Каемся или лжем?
Многие люди – и воцерковленные, и далекие от Православной веры, - искренне уверены, что покаяние - это прийти на исповедь к священнику, встать перед аналоем с крестом и Евангелием, сказать, чем согрешил и всё, свершилось: душа теперь чистая, можно продолжать жить дальше.
Да, после Исповеди действительно нужно жить дальше, но как? Так же, как и до прихода к аналою? Конечно, нет. Таинство Исповеди заключается в том, чтобы после исповедования своих грехов перед невидимо предстоящим Господом, перед Крестом и Его Благой вестью, перед священником, который является свидетелем нашего покаяния и молитвенником за нас, мы изменили свою жизнь.
Если кто-то сквернословил, так пусть бросит это злое дело; кто курил, тот пусть больше не берет в свои уста сигарету, но пускай прославляет Господа через молитву, проповедь и несения Благой вести. Кто обидел своих близких, родных, подчиненных, начальников, тот должен смирить свою неимоверную гордыню и, подойдя к человеку, будь он ниже по социальной лестнице, будь он моложе или, наоборот, старше, принести перед ним покаяние, примириться с ним и начать жить с этим человеком в мире. Если горд, то нужно непременно смирить себя через любовь к другим, через покрытие каких-то недостатков окружающих нас людей и добром наставлении их без раздражительности и наказаний.
Мы много можем найти примеров настоящего покаяния в Святом Евангелии. Вспомните самарянку, с которой разговаривал Христос (см. Ин.4:5-42): теперь это святая Фотиния, которая изменила свою жизнь с разгульной на целомудренную. Неужели мы не помним пример покаяния мытаря из притчи Христа (см. Лк.18:9-14) или того же Закхея, которого Господь выслушал и воскликнул: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»? Ещё один яркий пример – это покаяние Петра, который сначала отрекся по малодушию от Господа, но потом через горькие слезы и изменения своей жизни достиг того, что Бог вернул ему апостольское достоинство.
Но перед нами есть пример лживого «покаяния» Иуды, который из-за своей гордыни не смог раскаяться перед Богом в своем предательстве, не захотел омыть свою мерзость слезами, что и привело его к одному из самых страшных грехов – самоубийству.
Настоящее, нелицемерное покаяние – это изменение своей жизни или же стремление к ее преображению. Но если в нашей жизни после Таинства Исповеди нет ни того, ни другого, то это повод задуматься о нашей вере, о нашей душе. Конечно, мы не должны думать, что после первой Исповеди мы сразу перестанем совершать какие-то грехи. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит, что «грех в нас входит вагонами, а выходит – ложками». После каждого духовного падения нужно вставать, прося помощи у Всемилостивого Владыки. Не будем унывать, а смиренно пройдем путь к жизни вечной через очищение покаянием.
Свидетельство о публикации №219100601128