Тренинг Сон в литературе

 В художественной литературе сон используется как  иносказательный язык автора, состоящий то из бессвязных ассоциаций, то из хорошо продуманных автором образов и символов, для  передачи читателю их дополнительных смыслов, влияющих на восприятие текста. А как элемент композиции, сюжетосвязующее средство, – сон влияет на художественное время в произведении, может изменить ход событий, может руководить поступками героя и персонажей, словом, влияет на дальнейшее развитие действия. Таким образом, у сна есть и скрытая и явная задача. (Сон Обломова,  у  Гончарова, сон Татьяны, у Пушкина и пр.).
 Скрытый смысл сна заключается в том, что он добавляет черты в  психологический портрет героя, иногда  говорит о его душевном кризисе, о чём не говорит напрямую герой или повествователь. Это беззастенчивое слово души, часто подсказывающее читателю, на что стоит обратить внимание в поведении героя, что бы его лучше понять. Сон передаёт архетипы культуры, воспитавшей героя, даёт подсказки символами и образами, что герой нам близок.  За сон герою обычно не стыдно, это же выплеск подсознания, и за то, что приснилось ни один человек ответственности не несёт испокон веку, а автор – несёт. В этом уже явный смысл сна. В литературных произведениях сон – неслучаен, на нём часто строится завязка сюжета, кульминация или развязка.
 Возьмём три разных по объему эпических произведения современных авторов, и выявим значение сна в рассказе, повести и романе. Сон – сакральный авторский инструмент, вот и рассмотрим, какую задачу он помогает решить, какую авторскую идею обосновывает.

 Сон Богомола в рассказе «Богомол» Николая Васильева.
Рассказ «Богомол» о несчастной судьбе и последнем дне жизни сельского алкоголика, запойного одинокого пенсионера Северной глубинки, по кличке Богомол. Рассказ начинается сном и заканчивается сном Богомола.
1 сон. «…и Богомол оказывается на белесом полотне железнодорожной дороги. Оно заполнено головами мёртвых людей, тела которых находятся в мучнистых песках между рельсами и по обочинам. Лишь пятна глаз и губ выделяют головы среди песков. Из ниоткуда пролетают тени спасающихся людей, маленькие и очень большие. Они скользят по узкому стволу тоннеля. И вслед за ними из песка рождаются белесые твари, напоминающие то ли медуз, то ли крохотных, с сердце, осьминогов. Они стремительно срываются с полотна, настигают и вонзаются в бегущих… В смутном свечении дороги начинают прорисовываться неподвижные пока белесые тулова змей… Они начинают тянуть к нему подвижные пятна глаз и ртов…».
Символ «дороги», а именно, «железнодорожной дороги», – олицетворяет тяжесть, прямолинейность и невозможность свернуть куда захочется, а также металлическую звонкость каждого рельса, которая словно метроном ритмично отмеряет путь. Это путь в новое пространство, а если на такой основательной дороге встречаются ещё и чудовища, – Раем его не назовёшь, скорее, подходит под описание Ада.
Символ «тени», – буквально тень, это расплывчатый, иногда несоразмерный отпечаток фигуры человека, а не сам человек. Иносказательно, тень – мощный архетип, описанный Карлом Юнгом, который влияет на поведение человека: «Фигура тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты или прочие неприемлемые тенденции». (Карл Юнг «Сознание, бессознательное и индивидуация»).
Символ «змеи» – это воплощение подземного или потустороннего мира, олицетворяет в разных культурах то плодородие земли, то коварство, то мудрость… В данном контексте – змеи – зло.
 Вот и получается, что сон Богомола о смерти. Ещё рассказ о его горемычной судьбе не начался, а автор уже предупредил, чего ждать. Сон выражает идею о страхе смерти,  наводит на размышления, что умирать не должно быть страшно, и что если и умирать, то в забытьи,  и лучше во сне.
Заканчивается рассказ тоже сном, в котором Богомол умирает. Убери автор эти два сна из рассказа, – композиция нарушится!
2 сон. «…Богомолу снится сон. Незамысловатый, а всё равно волнующий. Будто он попадает в дом Гусенички. Дом большой, с множеством прозрачных комнат. Всё вокруг – как ледок подтаявший: полы, стены, мебель. Светленько так, хорошо. «Через такую стенку и человека увидеть можно», – думает он, и как только подумал, так сразу за одной из стеночек видит Гусеничку. То ли в ванной она комнате, то ли в спальне. Обозначил во сне – и силуэт стал просачиваться сквозь матовый цвет стены… И тут Богомол, улыбнувшись, умирает».
«Множество прозрачных комнат», «светленько так», – это пространство – олицетворение покоя. Умиротворяющий сон, светлый, благодатный даже, о встрече со своей бывшей женой и о том, что она всё ещё его любит – выражает идею о примирении  с близкими перед концом, о нежелании умирать в одиночку, о всепрощении перед лицом смерти.
 Таким образом, как композиционный элемент – сон обрамляет рассказ, а как элемент психологического портрета героя – взаимосвязан с его поведением, страхом и мечтой.

