Свет бесконечности

Правда и нечего кроме правды

     2016 год. Я с удивлением смотрел на здание национального музея им. А.В. Анохина в Горно - Алтайске. Меня он поразил своим архитектурным дизайном. С не меньшим восторгом я бродил по его залам. Не без умысла оставил на десерт цель моего долгого путешествия – зал, посвященный принцессе Укок. Одной из самых удивительных находок двадцатого столетия. Наконец,  я с благоговением переступаю порог зала. Меня встречает  тихая космическая музыка. Музыка вечности. Застываю. С интересом оглядываюсь. Если бы на мне была шляпа, непременно снял бы ее перед Ее Величеством и перед теми,  кто создал такую прекрасную экспозицию. 
Ну, здравствуй принцесса Укок. Привет тебе из двадцать первого века. Две с половиной тысячи лет ты ждала этого времени. Ты позволила себя найти. Ты не испугалась, что твою  полуистлевшую плоть увидят современники. Не расстроена, что твой образ не совсем удачно воссоздали антропологи и художники. В жизни ты была значительно красивее и нежнее. Твое стройное, облеченное в прекрасные одеяния тело,  величественно плыло мимо восторженных глаз соплеменников и духов гор. Посетила ли тебя за столь короткий век любовь? Родила ли ты наследников? Об этом  знаешь лишь ты. Твои боги забрали тебя  молодой и красивой возможно  для того, чтобы мы смогли восхититься тобой, потому, что по твоим остаткам сможем увидеть и понять тебя. Восхититься твоими земляками, жившими в гармонии  друг с другом и окружающим миром. Об этом могут рассказать твои татуировки и погребенные вещи.  Ты пришла в наш мир, чтобы  воспеть  удивительное место и людей, которые тебя окружали.  Лучшие,  из которых сами приобретали свойства богов. Где знать существовала не ради дворцов и несметных сокровищ, а для того, чтобы вести свой народ по пути духовного развития. Они для этого накапливали вековые знания. В этом было их предназначение. Вся жизнь твоего народа четко регламентировалась.  Скотоводы выращивали скот, охотники охотились. А знать хранила и оберегала их своими знаниями и мудростью. Твой облик и одеяния могут рассказать многое. Поскольку они  являются важными элементами вашей культуры. Они  откроют тайну твоего народа.  Ведь народ, как и человек, имеет свою душу. Зачастую, мы ее называем менталитетом. Душа зашифрована в культуре и творчестве.  Так что же ты о себе и своем народе можешь рассказать красавица?  Женщина античного мира ростом 165 сантиметров - это по нашим временам как 180. Пропорционально сложена. Нет дефектов позвоночника.  Следовательно, с учетом высокого сана, ты себя несла величественно и гордо. Аккуратный и правильный череп, чуть увеличенные по ширине скулы. Скорее всего твое лицо имело правильные черты. Можно усомниться  в его моделировании  антропологами. Пожалуй, восковой образ в музее ближе к действительности,  чем голова вылеплена в мастерской Герасимова. Где просто обтянули череп мышцами, как у людей преклонного возраста, без учета их толщины в зависимости от возраста. К сожалению, на сегодняшний день, замены такому явлению как личность самого Герасимова, нет. Но его нет.  Не заменит его и компьютер.     Знать, независимо от пола,  содержали головы бритыми. Это, пожалуй,  те незначительные физические и материальные преимущества, какие они могли себе позволить. С точки зрения художественной,  это  лишь подчеркивает  совершенство головы. Зачастую и тела в целом.  Брови не могут быть овальными, как на модели. Скорее всего,  имели стреловидную форму, гармоничную с татуировками. Татуировки на теле, о которых поговорим позже, говорят о высокой духовности и культуре этого народа. Они проецируют в наше время основные его ценности.  Особенно, если это касается знати, ведущей за собой своих подданных. В представлении современного человека, волосы — это прически, это красиво. Хотя, последнее время к ним немного охладели. Женщинам начали нравиться лысые мужчины. А мужчин не шокируют лысые эксцентричные женщины.  Давайте к волосам подойдем с точки зрения современных эстетов.  Прежде всего волосы - это рудимент, оставшийся от  предков. И  в условиях дикой природы не всегда удобен и гигиеничен. Если тело от природы совершенно, ему не требуются волосы. Другое дело, опять же, обычный  человек не мог позволить содержать голову бритой. Это было не просто в те далекие времена. Чтобы это понять, надо уметь абстрагироваться, обладать техническими и историческими знаниями.
