Выставка Никаса Сафронова, 28. 09. 2019г. - 19

http://proza.ru/2019/10/02/1482

"Солнечное утро где-то в Европе", 2010г. Женщина мираж, растворяющаяся в ступеньках вызывает двойственное восприятие сюжета сознанием: ошибка, недоработка, ленностное отношение к работе и одновременно допустимое состояние  стиля нереальности.
Что главное?

Пожалуй, здесь нет главного, все в совокупности дает результат мечты, сновидения и даже миража.
Таким образом, неумелое можно перевести в так называемую задумку. А, что еще остается делать? Не могу я отделаться от мысли, что нет у Никаса базового образования в изобразительном искусстве. Поэтому и плавает он зачастую в нем, не имея опоры под ногами.
Аналогичное прослеживается и в других работах автора на этой выставке. Не исключением является и картина "Вид с набережной на море", 2009г..
Глядя на такие картины невольно возникает мысль: "Неужели нельзя было удалить заготовочно-объемный грунт для написания женских фигур? Или заранее оставить место для фигур на стадии работы с грунтом?"
Что это? Не желание, лень или не умение? А,может что-то другое, вроде задумки автора?
К сожалению, очень часто художники, дабы не утруждать себя дополнительной работой, стараются словесно обосновать кусочек лени таким понятием, как задумка автора. После чего все вроде бы становится на свои места.
Так принято сегодня, так было принято и вначале прошлого века среди отдельных художников, создававших свои ноу-хау.
Кстати, еще Ваг Гог, к картинам на выставке, посвященным этому художнику приблизилась и я, писал своему брату Тео в письмах 1877-1881 годах:

"Видишь ли, бывают просто бездельники и бездельники, являющиеся противоположностью первым.
Бывают бездельники по лени и слабости характера, по низости натуры; если хочешь, можешь считать меня одним из них.
Есть и другие бездельники, бездельники поневоле, которые сгорают от жажды действовать, но ничего не делают, потому что лишены возможности действовать, потому что они как бы заключены в тюрьму, потому что у них нет того, без чего нельзя трудиться плодотворно, потому что их довело до этого роковое стечение обстоятельств; такие люди не всегда знают, на что они способны, но инстинктивно испытывают такое чувство: «И я кое на что годен, и я имею право на существование! Я знаю, что могу быть совсем другим человеком! Какую же пользу могу я принести, чему же могу я служить? Во мне есть нечто, но что?».

Правильными вопросами задавался Ван Гог. И не случайно он пишет о неких роковых стечениях обстоятельств. Но, я бы сказала, что роковые обстоятельства, как правило, случаются тогда, когда несколько ранее был сделан не верный выбор.
Так случилось и с Винсентом.
Ведь, отцом Винсента был Теодор Ван Гог, пастор реформатской церкви, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым (первый умер, не прожив и дня) по старшинству из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Свое имя Вансент получил в честь деда по отцовской линии, всю свою жизнь, посвятившего протестантской церкви.
Деятельность отца и деда не могла не сказаться на воспитании сына и внука.
Поэтому не удивительно, что желание быть полезным простым людям сыграло свою роль в выборе дальнейшего пути.В Протестанской миссионерской школе пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем он прошел трехмесячный курс проповеди. Хотя, есть сомнения, что Винсент закончил полный курс обучения. Существует версия, что из-за неряшливого внешнего вида, а также вспыльчивого характера и частых приступов ярости его выгнали оттуда.

Когда я читаю подобное, то начинаю понимать причины несостоятельности земного бытия.
Вот они, те самые первые колдобины, по которым пустили Винсента с ранних лет.
Детство его тоже было не из спокойных.

Но, что же мы наблюдаем дальше в жизни будущего художника, желавшего нести пользу людям?

