Мантра белой таре

Правда и нечего кроме правды.

                МАНТРА БЕЛОЙ ТАРЕ
Однажды, играясь в степи, маленький мальчик нашел красивую бронзовую статуэтку. Обрадованный находкой, он принес ее своей тете. Женщина внимательно ее осмотрела. Показала мужу. Без сомнения, это была фигурка одной из индийской богинь. Высотой, где – то 15 см. Классическая поза, прекрасное лицо . Статуэтка, источала радость, доброжелательность. Позже она попала в руки специалистов, которые определили возраст – шестнадцатый век. Изображала она высоко почитаемую буддистами богиню – Белую Тару. Хотя, правильнее будет сказать наиболее востребованную. Потому, что она является Божеством медитации в практиках долгой жизни. Практика и мантра Белой Тары способствуют продлению жизни и продлению угрожающих жизни помех. Хотя, буддисты всех своих божеств почитают с огромным уважением и любовью. Слух об удивительной находке разлетелся далеко за пределы района. Однажды в скромный домик немолодых супругов наведались буддийские монахи. Они с разрешения хозяевов забрали богиню в свой монастырь. Но через некоторое время возвратили. Настоятель сказал, что свое место выбрала Белая Тара сама. Так тому и бывать.
Кош – Агачский район – это высокогорная долина, окруженная по периметру далекими горами. Летом, голубыми, зимой, белыми. За горами, с одной стороны Казахстан, с другой Монголия и Китай. Голая степь со скудной растительностью и хрустальным воздухом. Великий Чуйский тракт, некогда, пролегал по ее телу, оставив. словно от кнута, рубец в виде тропы. Сейчас он превратился в современную, неширокую, но аккуратную дорогу. На значительном расстоянии друг от друга по долине разбросаны скудные алтайские и казахские села. Местное население, на удивление, не особенно стремиться покинуть эти места. Казалось, что они нашли в этих богом забытых уголках? Бедные пастбища, бедная земля. Нет зелени. Зимой до минус пятидесяти. Не хватает рабочих мест. Но живут старики. Остаются их дети. Где – то как – то выкручиваются. Впрочем, богом забытое место, это для нас, прибывших на день – два. А для них – это Родина в буквальном смысле этого слова. Место, где жили их предки - неотъемлемая составляющая этой степи. Они едины. Разве поймут их путешественники, зачастую и близко не ведающие об историях своих родов. Живущие по принципу – Родина, где нам хорошо. И эта формула по своему верна. Она вытекает из самой жизни. Жизни, далекой от этих мест. Но здесь все по другому. Вековая изоляция от суетливого мира, у этих людей сохранила возможность остаться самими собой. Сохранить корни, этнос. Костюмы и машины, лишь физический антураж. А их души едины с долиной, далекими горами и духами их населяющих. Глаза этих людей видят не бедные жилища, а даль, о которой так замечательно говорил русский философ Розанов Василий Васильевич - …Все религии пройдут, а это останется: просто сидеть на стуле и смотреть вдаль… Каждое утро и каждый вечер горы и люди смотрят друг на друга. С любого места степи они открываются в первозданной красоте. Восходы, закаты, огромное звезды на ночном небе до которых рукой подать. Разве такое увидишь в городах. Глаза жителей, населяющих долину всю жизнь любуются этой далью. Даже когда, они заняты своими делами, волнуются, расстраиваются, подсознание успокаивает - Есть горы, есть степь, небо, солнце – значит все хорошо. Когда – то и меня не отпускала даль. После восьмимесячного  пребывания в пустыне . Если исходить из метафизической теории живой земли, не исключено, что ее мозг и душа, находятся именно в Горном Алтае. Живые горы, реки, через посвященных, открывали тайны мироздания. Народ некогда был велик не количеством пролитой своей и чужой крови, а великими познаниями бытия.
