House watcher, хранитель дома. Часть вторая

         
        ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПОЛЬША
       
        Глава 1. ЗАМЕТКИ СТАРИКА ГОРОВСКОГО
 
        Билеты бизнес-класса в полете обеспечивают пассажиру много преимуществ, из которых самым важным для меня является расширенное жизненное пространство. Несмотря на то, что моя работа в прошлом была связана с командировками по всему свету, я панически боюсь летать на дальние расстояния. Я, вырванный из привычной среды и сложившегося уклада жизни, ощущаю себя маленьким и беспомощным, когда, среди сотен  незнакомых и неприятных индивидуумов, вынужден служить сырьем конвейера обработки людской массы в аэропортах. Кроме того, меня сильно беспокоит теснота помещения авиалайнера, я не могу заснуть в непрерывно вибрирующем и гудящем, замкнутом пространстве, я терпеть не могу фасованную чужими руками еду, я стараюсь не пользоваться общественными туалетами... 
       
        Нагородил глупостей вагон... Обычно я спасаюсь от таких дурных мыслей в полёте просмотром фильмов, но в этот раз увлекся чтением заметок Исаака Горовского. Эти записи, вероятно, краткие тезисы задуманных им мемуаров, рукопись в старой тетради, на польском языке. Процесс расшифровки текста идет крайне медленно, так как требует от меня предварительного ввода иностранных слов на входную панель электронного переводчика планшета. Немного облегчает задачу каллиграфический почерк Исаака. Я сначала решил, что нашёл для себя самое унылое занятие на свете, пригодное только для того, чтобы убить время в полёте, но зачитался и совсем не скучаю, даже упиваюсь чтением – старик Горовский оказался мудрецом, почти на каждой странице его текста присутствует абзац, удивляющий скрытой философией и глубиной мысли. Ну, например, в самом начале тетради: «Каждый, кто пытается написать объёмное литературное произведение о своей жизни, немедленно узнаёт насколько мучителен этот труд – тяжелей занятия не придумать. Сочинитель обречен на постоянное заточение внутри себя, в одиночной камере своих воспоминаний, раздумий и сомнений...».
       
      Дальше по тексту опять философия: «Боюсь ли я Смерти? Её можно испугаться при первой встрече, но наши с ней пути пересекались слишком часто. Смерть скалилась застывшими гримасами лиц дорогих мне людей, зверски замученных в Варшавском гетто. Она щурилась с усмешкой в боях сквозь прицел винтовки фашистского солдата, выбирая направление выстрела – меня или моего товарища-партизана. Она жестоко заявила о себе, отобрав у меня в послевоенной жизни единственного близкого человека – мою Зосю... Любая Жизнь имеет свойство заканчиваться. Можно, конечно, верить в загробный мир или рассуждать о реинкарнации, но Смерть всё равно придет за каждым человеком. Нелепо бояться того, что неизбежно. Смерть так же естественна, как и Жизнь».
         
      На последней странице тетради нахожу вполне разумный рецепт продления жизни: «Скучная, унылая и однообразная жизнь безудержно глотает часы и дни – не успеваешь оглядеться. Если наполнить существование событиями и переменами – жизнь потечет гораздо медленней...».
       
      Моя работодательница тоже присутствует в самолёте “Майами - Варшава”, она рядом, в соседнем кресле: темная повязка на глаза, пробки в уши, теплые носки, свернулась утробным младенцем, не слышно её и не видно из-под одеяла... Я мучаюсь бессонницей, мне завидно и досадно на здоровый сон партнёрши, но зато, в качестве компенсации, я набираюсь мудрости старика Горовского...
***
      - Алекс, почему вы не спите? – вот и госпожа проснулась, легка на помине...
      - У меня не получается заснуть в самолете...
      - Что вы читаете?
      - Тетрадь Исаака Горовского, из посылки Гданьского муниципалитета вашему Дэвиду...
      - Интересно? Нашли что-нибудь важное?
      - Интересно! Для наших поисков ничего не нашёл – это тезисы  его ненаписанных мемуаров... Идеи и рассуждения умного, одинокого человека... Верующий старик объясняет приход Гитлера к власти, мировую войну с огромными человеческими потерями и сопутствующие зверства нацистов временным воздействием потусторонних, бесовских сил на Европейский регион нашей планеты. Не ожидал я от мудрого Исаака проявлений Стокгольмского синдрома – жертва пытается оправдать своих мучителей... Во всех остальных теоретических заключениях Горовский достаточно благоразумен... 
***

