Русь исконная - 3

ГЛАВА 3 . ГОСТОМЫСЛ
 
- … Поселение кельтов находилось неподалеку от Ладоги, так что добрались мы сравнительно быстро, -  этими словами продолжил Ярослав свой рассказ.
 
После крохотных поселений и одиноких незатейливых жилищ аборигенов, которые встречались на пути нашего путешествия, Ладога, административный и торговый центр восточных славян, находящаяся на пути «из варягов в греки» и «из варягов в арабы», предстала перед нами как настоящая столица. Особенно она поразила воображение Вольга, который за свою жизнь подобного ничего не видел.
Город расположился на ровной отмели реки в окружении коренного берега. Под этим берегом Мутной реки (Волхова) сливают свои воды две небольшие речушки и уже общим потоком впадают в Мутную реку.

Здесь находят временное пристанище купцы, чтобы починить свои корабли или нанять лоцмана для проведения судна через опасные речные пороги. Здесь трудятся кузнецы, кожевенники, ювелиры, резчики по кости, а также мастера, которые освоили тайны стеклоделия в изготовлении пронизок, бисера, бус, браслетов.
Ремесленники и торговые люди прибыли в Ладогу отовсюду, так что население оказалось многоязычным. По моим наблюдениям в этом городе проживало не менее пятисот – восьмисот человек на территории не менее десяти гектаров. Здесь жили также представители многих туземных родов и племен нынешних мест.

Все постройки Ладоги были деревянными, включая и резиденцию Гостомысла. Она расположилась в центре поселения, рядом с вечевой площадью, на которой, общим сбором, принимались самые важные решения.

Сам город никаких оборонительных сооружений не имел, но подворье князя было обнесено частоколом из заостренных бревен. Когда мы вчетвером, сопровождаемые  посланниками Гостомысла подошли к воротам укрепления, то увидели вооруженных людей, которые стояли на страже, словно поджидая неприятеля.

-  Смотри, Ярослав, - промолвил Вольг, - они воевать с кем-то собрались?

- Нет, - ответил я, - это дозорные.
Вольг затаил дыхание, когда увидел дружинника в кольчуге, который просто так, без какой-либо цели рубил топором по торчащему из земли столбу в рост человека, играя, словно дитя.

- Что это он скачет вокруг колоды, закрываясь щитом, словно этот пень может его ранить. Коли надо срубить дерево, то бить надо не так, а могучим ударом, - сделал заключение мой друг, - и охота ему скакать вокруг столба.

- Что, в дружину к нам хочешь?
Вольг закивал головой и посмотрел на меня. Дружинник рассмеялся и хлопнул Вольга по плечу.

- Ну, коли в дружину, то надобно тебя испытать. Бери топор и становись. Бьемся до первой крови, или пока я не скажу, что довольно. Щит возьми.
Стали в стойку. Дружинник сделал ложный выпад, на который Вольг среагировал и отступил на шаг назад, но тут же оказался на земле, так как его противник нанес ему сильный удар ногой, и так больно, что Вольг растянулся на земле, но тут же поднялся и с медвежьим ревом, отбросив щит, ринулся на своего обидчика. Но дружинник сделал опять обманный шаг, оказался за спиной Вольга и дал ему пинка под зад.

- Ну, хватит,- сказал воин и протянул моему другу руку, но тут же завопил от боли, так как Вольг сжал ее своей медвежьей хваткой, заломил, и приемом, которому обучил его я, поверг своего противника наземь.
Все свидетели захохотали, а дружинник, улыбаясь, сказал:

- Да, твое место точно в дружине. А биться с оружием мы тебя подучим.