Несмотря на это, Винсент все же направился на полгода, в декабре 1878 года, миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедный шахтёрский район на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность.
Там он "посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в Евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника." (Википедия"

Печальное начало. Но, кого это волновало? Дирекцию шахт? Синодальный Комитет протестантской церкви Бельгии?
Не думаю так.
Все те, кто оттолкнул Ван Гога, наверняка даже не задумались о его душе, о травме, которую они нанесли человеку и даже не одному. Самое поразительное, что Синодальный Комитет протестанской церкви с легкостью рубанул светлые ростки души.
Вот оно начало падения человечества.
Возвеличенные, "достойные" уважения, ухоженные , величественные особы, возомнившие себя пупом земли, которых почитали, которым лобызали рученьки - с легкостью, даже не задумываясь, о собственной неправедности, сталкивали в помойную яму всех неугодных.
Да, понимаю, резко и даже грубо пишу об этих особях.
Но...
Они того заслуживают. Ибо, нельзя себя так вести людям, тем более людям в рясах.
Чем больше сброшенных с пути света любви и добра по их вине, тем больше грехов лежит на сбросивших.
Да-да... именно, так и обстоят дела земные.
Поэтому время от времени меняются не только магнитные полюса, но и власть имущие. Это когда первые становятся последними, а последние первыми. Но, прежде случается ад на Земле.
Как он выглядит?
Чтобы ощутить и понять его, для этого достаточно вспомнить коммунистический наш строй, где шло разделение на лучших и худших.
Итог имеем нагляднейший.
Отвергнутые не смирились, они пошли напролом.
Кого пинали, кого обижали, кого оскорбляли - в какой-то момент отплатили той же монетой лучшим в советские времена.
Поэтому, если хотим жить в гармонии, то не надо кичиться, само возвеличиваться, ибо результат будет обратным. 

Как видим, тема эта очень серьезная.

То, что произошло с творческими людьми, сломавшими нравственные устои общества, виноваты зачастую отдельные академики, ректоры, директора и т.д.

Как это не прискорбно, но, именно они перекрывают врата жаждущим познаний, но не имеющим за душой необходимых денежных средств.
Нельзя так жить. Нельзя лишать увлеченных людей возможности получать знания.
Именно, из-за спихивания на обочину жизни людей, рвущихся душой к прекрасному, общество творит себе не светлое будущее, а очередной земной ад.
Вот, например, что пишет Ван Гог в письме своему брату из Брюсселя:

"Если бы я нашел постоянную работу — tant mieux, но я не смею рассчитывать на это — предварительно мне еще многому надо научиться...
Был я также у господина ван Раппарда. Он живет сейчас на улице Травестьер, 6-а. Мы поговорили. Он человек довольно приятный. Из работ его я видел только несколько маленьких пейзажей, сделанных пером. Живет он, однако, богато, и я не знаю, тот ли он человек в денежном отношении, с которым бы я мог вместе жить и работать. В любом случае зайду к нему еще раз. У меня такое впечатление, что к жизни он относится вполне серьезно.
Мой мальчик, останься я в Кеме еще хоть на месяц, я заболел бы от постоянной нужды. Поверь, я не роскошествую и здесь: пища моя состоит в основном из черствого хлеба и картофеля или каштанов, которые продаются тут на каждом углу; впрочем, если комната у меня будет чуточку получше и если я время от времени смогу себе позволять обед в ресторанчике, я вполне выдержу. Однако в течение почти двух лет, проведенных в Боринаже, мне приходилось очень туго — это действительно была далеко не увеселительная поездка. Расходы мои здесь составят немножко больше шестидесяти франков, но тут уж ничего не поделаешь. Материалы для рисования, образцы для копирования, например по анатомии, — все это стоит денег, но все это необходимо, иначе я никогда не окуплю теперешние расходы и ничего не добьюсь."

Ну, что еще после этого можно сказать для вразумления заблудших "толстосумов", скупающих не только его искусство?
Сам Винсент писал: «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами».
Он жаждал учиться. Он пытался найти себя в этом мире, но...
Этот мир любит богатых, любит богатства материальные, разрывая на части души людские.

Думаю, что и у Никаса были свои сложности в получении должного художественного образования, о которых он не желает говорить вслух.
Но это всего лишь мои предположения.

Продолжение http://proza.ru/2019/10/07/1829


Рецензии