересно, перфекционизм - это норма или психическое расстройство?

Утро было тяжёлым. Ещё бы! Подняться в четыре часа после затянувшегося "вечера подготовки"! Надо ли говорить, в каком "чудесном"  настроении, полном "боевого задора" и "зажигательного остроумия",  пребывала на пассажирском сидении моя жена?  Я обратил внимание, что в такой  обстановке "воспламениться" получается так естественно и ярко!   Будто в салон нашей Калины прокрался тёмный Хуньдунь чтобы играть на наших нервах-канатах китайские мелодии первозданного Хаоса.  Положение усугубилось пробкой на Малиновского в Ростове. Кто ездил, тот знает, что это такое - улица Малиновского в "будние" семь утра....
В условленном месте мы встретились с Олегом. Он предложил сбежать от пробок через улицу Каратаева и Хапры в Чалтырь, чтобы потом ехать в объезд Ростова. Это действительно мудрое решение.
Все бы было хорошо, но как без сюрпризов? Рядом с этой "козьей горной тропой", проходящей вдоль железнодорожной ветки,  меркнут  и сельское бездорожье, и городские "раздолбайки", и простое перепаханное поле. Конечно, жуткий участок оказался довольно коротким, но радоваться цивилизованному асфальту в его конце не стоило. Просто потому, что на полукилометровом участке ровной дороги в Хапрах уложено пять "полицейских", жёстко встряхивающих машину даже на скорости десять километров в час.
Я возлагал надежды на трассу М-4. Но выехав на неё, мне не удалось в полной мере насладиться ощущением полета, как в былые времена.  Все дело в большегрузах, живущих в аду правого ряда автобана и частенько выносящих свои "разборки" на   соседнюю полосу. Вид натужно коптящего черным выхлопом многотонного монстра, спорящего с таким же монстром на скорости сто километров в час вселял ужас в миниатюрную Калину. У меня не случилось былой приятной лёгкости управления. Пришлось постоянно напрягаться и работать, работать, работать.... Словно этот невесть откуда взявшийся Хуньдунь принимал участие и в происходящем с нами на трассе.

Добравшись до Каменска и свернув направо, в сторону хутора Бородинов, удалось, наконец, ощутить дыхание осени. Золото  и багрянец уже затронули придорожные посадки.
Проезжая через хутора, я ощущал дыхание судьбы в некогда хороших, но ныне разбитых дорогах, в зияющих пустых окнах умирающих  маленьких домишек, покинутых хозяевами и обросших высоким бурьяном. Часть  утонувших в зелени белых хат прикрыла глаза окошек ставнями, чтобы не думать об осени, и надвигающемся конце  времён.
Когда-то здесь было людно. Казаки  жили своей жизнью. Сеяли хлеб, ловили в Донце рыбу. Любили, женились, растили детей.   Коллективизация, урбанизация и прочая "...ция" оторвала в свое время казаков от их земли. Теперь лишь ветер степей говорит их голосами, гонит песок по дороге, и в кроне высоких тополей нет-нет оживит на мгновение их тени.
Я запомнил белоснежную хату с голубыми ставеньками. Окруженная изгородью из бутового камня, с аккуратным кустом сирени у палисадника, залитая солнечным светом, она словно бросила вызов времени, которое всё превращает в песок на просёлочной дороге под окнами. Отчаянный, смелый вызов... Мы ведь тоже можем оторваться от привычного уклада жизни со своими гаджетами и передовыми информационными технологиями. Интересно, не станут ли для нашего поколения приговором "хорошие манеры" и "правильные ценности", навязываемые чахоточной Европой через интернет?
Впрочем, какая-то жизнь в этих краях течет. Мимо бодренько проехал синий трактор. Тракторист поприветствовал нас и потом таращился в зеркало, пытаясь понять, к кому из деревенских  занесло это "недоразумение" на Калине. Встречались и вполне обжитые дворы, где копошились люди. Уже в самом лесу, после сложного подъёма на бугор, на узенькой песчаной дороге мы столкнулись с таксистом на Жигулях с шашечками на крыше. Сложно сказать, кто из нас был больше удивлен этой встречей. Его лицо отражало крайнюю степень то ли удивления, то ли обескураженности, будто он не Ладу Калину увидел, а подводную лодку - летучий голландец.
Сложно переплелись в этих местах патриархальный уклад и дыхание современной цивилизации, дом, построенный дедами из бутового камня, и спутниковая антенна МТС на его стене...
Лес - наша цель, к которой мы прорывались сквозь пробки и тяжёлый трафик, сквозь хитросплетения дорог и кошмар грунтовок, сквозь огромное пространство и время. С первого взгляда меня впечатлили молодые сосны, создавшие тень, прошитую лучами солнца. Запах, так давно забытый аромат хвои и тягучей сосновой смолы. Мы ходили и искали маслята среди хвойного опада. Хотя бы маленький, совсем ещё молодой "сопливчик", хоть один! Тщетно! Среди белолистных тополей мы искали грузди и подосиновики. Тоже тщетно. Шелестела пожелтевшая и высохшая трава под ногами, но ничего кроме крошечных дождевиков шиповатых... Мне мерещилось, как нити грибниц растут среди корней. Как они переплетаются под землёй, захватывая все новые владения, не желая растить примордии и плодовые тела на тяжах.
Олег напряжённо пытался найти причину отсутствия грибов.  Температурный режим изменился, влаги, может, не хаватило... Мы искали причину, но точно не смогли её определить.
Вокруг нас художница Осень широкими сочными  мазками зажгла скумпию, легкими, почти невесомыми движениями кисти создала золотую вуаль на тополях. Лето добавило зелени хвое и чуть подкрасило траву, чтобы угодить Осени. Эти двое были заняты друг другом. Им никакого дела нет и не было до всех остальных. Впрочем, весь Мир жил и живёт собственной жизнью, включая в себя, нет не так, позволяя человечеству быть своей частью.
Сколько бы городской житель ни пытался, он  может сблизиться с природой лишь до какого-то рубежа понимания. Именно человеческий разум оказался одновременно и сильным и слабым звеном. Создавая образы и упрощённые модели Мира, он научился влиять на природу, но переоценил свои возможности. Лишь соприкасаясь с природой мы можем дальше развиваться. Я вдруг понял это.

 На обратном пути я наслаждался видом Донца, украшенного Летом и Осенью одновременно. Радовался прекрасному образу донских степей. Лес не сделал нам никаких подарков. Огромное расстояние, пройденное за день, не было оправдано добычей. Фокус в том, что и не должно было. Пора взрослеть, осознавая свою весьма и весьма скромную роль во всем.  Разум, привыкший владеть чем-нибудь, был опечален, зато душа, требующая совместного творчества, оказалась полна впечатлений. Видимо, в этом и есть смысл....


Рецензии