О строительстве Собора в Варшаве 1893-94 гг

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ
о разрешении повсеместного в Империи сбора добровольных пожертвований на сооружение собора в города Варшаве

Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра Внутренних Дел, в 25 день Февраля сего года, Всемилостивейше соизволил на открытие по всей Империи сбора добровольных пожертвований на сооружение православного собора в городе Варшаве. О состоявшемся Высочайшем повелении Министром Внутренних Дел сообщено Варшавскому генерал-губернатору и, вместе с тем, сделано сношение с Министром Финансов относительно приема казначействами могущих поступить на означенный предмет пожертвований и о передаче таковых в распоряжение Варшавского генерал-губернатора.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. № 9 (1/13 мая). С. 137).



ВОЗЗВАНИЕ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в Своей постоянной отеческой заботливости и попечении об удовлетворении истинных нужд своих верноподданных, по всеподданнейшему докладу Министра Внутренних Дел, последовавшему вследствие моего ходатайства, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил на открытие по всей Империи сбора добровольных пожертвований на сооружение нового православного соборного храма в Варшаве, во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.
Такое мое ходатайство было вызвано тем печальным и безвыходным положением, в каком находятся ныне православные русские люди в Варшаве, громаднее большинство коих лишено возможности удовлетворять свои религиозно-духовные потребности в храмах Божиих, вследствие крайнего недостатка их в сем городе.
Недостаток этот так велик, что во всех Варшавских приходских, домовых и временных военных православных церквах, по точному измерению их внутренних размеров, может поместиться молящихся всего лишь от 5-ти до 7-ми тысяч душ, между тем как русского православного населения в Варшаве, состоящего по преимуществу из служащих здесь военных и гражданских лиц с их семействами, числится 43 тысячи. Таким образом в праздничные дни и вообще при каждом церковном Богослужении от 36 до 38 тысяч проживающих в Варшаве православных русских лишены возможности присутствовать и возносить свои молитвы в храмах Божиих.
Но и существующие в Варшаве православные приходские церкви (всего 4) таковы, что, за исключением одной на предместье города Праге, имеющей наружный вид православного храма, видеть их обидно и больно для религиозного и национального чувства русского человека. Нынешний собор переделан из упраздненного католического монастырского здания и спрятан между жилых домов в прямую линию улицы, а остальные две, устроенные в домах, внутри дворов, тесные, темные, убогие и бедные церковною обстановкою, не имеют даже никаких наружных признаков церквей, тогда как рядом с ними красуются громадные и старые и новые католические костелы и лютеранские кирхи.
Можно поэтому судить - каково здесь положение родителей, желающих воспитать детей своих в духе и обрядах своей родной Православной веры, и как тяжело вообще для верующего русского человека на этой окраине, вдали от родины, не только лишение нравственного успокоения и утешения в Божественной службе и в церковной молитве, но обидное чувство принижения господствующей в Русском Государстве православной религии перед другими иноверными исповеданиями этим крайним недостатком и этим убожеством православных церквей в сем центральном городе здешнего края.
Такова насущная, настоятельная нужда в сооружении нового православного соборного храма в Варшава, и я глубоко верю и твердо уповаю, что Православная Россия поможет мне создать здесь новый соборный храм, достойный величия и могущества русского народа, к настоящему воззванию сочувственно отзовутся и принесут свои посильные пожертвования все истинно русские люди - и православное духовенство, и благородное дворянство, и именитое купечество, и люди ученые и образованные и простой русский народ, всегда отзывчивый на всякое доброе дело и общее благо, все и каждый по мере своих средств и возможности.
Денежные пожертвования могут быть высылаемы или непосредственно на мое имя в Варшаву, или вносимы во все местные губернские и уездные казначейства, или же препровождаемы в те редакции столичных и провинциальных газет, которые изъявят на то согласие и опубликуют о сем печатно; пожертвования же вещами для внутреннего украшения храма и предметами, необходимыми для церковных Богослужений, как то: иконы, лампады, Евангелия, напрестольные кресты, чаши, церковные облачения и тому подобные, должны быть пересылаемы исключительно на мое имя.
Отчет о поступивших пожертвованиях будет публиковаться во всеобщее сведение в Варшавском Дневнике и наиболее распространенных столичных газетах два раза в год, в Январе и Июле.
Покорнейше прошу Редакции всех русских газет столичных и провинциальных перепечатать настоящее воззвание и не отказать в своем содействии к наиболее широкому оглашению его и распространению среди читателей и подписчиков.
От имени всех православных русских в Варшаве,

Варшавский Генерал-Губернатор,
Генерал-Адъютант ГУРКО.
(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. № 11 (1/13 июня). С. 169 - 170).



МОЛЕБСТВИЕ по случаю открытия действий комитета, учрежденного для сооружения нового православного собора в Варшаве

30-го августа, в высокоторжественный день Тезоименитства Его Величества Государя Императора, в бывшем королевском замке, в Рыцарской зале был отслужен Высокопреосвященным Флавианом, Архиепископом Холмским и Варшавским, в сослужении местного духовенства, молебен по случаю открытая действий комитета, учрежденного для сооружения нового православного собора в Варшаве. На молебне присутствовал Главный Начальник Края, Генерал-Адъютант И.В. Гурко, с супругою, и высшие военные и гражданские чины.
После молебна в Тронной зале состоялось первое заседание этого комитета, под председательством Главного Начальника Края. В заседании приняли участие Высокопреосвященный Флавиан, помощник генерал-губернатора, сенатор, генерал-лейтенант Медем, и другие лица.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. № 18 (15/27 сентября. С. 297).



ИЗВЕСТИЯ: ВАРШАВА - 1893 ГОД
*
5 октября Варшаву посетил о. протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прибывший в Варшаву утром в 8 ч. 10 м. По прибытии, о. Иоанн прежде всего посетил нашего Владыку, Высокопреосвященнейшего Флавиана. Испросив себе Архипастырское благословение, он отслужил божественную литургию в крестовой церкви архиерейского дома. После обедни о. Иоанн посетил г. Начальника края, Генерал-Губернатора Гурко, а также г. Попечителя Варшавского учебного округа А.Л. Апухтина, по просьбе которого о. Иоанном были посещены 1-ые гимназии: мужская и женская, а также III женская и VI мужская. Посетив еще дом трудолюбия, устроенный в Варшаве г. Обер-Полицеймейстером благодаря между прочим пожертвованию и о. Иоанна, о. протоиерей отбыл в тот же день из Варшавы с тем, чтобы посетить г. Белу и затем Леснинский монастырь. С благословения Высокопреосвященнейшего Владыки Флавиана, о. Иоанн совершил богослужения в гор. Беле и Лесне, и затем 7 октября отбыл в гор. Тамбов. При самом отъезде из Белы о. Иоанн освятил в деревне Вульке место, предназначенное для постройки церкви-школы. Как при встрече, так и при отъезде о. Иоанна из Варшавы народ массами собирался для получения от него благословения. К нему приносили также больных для молитвы о них. Громадная масса народа собиралась и на станциях железных дорог по пути в г. Белу, а также при отъезде из Лесны и Белы.
*
25 октября состоялось, под председательством г. Варшавского Генерал-Губернатора, пятое заседание строительного комитета по сооружению православного собора.
Член комитета А.П. Вернандер докладывал о результатах исследования грунта на Саксонской площади: бурение производилось в пяти местах на глубине 35 футов, причем выяснилось, что во всех пяти буровых скважинах грунт оказался довольно ровным и вполне надежным для постановки на оном тяжелого сооружения; после первых двух футов, состоящих из мусора, до глубины 26 футов идет в различных слоях разного цвета и состава, но, в общем, довольно чистый песок; ниже песок переходит в суглинок и только в одной скважине, на 35-м футе этот суглинок переходит в чистую глину. Грунтовых вод до глубины 35 футов не оказалось.
В том же заседании были предъявлены комитету проекты соборного храма, составленные Л. Бенуа и М. Преображенским.
Затем комитету была доложена подробная ведомость пожертвованиям, поступившим с 30 сентября по 16 октября, а кроме того, комитет разрешил вопрос относительно обращения в процентные бумаги всех сумм, находящихся ныне в ведении комитета.
Заседание продолжалось с 3-х до 5-ти часов пополудни.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. № 21 (1/13 ноября. С. 365 - 366).



