Грех как болезнь, поражающая душу

У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4:7)

Много слов сказано святыми отцами и учителями Церкви на тему греха и его последствий для человека в этой земной жизни и «в веце будущем». Конечно, чтобы рассказать о грехе, проследить изменение сознания человека после совершенного злодеяния, даже мелкого (по нашим меркам), нужно написать отдельный труд. А сейчас хотелось бы порассуждать о том, что же все-таки есть грех.

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин.3:4), - пишет апостол Иоанн Богослов.
Грех вошел в мир после падения наших прародителей – Адама и Еву. Все прекрасно помнят этот трагический для всего человечества эпизод. Вспомним, как они делали беззаконие: их не волновало то, что им сказал Отец, они мысли не допустили, что, может, по слову, сказанному Господом, не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Нет, таких мыслей не было. Все усугубилось тем, что ни Адам, ни Ева после гласа Божия не смогли принести покаяние, тем самым не смогли излечить свои пораженные грехом души.

Вам ничего это не напоминает? Это же все мы. Мы делаем какой-то грех. Во время его совершения у нас и мысли нет о том, что творим беззаконие, что из-за творимого действа мы сами себя лишаем Царства Небесного. Тут хотелось бы обратить особое внимание: не Бог лишает нас Царства, а мы сами своим грехом говорим: «Нет, спасибо, нам никого Рая не надо». Огромная ошибка считать, что Творец и любвеобильный Владыка лишает нас чего-то. Мы сами себя лишаем дарованной нам вечной жизни во блаженстве.

По слову Святителя Иоанна Златоуста: «В рай доходит тот, кто после каждого падения встает и идет дальше». Да, от греха невозможно избавиться сразу. Страсти сидят в нас, их сложно выгнать. Однако, нельзя впадать в уныние, если у нас, при всём нашем желании, сначала не получается избавиться от какого-то прегрешения. Но не вставать, то есть не трудиться над собой, тоже нельзя.
Но, к сожалению, мы чаще всего пытаемся оправдать свое падение, выставить его за необходимый выбор, потому и оправданный. Нередко мы хотим найти причину своего греха в окружающих нас людях, но никак не в себе. Люди не видят ничего плохого в блуде, воровстве, лжи, клевете, осуждении. Делая для себя грех легальным и разрешенным, мы сами себя погружаем в ад, сами отказываемся от Царства Небесного. Через вседозволенность человек доходит до самого ужасного – до отрицания Бога. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» (Пс.13:1), - эти слова из Священного Писания, написанные почти три тысячелетия назад, актуальны и сейчас. Отрицая Бога, человек ошибочно думает, что становится свободным от выполнения Заповедей Господа и может делать все, что угодно. Но это самый настоящий капкан: человек становится рабом греха и не в состоянии избавиться от своей страсти. «Яко свиния лежит в калу, тако и аз греху служу», - говорит нам один из тропарей покаянного канона. Человек, возлюбивший грех, подобен свинье, которая наслаждается грязью, калом.
Важно осознать, что нельзя мечтать о полной свободе своих желаний. Если не ставить определенные рамки для себя, то можно обезуметь от своих страстных желаний и начать творить беззакония. Например, кто-то хочет ударить своего обидчика, но он этого не делает, понимая, что это – злое дело. И так во всем: свои страстные желания нужно подавлять в своей душе, чтобы они не погубили нас.

Грех – это болезнь, поражающая душу. Но как нам освободится от греха? У нас есть Врач – Господь Иисус Христос. Есть Церковь – лечебница наша, в которой помогают нам спасаться священники. Лекарства – это Таинства, установленные Богом, молитва и пост. Каждый может спастись и избавиться от греха. Стоит только захотеть…


Рецензии