 Сны Валеры Непейко и его отца Олега Ивановича в повести «Промежуток» Антона Чёрного.
«Промежуток» – это ретроспективная городская повесть о жителях Вологды в  1988-1989 годах. История о советских семьях предперестоечной России.
1 сон. Что именно снилось герою в вытрезвителе после пьянки, не поясняется, но история начинается с описания ощущений Валеры Непейко, с мгновений постепенного включения сознания после алкоголического сна. Мгновения эти ужасны. Первым просыпается сознание, оно, как правило – спутано,  затем тело, и оно, как правило, болит. «…Тяжкое синеватое липло к щекам, и душило его нечто, присев на грудь. Валера спохватился: глаза закрыты, а он всё равно видит, как из темноты наклонилось оно к нему, холоднее холода. Руки, руки, только бы слушались руки! А они будто в ледяной шуге застряли — тесно, не оттолкнуть страшное, желавшее ему смерти…». Все эти образы появились у героя до того, как он открыл глаза, пришёл в себя, осознав, где находится и как ему тяжело даже вздохнуть.
Психологизм этого момента заключается в эмоционально подавленном состоянии героя, к которому возникает как сочувствие, так и пренебрежение: «Глаза повернулись наружу и вместо тревожной глубины уставились в серенькую мгу, обычные человечьи потёмки. Удалось вдохнуть, и ровным был вдох, и душа была ровна». Возвращение сознания в тело Валеры  – сродни  появлению человека на свет. Завязка сюжета – в запое Валеры и его друга Игоря Бечёвкина, в пробуждении в вологодском вытрезвителе, в государстве, борющемся с пьянством.
2 сон. Сон Отца Валеры, Олега Ивановича в своём доме в лесопункте после разговора с Бечёвкиным, ищущим смысл жизни после смерти матери, и критикующим торжествующую идеологию ещё в поезде, в котором все три героя отправились забирать «запорожец» из посёлка, – является элементом психологического портрета Олега Ивановича. Его образ в повести  – положительный, он мудрый и добрый, но немногословный  советский ветеран-вдовец. Он начинает раскрываться лишь в беседе с Бечёвкиным, и то не до конца. Сон, приснившийся старику в родном старом доме, в котором уже два раза чуть не умер от инфаркта и сильно горевал о потере жены –  передаёт его переживания, а переживает он о необратимости скорой смерти: «Незнакомое место. Смотрел по сторонам, кто попутчики, но лица у всех слепые, расквашенные, словно через кисель смотришь. Дичь какая-то. А потом силой вынесло его наружу, и вот уж видит он поезд как бы с неба, а навстречу ему бегущий другой. Сомнение взяло: разминутся ли? Ведь оставил там себя, у окошка, в вагоне. Жалко. Составы разошлись колеями, но тут меж них погасло небо, раскатом грохнула какая-то силища, и всё затопило огнём, сминая, расплавляя, испепеляя целый мир. Дедушке было странно смотреть на такое диво с высоты, но почему-то он был уверен, что тот, кого он оставил у окошка в вагоне, всё ещё жив, всё ещё едет. Он даже помахал ему рукой». Психологический портрет героя дорисован. Образ поезда и железной дороги, это образ пути в новое и неизведанное. Олег Иванович увидел себя со стороны, и даже рукой помахал, словно попрощался.
С точки зрения задачи в повести, этот сон – переломный момент в композиции сюжета. После сна меняется представление героев о себе, и  тон рассказчика меняется, в мысли героев вкладываются сомнения в безоблачности своего будущего, и желание перемен. Внук Олега Ивановича сбежал из детского садика, был наказан, но прощён, подружился с соседской девочкой Юлей и влюбился в неё, невестка Таня, испугалась возможной третьей беременности, задумалась о несоответствии своего мужа Валеры её идеалу, пережила депрессию, Бечёвкина уличили во лжи по радио, Олег Иванович умер, Валера больше никогда не пил.