На некоторое время Ярослав прервал свой рассказ и после короткой паузы сказал:

- Сейчас, для дальнейшего освещения событий, думаю, настало время сообщить тебе некоторые сведения о себе. Я уже говорил тебе, что я - врач, работаю в одной из лабораторий военно-научного центра, где занимаются проблемами психики человека. Я обладаю некоторыми экстрасенсорными способностями. В чем эти способности? Так вот,  с тех пор как я помню себя, я вижу свет, исходящий от людей. Этот свет, как ты понимаешь, - аура. Есть люди, обладающие этой способностью, и в их числе – я. Видимо это дар от Бога. Аура у разных людей разная – от голубовато-салатовой до красного свечения. Она зависит и от характера человека, а так же  от его психоэмоционального состояния. Аура говорит о многом и в первую очередь о вибрациях души.

Как то, в разговоре с Яремой, я обмолвился фразой, что в каком-то смысле тоже знахарь. И это, в общем-то, так. В некоторых случаях прикосновением своих рук я могу ослабить или нейтрализовать физическую боль человека. Это называется экстрасенсорным целительством. Большинство ведунов и знахарей обладают этой способностью, которая заключается в возможности работы с биополем больного.
Но прежде чем лечить, целитель должен изучить ауру человека. Именно в ауре находится ключ к лечению недуга. Затемнения некоторых участков, светящиеся или темные сгустки, разрывы поля, дают представления о заболевании человека и способах его лечения. К примеру: темные сгустки могут являться местами закупорки энергетических каналов, которые мешают циркуляции энергии, а темные пятна – это места застойной, негативной энергии. Удаление темных пятен, прочищение каналов и энергетических центров дает возможность нормальной циркуляции энергии и избавления человека от негатива на тонком уровне, а в свою очередь – это приводит к излечению и на физическом уровне.

Исцеление во многом зависит и от самого человека – его образа мыслей и эмоциональной стабильности в повседневной жизни. И здесь задача целителя заключается в том, чтобы четко определить, что нужно человеку изменить в себе. Важно направить человека по нужному пути, дать ему осознание того, что, только избрав этот путь и пройдя его, он сможет излечиться. Экстрасенсорное целительство – это в первую очередь видение причины и сути проблемы, а потом уже выбор конкретных методов и средств избавления от недуга.

Ярема – это настоящий целитель. Некоторые способности он увидел и во мне. Гостомысл был в числе тех, кого ведун излечил. Прослышав от людей о тех хворях, которые преследуют старого князя, он решил направить меня к нему, убедившись в моих возможностях как лекаря, так как он сам не мог покинуть своего места служения Велесу. Я должен был по замыслу Яремы предстать перед Гостомыслом как его ученик, лекарь. Таким образом, волхв узрел возможность решения двух проблем: помощь Гостомыслу и чисто моя, меркантильная – приобретение камня Алатырь для предстоящего возвращения в свою эпоху.

После этого короткого, но необходимого пояснения, думаю, можно продолжать  рассказ, - сказал Ярослав.

Терем князя представлял собой несколько срубов – клетей, соединенных множеством сеней.  Постройки были в трех уровнях. Верхние этажи занимал сам князь со своими близкими. В нижних проживали люди княжеского двора. Самой высокой постройкой была дозорная вышка, входящая в комплекс построек терема. Крышу вышки венчал искусно сработанный кузнецом металлический, разукрашенный петух, который неутомимо вертелся на острой пике, послушно подчиняясь ветрам.  Двери и небольшие окна терема, в разноцветных слюдяных пластинах которых весело играло утреннее солнце, были украшены резными наличниками.

В пределах двора княжеских хором находилось несколько отдельных построек, выполняющих вспомогательные функции – кладовые, поварня, кузница, конюшня. На высоком крыльце терема, крышу которого подпирали фигурные столбы, нас встретил княжеский гридь, который и провел всех к Гостомыслу в его покои.
Старый князь принял нас в горнице, полусидя в своем просторном, сработанном без особых излишеств, кресле. Ему, очевидно, нездоровилось. Ноги  Гостомысла до пояса укрывала шкура медведя, голова которого с оскаленной пастью ниспадала на пол и смотрела прямо на нас.

