Христианский смысл песни Павла Воли Диалог

Для многих людей Павел Воля – это современный юморист, который постоянно шутит и не говорит ничего умного. Но на самом деле, это не совсем так. Уже лет десять он записывает свои песни, среди которых немало глубоких и достаточно интересных. Я бы хотел уделить внимание песни «Диалог», потому что не все ее понимают, расценивая как грубую и не имеющую смысла.

Начнем с первых слов песни, которые являются дальше припевами:

«Я думаю о многом
В диалоге с дьяволом и Богом.
Это происходит со мной –
Разговор с Господом и сатаной.
Я состою из одинаковых частей,
Слышу ангелов и вижу чертей.
И только одно мне поможет…
Повторяю: я – человек Божий».

На мой взгляд, здесь все достаточно «прозрачно». Ведь каждый видит в себе и в окружающем мире дела Бога и дела «врага рода человеческого». Потому неудивительно, что автор песни «слышит ангелов и видит чертей». И он в борьбе со своим грехом повторяет слова «я – человек Божий», как указание на свою принадлежность к Творцу мира. Идем дальше:

«Этот мир такой огромный,
Никто мне не кумир,
Дышу ровно, смотрю в семью,
В основном, в свою.
Почти не ругаюсь, почти не курю,
Почти не пью.
С людьми дружу или стараюсь очень,
Дни мои длиннее стали
И короче ночи.
Не обижаюсь, я отхожу очень быстро,
Но, как я не пытаюсь, лезут в голову мысли».

Сразу хочу уточнить один момент, который некоторые слушатели не улавливают. Когда мысли автора песни исходят со стороны Светлой, то музыка идет светлая и нежная, а когда со стороны зла – напряженная. Итак, здесь слова положительные: человек старается вести себя достаточно положительно, никого не обижать, не курить, не пить, не злиться. Но в голову все равно лезут мысли:

«Почему кто-то больше меня имеет, а?
Повезло козлу, не работает, не потеет,
Капитал его множится, а мой сквозь пальцы тает,
А он и не тревожится, просто зла не хватает.
Ходит, задрав нос, не наказан и поныне,
Вот где без ответа вопрос, вот где гордыня.
Застрелить бы его, но только пустая кобура.
И куда же смотрят силы добра, а?»

Обычно после эти слов люди, не дослушав, начинают говорить: «Автор ропщет на Бога!»

Но давайте не будет торопиться и посмотрим текст до конца. А так… У всех бывают такие моменты, когда человек начинает задумываться о том, почему у одного есть все, а другого – ничего. Дальше идут такие слова:

«Но надо в свой карман смотреть и в свою душу,
И, если надо, за своё умереть, не выпячивая наружу
Всё это бренды и эфемерны,
Всё, что мы сами придумали, наверное.
Главное, ведь, не мешать сделать правильный шаг,
Дышать одним и тем же воздухом со всеми людьми».

Тут очень хороший образ: борьба человека с самим собой. Вспомните: неужели вы никогда не боролись со своими мыслями? Неужели не пытались подменять злые помыслы на благие? Вот здесь и показана борьба. Дальше посмотрим:

«Сам себе говорю, пойми,
Да как понять, если опять имеют всё
Трус, мерзавец, вор, убийца,
Негодяй, наглец, тупица, кровопийца.
Откуда равноправие здесь будет,
Если перед такими склоняют голову люди?
А те, что при царе, да при дворе,
Во все времена по локоть в крови, но на горе.
Когда же мы очнёмся, когда же сбросим их с коня,
Когда же мы проснёмся, когда же услышат меня?»

А дальше опять пытается переубедить себя в своем собственном заблуждении:

«Сам себе говорю:
«Успокойся, и не такое будет,
Жди, готовься».
В этом мире только сам себе ты нужен,
Но что поделать.
Прямо лезет из меня наружу».

Действительно, не замечали ли вы за собой, что иногда из нас прям лезет всякая скверна? И человек, который действительно решил победить свои страсти, будет внутри себя бороться, чтобы очистить себя от грехов и дурных мыслей.

