Вычитывание или общение? Проблемы нашей молитвы

«Я вычитал правило ко Причастию!», - такие слова довольно часто можно услышать из уст многих православных христиан. Причем они преподносят это так, будто – о, чудо! – они претерпели какие-то страдания. Но даже главное не том, что они всем своим видом показывают испытанные неудобства от чтения «длинного» правила, а то, чт; говорят одно странное слово - «вычитал».

Что такое молитва? Молитва – это наш разговор с Богом, Богородицей или святым, смотря к кому мы обращаемся. Разговор этот должен быть особенным: с любовью, с горением, с переживанием слов, которые выходят из наших уст из нашего сердца. Молиться мы должны, конечно, не только по молитвослову, акафистнику, каноннику или какой-либо другой богослужебной книге, но и своими словами. Вот представьте, вы приходите к своим родителям, к людям, которым доверяете всю свою жизнь, и начинаете рассказывать о своих проблемах, делиться мыслями. Так же и здесь: мы должны Богу открывать свои переживания, мысли, даже сомнения.

Молиться нам заповедовал Сам Господь. Вспомним хотя бы один пример: Христос дает Своим ученикам (в том числе и нам, христианам) удивительную по своей глубине молитву – «Отче наш». В одном из посланий апостола Павла есть такие замечательные и простые слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1Фес.5:16-18). И это лишь два примера из нескольких десятков, если не сотен, описываемых в Священном Писании о молитве.
И вот проблема в том, что христианам, говорящим о своей вере в Бога и любви к Нему, молитва бывает в тягость, либо у них появляется ложное представление о ней как о каком-то заклинании. Не раз я слышал такие слова: «Я быстро прочитаю молитву, все равно ни люди, ни я не понимаем, что в ней там говорится». Но это же катастрофа! Отсутствие порыва проникнуться словами молитвы, понять их. Интересно, что, разобрав некоторые молитвы из утреннего и вечернего правил, можно найти новое, глубокое и даже завораживающее. Но это все проходит мимо во время быстрого чтения. Этим грешат и дома, и даже в храме.

«Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф.17:21), - говорит Христос, подразумевая под «родом» и бесов, и наши страсти. Сам Вседержитель, Творец всего, уделяет внимание молитве. Потому имеем ли мы права пренебрегать ею, бросать или вычитывать, как какую-то мантру?

«Я прочитаю пять акафистов, восемь канонов и пять молитв и все – Господь мне поможет, в жизни все будет хорошо, я выполнил свой долг», - такие странные слова тоже можно услышать не от тех даже, кто ничего общего с Церковью не имеет и приходит в храм только тогда, когда нужно куличик освятить или кого-то окрестить или отпеть, а от прихожан, годами, десятилетиями приобщающихся к духовной жизни. К сожалению, миф о том, что конкретное количество прочитанных молитв спасет и все будет хорошо, глубоко засел в нас. Мы думаем, что сейчас заплатим Христу N-количеством акафистов и канонов, и тогда все обязательно будет. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), - говорит Бог. Чувствуете? Одна искренняя, короткая, но сказанная от сердца молитва будет в сто раз лучше акафистов и канонов, прочитанных без внимания, усердия и сердечного переживания.

Я не говорю, что не нужно читать акафисты, каноны и какие-то специальные правила. Я говорю о том, что лучше в день прочитать не пять акафистов, а один, но так, что наконец придет осознание того, что мы читаем. И механическое, торопливое чтение молитв, практикующееся в храмах и домах христиан, ни к чему хорошему не приводит. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил такие слова: «Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем». Чувствуете? Не в быстрочтении смысл, а в сердечном осознании, понимании, переживании.

Есть решение проблем?

Конечно, есть. Нужно осознать наконец ЧТО есть молитва. Как бы странно это не звучало, но иногда полезно даже свое молитвенное правило где-то сократить (не из-за лени), но только бы не потерять настрой, не потерять осознание общения с Богом. «Молитва – это крылья души, предстояние перед Богом», - слышим мы эти замечательные слова часто, но они проходят мимо наших духовных ушей. Хотелось бы завершить словами прошения мирной ектении, которой все призываются сохранить мир в душе и начать молиться с умиленным сердцем: "Миром Господу помолимся!"


Рецензии