О кофиях. Какого рода кофе

В пятом или шестом классе учительница русского языка вызвала отвечать одного за другим всех учеников нашего класса. Задавала она каждому один и тот же вопрос: Какого рода кофе? Все вызванные один за другим отвечали одинаково: среднего.

Я недоумевала: какой ответ хочет услышать учительница? Ведь ясно как день: кофе - оно, моё кофе - средний род.

Я как лучшая ученица была вызвана последней и ответила, как все: среднего рода. Учительница громко вздохнула, как простонала, и ничего не сказала.

Дома я рассказала маме о непонятном поведении учительницы. Мама, предвкушая удовлетворение от того, какая грамотная у нее дочь, спросила, как я ответила.

- Ответила, что среднего рода.

Мама очень рассердилась. Однако, причину своего гнева она не объяснила.

Я недоумевала дальше: что может быть неверного в том, что "кофе" среднего рода? Интернета в те времена не было совсем, словарей русского языка не было у нас дома. Были словари русско-французский и русско-немецкий, можно было бы справиться по ним, но это не пришло мне в голову.

Откуда мне было знать, что  "кофе" мужского рода? У нас в семье кофе никогда не пили и о кофе не разговаривали. Думаю, что и в других семьях кофе не было. Думаю, что и в магазинах его не было. Как не было в магазинах сгущенки, да и много чего в магазинах не было.

Наш класс был "сборным". Другие пятые классы были сформированы уже в начальной школе. В них ученики учились вместе с первого класса. А в нашем классе были дети из недавно заселенных новых пятиэтажек-хрущёвок, недавние барачные дети. Только с двумя девочками я была знакома с первого класса. Все дети, кроме меня, были из рабочих семей, у их родителей не было блата и, следовательно, возможности доставать кофе. Да и потребности такой не было. Зря учительница русского языка не отнеслась с пониманием к нам и к нашему невежеству.

Но откуда знала мама, что  "кофе" мужского рода? Она рассказывала иногда о своем голодном военном и послевоенном детстве, когда они варили картофельные очистки и лебеду. Кофиёвничать им и подавно не приходилось. Должно быть, ей преподали в школе, что  "кофе" мужского рода. И еще она слышала разговоры о кофе от дам, сосланных в сибирское село Дзержинское. В этом селе жили в ссылке жена - или уже вдова - генерала Власова и жены - или уже вдовы - бывших министров Латвии. Генеральша и жены министров не снисходили до общения с чернью, но все равно об их страданиях без привычного им кофе моя мама тогда наслышалась достаточно.

Встретив у Николая Лескова слово  "кофий", я сообразила, что "кофе" как производное от него унаследовало от него и мужской род. Но долго длилось мое неведение относительно правильного грамматического рода злополучного "кофе". Поэтому я рада, что правила русского языка демократизировались и теперь допускается использовать  "кофе" и в среднем роде. Возможно, что мои однокашники из яслей и детского сада и мои одноклассники и сейчас по привычке используют слово  "кофе" - оно, мое кофе - в среднем роде. Ведь кофийком мы не баловались, кофиёв не распивали, откуда же нам было знать, какого рода этот самый  "кофе".

Примечание

Из https://lifehacker.ru/kakogo-roda-kofe/
«Кофе» как существительное среднего рода использовали писатели Андрей Белый и Алексей Толстой. В произведении Михаила Булгакова «Записки покойника (Театральный роман)» встречается такое предложение: «Кофе в чашке стояло на письменном столе». А Иван Бунин, Владимир Набоков и Иосиф Бродский употребляли и мужской, и средний род. Герои романа Набокова «Король, дама, валет» пьют «утренний кофе», а в русском переводе «Лолиты» сам автор утвердил вариант «утреннее кофе».


Рецензии
Алёна, грамотный человек без размышлений всегда скажет "чёрный кофе" или "вкусный кофе". Разговорный язык тоже должен быть правильным.

Светлана Шаляпина   23.12.2019 17:54     Заявить о нарушении
В шестом классе не все люди стопроцентно грамотные, а если еще при них никто никогда не говорил о кофе, то простительно и не знать, какого он рода.

Алёна Шаламина   23.12.2019 18:34   Заявить о нарушении
Конечно, я согласна с Вами, Алёна. То, что я написала, относится к настоящему времени.

Светлана Шаляпина   23.12.2019 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.