Огнищане хозяева огня
Мне удалось найти у Срезневского иное древнерусское толкование, где огнищанинъ - богатый, знатный человек, владелец дома.
Похоже, что связь огнищанина с домовладением является ключевой. Ибо хозяин дома является плательщиком подати с огнища, трубы или дыма. Названия разные, но суть подати одна. И собирали эту подать специально уполномоченные «огнищные тиуны».
Тогда огнищане не обязательно люди богатые, знатные и высшие должностные. Главное – огнищане это собственники домовладений. Огнищан много по количеству податных огнищ и по потребности назначать для них особых огнищных сборщиков подати. Стало быть, весом и вклад огнищан в казну.
Кстати огнищане близки по форме слову «мещане» – хозяева места, не какие-нибудь бродяги бездомные, нигде не зарегистрированные.
Новое знание про огнищан позволяет растолковать неразгаданную доныне почти тысячелетнюю тайну статьи 21 Краткой Русской Правды (70-е годы XI века). В ней написано: «Аже оубиють огнищанина оу клети, или оу коня, или оу говяда, или оу коровье татьбы, то оубити въ пса место; а то же поконъ и тивоуницоу». Здесь о наказании за убийство огнищанина при защите своей собственности. В моём переводе – Если убьют огнищанина у клети, или у коня, или у скота, или при краже коровы, то бить на псарне, а то же смерть или темница. Понятно, что здесь не о вельможном огнищанине, которому не по чину лично заниматься скотским хозяйством. И это подтверждает верность моей версии, что в общем случае огнищанин это домохозяин.
Свидетельство о публикации №219100500758