Уголок
Все мы по молодости были молодыми, горячими и быстрыми «на расправу» (в принятии решений). Правильных или не правильных, это совершенно другой вопрос. В общем, скорые на суждения, отталкиваясь от своего сегодняшнего восприятия мира. И, конечно, бестолковыми, как и абсолютное большинство молодых людей. Амбиций было всегда много, а умения ещё практически никакого. Вот один пример из моего опыта, произо-шедший в техникуме.
Однажды, во время работы мастером производственного обучения в техникуме (пусть будет колледже, но я никак не могу принять новое название этого среднего учебного заведения), я убедился доподлинно, что представляет собой убеждение личным примером и только им! Как это исключает одним махом все кривотолки и жалобы на свою «несчастную» судьбу всех окру-жающих. После этого случая не было ни одной жалобы от уча-щихся этой группы, что кому-то досталось слишком тяжёлое задание, не то простое, что другим, просто никак невыполнимое задание. Остались так, в основном мелкие производственные вопросы, типа, как лучше сделать и быстрее, но жалобы «на свою судьбу» – больше ни одной!
Одному мальчишке (студенту, учащемуся – как хотите, назы-вайте) было выдано задание: отрезать ножовкой по металлу пять кусков уголка, размером сорок пять на сорок пять миллиметров. Это уголок со стороной четыре с половиной сантиметра. Когда раздал уже задание всем и пошёл «курить», то я услышал, разда-вавшийся на всю мастерскую, его громкий, предельно возмущенный несправедливостью голос, так сказать, в никуда, однако, чтобы я хорошо услышал. Что, мол, ему одному дали самое непосильное задание из всей группы. Пойдя на звук «праведного гнева» этого «рабочего человека», я довольно быстро нашёл автора этих «праведных» человеческих возмущений. Да он, в общем-то, и не скрывался, что это он и не пытался спрятаться в толпе своих товарищей.
- Павлик, в чём же возникла у тебя проблема? Почему столько шума – спросил я его, ещё никак не успокоившегося «мученика».
Ответ был в тех же возмущённых тонах, только не таких громких. Всё-таки, надо отметить, скандалистом он не был. А спустя несколько дней выяснилось, что он был из ряда будущих хороших мастеров-рукодельников. Тогда уже от меня в его сторону последовал следующий интересный вопрос:
- У тебя часы есть? – И получив на этот мой «провокацион-ный»» вопрос, утвердительный ответ, продолжил. – Засекай, только внимательно, время, я на каждый рез уголка беру три минуты.
Время на процедуру попросил, конечно, с запасом, а то вдруг неожиданно что-нибудь пойдет не так, а это подорвёт немного мой авторитет «умельца на все руки».
И взял в руки ножовку. Сделав первый рез, спросил его, чувствуя, что время ушло намного меньше, чем я у него просил ожидал сам затратить. Он слегка растерялся:
- Сколько времени я потратил? – был вопрос оторопевшему работнику.
- Сорок пять секунд… - Был негромкий, смущённый его ответ, а за всей этой сценой, естественно, наблюдала вся группа: инте-ресно же, как «мастак» справится с поставленной задачей! В любом случае развлечение: или «мастак» «лоханётся», или над товарищем можно будет посмеяться, он же так демонстративно возмущался.
- Вот, а у тебя на пять резов – три часа! Ты и выспаться ещё успеешь! – Он молча выслушал мой вердикт.
С тех пор и до конца практики все выполнял задания уже без возмущений, как, впрочем, и все остальные учащиеся, какое бы задание им не давал: сказал мастер – обязательно, к выполнению! Значит, оно вполне посильное за отпущенное время.
Тут я окончательно убедился про «личный пример». Если бы начал просто убеждать его, то неизвестно, сколько времени заняла эта бесполезная дискуссия между оппонентами.
А парень, что интересно, оказался действительно очень спо-собный, как раз из тех, у кого руки из нужного места растут, откуда и надо. Главное, надо было голову немного направить в нужном направлении. В пятнадцатилетнем возрасте это довольно большая редкость.
Свидетельство о публикации №219100601822
Наталья Скорнякова 15.01.2021 21:44 Заявить о нарушении