ВОЗЗВАНИЕ С ПРИГЛАШЕНИЕМ К ПОЖЕРТВОВАНИЯМ НА СООРУЖЕНИЕ СОБОРА В ВАРШАВЕ

В марте 1893 года последовало Высочайшее Государя Императора соизволение на повсеместный в пределах Российской Империи сбор добровольных пожертвований для сооружения православного собора в Варшаве.
Тогда же Г. Главным Начальником края были приглашены известные наши архитекторы: Л.Н. Бенуа, Г.И. Котов, М.Т. Преображенский, А.В. Померанцев, А.Ф. Прахов и В.М. Чагин для составления проектов означенного собора.
По условиям конкурса, проекты эти имели быть представлены к 1-му октября 1893-го, да, причем автор удостоившегося одобрения эскиза обязывался разработать в трехмесячный со дня утверждения срок подробные чертежи и технические расчеты; установлено было также, что составитель одобренного проекта получить премию в пять тысяч рублей, а остальные участники конкурса, проекты коих окажутся технически правильными, - по тысяче рублей вознаграждения каждый.
К назначенному сроку все упомянутые лица, за исключением А.Ф. Прахова, представили свои проекты, которые и были к 1-му января 1894 года подробно рассмотрены с технической стороны военными инженерами Варшавского округа.
Признавая, что окончательные, решающие указания по выбору столь важного сооружения могут быть преподаны исключительно Его Императорским Величеством Государем Императором, генерал-адъютант Гурко имел в виду лично повергнуть на Высочайшее благовоззрение составленные проекты. Осуществлению этого помешала постигшая Г. Главного Начальника края болезнь, вследствие которой Генерал-Губернатор поручил помощнику своему, сенатору, генерал-лейтенанту барону Медему представить проекты Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александровичу, Президенту Академии Художеств, и вместе с тем повергнуть на милостивое воззрение Августейшего Покровителя русского творчества почтительнейшую его, генерал-адъютанта Гурко, просьбу, выраженную им и в письме к Его Высочеству, - принять дело постройки собора под Свое высокое покровительство.
Великий Князь соизволил милостиво отнестись к этому ходатайству и рескриптом от 18-го января уведомил генерал-адъютанта Гурко, что Государь Император, соблаговолив 13-го сего января Всемилостивейше обозреть эскизы, изволил остановить Свой выбор на эскизе профессора архитектуры Бенуа, который и удостоился Высочайшего одобрения.
Высочайше одобренный эскиз представляет величественное сооружение византийского стиля, напоминающее лучшие из русских храмов XII века, наподобие коих он имеет отдельную от церковного здания монументальную колокольню.
По приблизительной смете, расходы на осуществление сего проекта исчислены в сумме до 1.400.000 рублей, не считая ни внутренней живописи, ни церковных утвари и облачений, который, в соответствии с величием предположенного храма, потребуют весьма значительных дополнительных расходов, так что стоимость всего сооружения должна исчисляться не менее, чем в два миллиона рублей.
Хотя в настоящее время в распоряжении Высочайше утвержденного Комитета по постройке Собора находится всего лишь до 250.000 рублей, но к началу работ на избранном месте - Саксонской площади - решено приступить тотчас же с наступления весны. Такое решение вызвано твердым упованием на то, что щедрые доброхотные пожертвования со всех концов земли русской, изо всех слоев русского народа, не престанут притекать обильною струей и дадут средства и возможность безостановочно вести сооружение и в ближайшем будущем окончить это великое общерусское дело.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 4 (15/27 февраля. С. 61 - 62).



ПРОЕКТЫ православного собора в Варшаве

На днях в здании ратуши г. Варшавы были выставлены для обозрения публики конкурсные проекты православного собора в Варшаве, в числе коих находился и эскиз профессора архитектуры Бенуа, удостоенный, как известно, Высочайшего одобрения. Приводим составленную самим профессором объяснительную записку к  его проекту, напечатанную в Варшавском Дневнике:

В памятниках русского церковного зодчества мы видим целый ряд типических храмов, в очертаниях которых, с большею или меньшею силой, сказались неизбежные влияния архитектуры тех стран, которые восполняли в то время естественный недостаток в искусных отечественных строителях присылкою своих художников и мастеров. Наиболее видная роль в этом случае досталась византийскому искусству, влияние которого на церковное зодчество сказалось, впрочем, на всем тогдашнем культурном мире.
Византийское влияние отразилось на русском церковном зодчестве сильнее других не потому только, что оно самое древнее по времени, но и потому, главным образом, что оно - самое родственное по религиозному духу. Проникнув к нам при самом появлении христианства на Руси, оно до сих пор сильнее других отражает эту эпоху начального светлого, высокого и чисто религиозного настроения и усердия юного народа, которые легли в основу развития, силы и славы великого Русского Государства.
Вот почему при проектировании православного соборного храма для гор. Варшавы, прежде всего, рисуется ряд памятников древнейшего русского зодчества, из коих наиболее типичные суть церковь св. Георгия в Юрьеве, заложенная в 1156 году Великим Князем Юрием Владимировичем Долгоруким, Дмитровский собор, Владимирский собор, послуживший впоследствии, в XV веке, прототипом Московскому Успенскому собору и многим другим.
Вдохновляясь этими чудными памятниками, мною проектирован ныне собор для гор. Варшавы в стиле русских церквей XII века, причем я стремился придать храму монументальный и величественный вид. Колокольня поставлена отдельно, что совершенно в духе православных соборных храмов.
План собора представляет квадратную форму с окружающею с трех сторон папертью, которая служит для скопления богомольцев, продажи свечей и проч.
Пять богатых входов, украшенные живописью (мозаикою), ведут во храм, вместимостью на 2.500 человек. При входе - весь храм, с иконостасом во всю стену, представляет открытый, легкий и величественный вид.
Впоследствии хорошая, стильная живопись, открытые пять куполов, с массою падающего света, будут производить на молящихся подобающее настроение.
Собор проектирован из кирпича с 4-мя каменными пилонами.
Наружную обделку стен предполагаю из облицовочного кирпича - гладкие части и колонны главного квадрата, прочие же части, орнаменты, скульптуры в стиле XII века, колонки, карнизы, арочки и пр. - из шидловецкого песчаника.
В наружных верхних арках предположены картины из мозаики.
Входные двери предположены из дуба с обделкою медью, наподобие дверей XII века, встречающихся в Новгородском Софийском соборе. Эта обделка замечательно характерна и изящна.
В проходах из паперти в храм предположены кованные богатые железные двери.
В входных порталах проектированы колонны византийского характера, придающие монументальный вид.
Ризница, с двумя лестницами в углах, помещена в подвале. Для удобства духовенства, полы тут и в алтаре предположены паркетные.
В абсидной части собора помещены винтовые лестницы, ведущие на чердачное помещение абсиды, откуда можно попасть на чердачное помещение главного квадрата для технических и служебных надобностей.
В виду постоянных неудобств в устройстве духовых печей с дымовыми трубами в самих церковных стенах, выходящими на крышах между главами церкви, мною предлагается следующее. На площади или в ближайшем доме устроить центральную станцию водяного отопления, откуда, с помощью туннеля, - что весьма часто ныне практикуется, - провести нагревающие трубы в особо устроенные калориферы, облицованные изразцами, под собором. Этим достигается удобство, безопасность и чистота.
 