      На входе в Hilton усатый швейцар в выдающемся форменном костюме с эполетами открывает нам огромную, тяжёлую дверь, говорит «You are welcome» и взглядом проверяет на чём мы прибыли – свой автомобиль или машина такси? Мы на такси – парковщик нам не нужен... Холл уставлен глубокими, мягкими диванами с кожаной обивкой в бежевых тонах. Повсюду расставлены букеты белых орхидей, в динамиках мягко и приглушенно звучит джазовая музыка. За стойкой регистрации три женщины в форме отеля, готовы незамедлительно прийти на помощь клиентам. Я протягиваю паспорта вместе с кредиткой Сюзан: - У нас бронь – двухкомнатный номер. Парнишка в униформе провожает гостей отеля к лифту, поднимает на двенадцатый этаж, открывает одну из дверей служебной карточкой и ввозит в помещение наш багаж на тележке, чемодан Сюзан и мою спортивную сумку. Я протягиваю парню зелёную бумажку на чай.
Номер оформлен в белых тонах: белизну стен в гостиной нарушают плоский телевизор и пара ярких картин; две спальни – кровати со спинками из белой кожи, белые покрывала, взбитые подушки, пуховые одеяла; два туалета – белые банные халаты и десяток белых полотенец разных размеров. Окна обеих спален выходят на небольшую площадь.
      - Сюзан, вы ведь выбираете большую спальню?
      - Мне всё равно, но раз вы настаиваете, то большую...
      - Вы извините, Сюзан, прежде всего я должен вздремнуть...
Валюсь, не накрываясь, на верхнее покрывало кровати и обещаю себе:
      - Только один час, чтобы восстановить работоспособность... 
       
      Когда просыпаюсь, на часах пять тридцать после полудня – я проспал целых четыре часа. - Чёрт! Хорош профессионал – работодательница в чужом, незнакомом городе, полдня без охраны...               
      
      Отдохнувший мозг постепенно осознает свежую реальность: Варшава,  отель Hilton на Гршибовской улице, где-то в соседней комнате находится Сюзан, по прихоти которой закрутилась эта поездка, разница во времени с Восточным побережьем США семь часов... Стучу в дверь второй спальни, в ответ на «Входите, входите...»  открываю и вхожу. Моя партнёрша при деле – вывалила вещи из чемодана на кровать, и, одну за одной, раскладывает их по вешалкам, полкам и ящикам стенного шкафа. Любимое женское занятие.
      - Всё ок, Сюзан?
      - Всё отлично! В ресторане отеля прекрасный кофе! На улице очень чисто, красивые женщины в модной одежде, мужчины в костюмах и галстуках...
      - Европа, деловой центр столицы, конец рабочего дня...
      - Вы ужинали?
      - Только кофе пила – для большего ожидаю вашей защиты...
      - Извините, я ведь совсем не сомкнул глаз в самолёте...
      - Я пошутила. Никаких претензий. Давайте спустимся в ресторан...
         
      В ресторане я заказал «Венский шницель из телятины», Сюзан выбрала какой-то сложный омлет с сыром, грибами и кучей трав. Пока мы ждали заказ я понял, зачем нахожусь в Варшаве – в который раз, я наполняю свою жизнь событиями и переменами, следуя завету мудреца Горовского... В народе про это говорят проще: «Ищу приключений на свою задницу...». Именно за эти поиски я получаю зарплату...

Глава 2. CMENTARZ ZYDOWSKI (Еврейское кладбище)

      Еврейское кладбище Варшавы удивило огромной территорией и масштабом захоронений – около 200000 могил усопших с очевидным именем, это кроме безымянных и братских. Мы с Сюзан, с помощью служителя, довольно быстро отыскали почти новый могильный камень Исаака Горовского на действующей части кладбища, которое до сих пор используется остатками еврейской общины в Польше. Надпись на камне черного мрамора выполнена золотом, на Иврите. Всё вместе очень впечатляет. Переводчик от Google снова не подвёл:
«Мой час настал. Исаак Горовский 05.12.1929 – 08.02.2018. Памяти моих родителей Давида и Эммы Горовских, также похороненных здесь, в Братской могиле жертв Варшавского гетто».               

