Воспоминания. Мое жилье

       Сегодня шел по своему родному поселку и встретил своего бывшего соседа по бараку А.К., в котором я жил до 1962 года. Поговорили, вспомнили соседей и прошлое. И я решил описать тот барак, где мы жили.
Так что же такое барак. Это длинное одноэтажное деревянное помещение с коридором, двери от которого ведут в комнаты, где живут семьи или одиночки. Еще бывает барак тюремный, где вообще нет коридора. А вдоль стен расположены деревянные нары. Я, слава Богу, не видел такого барака. А вот в бараке с коридором и комнатами жил сам. Туалет (сколоченный из досок, с толчком – дыркой.) на улице, за 100 – 200 метров от дома. Туда бегали все из окружающих бараков. В наш бегали из двух бараков. А в них жило семей тридцать. В туалете между мужской и женской половиной часто были дырки, любопытных хватало с обеих сторон.
       Вода в колонке, тоже за метров 200-300 от дома. Особенно туда трудно было ходить зимой. Зимой ее утепляли, ставили деревянную изгородь вокруг колонки и туда засыпали опилки, а сверху делали крышу. Получался такой маленький домик набитый опилками. Но тогда зимы были морозные, и часто вокруг колонки образовывалась ледяная горка, не подойдешь. Посыпали песком, делали во льду ступеньки, но все заливало водой и все снова леденело. До воды (до крана) надо было вползать. Вползаешь, ставишь ведро на вырубленную в ледяной горке площадку, нажимаешь ручку колонки, вода льется в ведро. И вот оно полное. И теперь наступает самое главное действо - надо осторожно с полным ведром спуститься с этой ледяной горки. Горка то вроде небольшая. Но и ты ведь небольшой, а ведро то большое. Вот и сползаешь осторожно. Было несколько случаев - ведро опрокидывалось и снова в горку лезешь-наливаешь и сползаешь с горки. Бывало вода замерзала в самой колонке, тогда приходили дяди и отогревали ее паяльными лампами. Летом все было гораздо проще. Подошел, налил воды и спокойно несешь ее до дома. Правда, тяжело было носить целое ведро. Я часто наливал меньше и ходил по воду несколько раз. Сейчас колонки - крайняя редкость Особенно много воды потреблялось во время стирки. Во-первых, тогда все белье стирали в корыте, замачивали, а затем стирали на стиральной доске, а затем кипятили в больших оцинкованных баках  на керосинках или керогазе, а зимой на плите в печке. Ну а потом, полоскали в том же корыте. Воды для стирки нужно было много. Тогда все постельное белье было белым, а стиральных порошком не было. Пользовались хозяйственным мылом и содой. Стиральных машин тогда еще не было, да и покупать их не было никакого смысла, все равно воды то в доме не было, ни холодной, ни тем более горячей.
      В нашем бараке жило восемь семей. Наша семья из 4-х человек в комнате метров двадцать пять-тридцать. Еще двое соседей имели по две комнаты. Это были родители А.К. и еще одна семья  Ку. У остальных было по одной комнате. У Акс была одна комната, а там жило четыре человека, и она была меньше нашей. У девушек тоже одна, но большая – метров 20 на двоих. И были еще три малюсенькие комнаты по метров двенадцать. Там жило по два человека. Кухни, ванной, естественно не было. Отопление печное. Коридор был заставлен столами с керосинками и керогазами. На них варили еду. Но зато вокруг барака было много зелени. У каждого под окном что – то росло. У нас малина, у кого - то – яблони, вишни. Были огороды. Своя картошка. Были полянки, где можно было поиграть. И, самое, наверно, главное, все дети очень общались друг с другом. Еще был столик около дома. Простой из досок и ножки из стволов деревьев, вкопанные в землю. Я очень любил за ним читать книги, сидеть и слушать соседей. А еще, сидя, на скамейке, загорать. И, вообще, любил рано утром выходить на улицу, в еще мокрую траву. И бродить по ней.