*
С 1 по 6 Февраля, в одной из зал Варшавской городской думы, по распоряжению начинателя постройки прав. собора, главного начальника края, выставлены все пять проектов собора, представленных нашими русскими художниками архитекторами: Померанцевым, Чагиным и Тихобразовым (вместе), Преображенским, Котовым и Бенуа. Несмотря на то что выбор уже решен в пользу самого цельного и типичнейшего плана, в стиле нашего православно-русского зодчества, - в пользу проекта Бенуа, - одинаковым с ним вниманием пользуются и талантливые создания его конкурентов. В проекте Бенуа вы как будто видите старинные церкви нашей северной Руси.
Эта церковь, со своею изящнейшею колокольней, напоминает и старые храмы Суздальско-Владимирской области, и Великого Новагорода с его концами и далекими областями, и Москву, а более всего - наш исторический Кремль. Первое впечатаете от проекта собора и отдельной от него колокольни Бенуа - то, что пред вами стоят Московский Успенский собор и Иван Великий.
Вглядываясь дольше, вы находите и различия - в более богатой орнаментовке колокольни, входов во храм и т.д., но основной мотив несомненно тот же самый. О размерах храма можете судить по тому, что он рассчитан на 2.500 молящихся.
Колокольня высоты в 252 фута, то есть очень немногим ниже Московского Ивана Великого. Большое внимание привлекает к себе и прекрасный, даже в чертеже пленяющий величием, главный купол, прикрывающий светлый храм как бы широким и висящим сводом самого неба.
Изящны все четыре фасада собора, превосходно задуманы галереи на высоте второго яруса, и часовни, и входы; необыкновенно богата орнаментовка и бесконечная масса света в храме. Окна есть даже над иконостасом. Если в этих окнах поместить цветные картины из священной истории на стекле (что, вероятно, и предполагал художник-архитектор), получилось бы нечто редко встречающееся и великолепное.
Превосходен и художествен прекрасно разработанный проект Котова. Храм и здесь, как во всех остальных проектах, рассчитан на 2.500 человек. Колокольня в нем примыкает к храму и, как и на проекте Померанцева, занимает второстепенное место. Самый храм величествен и солиден. Простота и крепость нижней надфундаментной части сменяется постепенно увеличивающеюся к верху богатою орнаментовкой. Более же всего поражает в этом храме отсутствие в средине его столбов, чрез что получается громадное, светлое пространство церкви без единой колонны посреди ее.
В проекте Преображенского превосходная и чрезвычайно изящная колокольня, высокий, остро-вытянутый конус с богатою орнаментовкой. Эта часть храма связана с самим храмом большою папертью. Все части храма, его внутренность и четыре наружные фасада строго обдуманы; но главная часть всего здания, то есть самый храм, сравнительно с колокольней кажется несколько низким. Купола храма, все входы и форма иконостаса чрезвычайно изящны.
Проект Чагина и Тихобразова представляет храм, по-видимому, меньших размеров, чем храмы проектов Котова и Померанцева; но это зависит лишь от сравнительной скромности украшений, от отсутствия больших входных частей или папертей и от меньшей высоты всего строения. Относительно же цельности плана, пропорциональности всех его частей и практичности распределения их, а равно художественной простоты всего здания, этот проект не уступает иным.
Все означенные проекты находились в зале Думы с 1 по 6 Февраля; каждый день толпы русских людей приходили в эту залу, рассматривали эти проекты с важностию, достойною предмета, делились между собою своими суждениями об этих проектах и переносились мыслию к тому времени, когда проект осуществится и можно будет молиться в новоустроенном Варшавском православном Соборе.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 4 (15/27 февраля. С. 68 - 70).



К ИЗВЕСТИЯМ О ПОСТРОЙКЕ СОБОРА В Г. ВАРШАВЕ

4-го февраля на Саксонской площади, месте предположенного сооружения православного собора в Варшаве, автор Высочайше одобренного проекта, Л.Н. Бенуа произвел разбивку плана, в виду ожидаемого в скором времени начатия земляных работ. Вопрос о выборе строителя храма еще не решен комитетом: разные действия производятся пока под наблюдением членов комитета. Пожертвования продолжают поступать непрерывно. В январе поступило 36.942 руб. 18 коп.; эта сумма составляет собою 2.086 тдельных поступлений, чем характеризуется многочисленность доброхотных дателей и небольшие размеры пожертвований: Самым крупным и благорасположенным к делу постройки Варшавского собора является отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский), приславший со времени открывшегося сбора 13.500 рублей.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 6 (15/27 марта). С. 112).



К ПОСТРОЙКЕ ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА В Г. ВАРШАВЕ
(Из газеты «Варшавский Дневник» 1894 года)

К данным о Высочайше одобренном эскизе, составленном профессором архитектуры Л.Н. Бенуа, мы можем сообщить некоторые дополнительные подробности. По условиям конкурса, автор избранного проекта был обязан в течение трех месяцев составить проект в удвоенном масштабе, что ныне и исполнено, причем профессор Л.Н. Бенуа, согласно требованиям местного епархиального начальства и указаниям комитета, не нарушая общего характера и внешнего облика храма, произвел следующие изменения: а) переработан фасад боковых галерей собора; б) для придания большего значения главному входу, сняты главки над южным и северным входами; в) опущен основной квадрат собора, приподняты угловые главки, и главным образом средний купол; г) над средним входом сделаны хоры с двумя круглыми лестницами; д) в южной части, на том месте, где на эскизе была показана клетка лестницы в первом этаже, ныне устроена ризница, е) во втором этаже, в стенах алтарной частя, устроено помещение для хранения драгоценностей; ж) вдоль северной и южной стен, внутри собора, устроены склепы, и з) в колокольне сделаны: в первом этаже - помещение для часовни, а во втором - помещение для архива.

*

В состоявшемся 4-го мая девятом заседании Высочайше утвержденного комитета по сооружению православного соборного храма в Варшаве, разрешены были вопросы о способе исполнения предстоящих в текущем году земляных работ, о бутовой кладке фундамента и о заготовке портландского цемента. По отношению к земляным работам, решено прибегнуть к способу ограниченной конкуренции и пригласить к участию в торгах девять местных подрядчиков, известных комитету своею благонадежностью и исполнительностью; торги назначены на 19-е мая, а самые работы начнутся в первых числах июня и продолжатся около двух месяцев. Работы по устройству фундамента решено сдать артели русских каменщиков, так как местные рабочие, при существующем в здешнем крае обычае преимущественного устройства кирпичных фундаментов, не вполне освоены с каменною кладкой, требующею особого навыка и умения.
К 1-му мая в распоряжении комитета находилось 328.039 р. 85 к.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 11 (1/13 июня). С. 188 - 189).