Сон Ларичевой в романе «Графоманка» Галины Щекиной.
 Феминистский роман «Графоманка» – о судьбе женщины-писателя, которая из сил выбивается, пытаясь подстроить себя под мир, в котором ей приходится жить, современный мир, где нужно всё успевать, и быть сильной. Ларичева, собирательный образ всех писательниц, которые ходят по кругу: семья, карьера, увлечения, дружба, любовь, и всё сначала каждый день. Мир колюч к Ларичевой, требователен, но именно это и удерживает её эфемерное, неземное, прекрасное существо в нём. «То искусство – значит, все остальное побоку, сидите на одной лапше, мы в горячке творчества... То стирать и компоты штамповать – и тут уж не до высокого. Не умела Ларичева соизмерять, все ее заносило».
Сон Ларичевой в автобусе по дороге на болото за клюквой, куда она отправилась хоть и по собственной воле с коллективом, но на удивление всех членов семьи, и, по словам мужа, – вообще «приносить жертву», – в романе выполняет функцию концентрирующую внимание на страхах героини. Это кошмар, в котором присутствуют изуродованные люди, оторванные руки, муж, который принёс полмешка сахара, просыпавшегося в лужу, (а  накануне поездки за клюквой, муж принёс Ларичевой мешок сахара, когда обрадовался её домашней кухонной активности). Также присутствуют образы консервных банок с чем-то рыбным или мясным, или грибным, вроде тех, что Ларичева крутит, когда жена и мать преобладает в её натуре. Но в этом  апокалипсическом сне первой раскрывается её тревога  и боязнь потерять свою любимую семью: «Ларичева все время бегала и искала детей. Ближе всех к ней оказывалась дочка. Она почему-то была в розовых вельветовых штанах, в мужниной желтой болонье, со рваным кульком на голове. Ларичева тряслась, как в лихоманке: где да где сынок? А дочка говорила – пошли. Они шли к помойке и находили там в отбросах сынка, такого же грязного, как и они, вонючего, но живого». Во сне прописаны все основные страхи Ларичевой, и их можно рассматривать по порядку её жизненных приоритетов: 1. Страх потерять семью, детей; 2. Страх газа, из-за которого приходится жить в сараях,  (страх остаться без воздуха, еды и воды); 3. Страх быть раздавленной грузовиком, за то, что люди объединяются в группы по несколько человек; 4. Страх кинопроекторов, в которых жизнь только на старых плёнках, и она не хочет вспоминать прошлую жизнь, потому что уже привыкла выживать в этой; 5. Страх забыть буквы, и для Ларичевой  очень страшный:  «Весь город давно буквы забыл, и Ларичева забыла, это все от газа, который копился в домах. А дочка помнила буквы и, водя по листам грязным пальцем, читала истории, которые Ларичева придумала когда-то». Забыть буквы, то есть перестать читать и писать. Что может быть страшнее для писателя?
 Таким образом, сон и объясняет и корректирует поведение героини, добавляет её психологическому портрету откровенности, смелости и показывает её душевный кризис. Сон Ларичевой тщательно продуман автором и является подкреплением основной идеи романа, заключающейся, как нам кажется, в необходимости балансирования писателя между творчеством и реальной жизнью.
 Объединяет сны героев рассказа, повести и романа – тревожность, беспомощность, безвыходность положения. Герои «Богомола», «Промежутка» и «Графоманки» – выхвачены авторами из социальной реальности нашей неустроенной страны, они живут своей маленькой, полной бытовых проблем, жизнью, под гнётом обстоятельств и системы, которая беспощадна к любым проявлениям индивидуальности, душевных порывов и стремлению к мечте. А сама система, воспитавшая их послушными торжествующей когда-то идее, – рушится на глазах, забирая с собой их бесполезные усилия, здоровье, время и любые светлые мечты. Вот почему во снах героев – образы, пугающие смертью, предвещающие печальный исход, проблемы и беды, – поражают реалистичностью.


Рецензии
Написано интересно,сон дорисовывает образы. Непонятно одно -по какому принципу ты обьединила столь разные тексты? вроде как Богомол иВалера алкаши. понятно, а вот почему к ним попала Ларичева? Может с Валерой она из одного времени. у них многоие детали совпадают, а вот Богомол вообще вне времени. Цель-то какая была? если ответить на этот вопрос,то дело будет сделано

Галина Щекина   05.10.2019 12:55     Заявить о нарушении
отвечаю!

Анна Кашина 2   05.10.2019 17:15   Заявить о нарушении
Гораздо лучше, пусть даже коротко)

Галина Щекина   05.10.2019 22:23   Заявить о нарушении