      Я сфотографировал величественную плиту планшетом. Затем мы с Сюзан осмотрели  остальную территорию кладбища. Старейшее из сохранившихся надгробий установлено в 1807 году. Братские могилы в большинстве безымянных жертв Варшавского гетто и погибших участников восстания 1944 года расположены на отдельном участке. Во время восстания линия фронта проходила прямо через кладбище. Эта земля так обильно насыщена кровью и прахом наших соплеменников, что глубокая скорбь болью пронзила сердца и навсегда осталась в душах – нас настолько проняло, что мы невозвратно стали другими людьми, мы явно ощутили в этот день свою причастность к вековой, печальной участи своего народа...
                ***

      Вернувшись в отель, мы сразу отменили заказ на индивидуальную экскурсию по польской столице – мозг обоих временно объявил траур, запрет на любую активную деятельность. Рыдающая Сюзан завалилась спать, а я уселся с планшетом, чтобы подумать о наших планах на предстоящие дни. Существует ли завещание Исаака Горовского? Где его искать? Почему старик вообще жил в Гданьске, а не в Варшаве? Почему даты его рождения и смерти на могильном камне записаны в американском формате «месяц-день-год»? Нам нужно ехать в Гданьск, чтобы осмотреть пустующую квартиру Исаака Горовского...

      - Алекс, извините, что я временно не участвую в расследовании. Мой организм отказывается работать...       
      - Всё в порядке, Сюзан. Я вас понимаю...
      - Какие планы на завтра?
      - Завтра мы едем в Гданьск.

      Глава 3. ЗАВЕЩАНИЕ ГОРОВСКОГО

      Утром следующего дня мы взяли в прокат маленький SUV автомобиль компании Nissan и покатили в Гданьск. Поездка, в основном, проходила по двум большим трассам А2 и А1, весь путь занял около четырех часов. В полдень мы оказались в старом городе, где находится Комитет учета жилого фонда города. Клерк из окошка обслуживания немедленно вызвал переводчика, как только Сюзан произнесла: - Good afternoon, miss! Whom should I contact regarding visiting my relative’s apartment, who died about a year ago? (Добрый день, девушка! К кому мне обратиться с просьбой о посещении квартиры моего родственника, умершего около года назад?). Переводчик, паренёк студенческого возраста, вежливо и подобострастно представился Юреком, а затем повёл нас по длинному коридору до двери с табличкой «International affairs». В кабинете за столом застыла пожилая, седовласая дама со строгим лицом сталинистки, которой Сюзан предъявила  паспорт и письмо Муниципалитета Гданьска о кончине Исаака Горовского (Разговор с дамой я привожу в дословном переводе Юрека).

      - Моё имя Эльжбета Каупуж, я старший инспектор отдела работы с иностранцами...
      - Сюзан Гор, я родственница покойного гражданина Польши Горовского. Прошу разрешения посетить его квартиру...
      - Вы хотите посетить квартиру Исаака Горовского или собираетесь претендовать на наследство?
      - Я хочу посетить квартиру, а затем решить стоит ли претендовать на такое наследство...
      - Согласно закону родственники покойного имеют право на наследство через шесть месяцев после смерти владельца недвижимости, при наличии завещания наследодателя. Если завещание отсутствует, то вопрос о наследовании рассматривается в суде, при этом все претенденты на недвижимость должны обратиться в суд и представить необходимые документы в течение года после шестимесячного срока ожидания. Завещания у вас нет, осталось всего полтора месяца до истечения срока подачи документов в суд... В случае невостребования недвижимости, она автоматически перейдет во владение государства...
      - Возможно в квартире Горовского мы найдем его завещание...
      - Визит в квартиру и проведение обыска производится только в присутствии полицейского и работника муниципалитета. Их услуги оплачиваются претендентом на наследство, внести оплату следует в нашей бухгалтерии. В какой день вы хотите посетить квартиру?
      - Как можно быстрее, мы иностранцы, спешим домой...
      - Тогда завтра, в одиннадцать утра, по адресу улица Фарна 145, квартира 8. Юрек пойдет с вами, ключи от квартиры будут у него...
      - Спасибо...
      - Пожалуйста... 
      - Можете порекомендовать приличный отель неподалёку?
      - Конечно, это отель Mercure. При регистрации предъявите им мою визитку...   
                ***
      Неухоженный, двухэтажный, многоквартирный дом, в котором при жизни обитал Исаак Горовский, выглядит ободранным и странным чужаком среди своих благополучных соседей, дорогих, современных коттеджей. Полицейский снял наклейку с печатью с проёма двери, заполнил какую-то форму, расписался в ней и попросил подписи Сюзан и Юрека. Затем с усмешкой буркнул Юреку какую-то фразу и удалился.
      - Что он сказал? – спросил я.
      - Он сказал, что в квартире ничего ценного нет, охранять нечего, он вернётся через час...