ПОЖЕРТВОВАНИЯ Варшавскому Св.-Троицкому Братству

Пожертвования на цели Варшавского Св.-Троицкого Братства и членские взносы в текущем году идут успешно. К числу крупных поступлений относятся пожертвования, полученные: от Его Высокопревосходительства Г. Главного Начальника края, Генерал-Адъютанта И.В. Гурко - 100 рублей, от попечителя Братства, Высокопреосвященного Флавиана, Архиепископа Холмского и Варшавского - 100 руб. и от почетного члена Братства, Варшавского губернатора, камергера Ю.А. Андреева - 100 рублей. Кроме этих жертв, поступило еще одно крупное приношение на цели названного учреждения от известного благотворителя, Кронштадтского протоиерея о. Иоанна Сергиева. Всеми уважаемый о. Иоанн прислал свое пожертвование, словно красное яичко, к Велику-Дню для обездоленных православных сирот, на имя Высокопреосвященного Флавиана, при письме следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, милостивейший архипастырь! Христос воскресе! Да хранит Вас, как зеницу ока, и да укрепить Вас Воскресший Жизнодавец ко славе и утверждению православия во вверенной Вам епархии. Имею честь препроводить к Вам, как попечителю Варшавского Православного Свято-Троицкого Братства, пятьсот рублей на нужды его. Благословите, Высокопреосвященнейший, Вашего смиренного послушника, Кронштадтского протоиерея Иоанна Сергиева». Кроме ответного письма Владыки, Совет Братства избрал о. Иоанна в члены-благотворители Братства и послал ему при бумаге диплом на это звание, квитанцию из Братской шнуровой книги в принятии 500 руб., Братский устав и экземпляр отчета о состоянии и деятельности Братства за 1893 год.

(Варш. Дневн.)
(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 11 (1/13 июня). С. 189).



К истории православного Собора в Варшаве - освящение часовни

19-го мая, в десятом заседании Высочайше утвержденного комитета по сооружению православного соборного храма в Варшаве, окончательно разрешен вопрос о производстве земляных работ по отрывке фундамента. Назначенные по этому поводу торги, в виду высоких цен, предложенных предпринимателями, не привели к желаемым результатам, а потому комитет решил, в видах соблюдения возможной экономии, произвести эти работы хозяйственным способом. Тогда же было назначено на 2-е июня освящение часовни и всей местности, предназначенной для будущего собора. Архиепископ Холмско-Варшавский Флавиан выразил желание лично совершить богослужение в этот торжественный день, знаменующий собою начало новой эпохи в жизни русского населения гор. Варшавы и в тот же день водрузить крест на месте работ.
В четверг, 2-го июня, состоялось радостное, давно ожидаемое всеми православными жителями Варшавы, торжественное освящение места постройки воздвигаемого во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского нового соборного храма, и одновременно было совершено Высокопреосвященным Флавианом освящение временной часовни во имя того же Святого.
Эта часовня, сооруженная на средства Высочайше утвержденного комитета для постройки соборного храма в г. Варшаве, согласно проекту инженер-капитана Людерса, по внешнему виду соответствует характеру старинных русских деревянных церковных сооружений и в плане имеет форму квадрата, по четыре аршина в стороне по внешнему обводу. Снаружи часовня обшита досками в рустик, а по цоколю и карнизу украшена вырезками из русских мотивов; перекрыта часовня шатровою крышей, переходящею в 8-ми-гранный барабан, в свою очередь перекрытый 8-ми-скатною пирамидальною крышей, заканчивающеюся шейкой и луковичною главкой, над которою высится вызолоченный восьми-конечный православный крест.
Вся часовня окрашена мягким и теплым тоном разных оттенков, при основном полевом цвете; главка синяя бархатистая, крыша зеленая. Внутренняя обшивка часовни выкрашена в перловый цвет. При часовне сзади имеется пристройка - комната для сторожа, в ведении которого будет находиться и продажа свечей.
Главная святыня часовни - образ Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, занимающий всю заднюю стену ее, - пожертвован Московским купцом Саввою Ильичем Морозовым; прочие образа, украшающие боковые стены и углы, а равно церковная утварь и облачения, имеющиеся при часовне на случай отправления в ней богослужения, также составляют даяния доброхотных жертвователей. Согласно разрешению Высокопреосвященного Владыки, часовня приписана к штабной, во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца, церкви, настоятель которой является и настоятелем часовни, так что усердные христиане, которые пожелали бы отправить божественную службу в нововоздвигнутой святыне, не будут затруднены приисканием священнослужителя.
При часовне, кроме продажи свечей, находится кружка для добровольных пожертвований на пользу вновь строящегося Православного соборного храма, и нет сомнения, что православные русские люди, которых судьба забросила на далекую окраину, не преминут горячо откликнуться на призыв к поддержке дела, столь близкого сердцу каждого русского человека.
Высокопреосвященный Владыка совершил освящение места будущего Варшавского кафедрального Собора в сослужении Соборного духовенства. Несмотря на дождь, на торжество стеклось множество православных. По окончании освящения Владыка лопатой затронул земли, после чего начались работы по рытью фундамента.
Вечером того же дня, 2-го июня, были вскрыты кружки, выставленные 2 июня для сбора пожертвований на сооружение собора у входа в часовню и внутри ее, и оказалось: а) в кружке, прибитой с наружной стороны: кредитными билетами - 36 р., серебряною монетою - 19 р. и медною монетою - 6 р. 81 к., и б) в кружке, поставленной внутри часовни: кредитными билетами - 20 р., серебряною монетою - 4 р. 70 к. и медною монетою - 1 р. 41 к., итого - 26 р. 11 к. Всего из двух кружек вынуто 87 р. 96 к.
В день освящения часовни продано свечей на сумму около 80 рублей.
На посланную членом-делопроизводителем Комитета телеграмму об освящения часовни и начатии работ, получен от генерал-адъютанта И.В. Гурко следующий ответ из Берлина:
«Несказанно рад началу великого дела. Дай Господь счастие довести до конца.
Генерал Гурко».

(Варш. Дневн.)
(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 13 (1/13 июля). С. 199 - 200).



К ПОСТРОЙКЕ ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА В Г. ВАРШАВЕ

2-го июня воспоследовало Высочайшее соизволение на перенесение с Саксонской площади на Зеленую площадь существующего, по Высочайшему повелению в Бозе почивающего Государя Императора Николая Павловича, памятника в честь поляков, павших за верность своему законному Государю.
Расходы по перенесению памятника отнесены на счет сумм, юнаходящихся в распоряжении Комитета по сооружению православного соборного храма в Варшаве.
По постановлению Комитета от 15-го сего июня, решено осуществить перенесение памятника в текущем году.
По соглашению Комитета с епархиальным начальством, предположено в воскресные и праздничные дни совершать молебствия в часовне, устроенной на площади будущего Собора.

(Варш. Дневн.)
(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 13 (1/13 июля). С. - 223).



ОТВЕТ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА ГЛАВНОМУ НАЧАЛЬНИКУ ПРИВИСЛИНСКОГО КРАЯ И.В. ГУРКО

На посланную Его Императорскому Величеству г. Главным Начальником края телеграмму, с выражением верноподданнических чувств православного населения Варшавы, по поводу закладки соборного храма, Государь Император удостоил Генерал-Адъютанта Гурко следующим ответом:
«Сердечно радуюсь, что положено начало к осуществлению Моего желания соорудить новый соборный храм для православного населения Варшавы.
АЛЕКСАНДР».
 