Из-под шкуры виднелся еще довольно могучий торс, руки, привыкшие к мечу, шея и совсем седая голова князя. Его длинные седые волосы, стянутые ремешком, открывали высокий лоб. Блекло-голубые глаза утопали под низко нависшими седыми бровями. На исхудавшем, но еще подвижном лице, выделялся прямой нос. Седые волосы, борода и брови делали похожим Гостомысла на волхва.
Одет князь был в расшитую холщевую рубаху с широкими рукавами. Под спину и голову старого воина, пережившего за свою долгую жизнь и восторг множества побед, и горечь поражений, была подложена большая подушка.

В горнице с Гостомыслом находился пожилой муж, видимо его ближний охоронец. Но князь взмахом руки удалил его, как только мы в нее вошли и отвесили поясной поклон. Гостомысл пытливым взглядом окинул нас, и, как только узрел Древослава, бывшего соратника, старый воин оживился и промолвил, обращаясь к нему:
- Ну, что, Берд, все воюешь? Поведали мне о твоих вчерашних подвигах. А я, вот, как видишь, занемог, хвораю. Старость пришла, задержался видно в Яви. Но Боги наши не велят мне пока покинуть наш бренный мир и уйти к предкам в Навь. Видно не все дела я  здесь завершил. Главного пока не сотворил. Нет рядом того, кому бы мог передать дело своей жизни, – Гостомысл на мгновение задумался, но тут же продолжил, - Поведай мне, Берд, о себе и о своих спутниках.

- Не Берд я, княже, а Древослав. Давно уже я отошел от ратных дел и живу в лесу один на заимке среди деревьев. Черпаю от них силу жизненную и, по возможности, делюсь ею с людьми, которые меня навещают. Видимо поэтому люди и стали меня кликать Древославом, чему я не противлюсь. Девушка, которую ты зришь перед собой, моя внучка, Ефанда. Она частенько из нашего поселения приходит на заимку навестить меня, пострелять дичь, рыбу половить. Вот и вчера пришла, да угодила, как и я, в руки лиходеев. Если бы не эти молодцы, - Древослав указал на Вольга и меня, - которые услышали ее крик, то не знаю, как бы все это обернулось. А вот этот богатырь, - Древослав указал на Вольга, - братцем ее родным оказался, давно сгинувшим, как все мы мыслили.

Далее Древослав поведал Гостомыслу историю чудесного воскрешения Вольга и мое участие в ней. Рассказ разбередил  душу старого князя. Он, очевидно, вспомнил своих погибших сыновей в жестоких сечах, и взгляд его затуманился, но он скоро пришел в себя и промолвил:

- Да, чудны и непонятны нам смертным пути-дорожки, по которым ведут нас наши Боги. Но того нам и не следует знать раньше срока. А срок приходит - все и открывается, становится ясным и понятным. А не желаешь ли ты, молодец, вступить ко мне в дружину и стать моим верным боем? – обратился князь к Вольгу, - зрю, могуч ты, самое место тебе среди моих ратников.

- Спасибо, княже, о том только и мыслю, - ответил богатырь, и глаза его загорелись радостным огнем, - буду честно и верно служить тебе.

- Ну что ж, так тому и быть. Я распоряжусь о том и скажу воеводе о тебе, - князь кликнул своего охоронца, который незамедлительно появился в горнице. Он подошел к Гостомыслу и склонился к  князю. Получил распоряжение он,  бросив пристальный взгляд на нашего богатыря, вышел исполнять княжескую волю.

- Ну а ты, девица-красавица, чем занимаешься, - обратился Гостомысл к Ефанде, - чаю от женихов отбою нет? - на что та, зардевшись, ответила:

- Нет, княже, о женихах пока не мыслила. Живем с матушкой, навещаю деда на его заимке, охочусь, рыбу ловлю, за домом смотрю, рукодельничаю. Вот и все мои занятия. Вот братец объявился. Думаю, справней жить будем.