Например, для ножниц и бритв, требовалась высокоуглеродистая сталь. Иначе стрижка превратится в пытку. Подобный инструмент, по тем временам,  явление крайне ценное и редкое. Это как самурайский меч,  которого не давали в посторонние  руки.    Тебя недаром называют принцессой. Безусловно, на иерархической лестнице ты занимаешь ступень этого уровня. А иначе чем объяснить всю таинственность твоего  захоронения.  Над твоим склепом простая могила,  скорее всего чтобы ввести в заблуждение грабителей, но не потомков. Далеко не каждого могли облачить в такие красивые одеяния и положить  в выдолбленный с цельного деревянного массива  саркофаг, а рядом шесть лошадей. Изготовление подобного саркофага - дело сложное и трудоемкое. Он изготовлялся годами с учетом сушки. Животные,  несомненно,  имели огромную ценность, поскольку вырастить и содержать их в суровых условиях было  крайне  тяжело. Эти лошади должны были нести тебя во времени и остановиться только сейчас.  Наконец, тату. Для их нанесения требуется масса времени и усилий художника. Разве обычный человек может подобное себе позволить. И связанную с этим боль выдержать могли лишь избранные, которые знали свое предназначение. Это давало им силы и терпение. Вспоминаю,  как  в армии колол тушью и простыми иголками матросику всего лишь якорь на плече. Кровь, боль вперемешку с его и моим матом.  Но вернемся к твоей могиле,  уважаемая путешественница во времени.  Она сложна и трудоемка  в условиях  вечной мерзлоты. Для народа,  где духовность и натуральный обмен являлись основными ценностями, твое захоронение как раз и являлось максимальным уровнем почитания. Ставить выше этого прозрачные камни и блестящий металл, забивать этим путь к вечности, не позволяла  духовная  логика твоего народа, не позволяла.
Возвращаемся к главному - татуировкам. На сегодняшний день можно смело утверждать пока лишь  следующее. Они выполнены в совершенно не характерном для древнего мира стиле. Подобного не было ни в одной из цивилизаций  того времени вплоть до наших дней. Темы зашифрованы в образах.  Образы максимально стилизованы  динамичными,  напряженными  линиями.  С очень грамотным нажимом и  контрастностью.  Подобные изобразительные попытки предпринимали художники с академическим образованием лишь к концу девятнадцатого века. Без высокой культуры и духовности дойти до такого  уровня изобразительного искусства  просто не возможно.  Этим  элементам меня  учили в современном художественном  заведении. Только последние лет   пятнадцать в твоем  стиле появились наколки у молодежи, да и не только у них, но и у людей зрелых и не глупых.  В твоем случае, принцесса,  художник не задается целью вырисовывать каждую ногу оленя или крыло грифона, он стилизует образы и создает галерею передающую целое состояние  или историю народа. Информация на твоем теле уходит в вечность.  Но это говорит и о твоей избранности. Передать состояние в изобразительном искусстве архисложно. Вот как передать, например, любовь? Поэтам проще, они используют метафоры,  эпитеты и т.п. Художник может нарисовать целующихся, обнимающихся. Но это слишком примитивно. А как показать, что при этом возникает в душе? Или передать состояние тревоги, беды. Вспомним работу Сальвадора Дали «В предчувствии гражданской войны». Условные образы. Какие-то части тел и т.д. А в целом у зрителя картина вызывает страх и отвращение. Художник достиг того чего хотел. Ведь война  не бывает красивой. Он смог передать целое состояние, олицетворяющее весь ужас предчувствия и самой войны.  В твоем случае, принцесса, я лишь  попытался определить удивительный вселенческий  путь твоего народа.  А вот  его конечную цель и  состояние самого пути  еще предстоит  изучать долгое время.
Вышел я из музея полный энергии и сил.   Впереди предстояла дорога размышления.  Принцесса  напомнила о себе во время моего дальнейшего путешествия по Горному Алтаю. Добираясь на перекладных до одного из отдаленных уголков этой страны, я разговорился со случайным попутчиком. Алтаец преклонных  лет поведал мне удивительную легенду о принцессе Укок и ее народе. В древние времена на высокогорных плато располагалась целая страна.  Люди занимались охотой. В низинах обрабатывали огороды. Были искусными ремесленниками и художниками. Это были мирные люди.  Но не позволяли себя обижать, поскольку  любой охотник,  при необходимости,  становился умелым  воином. Ведь каждому направлению деятельности  этих людей учили с измальства. Умно и серьезно. В основе всей их жизни  лежал постулат ценности самого человека. Его места в этой жизни и гармонии с окружающим миром. Люди не сомневались в единстве природы и человека.  Они себя считали, в первую очередь, детьми этих гор, неба. Лишь после этого детьми своих родителей.  Степень важности рождения новой жизни они сравнивали с появлением новой звезды на небе. Через год после рождения ребенка в день его рождения  род с приглашенными повелителями  устраивал великий праздник. Праздник Предназначения. Пожалуй, для ребенка это был самый великий праздник в течение всей жизни. В этот день выбирался весь дальнейший путь человека. А делалось это так. Чертился круг диаметром пять метров. По линии диаметра круг разбивался на пять равных частей. На очерченную линию каждой из частей клали различные предметы жизнедеятельности человека:
1.  Кожаный свиток с письменами-символами.
2. Модель плуга и рядом куклу.
3. Лук со стрелами.
4. Цветы.
5. Одежду, утварь.
Предметы окрашивали в яркие привлекательные цвета за исключением свитка.