Телеграмма Генерал-Губернатора была изложена в следующих выражениях:
«В радостный день Тезоименитства Вашего Императорского Величества заложен сооружаемый по повелению Вашему в Варшаве новый соборный храм во имя Св. Благоверного Князя Александра Невского. Православное население Варшавы, вознося горячие молитвы Царю Царствующих о здравии и благоденствии своего Государя, дерзает повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества чувства беспредельной преданности и горячей благодарности, видя в созидании сего храма новое проявление забот и милости Царских к проводникам русского дела в крае Привислинском.
Генерал-Адъютант Гурко».

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 17 (1/13 сентября). С. 276).

ВОЗЗВАНИЕ
С Божиею помощью, 30-го с его августа положен первый камень Варшавского православного собора. Исторический характер и государственное значение воздвигаемого сооружения были выяснены в предыдущих воззваниях, не оставшихся, как и следовало ожидать, без ответа. Добровольные пожертвования, стекавшиеся из близких местностей и дальних окраин России и сопутствуемые самыми искренними благопожеланиями, дали возможность приступить к закладке храма, но к сожалению, не обеспечили еще собою доведения до конца начатой постройки. Нужно, чтобы это всенародное русское дело двигалось без замедления и помехи; необходимы дальнейшие пожертвования! Православные русские люди! К вам обращен этот призыв. Отзовитесь! Откликнитесь!
Председатель Строительного Комитета,
Варшавский Генерал-Губернатор, Генерал-Адъютант Гурко.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 17 (1/13 сентября). С. 276).


ЗАКЛАДКА НОВОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРНОГО ХРАМА В ВАРШАВЕ 30 АВГУСТА 1894 ГОДА

День 30 августа, как день Св. Благоверного и Великого Князя Александра Невского, ежегодно торжественно празднуется по всей России, так как Св. Александр Невский в течение ряда веков является небесным покровителем русских царей. Наши благочестивые цари в радостных и горестных обстоятельствах своей жизни притекают к покрову Св. Князя Александра. Славное имя Александра носит вот уже третий наш Всероссийский император. Имя Александр - имя славное и священное в нашей отечественной истории. - Небесный покровитель наших царей жил в то несчастное для России время, когда наше Отечество должно было своею грудью задерживать азиатское монгольское племя от предпринятого им нападения на всю Европу и в то же время, борясь с монголами, русские люди должны были спасать свои отечественные обычаи, свою отечественную православную веру от стремлений западной Европы заменить в России православие латинством.
Св. Александр Невский победой на Неве и знаменитым Ледовым побоищем на Чудском озере, где им были разбиты наголову немецкие рыцари, спас Россию от усилий Римской курии совратить русскую землю в латинство.
Этому небесному покровителю русской земли и русских царей и будет посвящен сооружаемый в Варшаве Соборный храм.
Всероссийское торжество в Тезоименитый день нашего Государя Императора, в день Св. Александра Невского, преукрасилось в Варшаве еще торжеством закладки Соборного храма во имя этого св. Благоверного Князя.
Недавно главный город Привислинского края, Варшава, опоясался твердыней, которая и возникла благодаря мощному духу русского человека. Теперь, в самой Варшаве, сооружается новая русская духовная твердыня - новый соборный православный храм, первый камень для которого положен в знаменательный для России день 30 августа.
Накануне освящения закладки этого храма, 29 августа, - в день Усекновения главы Иоанна Предтечи - вся православная церковь молилась и «о положивших живот свой за Веру и Отечество». Известно, что поминовение их в 29 день августа установлено русскою церковью в 1769 г. при императрице Екатерине II во время войны с турками и поляками.
В Варшаве, в настоящем году 29 августа литургия и панихида «о положивших живот свой за Веру и Отечество» была совершена нашим Архипастырем с особою торжественностию. Молясь о воинах, убиенеых на брани за Веру и Отечество, православные жители Варшавы вспоминали в своих молитвах особенно о положивших живот свой для блага нашего Отечества в Привислинском крае.
Всенощное богослужение накануне 30 августа во всех церквах города Варшавы было совершено весьма торжественно.
На торжество закладки соборного храма был приглашен для участия в освящении глубокочтимый всею православной Россией протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), принесший весьма значительное пожертвование на постройку этого храма (17.000 р.).
К торжеству освящения закладки нарочно прибыли многие священники из соседних городов, а также много других православных из разных местностей Привислинского края.
Позволяем себе описать торжество закладки Соборного храма словами «Варшавского Дневника», помещенными в № 221.
Уже с раннего утра город был разукрашен флагами. На пути следования крестного хода, т.е. по Медовой улице и Краковскому Предместью, были расставлены шпалерами войска. Все улицы, примыкающие к православному собору на Долгой улице, а также к Соборной площади, были полны народом. Особенный наплыв публики замечался на Краковском Предместье, по которому направлялся крестный ход. Площадь со стороны Саксонского сада тоже была вся заполнена народом. Далеко до начала закладки места за оградою были полны публикой. Среди площади, в выемке, приготовленной для фундамента, возле уложенной уже части бутовой кладки, на возвышении был устроен для богослужения деревянный павильон, весь убранный и декорированный экзотическими растениями и дубовыми гирляндами с цветами. Вокруг павильона, на обширной площадке были места, устроенные для генералитета, высших начальствующих особ и приглашенных лиц.
Обширная площадка за павильоном была занята православными воспитанницами и воспитанниками учебных заведений. По бокам павильона были места для гг. офицеров, гражданских чинов и лиц, имеющих пригласительные билеты, которых роздано было 600 штук. С одной стороны барьера, огораживающего выемку, выстроились в полной парадной форме взводы нижних чинов от лейб-гв. Уланского Его Величества полка, лейб-гв. Гродненского Гусарского полка и гвардейской конной артиллерии с хорами музыки, а за ними стояла публика.
В 10 1/2 часов утра колокольный звон возвестил о начавшейся в кафедральном соборе божественной литургии, которую совершал Высокопреосвященный Флавиан Архиепископ Холмский и Варшавский, в сослужении с преосвящ. Гедеоном, Епископом Люблинским, архимандритами, протоиереем Иоанном Сергиевым и соборным духовенством.
Съезд в собор начался в 11 часов утра. На богослужении присутствовали: помощник Командующего войсками Варшавского военного округа, генерал-от-инфантерии П.П. Павлов, помощник Варшавского Генерал-Губернатора, сенатор, генерал-лейтенант Н.Н. Медем, генерал-лейтенант Н.Я. Зверев, комендант Варшавской крепости, генерал- лейтенант К.В. Комаров, Начальник штаба Варшавского военного округа, генерал-лейтенант А.К. Пузыревский, управляющий канцеляриею Варшавского Генерал-Губернатора, тайн. сов. К.В. Божовский, Попечитель Варшавского учебного округа, тайн. сов. А.Л. Апухтин, Варшавсшй губернатор, д. ст. сов. Ю.А. Андреев, весь местный генералитет, начальники отдельных частей и управлений, как военные, так и гражданские, и многие молящиеся. В конце литургии, во время запричастного стиха, редактором Холмско-Варшавского Епархиального Вестника, протоиереем А.С. Ковальницким, было сказано слово, приводимое ниже полностью.
Около этого времени, к кафедральному собору прибыли крестные ходы из следующих церквей: Пражской, Подвальной, Успенской, Штабной, дворцовой Лазенковской, I-й женской гимназии, полковой л.-гв. Литовского полка, Цитадельной, л.-гв. Волынского полка, С.-Петербургского гренадерского полка, и из крестовых архиерейских церквей. Прибывшее с крестными ходами духовенство вошло в собор для присутствования на молебствии, а крестные ходы остановились перед собором.
По окончании молебствия Св. Благоверному Князю Александру Невскому, было провозглашено многолетие Его ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, Ее ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ И всему Царствующему Дому. По сигналу, поданному с Красинской площади ракетой, с валов Александровской цитадели был произведен установленный салют.
Вслед затем духовенство, согласно церемониалу, вышло из собора и с общим крестным ходом двинулось в 12 ; часов пополудни к месту закладки нового соборного храма, по улицам Медовой и Крак.-Предм., сопровождаемое присутствовавшими в соборе на богослужении начальствующими лицами и многочисленными молящимися. Во время следования процессии военные оркестры играли «Коль славен».
В то самое время, когда эта торжественная процессия вышла из собора, к месту закладки прибыл Г. Главный Начальник края, генерал-адъютант И.В. Гурко, со своею супругою Марией Андреевной.
На Соборную площадь начали прибывать в порядке хоругвеносцы, за ними - певчие, псаломщики в стихарях, диаконы, священники, протоиереи, в числе которых находился и о. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), архимандриты и архиерей. По прибытии духовенства началось торжество закладки нового соборного храма. По совершении молебствия перед иконою Св. Благоверного Князя Александра Невского духовенство направилось к бутовой кладке, где был приготовлен мраморный куб, с углублением для вложения в него серебряной вызолоченной закладной доски и монет. Член делопроизводитель строительного Комитета, А.Т. Тимановский, прочел присутствующим текст закладной доски, следующего содержания:

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа.
Основася сей соборный храм в честь Св. Благоверного Князя Александра Невского, в лето от сотворения мира 7402, от Рождества Христова 1894, августа 30-го дня, при державе Благочестивейшего, Самодержавнейшего ГОСУДАРЯ нашего ИМПЕРАТОРА Александра III Александровича, при святительстве Высокопреосвященного Флaвиaнa, Архиепископа Холмско-Варшавского, в управление Привислинским краем Варшавского Генерал-Губернатора, Генерал-Адъютанта Иосифа Владимировича Гурко, по проекту профессора архитектуры Л.Н. Бенуа, в присутствии Генерал-Губернатора, Архиепископа, членов Строительного Комитета: барона Н.Н. Медема, Ю.А. Андреева, К.В. Божовского, А.П. Воронцова-Вельяминова, А.П. Вернандера, И.В. Бневского, Н.В. Клейгельса, Н.В. Бибикова, К.М. Чеховича, М.Я. Жахановича, члена-делопроизводителя А.Т. Тимановского, строителей храма Л.Н. Бенуа и Н.В. Покровского и всего правосл. населения Варшавы».

Эта доска была завернута в шелк и уложена в приготовленное для нее углубление. Затем Высокопреосвященный Флавиан, взяв приготовленный для него мраморный кирпич, прикрыл доску и, зачерпнув лопаткою немного цемента, залил им щели. Второй мраморный кирпич, с надписью: «И. Гурко», собственноручно положил Г. Главный Начальник края, прикрыв таковым заранее положенные Его Высокопревосходительством все монеты, чеканки нынешнего года, от 1-й копейки до империала. Следующий кирпич, из белого песчаника, положил Епископ Люблинский Гедеон, далее - о. Иоанн Сергиев, члены Строительного Комитета и присутствовавшие на торжестве начальствующие лица военного и гражданского ВЕДОМСТВ. Затем краеугольный камень и все место закладки были окроплены св. водой. По совершении церемонии закладки было провозглашено многолетие Его ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, Ее ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ Наследнику ЦЕСАРЕВИЧУ и всему Царствующему дому.
По окончании торжества, крестные ходы тем же порядком, под звуки «Коль славен», проследовали в кафедральный собор, а оттуда разошлись по своим церквам. Зрелище крестного хода, при всей его обстановке и солнечной теплой погоде, прояснившейся после нескольких дней предшествовавшего ненастья, являлось необычайно красивым и производило сильное, внушительное впечатление. На месте закладки долго еще толпился народ, прикладываясь к иконе Св. Благоверного Князя Александра Невского.
*
*
В 33/4 часа пополудни, г. Главными Начальником края в Колонной зале Замка дан был обед. К обеду были приглашены: Высокопреосвященный Флавиан, Архиепископ Холмско-Варшавский, Преосвященный Гедеон, Епископ Люблинский, протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), архимандриты, протоиереи, высшие представители католического духовенства, весь местный генералитет, начальники отдельных частей и управлений как военного, так и гражданского ведомств, представители некоторых общественных учреждений и многие другие лица. Всех приглашенных было 240 человек.
Во время обеда играли два оркестра музыки: лейб.-гв. Литовского и лейб.-гв. Уланского Его Величества полков. Оба хора исполняли музыкальные произведения русских композиторов: Чайковского, Даргомыжского, Давыдова, Глинки и Рубинштейна.
Во время обеда Г. Главный Начальники края, генерал-адъютант И.В. Гурко, провозгласили тост за драгоценное здравие Державного Именинника, Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА. Драгоценный русскому сердцу тост этот был покрыт дружным «ура!» и народным гимном. Обед закончился в 5 часов вечера.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 17 (1/13 сентября). С. 277 - 281).


СЛОВО В ДЕНЬ ЗАКЛАДКИ 30 АВГУСТА 1894 ГОДА В В. ВАРШАВЕ
НОВОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОБОРНОГО ХРАМА
ВО ИМЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. XVI. 18).