«А та, что торгует телом,
Гореть ей в аду,
А что она ещё хотела?
Даже если с виду жизнь её прелестная,
Она – грязь, душевная и телесная.
Матери, оставившие детей, пусть и вас оставят,
Те, кто свободу давили, пусть и вас задавят.
Те, кто только на словах отдавал последнюю рубашку, –
Раздавить вас в прах, как букашку».

Чисто по-человечески, мысли правильные. Но они не верны с точки зрения
христианской, и это хорошо объясняет сам автор:

«Стоп, парень!
Здесь нет правил,
Были причины, свет людей оставил.
Не из каждой битвы можно выйди непобедимым,
Не суди – не будешь судимым.
Делай сам планету лучше, ходи по миру,
Ищи для мира случай, бывают везде огрехи,
А как ты хотел?
Не из речей куются успехи,
А из дел».

Но тут вновь одолевают мысли:

«Да только где эти дела?
Сплошное бла-бла-бла,
Работать молодёжь не хочет, не поймёшь её,
Только тусуются ночью,
Погрязли сопливые дети в наркоте,
Не хочу, но ворчу, как старик,
Молодые стали не те,
Променяли себя на тату да на серьги в уши,
За бикини в «Ламборджини» продали свою душу,
Позабыли про матрёшку и балалайку,
Превратились в попрошаек взаимных лайков».

Опять все вроде бы правильно, вновь отражение действительности. Но опять: не верно так говорить с точки зрения веры в Бога. Тут вновь автор отвечает:

«Но в мире столько несправедливости и лжи,
Будь сам справедлив, не ври, докажи,
Что ты достоин ходить по Земле,
Что ты подаришь себе и мне много счастливых лет.
Думай о хорошем, всё так просто,
Но только рвётся из меня наружу монстр,
Вот бы прострелить его сердце метко,
Но это часть меня, и я прячу её в клетку».

Этим куплетом завершается песня, то есть конец положительный. Победа света, добра. Понятно, что монстр – это наши страсти, которые так и норовят вырваться в мир и показать себя «во всей красе». Но христианин, который по-настоящему решил бороться с грехом, дабы очистить себя «от всякия скверны плоти и духа», будет прятать в «клетку», избавляясь от своего духовного недуга.

Современное искусство не потеряно, как об этом принято говорить сегодня. Да, сегодня в культуре много лишнего. Но и там можно разглядеть по-настоящему интересные и полезные вещи. Например, эта песня может быть полезна, и даже может служить для катехизации, т.е. можно рекомендовать тем людям, которые не знакомы с верой и не совсем понимают, что такое духовная борьба.
Не так все плохо. Не спешите вешать на людей пожизненно отрицательное клеймо. Ведь и разбойник на кресте покаялся, и Савл стал апостолом Христовым. И так примеров много, даже в наше время.


Рецензии
"Но на самом деле, это не совсем так". На самом деле, это совсем не так.
Автор, как будто, извиняется и объясняется за резковатость Павла Воли, ведь не вписывается тот в рамки положенные религиозные - или себе хочет доказать?

Глубокий человек может так видеть, слышать и говорить, как Павел Воля, и так смеяться.
Текст пронзительный, яркий и целостный. Здесь ещё состояние поиска - предчувствие, но очень близко прозрение - всё на острие. Диалог познания себя. Настоящий, бьющий, прочувствованный и пережитый внутренне. Остро современный, из уст многих рождённый, узнаваемый. Диалог, идущий к монологу Абсолюта.
Божий человек видит из Единства, проживет всё в себе, осознаёт, присутствует в настоящем.
И если кому-то надо объяснять почему ЭТО ХОРОШО, даже ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, то объяснять уже не надо.
Просто придёт Момент, при котором вопрошающий сам в Нём окажется - пониманием, присутствием и переживанием.

Светлана Кременецкая   30.05.2024 14:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.