      Маленькая квартира идиотской планировки – начинается с кухни, посреди которой разместились стол с двумя стульями, высокий белый буфет, газовая плита и холодильник. Над плитой, на крючках развешаны фаянсовые кружки. После кухни следует узкий проход в единственную комнату, которая служит гостиной и спальней. Здесь стоит приземистый комод, письменный стол с выдвинутым стулом, железная кровать и плетеное кресло. На комоде надёжно устроилась тяжелая, серебряная менора – подсвечник на семь рожков. Рядом с подсвечником лежит Тора в заношенном кожаном переплёте. Ничего лишнего, никаких предметов роскоши, разве что яркий календарь на стене с фотографиями достопримечательностей Гданьска. Вежливый Юрек вышел из квартиры, доверив американским гостям самостоятельно изучать скромные ценности Горовского. Сюзан с просветленным лицом сразу устремилась к Торе. Меня интересуют письменный стол и карманы одежды старика. На столе только телефон, древний с наборным диском, памяти со списком активных абонентов в таких монстрах не бывает. В ящиках стола практически пусто, ничего важного. Одежда Исаака развешена и разложена в стенном шкафу, здесь снова – ничего интересного. Личных документов и банковской карточки напрочь нет… Странная история - должны же быть в любой квартире хоть какие-то удостоверения личности и деловые бумаги...  В посылке муниципалитета прислали только паспорт покойного, свидетельство о смерти и медицинское заключение... Где, например, пенсионная книжка, банковская карточка, кредитки, пропуска, счета за коммунальные услуги? Похоже, что кто-то успел до нас покопаться в бумагах старика… Прохожу на кухню, чтобы пошарить в буфете. В коробке из-под муки нахожу маленькую записную книжицу, которую немедленно прячу во внутренний карман своей куртки...

      Когда мы выходим во двор дома, Юрек ожидает нас на скамейке у цветочной клумбы.
      - Господа, что мне сказать Эльжбете?
      - Скажи Эльжбете, что я не буду претендовать на наследство, если она  позволит забрать менору и Библию из квартиры Горовского...
Юрек немедленно звонит. После продолжительного разговора с начальницей он объявляет:
      - Вам повезло, что полицейский ушёл... При нём наш номер не прошёл бы… Эльжбета неохотно сказала «да», но вы должны сегодня обязательно подписать отказ от наследства в её кабинете...
      - Я подпишу, — заверяет Сюзан.
Я думаю о предстоящей работе, поэтому не забываю спросить:               
      - Юрек, мы собираемся встретиться с несколькими людьми, с которыми общался Горовский. Ты можешь быть нашим переводчиком?
      - Конечно, господа! Это мой номер телефона, оплата только в долларах, ок?
      - Ок. Я позвоню при надобности...   
      ***
      Вечером, в отеле я изучаю записную книжку Горовского. Среди телефонов врачей, коммунальных служб, синагоги и библиотеки, наконец, попадается один интересный номер: Janusz Jablonski, Notariusz/Prawnik (нотариус/адвокат), 712-246-1755.  С звонка по этому номеру я завтра начну новый рабочий день...
      ***

      - Доброе утро. Господин Яблонский? Вы понимаете по английски?
      - Доброе утро и вам. В молодости я учился в Лондоне. С кем имею честь?   
      - Алекс Корецкий, я представляю Сюзан Гор из Соединённых Штатов,  родственницу покойного Исаака Горовского. Мы специально приехали в Гданьск – Cюзан рассчитывает на встречу с вами в ближайшее время, это возможно?
- Я давно ждал звонка из Америки – у меня хранится завещание Исаака Горовского в пользу гражданина США Дэвида Гора или его близких...
      - Дэвид Гор скончался полгода назад. Право на наследование перешло к его жене – Сюзан Гор.
      - Хорошо, я могу встретиться с женой Дэвида, если она представит свой паспорт, свидетельство о браке и генеральную доверенность мужа с правом вести его дела...
      - Документы будут представлены...
      - Я – пенсионер с недавних пор, приезжайте ко мне домой после полудня в любое время, по адресу: улица Столярска 192, частный дом, на калитке – звонок... 

      Красивый, окружённый садом дом Януша Яблонского позволил сделать вывод о том, что стряпчие бумаг в Польше, как и повсюду в мире, зарабатывают приличные деньги. Высокий, пожилой человек с почти лысой головой бодро сбежал со ступенек, открыл калитку и жестом предложил руку Сюзан. Мы прошли в большой кабинет, уселись в удобные кресла и приготовились слушать...