В центре круга помещали ребенка, вне зависимости от пола. Отходили на значительное расстояние и наблюдали. Как правило,  ребенок в начале терялся. Затем страх пересиливало любопытство и желание поиграться лежащими  предметами. Он внимательно их оглядывал . Принимал решение и проделывал нелегкий путь к своей цели. Какой предмет брал  в руки, таково было его предназначение. Плуг  - скотовод, земледелец. Если девочка брала куклу,  быть ей хорошей  хозяйкой, любящей матерью.  Лук со стрелами - охотник, воин. Цветы - искусство. Одежда, утварь - ремесленник. А вот свиток, это самый волнительный момент для родителей.  Как правило, они боялись, что малыш выберет его. Если малыш выбирал ничем не привлекательный кусочек кожи  - быть ему правителем. А правитель сочетал в себе политика, вождя, философа и шамана. Лишь он мог достичь таких высот, что сам становился полубогом. Лишь он мог разговаривать с духами. И они его слушали и даже могли соглашаться. Кто-то из них выполнял функции наместников в периферийных уголках горной страны, кто-то становился шаманом и врачевателем, кто-то учителем. Но при необходимости, любой из них мог занять место каждого из своей касты. Когда приходило время,  лишь они могли выбирать из своих Верховного правителя. Избранные имели неограниченные возможности в своих областях. Они подчинялись лишь духам гор и своему  Верховному правителю. И ни у кого из простых людей не возникала даже мысль усомниться в их действиях. Все знали, что они несут самое  тяжелое предназначение. Это быть ответственными за свой народ. Никто из них был не в праве иметь семьи, позволить такую роскошь как любовь и дети. Для них жены или мужья - власть. Их дети -  народ. Не иначе. Ведь мирские заботы не давали возможности заглянуть за горизонт. Отвлекали, приземляли. В пять лет малышей  забирали от родителей и отдавали учителям, которые свое учение строили на великих духовных постулатах.   К двадцати годам правители  заканчивали обучение и занимали временные или постоянные должности.
Очень много лет назад, в сложное для народа время, выбрали  Верховные правители  правительницу одной из южных горных провинций страны. Прекрасная Катым, так ее звали, без сомнения, заняла столь великую должность. Катым  прекрасно  понимала меру ответственности и сложность своей миссии.   Девушка терпела боль,  сцепив зубы, когда на ее тело, согласно сану, наносили  все новые  татуировки. Правила, как учили мудрецы – умело и справедливо. Черпала силу и новые знания от духов гор, рек. Но вот страну постигло несчастье. Люди по непонятным причинам болели и быстро умирали. Не помогали врачеватели-шаманы. Причина могла быть лишь одна - гнев духов,  догадывалась о причине их гнева. Был момент, когда народ, уставший от тяжелой жизни в условиях высокогорья и холода, обратился к Верховному правителю с просьбой рассмотреть вопрос о переселении в более теплые горные регионы.  Спуститься ниже.  Верховный правитель обратился за советом к духам. Те разгневались.
- Сколько раз мы спасали твой народ от смерти? Жили единой семьей.  Мы любили вас. Вы это не оценили. Испугались сложностей. А подумали твои люди, что приобретя больше тепла и пищи, вы потеряете себя, растворитесь среди тех, которые не знают истинных ценностей.  Замените великие знания  своих предков  на прозрачные камни и  желтый  металл, Вы их предадите, потеряете чистоту помыслов и приобретете свойства демонов.
Обиделись духи. Люди продолжали умирать. Все усилия Катым  наладить с духами отношения категорически отвергались. Умная Катым знала, что их умилостивит. Лишь одно - высокая жертва. Не колебалась Великая Катым. Ведь ее и к этому готовили учителя с пяти лет. Она лично выбирала дерево для саркофага. Просила у него прощение и следила чтобы в правильное время срубили.  Выбирала лошадей для путешествия в мире бесконечности. Летом, в год Великой звезды, она объехала опустевшие селения. Успокаивала и прощалась с оставшимися. Ее стройный, прекрасный образ в шелковой накидке  был виден на вершинах многих гор.  Народ плакал и прощался с прекрасной  Катым.  Все знали, каким образом она собирается их спасти.  Осенью  Катым погрузилась в мир бесконечных снов. Ее проводили в далекий путь  на высокогорном плато, которое потом назвали Укок.  Духи приняли жертву. Смерти прекратились. Но оставшиеся жители были  изгнаны  в предгорья и степи, где они ассимилировались с местными племенами.  И  по истечении веков все забыли об удивительном горном народе, который был так близок к истине. Но Катым знала о предстоящих веках  забвения. Она не была бы Великой правительницей, если бы не сделала всего возможного чтобы забвение однажды закончилось.  Из мрака бесконечности  ее лошади доставили прекрасную наездницу к нам, чтобы она рассказала о своем  народе.
Я колесил по горной стране и думал о ее обитателях. Алтайцах, казахах. Я видел, как бережно они относятся к своему прошлому. И это вселяло надежду в замечательное будущее народов Горного Алтая. Оно обязательно будет. Ведь теперь прекрасная Катым с ними.


Рецензии