- С таким богатырем, красавица, не только справней, но и безопасней. Любому лиходею, как вчера, отпор даст. А с вашими обидчиками мои дознаватели поговорили. Они, так и есть, Аскольдовы люди. Много пакостей этот Аскольд сотворил в наших местах. Достоин он кары. Но хитер как лис и скользкий как уж. Сколько мы его не ловим – уходит, поганец. Но, на этот раз, может, удастся его взять!? Послал я своих дружинников по его душу. Ваши пленники указали место его схрона. Если не уйдет, возьмем и его, и его душегубов.
 
При этих словах дверь в горницу распахнулась, и в нее вошел раскрасневшийся с морозца воин. Видно было, что он проделал не близкий путь. Дружинник сделал пару шагов и остановился посреди горницы, разведя руки в стороны. Весь его вид говорил о том, что затея не удалась.

– Опять ушел!? – с горечью в голосе промолвил князь, - ступай, потом поговорим, - обратился Гостомысл к вошедшему.

Было ясно, что поимка Аскольда опять провалилась. Словно невидимая тень печали коснулась чела старого воина. Его лицо посуровело, и немного погодя князь продолжил:
 
- Этот Аскольд был ближним подручным свейского ярла, грабившего наши земли. Он приблизился к ярлу благодаря изворотливости своего ума и чудесному умению слагать и петь песни, славящие боевые подвиги ярла и его дружины, а так же своих Богов. Говорят, что делает это он великолепно. В битве с моей дружиной ярл погиб, но забрал с собой и моего последнего сына. Много моих преданных боев погибло в этой сечи от рук свеев. Особую лютость проявил берсерк Дир. Аскольду, с остатками поверженных свеев, удалось уйти. Он сумел сплотить остатки дружины своего погибшего ярла, заставил всех принести ему роту на верность и стать во главе шайки, которая занялась грабежами и душегубством местного люда. Дир же стал преданной тенью Аскольда. Сколько мы на них не охотимся - пока удача на их стороне. Так что к этим лиходеям наш счет растет. Но, уверен, придет время и посчитаемся. Ну, а ты, молодец, какого роду – племени будешь?- спросил Гостомысл, переключив внимание на меня.

- Корень роду нашего, княже, един – Словен и Рус. Поселение наше – разноплеменное – словене, кривичи, вепсы, верстах в десяти от Велесова капища волхва Яремы. Он сказывал, что ведом тебе. Кличут же меня Ярославом. Ярема узрел во мне способности знахарские и взял к себе на выучку. Прослышал волхв от людей, что занемог ты, вот и послал меня с Вольгом к тебе. Авось сгодимся на что. Как ты, князь, верно узрел в Вольге боя, коим он может стать после выучки в твоей дружине, то я могу сгодиться тебе своими знахарскими ведами. Так мыслил Ярема, отправляя нас с Найденом – Вольгом до тебя.

- Ну что ж, благодарю Ярему за заботу, а там поглядим, - ответил Гостомысл на мои слова, - пока ступайте, мои люди обиходят вас.

Мы удалились. На этом первая встреча со словенским князем была закончена. Своим чередом потекла жизнь в тереме Гостомысла. Найден, ставший Вольгом, усердно и с большим успехом осваивал премудрости владения боевым оружием. Куда только делась его напускная медлительность, которая ассоциировалась, по его юношескому разумению, с рассудительностью и мудростью. Он довольно часто отлучался, с согласия воеводы, домой, где был окружен заботой и лаской матери и сестры.
Я быстро освоился в княжеских хоромах и часто бывал у Гостомысла, оказывая ему помощь, которая в основном заключалась в восстановлении его биополя. Мои старания помогали ему, снимали мучавшие его боли в голове и израненном теле. Князь охотно пользовался моим умением.

