О санкциях США

Наблюдая за новыми антироссийскими и антикитайскими санкциями, которые были введены на этой неделе, невозможно отделаться от ощущения, что у Министерства финансов США есть некий алгоритм реактуализации санкционной повестки, которому они следуют, чтобы регулярно напоминать всем партнерам США об их уязвимостях перед карающим мечем долларовой финансовой системы.

 Санкции против российских компаний и физических лиц, которые осуществляют поставки топлива российским войскам в Сирии, и санкции против китайских танкерных компаний, которые содействуют экспорту иранской нефти, только на первый взгляд кажутся "рядовыми" проявлениями этого американского алгоритма. В некотором смысле новые пакеты антироссийских и антикитайских санкций являются символическими - они демонстрируют реальную готовность Вашингтона "идти на принцип" в вопросе продвижения своих интересов с помощью самых грубых финансовых мер принуждения, даже если в числе пострадавших от использования этих мер окажется здравый смысл и репутация самих США.

После того, как за поставку топлива вооруженным силам РФ в американский "черный список" попали три физических лица, пять судов и одна фирма, не очень понятно, где, собственно, проходит линия между тем, что является наказуемым и ненаказуемым действием. Например, российские солдаты в Сирии, возможно, пользуются Яндексом - его тоже можно или нужно ввести в черный список?

Можно или нужно ударить санкциями по российскому Минфину, который выплачивает зарплату военным и вообще финансирует всю сирийскую операцию?

Логика американской санкционной политики - понятна, и она сводится к тому чтобы все частные компании и частные лица конкретной страны боялись даже подойти к попавшим под санкции организациям (обычно, это или правящая партия страны, или ее силовые структуры) и таким образом Вашингтон рассчитывает создать эдакую "зону отчуждения" в таргетируемом обществе.

 Вашингтону нужно, чтобы военные, чиновники, судьи, силовики и так далее чувствовали себя "прокаженными", с которыми "приличные люди" боятся не то что иметь дело, а даже засветиться в одной фотографии.

Санкции против китайской государственной танкерной компании за участие в экспорте иранской нефти - это тоже элементы аналогичной стратегии, но уже применительно к Китаю. Когда представители администрации Трампа заявляли о желании сократить экспорт нефти из Ирана до нуля, мало кто верил в готовность Вашингтона реально добиваться этой цели, ибо это потребовало бы очень жесткого обострения в отношениях с Китаем, который является одним из главных импортеров и, иногда, одним из главных "перепродавцов" иранской нефти.

Мало кто верил в готовность администрации Трампа "наказывать" именно государственные китайские структуры, но теперь произошло именно это и дальше, скорее всего, под удар попадут китайские банки, которые с ними работают. Более того, под удар скорее всего попадут и банки, которые в том или иной мере будут признаны "виновными" в содействии подавлении гонконгских беспорядков, по аналогии с "крымскими санкциями".

В результате Пекин столкнется с необходимостью фактически повторить российский опыт и срочно создать некую "внедолларовую" параллельную финансовую систему, которая не будет чувствительна к американским санкциям.

В краткосрочной перспективе все эти американские меры могут быть достаточно болезненными как для России, так и для Китая, но в долгосрочной перспективе результат будет скорее негативным для США, ибо все санкции такого рода постепенно принуждают Россию, Китай, и даже Евросоюз, выстраивать системы экономического взаимодействия, которые будут работать даже в условиях тотальных санкционных ограничений со стороны США.


Рецензии