Основатель нашей веры Господь Иисус Христос поучает нас этими словами о Своей церкви, как вообще о собрании всех верующих в Него. Но что именно соединяет это собрание всех верующих воедино? Учение Спасителя, пример Его жизни и благодатная Божия сила в таинствах, объемлющая всех руководящихся в своей жизни учением и жизнью Иисуса Христа, - вот что составляет основу Христовой церкви, основу до такой степени крепкую, что, по слову Господа, не поколеблют ее никакие силы ада. Собрание лиц, опирающихся на эту основу, и составляет церковь. Это собрание, хотя бы состояло из двух-трех лиц, соединенных между собою священноначалием и таинствами во имя Христа, все же составляет церковь, среди которой пребывает Христос: идеже бо еста два или mpие собрани во имя Мое, и ту есмь посреде их. (Матф. XVIII. 2).
Собрание лиц, составляющих собою церковь Христову, совершается в известное время в особых местах и особых зданиях, которые поэтому и называются христианскими церквами, или храмами Божиими. Христианские храмы - это места, где собравшиеся во имя Христово люди воодушевляют себя учением и жизнью Христа и при этом возносят молитвы Богу. И во всех странах, оглашенных проповедью о Христе, существуют храмы, где верующие благоговейно внимают евангельскому повествованию о Спасителе и возносят молитву, которой Он научил своих последователей. Это черта, общая всем нам христианам. Всех нас, христиан, объединяет евангелие о Спасителе и молитва Господня, торжественно произносимая в наших храмах. Понятно, дух каждого христианина радуется при мысли об умножении на земле христианских храмов: во всех них прославится Христос. Храм - это священное место, где человек, проникаясь присутствием величия и благости Божией, преимущественно молится; при этом он подавляет в себе, насколько это возможно, все грешное и возбуждает, тоже насколько это возможно, все святое. Храм Божий - это место, где обнаруживаются самые лучшие чувства, мысли и намерения человека-христианина. Как поэтому не радоваться каждому христианину при взгляде на приумножение храмов Божиих? В нашем городе сегодня с молитвой полагается первый камень в основание еще одного христианского храма и притом храма обширного и величественного. Не радоваться ли всему христианскому населению нашего города, что созидается еще Божий дом, от посещения которого молящиеся будут становиться более добрыми, более благочестивыми!
Новосозидаемый храм будет православным собором. Каждому человеку, как существу свободноразумному, свойственно молиться по-своему, как каждому свойственно по-своему думать и располагать свою жизнь. Нет на свете человека, который бы во всем был похож на другого по своим обычаям и характеру. В природе несвободноразумной нет этого качества: листья одного дерева во всем похожи друг на друга; животные одного и того же рода по своему нраву ничем не отличаются между собою: например, овца, по нраву своему, ничем не отличается от другой овцы того же рода. Но каждый человек, владея разумом и свободою и молясь подобно всем людям, в то же время мыслит и возносит свой ум к Богу по-своему. Человеческие души - это искры, вышедшие из вечноживого существа Божия и сияющие, подобно разноцветным перлам, светом разнообразным до бесконечности. Все последователи Христа, молясь словами молитвы Господней, возносят также к Богу на основании ее и свои особые молитвы. И притом каждый народ совершает свое обращение к Богу своим особым образом. Отсюда у разных народов разнообразие в построениях своих молитвенных домов, отсюда же и особая любовь к тому дому Божию, в котором собираются люди единоверные, единомышленные, единоплеменники. Свойственно человеку быть благожелательным всем людям, к какому бы племени они ни принадлежали, но еще более свойственно каждому человеку предпочтительно любить ту государственную семью, к которой сам он принадлежит; при этом свойственно ему еще более любить присных по вере. Было бы странно, если бы кто-нибудь сказал, что он в одинаковой степени любит свою собственную домашнюю семью, как и решительно всех людей всех стран и всех племен. Точно так же странно было бы слышать, если бы кто уверял, что для него решительно все равно принадлежать к такому или другому вероисповеданию и что ко всем им он относится одинаково. Индифферентизм в религии, как и космополитизм, противны личной природе человека. Как свойственно вообще человеку, в своей заботливости, отдавать преимущество своей семье пред всеми другими, так человеку православному свойственно в своей любви и заботливости отдавать преимущество православной вере.
На св. Руси воззвание к пожертвованиям «на православный храм» возбуждает в сердце истинно православного человека особую ревность к содействию в благоустроении священного здания, в котором единоверные, православные, могли бы единеми усты и единем сердцем достойно славить Бога. К сердцу всегда принимали воззвания «на православный храм» все русские люди - «и православное духовенство, и благородное дворянство, именитое купечество, и люди ученые и образованные, и простой русский народ, всегда отзывчивый на всякое доброе дело и общее благо».
К сожалению, для Варшавы было время - оно прошло сто лет назад - когда в этом нашем городе было запрещено строить русские православные храмы на открытом месте. Русским же людям, тогда жившим в Варшаве и других местностях Привислинского края, было дозволено возносить свои православно-русские молитвы или в своих хижинах, или прямо под открытым небесным сводом. Этого мало, оскорбляемые неправотою тогдашних дел, русские люди, воодушевляясь в то же время любовью к православию и своему Отечеству, полагали за них свою жизнь. Но за то молитвы, выходившие из русской, стесняемой иноверцами груди, и страдания многих тысяч русских людей в этом крае навсегда соединили Привислинский край с православною Россией.
Но и после перехода этой страны во власть русскую, в Варшаве - главном городе Привислинского края, до сих пор нет соборного храма, который был бы произведением чисто русской архитектуры и, при первом взгляде на него, радовал бы русского человека, как обыкновенно радует его здание явно православное. Нынешний Варшавский кафедральный собор, устроенный из бывшего костела, должен быть назван скорее домовою церковью; он опирается стенами о ряд жилых домов; крестные ходы вокруг него на Пасху совершаются с обычными в домовых церквах препятствиями: священные хоругви - знамена православной церкви - наклоняются во время крестного хода книзу или в сторону, как это обыкновенно бывает в небольших церквах, пристроенных к другим зданиям. О других православных храмах в Варшаве и говорить нечего; все они, за исключением небольшого храма на предместье города, Праге, находятся в крайне неблагоприятных условиях. Поэтому весьма справедливо замечание нынешнего Начальника края, что «смотреть на теперешние православные храмы в Варшаве больно и обидно для религиозного и национального чувства русского человека». И вот в наши уже дни раздалось слово Государево об открытии добровольного сбора на сооружение нового соборного храма в той же Варшаве, - и потекли пожертвования сюда решительно со всех углов обширной России. Сегодня полагается первый камень для православного храма, созидаемого всею православною Россией, - и идут теперь к нам, в Варшаву, лепты как из наших стольных градов, так и из бедных сельских хижин всей России, притом, надо сказать, идут эти лепты не только изо всей великой, средней и малой России, но и с твердынь Кавказа, от подножия Арарата, из Закаспийского края, из глубины Туркестана и Средней Азии, с вершин Памира, со всей великой Сибири, с границ Китая, Кореи, с берегов и Тихого и Северного океанов...
Что означают эти лепты, как не цветы для сплетения неувядаемого венка, в виде храма, в память преждепочивших в этом крае во славу православно-русского дела? Не являются ли эти лепты - нитями, крепко связывающими Варшаву с Петербургом, Москвою и другими русскими городами, близко и далеко от них стоящими? Не связывают ли эти ленты невидимым образом нашей Вислы с Волгою, Доном, Уралом и другими близкими и дальними русскими реками? Не разорвать теперь этих нравственных нитей, связавших Варшаву со всею Россией никаким силам, потому что они духовны.
Благодарный братский поклон вам, жертвователям градов и весей от востока, запада, севера и юга нашего обширного Отечества, обратившим по-родственному свое внимание к нам, живущим на этой окраине России. Читая о ваших пожертвованиях копейками, рублями, десятками, сотнями и тысячами рублей, мы чувствуем, как вы обнимаете нас своею душой, каждый по мере своих сил. Мы, со своей стороны, крепко обнимаем вас своею любовью и молим Бога, дабы это единение нашей окраины со всею Россией становилось более и более крепким.
Да будет же созидаемый в нашем городе величественный православный храм символом величия православно-русского духа и здесь, на окраине России! Вознесем ко Господу молитву, да сподобит Он нас дожить до окончания постройки его и насладиться видом его красоты и величия. Да будет этот сооружаемый храм укреплением нас в духе православия - в вере наших отцев и прадедов, - и да пребудет он заветом от нас нашим детям и многим, многим дальнейшим нашим поколениям!
В Варшаве ровно 25 лет назад освящен православный храм, построенный в чисто русском стиле. Но он очень небольшого размера, находится на окраине города и недостаточно говорит о величии духа православия. Нам известно, что этот храм нередко посещают прибывающие в наш город славяне других стран - православные и неправославные; посещают наш храм и ближайшие наши братья-славяне - поляки. Посещение православного храма вызывается у неправославных славян -  наших соплеменников - сколько любопытством, столько и желанием помолиться Богу в русской, в православной церкви, а, быть может, и воспоминанием, идущим из поколения в поколение, о стародавних временах, когда и они были приобщены св. славянскими апостолами к православной церкви: мы нередко видим их коленопреклоненными во время нашего богослужения.
В славянах, посещающих в Варшаве наш храм, мы замечаем тот интерес, какой возбуждает к себе во всех славянах православная и мощная Россия, как старшая и более сильная семья в ряду всех других семей, составляющих собою единое славянское племя. Этого мало, - в коленопреклоненных в нашем православном храме иноверных славянах мы читаем невольное внутреннее благоговение пред тою церковью, которую насадили в славянских землях св. Кирилл и Мефодий в ту пору, когда у всех славянских семейств был один язык, когда царила между ними сильная любовь, и когда они славили Бога как единеми  усты, так и единем сердцем. Было время, по исследованию и польских писателей, когда польские племена исповедывали веру, возвещенную св. Кириллом и Мефодием, и исполняли обряды восточного исповедания - обряды, сохранившиеся всецело в православно-русской церкви (1). Вот почему в настоящее время православно-русская церковь является предметом не только простого любопытства, но и благоговения у славян, даже переменивших восточную веру на западную, - и вот почему прибывающие в Варшаву славяне-католики стараются побывать в нашей православной церкви.
С сегодняшнего дня созидается на средства всего русского народа величественный православно-русский храм. Вид этого храма в нашей окраине будет торжественнее, чем где-либо возвещать о величии православия и православной России, об ее религиозном духе и о древних обрядах, сохранившихся от времен древне-славянских. Славянские посетители будущего, теперь созидаемого, величественного Варшавского собора будут испытывать в своей душе большее благоговение пред православно-русской славянской святыней. Вознесем же теперь, в день освящения закладки этого храма, молитву, да ниспошлет Господь Свои великие и богатые милости всем нашим братьям-славянам: чехам, болгарам, сербам, хорватам, полякам и вообще всему славянскому племени.
Будущий величественный Варшавский собор, как вещатель русского православного духа, да радует собою все славянские семейства. Да будет он свидетелем духа жива в русском народе, духа, бережно сохранившего все заветы древне-славянской церкви. Всем славянами всех благ всегда усердно желала и желает православная Россия.
Но не только для братских нам славянских народов, но и для всех людей, взор которых будет поражен красотой и величием теперь созидаемого храма, да будет ясно, что православная церковь  запечатлена характером миролюбия. В православной церкви нет богослужения, когда не возглашалось бы моление о мири всего мира и о соединении всех. В настоящий час, восходя к месту, на котором с сегодняшнего дня воздвигается величественный православный храм, перенесемся мысленно в Иерусалим к месту построения храма царем Соломоном. Став у храма Божия и подняв руки к небу, премудрый царь молился: Ныне, Господи Боже, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все о чем будет взывать к тебе и иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое... чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей (III Царств VIII, 43).
При освящении основания собора в нашем городе вознесем молитву, дабы Бог мира и любви ко всему человеческому роду подавал свою милость всем, кто только взойдет в это освященное место с верою, благоговением и страхом Божиим.
Созидается православный храм Богу вечному, создавшему Своим учением на земле церковь, которую и силы ада не одолеют. Вознесем же ко Господу молитву: да будет созидаемый нашими руками храм для многих и многих поколений символом той церкви, о которой сам Господь сказал, что и врата адовы не одолеют ей.
Окончим священными словами, произнесенными у места построения первого в мире неподвижного храма - храма Соломонова: Благословен Господь Бог, который дал покой народу Своему… Да будет с нами Господь  Бог наш, как был Он с отцами нашими. Аминь.