Как-то, когда коловорот солнца, повернул уже на весну, старый князь, пребывая наедине со мной в своей горнице в добром расположении духа, задал внезапный вопрос, который обескуражил меня и привел во временный ступор:

- Ярослав, а ведь ты не тот, за которого себя выдаешь!?
Этот его утверждающий вопрос был для меня как гром среди ясного неба. Я был потрясен и  поражен проницательностью мудрого старца. Отпираться было бессмысленно. Я всем своим естеством ощутил, что мои выдумки и измышления не будут поняты и приняты князем. Я отчетливо осознал, что надо говорить правду. Оправившись от потрясения я, без утайки, самым подробным образом, поведал ему всю свою историю: кто я, как попал в их время, посещение с Яремой Велесова капища и того вещего видения открывшегося мне, после которого старый волхв принял решение отправить меня с Найденом в Ладогу. Однако в одном я слукавил: выдал свою «десантурскую» наколку в виде пикирующего сокола за знак Велеса, который чудесным образом появился на моем плече после посещения капища. Это незначительное лукавство, как мне показалось,  прошло.

После моего рассказа настало время удивлениям для Гостомысла. Он долго и проницательно пронизывал меня изучающим взором, после чего промолвил:

- Выходит, что ты посланник Велеса и выполняешь его волю. Да и я, душой чую, нет в тебе лукавства и черного недоброжелательства ни ко мне, ни к людям, что призвали меня на княжение и которых я стремлюсь объединить. Но как положить конец усобицы между нами? Я уже стар и немощен, не сегодня – завтра уйду к предкам. Кто продолжит дело моей жизни? Вот что гложет мое сердце и душу. А пока ступай, я желаю осмыслить все, сказанное тобой.

На следующий день Гостомысл призвал меня к себе и наш разговор продолжился. Начал его князь с вопроса:

- Что ведомо вам о нас?

- Не  много, княже. Но летописи, которые будут написаны после вас, поведали нам, что после тебя на княжение придет твой внук Рюрик, сын средней дочери Умилы. Вы, своим решением, призовете его. Он придет со своими братьями и успешно объединит ваши народы, положив конец усобицам, раздирающим вас. Это положит созданию великого государства под названием Русь. Династия Рюриковичей будет управлять  государством семьсот лет. Много славных дел и подвигов будет совершено, но и много невзгод перенесет русский народ. Много чего я тебе могу поведать, но главное в том, что ты, князь, должен принять решение о призвании Рюрика.

- Странное ты, Ярослав, речешь для моего уха. Как я могу призвать на княжение Рюрика? Кто меня поймет? Ведь он, хоть и моего корня – мой внук, но для народа он чужак – варяг! А варягов мы только что выпроводили с нашей земли. Хотя сии варяги и не бесчинствовали у нас, и они, как и мы – русы, но вера у них не совсем наша, искаженная. Хоть и поклоняются и нашим богам у священного Дуба Прави, но в то же время возносят почести и Богу, облаченному в золоченые одежды, которого поместили в роскошном храме на острове Руяне. С нурманами  да франками союзы заключают да в браки вступают.

- Ты прав, князь, но правота твоя однобокая. Ты видишь в своем внуке приверженца нурман да франков. А кто принес на вашу землю те знания, ремесла и искусства, которые у вас есть? Кто научил вас торговать? Я и дальше могу перечислять то положительное, которое вы переняли у других народов, но это сейчас ни к чему. А что касается веры, то и она претерпит изменения. Вы сейчас поклоняетесь Богам Прави. Вера и будет у нас православная, но содержание ее будет иное. Эта вера объединит многие народы, она станет для светочью многим. Но не одна она, будут и другие веры. И, несмотря на это, в государстве под названием Русь многие народы с разной верой будут жить как единый народ. И ты, Гостомысл, должен положить, и положишь начало этому великому государству.

Князь услышал мои слова. Было видно по его челу, как не просто для него осмыслить их. Он склонил голову и задумался. Очевидно, их смысл дошел до его разума, так как когда Гостомысл вновь обратил свой взор на меня, этот взор был ясен и светился одухотворенным светом, по которому я понял, что князь принял решение. Между тем он задал мне вопрос не лишенный некоторого лукавства:

- Коли в будущем все свершится по Божьей задумке, так зачем мне принимать решение? – на что я ответил:

- Нет, княже, хотя будущее и творится по замыслам Всевышнего, но по нынешним делам людей. Так что принимать решение и следовать по нему все же тебе.