      - Я – поверенный в делах Исаака Горовского с 1962 года. Нас познакомила моя старшая сестра Зося, которая была гражданской женой Исаака в течение тридцати лет. Исаак несколько раз предлагал Зосе оформить их отношения официально, но сестру смущали два обстоятельства: во-первых он еврей, а она ярая католичка; во-вторых, у сестры не могло быть детей. У Горовского никогда не случалось серьёзных проблем с законом, он практически не нуждался в помощи юриста, разве что в мелочах... Мы просто были хорошими друзьями. Зося умерла за два года до смерти Исаака, с той поры он сильно сдал, потерял интерес к жизни, продал отличный дом с садом, взамен купил маленькую квартирку, где провёл свои последние дни одиноким волком... В этот период он общался только со мной и раввином Шломо из Синагоги в Срудмесьче. За полгода до смерти Исаак пожертвовал крупную сумму денег в фонд помощи больным детям имени Януша Корчака, а также оформил завещание на всё оставшееся имущество в пользу своего племянника, Дэвида Гора, гражданина США. Прежде чем я предъявлю завещание, я хочу убедиться в полномочиях Сюзан, извините мадам, но таков порядок в моей работе...

      - Пожалуйста, вот мои документы...
      - Всё хорошо. Читайте, пожалуйста, завещание – там есть копия на английском... Задайте вопросы, если необходимо...               

Я, Исаак Горовский, дата рождения 12.05.1929, гражданин Польши, проживающий в Гданьске, улица Фарна 145, квартира 8, в присутствии нотариуса, Януша Яблонского, заявляю о следующем:
1) После моей смерти наследователями моей недвижимости по вышеуказанному адресу является гражданин США Дэвид Гор или назначенные им представители его семьи с официальными полномочиями.
2) Несколько десятилетий подряд я безрезультатно пытался вернуть утраченную во время Второй Мировой войны недвижимость моих родителей. Официальный иск в Министерство финансов Польской республики о реституции имущества семьи Горовских много лет остается без какого-либо ответа. В случае, если мой иск будет удовлетворён когда-либо после моей смерти, Дэвид Гор или назначенные им представители его семьи являются наследователями недвижимости, удерживаемой правительством Польши (перечень объектов недвижимости приведен в приложении к иску).
Гданьск, 3 марта, 2018 года. Подпись: Исаак Горовский
                Заверено: Януш Яблонский