О своей комнате в бараке.

      Итак, что такое барак я уже написал. А теперь хочу описать нашу комнату. Почему? С ней связано все мое детство и юность. Комната была метров двадцать пять-тридцать. Квадратная. С двумя окнами с простенком между ними. С печкой у противоположной стены. В этой, по сути небольшой комнате, жили четыре человека - три женщины и я – мальчик. Печка была любимым местом всей семьи, особенно приятно было сидеть у горячей, хорошо протопленной печки, долгими зимними вечерами и слушать как бабушка читает книжку и ждать, когда мама придет домой с работы. Слева от печки была дверь в комнату, ведущая в общий коридор барака. Пространство между печкой, дверью и одной из стенок комнаты был отгорожено фанерной перегородкой под кухню, там стоял столик на котором готовили пищу, электрическая плитка (когда стали пользоваться электричеством без лимита) и умывальник. В этой же кухне мылись в корыте, стирали и, вообще. делами всю хозяйственную домашнюю работу. Посреди комнаты стоял огромный дубовый темно-коричневый стол с раздвижными крышками в торцах стола. Стол этот был достопримечательностью семьи. Редко у кого был такой богатый стол. Во всяком случае, такого стола  я больше ни у кого не видел. Когда стол раздвигали, за него могли сесть пятнадцать – двадцать человек. А для меня он был любимым местом для игр, я часто прятался под ним и играл в свои игрушки. А когда стал побольше, прятался там, когда меня за что-то ругали. Справа от печки стояла кровать, на ней спала бабушка, а напротив этой кровати стояла вторая, широкая, на которой могли спать двое – на ней спали мама и тетя. Я спал на диване стоявшем у стены со стороны кухни. Диван был с высокой спинкой и боковинками в виде валиков. Иногда для меня ставили раскладушку, если взрослые спали по-отдельности. Между кроватями стоял старый, тоже темно-коричневый шкаф из фанеры. Он, по-моему, простоял у нас до самого переезда из барака в новые дома. В промежутке между окнами стоял мой письменный стол, за которым я делал уроки. А в углу комнаты между диваном и письменным столом стоял буфет. Самый интересный предмет мебели в доме. Он тоже был темного цвета, такой большой, внушительный, двухэтажный. Низ был большим и тяжелым, верх очень высоким, т.к. он состоял из закрытого шкафа с  полками  и пространства между нижним и верхним шкафом, которое образовывало еще одну полку, но открытую. В шкафу были всякие интересные вещи – посуда, особенно мне нравилась металлическая из алюминия (миски и кастрюли), ими можно было безопасно играть. Продукты – их можно было таскать и есть. Хотя у нас дома всегда была еда и мы не голодали – утащить кусок черного хлеба, да еще с солью, и съесть его на улице, было любимым занятием. Там хранились ножницы, ножи, нитки, аптечка, да мало ли что еще, необходимое в хозяйстве и привлекавшее мое любопытство. Я любил нашу комнату, я в ней чувствовал безопасность и теплоту.

Как мы сажали огороды и как выживали.

      Я помню огороды вокруг нашего барака - у кого то небольшой кусок земли под окном, у кого то участок у дома, а у некоторых участки подальше, за сараями, в которых мы хранили дрова и всякую рухлядь. Весной, в мае, когда уже земля подсохнет, начиналась работа на огороде. Чистка участка, вскапывание земли. Потом сажали картошку, морковь, горох, свеклу лук, огурцы и помидоры. На дальнем участке сажали картошку. Сам я в то время был маленьким и мало участвовал в работах на участке, в основном ел, что там вырастало. Но когда подрос, тоже вскапывал землю, боронил граблями, помогал сажать картошку. Прекратили мы сажать огород где-то в году 58. А он нас сильно выручал. Картошки нам хватало до февраля-марта, а морковь и свекла у нас были до лета. Помидоры, огурцы были только сезонными, только осенью.
      Так проходило мое детство и отрочество.


Рецензии