- Да, не простой узелок завязывается … Ну, а что мне сказать на совете старейшинам? Чем обосновать свой посыл им?

- Призови, князь, волхвов ваших и скажи им, что привиделся тебе сон вещий, в котором ты узрел божью волю. Скажи им, что узрел ты, как из чрева дочери твоей Умилы, произросло древо великое и плодовитое, и что покрыло оно всю землю вашу. И от плодов дерева того насытились люди земли всей. Вот таким должен быть твой сказ, княже.

- Ну, что ж, быть тому, - согласился Гостомысл.

ЭПИЛОГ

Ярослав потянулся, зевнул и посмотрел на часы:

- Ну что ж, пора заканчивать, - промолвил он, немного подумал, собираясь с мыслями, и продолжил:

- Больше, в беседах со мной, Гостомысл к этой теме не возвращался, однако линия его действий была именно той, которую все мы знаем из скудных исторических источников: был совет с волхвами по поводу его вещего сна, были и послы от него к Рюрику, одним из которых был Вольг.

Я же оставался при старом князе, который однажды, из беседы со мной, узнал о том, что без бел-горючь камня Алатыря, то есть без белого янтаря, я не смогу вернуться в свое время. Он подарил мне его из своей сокровищницы. После этого приобретения я всегда носил янтарь на себе и берег его как зеницу ока.
Посольство Гостомысла к Рюрику увенчалось успехом. Рюрик со своими братьями и дружиной прибыл на княжение в словенские земли сначала в Ладогу, а потом в Новый Град, то есть в Новгород, где поблизости его, на сакральном месте в урочище Перынь, принес роту на верность всему народу, который он возглавил и положил начало известной нам Древней Руси. После принятия клятвы ему всенародно были преподнесены щит с изображением пикирующего сокола и меч, как символы государственной власти. Их изготовили местные умельцы.

Гостомысл не долго прожил после прибытия Рюрика и вскорости скончался. Его тело, по законам предков, было предано огню на ритуальном костре, а прах предан земле.

Вольг, станет Вещим Олегом. При посещении Рюрика в составе посольства, он очень близко сдружился с ободритским князем, став его верным другом и воеводой. Когда Рюрик умер, Вольг (Олег) заменил его сыну Игорю отца. Игорь родился в браке Рюрика с сестрой Олега Ефандой, которую он полюбил всей душой, как только увидел ее, когда прибыл на княжение. Но это все произошло уже без меня, потому, что я отправился в обратный путь, к Яреме, как только прибыл Рюрик. Путь назад к Велесову Камню я проделал также в сопровождении Вольга. Мы очень тепло простились с ним у Яремы, который, тем же образом, в Велесову ночь, отправил меня назад в наше время. При расставании с Вольгом я намекнул ему о необходимости опасаться гадов, как в прямом, так и в переносном смысле.

Старый Волхв Ярема остался доволен нашей миссией.

После своего фантастического путешествия во времени, я очнулся у догоревшего костра перед Велесовым Камнем. Окутавший меня туман, рассеялся и в лесу уже светало.  Я размял затекшее тело и отправился в обратный путь к своей машине, которую оставил в маленькой деревушке на попечение старой женщины, которая была очень взволнована моим ночным отсутствием.  Она уже была готова бить тревогу, но тут появился я и надобность в этом пропала. Поблагодарил ее, я завел машину и продолжил свое путешествие в Питер к своему другу. Он так же волновался моим молчанием и отсутствием. Рассказывать все то, что со мной произошло, я ему не решился, так как не был убежден, как теперь, что это все случилось со мной наяву.

На этом Ярослав закончил свой рассказ, и мы улеглись спать. Наутро, после завтрака, мы отправились домой.

Я и сейчас поддерживаю с Ярославом дружескую связь. Однако до сих пор не осмыслил, как относиться к его фантастическому рассказу.

КОНЕЦ

НОВОЗЫБКОВ                Октябрь 2019 год
   


Рецензии