      - Господин Яблонский, при оформлении Исаак получил от вас копию  завещания?
      - Конечно получил. Более того, я видел копию у него в руках, когда навещал его в больнице…
      - Значит завещание пропало после смерти, в посылке муниципалитета его не было…
      - Увы, дорогая пани, такие вещи часто случаются в Польше… Наши жулики стараются сохранить ситуацию с недвижимостью евреев без изменений...
      - Господин Яблонский, квартира в доме на улице Фарна на мой взгляд не представляет реальной ценности. Я вчера подписала отказ от права на её наследование. Почему Исаак специально выделил  квартиру отдельным пунктом завещания?
      - Вы подписали отказ! Зачем? Нужно было прежде посоветоваться со мной… Вы ошибаетесь относительно ценности квартиры... Старый, многоквартирный дом на улице Фарна в наше время оказался в районе, который застраивают дорогими коттеджами для обеспеченных граждан. Муниципалитет города старается любыми способами расселить дом, убрать старую постройку и продать участок под несколько коттеджей... С кем вы имели дело в Комитете учета жилого фонда?
      - С Эльжбетой Каупуж...
      - Железная Бета, так эту даму называют в нашем городе, раньше работала в органах... Отменить ваш отказ с ней не получится – мёртвая хватка, она своего не упустит...
      - Сколько денег я потеряла?
      - Муниципалитет выкупает квартиры в доме за сто тысяч зелёных, наследство на современную недвижимость никогда не оспаривается властями. Мы бы легко получили эти деньги...
      - Я переживу...  Меня интересует информация об существенном имуществе семьи Горовских, удерживаемом правительством. Вы знакомы с перечнем недвижимости, о котором упоминается в завещании?
      - Исаак в первый раз оформил иск в Министерство финансов до знакомства со мной, при коммунистической власти... Несколько лет назад мы с ним ещё раз, заново переоформили иск в расчёте на обновленное законодательство демократического правительства... Исаак снова не получил никакого ответа... Я в тот раз просматривал иск и все документы, речь шла об акциях судостроительного предприятия, лечебнице в Варшаве, действующей мельнице на реке Мотлава в окрестностях Гданьска и коттедже Горовских в Варшаве... Мы отправили с иском копии документов на владение, оригиналы Исаак предпочитал хранить в неизвестном мне месте...
      - Как польские власти объясняют полувековую задержку рассмотрения исков на реституцию имущества?
      - Эти хитрецы нашли крайнего – бывшую коммунистическую власть. После войны любая невостребованная владельцами недвижимость и всё дорогостоящее имущество, даже при наличии законных владельцев, были национализированы коммунистами, этот шаг красного правительства позволил быстро восстановить разрушенную экономику страны. Впоследствии национализированные объекты недвижимости и предприятия многократно перестраивались и модернизировались. В настоящее время чиновники заявляют, что якобы невозможно определить начальную стоимость объектов для реституции наследникам...
      - Где работал Горовский до выхода на пенсию?
      - Он работал экономистом на судостроительном заводе, приглядывал, так сказать, за своей собственностью... Доля Горовских в этом предприятии весьма существенна - десять процентов… Исаак до последнего надеялся на восстановление справедливости, он собирался стать одним из владельцев, войти в правление… Он беспокоился о своём заводе, постоянно отправлял в дирекцию предложения по модернизации и совершенствованию производства… Они с Зосей тоже познакомились на заводе, она работала в бухгалтерии… Фактически, на этом предприятии прошла большая часть их жизни...
      - Отец Исаака, Давид Горовский, был врачом. Как получилось, что доктор завладел акциями судостроительного завода в Гданьске?
      - Господа, я не смогу ответить на этот вопрос без краткой лекции по истории. В начале четырнадцатого века Гданьск был захвачен рыцарями Тевтонского ордена и переименован в Данциг. В средине века орден в долгой войне всё-таки потерпел поражение от поляков, Гданьск снова воссоединился с Польшей, но уже в статусе вольного города, мало зависящего от польских королей. После Первой мировой войны Гданьск, согласно Версальскому мирному договору, закрепил свой свободный статус и находился под управлением Лиги наций. Правительство Польши всеми силами старалось усилить свое влияние в строптивом регионе, в двадцатых годах им были приняты крайние меры для массового переселения поляков в спорную область. Руководство страны решило резко изменить национальный состав населения региона, объявило о существенных налоговых льготах для польских переселенцев и обратилось к всем состоятельным гражданам страны, независимо от их профессиональной сферы деятельности, с просьбой поддержать развитие  промышленности в Гданьске. Новообразованные предприятия создавали новые рабочие места, что, в свою очередь, увеличивало поток переселенцев. Бывший офицер и патриот Давид Горовский охотно отозвался на просьбу государства — купил акции строящегося завода. Сегодня этот завод один из крупнейших в Европе, он обеспечивает занятость восьми процентов трудоспособного населения города... 
      - Вы сможете найти перечень недвижимости семейства Горовских?
      - Конечно. Я должен порыться в своем архиве...
      - В каком банке Горовский хранил деньги?
      - Я не знаю.

        Глава 4. ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ
       
      Здание Великой Синагоги в Гданьске — выдающийся образец стиля Neo Renaissance начала 19 века, триумф архитектурного искусства. Оно построено по заказу Еврейской религиозной коммуны во времена Данцига и до сих пор является одной из выдающихся достопримечательностей города. Более двух тысяч людей могут одновременно участвовать в службе. Мы с Сюзан намеренно прибыли в святой дом в будний день, в перерыве между службами и попросили о встрече с раввином Шломо. По просьбе Сюзан, я взял на себя разговор со святым человеком... 

      - Рав Шломо, извините за непрошенный визит, мы американские родственники одного из бывших прихожан Синагоги, покойного Исаака Горовского… Мы можем поговорить с вами об Исааке? Если у вас нет времени, мы вернёмся снова в любое, удобное для вас время…
      - Слуга Всевышнего обязан найти время для помощи праведным людям из любой страны, в их праведных делах... Дело, которым вы занимаетесь в Польше я не считаю праведным…
      - Рав Шломо, мы хотим только поговорить, я ещё не успел попросить вас о помощи…
      - Я знаю о чем вы спросите! Пустые хлопоты! В этой стране запросы на реституцию имущества только поднимут новую волну антисемитизма и спровоцируют погромы...
      - Рав Шломо, рассуждения о праве человека на личное имущество и о справедливости при решении споров являются одними из основополагающих в Торе...
      - Мы должны забыть прошлое, простить и начать будущее нашего народа с чистого листа...
      - А как же быть с заповедями: не кради, не желай дома ближнего, не желай ничего, что у ближнего? У вас получается, что эти законы действуют только для евреев…
      - Они для всех праведных людей… В наше время таких людей не так много...
      - Где Исаак Горовский хранил оригиналы документов на недвижимость семьи в Польше?
      - Ищите и обрящете... Ваша подсказка в деталях, в вещах... 
                *** 