(1) Поляки и нашего времени сохранили в своих священных книгах память об этой просветительной деятельности свв. равноапостольных славянских проповедников их предкам. Они празднуют память этих святых ежегодно 9-го марта; в польском служебнике находится в службе на этот день молитва: «Ты который чрез блаженных пастырей и исповедников Твоих и наших патронов Кирилла и Mефодия к единству веры сподобил нас призвати». (Qui nos per beatos pontifces et confessores tuos nostrosque patronos Cyrillum et Methodium ad unitatem fidei Christianae vocare dignitus es. См. Friese, т. 1-й, стр. 65). В X веке, при Мечиславе I, в Польше православное исповедание было господствующим и поляки заявляли сильный протест против введения у них латинства. «Латинские обряды, - замечает о том времени польский историк Мацеевский, - не были по сердцу полякам - obrzadek lacinski nie przemawial do serc polakow» (том. I, стр. 149).
 
(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1894. № 17 (1/13 сентября). С. 281 - 284).


Письмо к г. Главному Начальнику Привислинского Края

Ваше Высокопревосходительство
Иосиф Владимирович!

При этом имею честь представить двадцать пять тысяч рублей, которые прошу Ваше Высокопревосходительство принять от меня на предмет сооружения православного собора в гор. Варшаве.
Взнос этот я делаю по указанию молитвенника земли русской, о. Иоанна Кронштадтского, посетившего меня недавно.
О. Иоанн с особенною любовью и сочувствием отзывался о сооружении этого храма, который будет служить укреплению православия в западной окраине России.
Пользуюсь случаем, чтобы засвидетельствовать Вашему Высокопревосходительству чувство глубочайшего моего к Вам уважения и преданности.
Вашего Высокопревосходительства
покорнейший слуга
Александр Кузнецов.

26-го октября 1894 г.
Имение «Форос»,
Байдарская почт. станция,
Крым.

Воззвания инициатора сооружения православного храма в Варшаве, Г. Главного Начальника края, И.В. Гурко, как добрые посевы, брошенные в благодарную почву, приносят обильные плоды в постоянно прибывающих пожертвованиях, между которыми щедрый дар г. Кузнецова занимает самое видное место. Достойный русский жертвователь порадовал нас не только своим великолепным даром, но и сообщением о живом сочувствии о. Иоанна к сооружению нового православного храма в Варшаве. Мы уверены, что сообщение о сердечном сочувствии к этому святому делу чтимого всеми русскими пастыря и добрый пример щедрого жертвователя ускорят то желанное время, когда сооружаемый ныне храм впервые наполнится православными, молящимися за Царя, за Россию и за всех, кто потрудился и кто принес свою посильную лепту для возведения новой православной святыни, столь важной и необходимой в главном городе здешней окраины.

(«Холмско-Варшавский Епархиальный Вестник. 1893. № 23 (1/13 декабря). С. 388 - 389).


Для справки:
Александр Григорьевич Кузнецов (1856-1895) — русский купец, предприниматель и меценат; владелец крупнейшей в Российской империи чаеторговой фирмы — Торгово-промышленного товарищества «Алексея Губкина преемник А. Кузнецов и Ко». Владелец имения «Форос», где построил дворцовый ансамбль и устроил Форосский парк (ныне памятник садово-парковой архитектуры общегосударственного значения). В 1892 году над Форосом, на Красной скале, по проекту архитектора Николая Чагина, на средства А.Г. Кузнецова, была построена в честь спасения царской семьи под Борками, церковь Воскресения Христова в византийском стиле, ставшая одной из главных достопримечательностей Южного берега Крыма.


Публикацию подготовила М.А. Бирюкова.

Иллюстрация - Живописная композиция "Глава Церкви Господь Вседержитель (Пантократор)" в главном куполе Православного Собора во имя св. Александра Невского в Варшаве, разрушенного в 1920-е годы. Автор - академик живописи Николай Николаевич Харламов (1863 - 1935).


Рецензии