     С Горно – Алтайска до самого отдаленного Кош – Агачского района, добирался проблематично. Где на маршрутке, где автостопом. По извилистой горной дороге,  издавна называемой  Чуйским трактом  я стремился к местам овеянными легендами и мифами. На одном из участков открылась перспектива на знаменитую гору                « Белуха». Привет – ваше Величество – наклонил я голову. Что заставило меня потратить часть отпуска на столь хлопотливое путешествие? И в моем Крыму есть горы. Немало красот. Сам отвечаю на свой же вопрос. Наверное, потому, что горы, горам рознь. Нет такого величия. О величие я думал и когда попал в осенний шторм при переходе с Петропавловск – Камчатского во Владивосток. Волны длиной десятки метров и высотой с трехэтажный дом величественно накатывали на наше маленькое суденышко. Подобного  я не видел, ни на Черном море, ни в Средиземном,  ни в Красном. И не смотря на мою морскую биографию и жетон за Дальний поход, половину перехода лежал кулем на койке,  измученный морской болезнью и мечтал  застрелили. Но это не важно. Главное, я почувствовал бесконечное уважение к этому величию природы. Познал   характер увиденного . Нечто подобное я испытывал осматривая в Крыму руины древнего Херсонеса. Где  я  задавал себе вопрос – почему  при наличии массы укромных мест на южном берегу, греки выбрали для  города наиболее продуваемый  ветрами, каменистый  участок. Ответ пришел сам собою,  когда  со спутницей  сели на  часть древней стены. Откупорили бутылочку сухого и глядя на плескавшееся недалеко от нывших ног море утолили жажду. Расслабившись,  оторвали вгляд  от плескавшегося почти у ног моря и  уже другими глазами всмотрелись  в даль.  И застыли при виде открывшейся перед нами панорамы. Голубая  гладь моря до самого горизонта. Линия горизонта с обеих сторон уходила в никуда.  Чайки,  силуэт далекого одинокого корабля и тишина,  слегка прерываемая плеском небольших волн.  Я представил, как в храме на берегу этой фантастической  красоты, греки молились своим богам. И  все стало на свои места. Стал понятен их выбор. Эту бесконечную  даль не заменишь ни какими лесами и укромными бухточками. Вот и величие Алтайских гор – это слагаемое ряда факторов,  влияющих на визуальное, эмоциональное и духовное восприятия окружающего. А самым главным является способность видеть перспективу. Все это не просто объяснить.  Да и не нужно этого делать. Надо просто смотреть и  парить над горами и долинами.
    На районной стоянке такси, я обратился к доброжелательному таксисту горно- алтайцу с просьбой подбросить до нужного села и обратно. Кстати, местные просят не путать горно - алтайцев, казахов и монголов. Бесь проблемь – кивнул улыбчивый таксист. Забавно было слушать его акцент. Я тут же вспомнил свою соседку. Она, смеясь, рассказала мне как в три часа ночи, когда ей не спалось,  включила компьютер.  Вошла в контакты и оттуда чертиком выскочил жгучий азейбарджанец и лихо настрочил - Давай обсяцься.
- Тибе куда? - спросил он. Я назвал село (называть не буду по этическим соображениям.) Адреса не знаю. Назвал фамилию.  Бывшая учительница. Казашка. Зовут Наташа. Таксист посмотрел на дистрофичный  пакет. Сумку я уже успел оставить в гостишке. Гостишка, это халупа у самой дороги с проваленным до пола диваном.
- Мозет стисьняеся. Мозет к шаману Васе? Может болеесь? Тогда нусно готовиться.
- Как готовиться? – не понял я.
- Две бутыльки водки. Закуську.
- На фиг мне твой шаман. Мне нужна именно эта женщина. Я взял нормальные подарки. А после двух бутылок, я и сам могу сплясать с бубном и кого хочешь вылечу.
- Тогда садись. Ее не знаю. Но селё найду – смеясь, беззаботно предложил он. По дороге разговорились о шаманах, учениях,  мистических практиках  и людях с экстрасенсорными способностями.
Рассказал о своем подчиненном. Который,   имел  в зачаточном состоянии такие  способности.  Наверное, потому, что по природе своей был диковат и свиреп. И благодаря этому сумел их сохранить.   Правда, и юмором не обделен. И это  подкупало.  Невидимый посторонним третий глаз у него наиболее широко открывается после распития спиртного. Что удивительно, приятель, иногда действительно  выдает истину. Я люблю слушать его рассказы о вещих цветных снах. Они очень красивы  и необычны. А может он таким образом свои  красочные  фантазии выдает за сны? Кто  знает?  Как - то раз Саша, так его зовут, возбужденно даже с некоторым страхом рассказал свой очередной сон. В нем он побил нашего главного инженера по фамилии Хомяков. Поскольку сон мог оказаться вещим, а Саша, повторяю, бывает свиреп и в два раза больше главного,  я его предупредил – Смотри Саня, бойся главного. Уволит.