      Раввин всё знает, но не скажет… На одной из фотографий старик Горовский изображен на входе в Польский коммерческий банк (PBK). Все фотографии старые, чёрно-белые, а эта современная. Что, если это подсказка о том, что документы хранятся в ячейке банка... Сколько отделений PBK в Гданьске? Ответ поисковика – 8. Какое из отделений выбрать? Мы ведь не можем обращаться во все отделения поочередно – это вызовет подозрения охраны... Скорее всего нужно остановиться на ближайшем отделении к месту жительства старика... Допустим, мы определим отделение – как открыть ячейку? Поисковик заявляет, что это достаточно трудная задача: «Надёжность хранения ценностей в ячейках PBK гарантируют три уровня контроля посетителей: проверка удостоверения личности, наличие персонального ключа клиента и восьмизначный код доступа». Комбинация паспорта и официального завещания Горовского, по всей вероятности, сможет послужить Сюзан в качестве документа, удостоверяющего личность... Персональный ключ клиента имеется в наличии, но где взять восьмизначный код доступа?  На могильной плите Исаака я заметил странную особенность: даты рождения и смерти записаны в американском формате «месяц-день-год», хотя Иврит не предполагает изменения формата, в текстах на этом языке используется обычный европейский формат «день-месяц-год». Возможно Горовский заказал надпись с датами в американском формате для удобства своего племянника... Звучит неубедительно, скорее всего он сделал это для привлечения его внимания... Что если последовательность дат является кодом доступа? Получается шестнадцать цифр: 0512192908012018, восемь лишних... Но Исаак не мог знать дату своей смерти… Оставить только дату рождения - примитивно, но возможно… Он всё-таки знал год даты смерти – врачи в июле ему обещали пару месяцев... Тогда, если убрать день и месяц, останется двенадцать цифр: 051219292018, всё равно четыре лишних...  Если из обеих дат убрать порядковый номер столетия, останется только восемь цифр: 05122918…  Этот набор больше похож на хитрый код... Если же он поступил стандартно,  получается простой вариант кода: 05121929… Какой из вариантов верный?
               
      Глава 5. КЛАД ИЗ ЯЧЕЙКИ

      Ранним утром в отделении банка РВК на улице Фарна практически нет клиентов. В большом лобби, освещенном развесистой, хрустальной люстрой, клиентов банка встречает молодой человек в темном костюме с приветливой, неискренней, американской улыбкой на приятном лице:   
      - Здравствуйте! Добро пожаловать в РВК. Чем могу служить, пану и пани?
      - Вы понимаете английский?
      - Понимаю, если разговор идет в рамках бизнеса банка…
      - Моё имя Сюзан Гор, я наследница клиента РВК Исаака Горовского, который скончался около года назад… Я точно не знаю, но предполагаю, что мой дядя владел банковской ячейкой именно в вашем отделении… Здесь его паспорт, мой паспорт и завещание Горовского… Можно проверить являлся ли мой дядя вашим клиентом?
      - У вас есть банковская карточка клиента?
      - Нет, я не смогла её найти…
      - Это не проблема, пани, я провожу вас в хранилище, там разберутся с вашим предположением...

      Приговор еще одного улыбчивого парня в приёмной хранилища ценностей звучит совсем скверно и предвещает нам долгие хлопоты:
      - В нашем отделении РВК нет клиента с именем Исаак Горовский…
      - Вы можете проверить это имя в других отделениях?
      - Теоретически это возможно, но согласно закону мы не имеем права разглашать личную информацию клиентов посторонним людям. Как выяснилось, уважаемая пани, вы не имеете никакого отношения к РВК…
          ***

      - Алекс, видимо Исаак не хранил документы в ячейке банка…
      - Сюзан, пока рано делать выводы, в Гданьске восемь отделений этого банка. Нам осталось проверить еще семь…
      - Мы не можем обращаться в семь отделений подряд…
      - Я, несмотря на ваш пессимизм, собираюсь осмотреть все семь офисов, садитесь в машину, нам нужно объехать оставшиеся. Начнем с отделения в районе, рядом с судостроительным заводом...

      В рабочем районе даже офис банка выглядит скромно, он занимает часть здания, его правое крыло. В левом, согласно весьма наглядной, рекламной вывеске — фрачная пара слившаяся в танце с вечерним платьем, располагается предприятие по пошиву одежды. Пошивочное ателье! Среди вещей Исаака в посылке муниципалитета почему-то присутствуют швейные принадлежности... Зачем совсем ненужная дребедень присутствует в наборе вещей первой необходимости, которые старик взял в больницу? Может быть подсказка? Стоит проверить…
В лобби пролетарского отделения РВК клиентов встречает женщина средних лет в деловом костюме с приветливой, искренней улыбкой на лице. Старая школа подготовки сотрудников… Всё тоже стандартное приветствие:
      - Здравствуйте, моё имя Ванда. Добро пожаловать в банк РВК. Чем я могу служить, пану и пани?
      - Вы понимаете английский?
      - Да, я прошла курсы, понимаю, если разговор касается бизнеса банка…
      - Моё имя Сюзан Гор, я наследница клиента РВК Исаака Горовского, который скончался около года назад… Я предполагаю, что мой дядя владел счётом и банковской ячейкой именно в вашем отделении… Здесь его паспорт, мой паспорт и завещание… Можно проверить являлся ли мой дядя вашим клиентом?
      - У вас есть банковская карточка клиента?
      - Нет, я не смогла её найти…
      - Пани, я сейчас вызову менеджера отделения…

      Опять паренёк в темном костюме, при галстуке, новой школы, с американской улыбкой:   
      - Здравствуйте! Вы хотите проверить наличие счёта или факт существования у клиента банковской ячейки?
      - Я хочу вскрыть банковскую ячейку…
      - Нам нужно пройти в офис и проверить имя вашего родственника в Базе данных. Следуйте за мной, пожалуйста… Поздравляю вас, пани — Исаак Горовский действительно клиент нашего отделения, извините, я оговорился, был нашим клиентом... У вас есть ключ?
      - У меня есть ключ…
      - Вы знаете код доступа?
      - Я нашла цифровые коды в записях дяди, но не уверена, что они для банковской ячейки…
      - Пани, я вынужден предупредить: по нашим правилам, у вас есть лишь две попытки ввода кода. Если оба раза код окажется неверным, следующее вскрытие ячейки производится работником банка в присутствии офицера полиции, после основательной проверки ваших полномочий… Хотите рискнуть?
      - Я хочу рискнуть!
      - Нам нужно пройти в хранилище, ваш спутник, пани, должен подождать в моем офисе…
      - Алекс, какой код попробовать первым?
      - Хитрый вариант первым!
                ***

      - Пани, вставьте ключ и наберите код…
      - Ноль, пять, один, два, два, девять, один, восемь…
      - Ещё раз поздравляю, пани — у вас получилось открыть ячейку с первого раза… Я оставлю вас на время, когда закончите с делами — нажмите, пожалуйста, эту кнопку…
          ***

      - Алекс, в этой коробке старые военные награды… В шкатулке —  дорогие, антикварные серьги и мужской перстень с инициалами ДГ...  В конверте — пожелтевшие от времени бумажные страницы с гербами, подписями и печатями, видимо оригиналы документов на недвижимость...
      - Забираем всё, будем разбираться со всем этим добром в отеле…
                ***

      - Сюзан, нам доставили шампанское и шоколад...
      - Я заказала — нужно выпить за нашу победу. Я сейчас появлюсь, наливайте...
      - Мы уже победили? 
      - Я считаю — да, мы сегодня выиграли первое сражение…
      - Вы фантазёрка, Сюзан…
      - Первый комплимент, надеюсь не последний…
      - Я ведь работаю на вас, Сюзан…
      - Уже вечер, ваши служебные обязанности закончились. Сейчас мы просто мужчина и женщина рядом. У нас есть надежная крыша над головой, тихая музыка, шампанское и вкусная еда. Горят две свечи. Очень романтичная обстановка, расслабьтесь и получайте удовольствие...



       
   
               


Рецензии
Как я и думал, автор не подвёл мои ожидания. Динамическое повествование, большое количество живописных деталей, диалоги... все это могло бы быть использовано при создании художественного тематического фильма.

Юрий Карфиоль   27.10.2019 03:45     Заявить о нарушении