 На следующий день напряжение спало. Подчиненный со смехом рассказывает – Представляешь! Сон то вещий! Позвонила матушка с дачи и попросила купить яд для хомяков.  Таксисту понравился мой рассказ,  и мы легко доехали до нужного села. Не сразу нашли убогий небольшой домик. Калитка открыта. Дом открыт. Заходи, бери – не хочу. Но брать нечего. Полная нищета. За исключением красавицы богини в стеклянной пирамиде. Мне стало боязно за простых доверчивых хранителей артефакта. Но, мысль о том, что богиня сможет за себя постоять, успокоила. Меня встретили приветливо. Перекинулись словами. Не хотелось надоедать им своими расспросами. Главное, и так известно. Наконец, в моих руках очутилась изящная скульптурка - цель моего приезда. Я с волнением осматриваю статуэтку. Вдохновленная, тонкая работа из бронзы. Образ, не совсем традиционный для буддистских скульптур,  но красивый. Недолго и влюбиться. Более внимательно изучить статуэтку у меня не было времени. А она этого требовала. Сигналил таксист. Без сомнения в ней скрываются тайны. С точки зрения художественной и исторической, она имеет немалую ценность. Но думаю, интерес, в большей степени, представляют нестандартные для устоявшихся канонов скульптурные элементы. Впрочем , чтобы об этом рассуждать, требуется время для изучение и осмысления работы. Хозяева, муж и жена Наталья, пригласили на чай. Хозяйка высохшими от летней жары и зимних холодов руками что - то пытались приготовить. Я, лишь присел и успел  задать несколько вопросов.  Наталья, рассказала, что Белая Тара, иногда под утро или вечером является к ним в дом. Однажды видела ее во дворе. Наверное, в знак благодарности, что не продали. Что не пытались вскрыть внутреннюю полость, запечатанную свинцовой пробкой. Ведь скульптуру исследовали и даже сделали рентген. Он и показал внутреннее заполнение. Похожее  на золото.  Фа – фа, сигналил таксист. Я попрощался с богиней, хозяевами и наш раздолбанный форд  минуя полуразваленные сельские домишки с голыми дворами, отбыл в район. Как и в случае с посещением принцессы Укок, хранящейся в музее Горноалтайска, меня не покидало приподнятое возбужденное состояние от встречи с вечностью.  Затем гулял по району, любовался вечерней степью и недалекими хребтами алтайских  гор. Думал о богине.  По душам поговорил с казахом - хозяином домишки на отшибе. Помог ему опохмелиться и тепло попрощался. Кстати, любителей зеленого змия  видел крайне мало. Возвратился в свой беззвёздочный отель. Перед сном, анализируя прошедший день, как и после посещения Херсонеса, задал примитивный вопрос – Почему настоятель монастыря не захотел забрать скульптурку в монастырь?  Почему  пояснил это тем, что  богиня позволила себя найти простым людям, и это её выбор остаться в таком неприглядном месте?  Ведь монастырь – её классическое место? Почетно и на виду.   Догматичная бытовая логика, пожалуй, беда всего человечества. Нас к этому приучают дома, в школе. И в результате мы перестаем самостоятельно мыслить.  Не берем во внимание духовную составляющую многих событий.  Наверное, кому – то это выгодно. За нас есть кому думать и напрягаться не нужно. А в природе  так устроено, что все движется по пути наименьшего сопротивления.   Думаю,  прекрасная   богиня , выполняющая  столь высокую и таинственную миссию  далека от славы  от поп звезды. Ей не требуется телекамеры и глаза восторженных почитателей. Разве этот примитив нужен богам?  А тот, кто мечтает встретиться с ней,  найдет её и встретится. Как в моем случае. И если не найдет, значит еще не готов. Потраченное  время и усилия, а следовательно и результат,  это степень глубины желания увидеться  с нею.
           В небогатом горноалтайском селе, в небогатом доме и небогатой семье, на небогатой этажерке стоит образ скромной Богини с лучезарным лицом. В семье царят мир и спокойствие.
До свидания Белая Тара. До свидание Горный Алтай.



 
   

 
   


Рецензии