Нано сапиенс. Охота на слова

При наличии у меня немалого количества справочной литературы, ни в одном бумажном словаре я не нашёл не только словосочетания НАНО САПИЕНС, но и слова НАНО. Слова новые и не успели ещё путём оформиться, а самые новейшие словари до меня не доходят,  кроме того, я стараюсь не покупать самых новейших, всё равно они скоро устареют и придётся им пылиться на книжных полках. А самый универсальный и самый доступный словарь-справочник – это интернет. Но, это надо признать, и в интернете не всё найдёшь в удобоваримом виде. Иногда приходится долго искать, а потом долго определять достоверность всего найденного.

Есть ещё один путь поиска нужных сведений. Только должен предупредить, что когда я об этом рассказываю, нередко слышу усмешки. Воспитанные в условиях советского атеизма люди просто не верят в это.

В Евангелии от Луки цитируются слова Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (гл. 11, стихи 9-10). Но это положение действует только при добрых намерениях.

Занимаясь охотой на слова, я нередко задаю вопросы, а потом в нужный момент чётко знаю, что написать. Бывает, что книгу вдруг открываю на нужной странице и сразу вижу то, что мне надо. Около пяти лет назад я понял, слушая лекторов КОБ (Концепции общественной безопасности), что алкоголь вреден в любых количествах, но не решился резко отказаться от него. Но был момент, когда я наглядно увидел, в чём его вред, и перестал употреблять водку, вино и пиво. А потом был другой момент, когда я вслух спросил, почему при употреблении небольшого количества вина или водки наступает как бы эйфория, короткий эффект радости. Задал вопрос и забыл о нём. А когда однажды проезжал на велосипеде вдоль речки Дюссель, то  получил одномоментно столько информации, что остановился от удивления и  несколько дней и ночей переваривал полученное, да и после всплывало что-то новенькое в этом плане.

Так вот, услышав краем уха про нано сапиенса, я сперва отмахнулся. Зачем время терять? Якобы олигарх, миллиардер Михаил Прохоров, которому поручили в своё время курировать Сколково и заняться этим нано, провалил идею, загубил её на корню, точно так же, как электромобиль, как отечественный биатлон, смотреть который по телевизору стало совсем не интересно.

А вот первый же запрос в глобальной сети вывел меня на интереснейшие материалы, в частности, на электронный вариант книги Владимира Кишинца «Nano Sapiens, или Молчание небес».
 
На первых страницах книги автор предсказывает судьбу человечества по Фридриху Ницше, но с учётом новейших технологий в области информации и цифровизации. Впрочем, я цитирую с сохранением стилистики  и знаков препинания автора:

«Где мы находимся сегодня?
Используя поэтические образы Ницше - мы сегодня вступили на самый последний участок нашего движения 'по канату натянутому над пропастью.
С момента осознания возможностей нанотехнологий мы приблизились к следующему, новому этапу существования мыслящей жизни на земле. Человек в результате перехода исчезнет и его место займет нечто иное. Однако это будет не 'сверх-человек', не 'супер-человек', не 'после-человек', а совершенно 'не-человек', небиологическое живое существо, в которое перейдем все мы с нашими знаниями, с нашими умениями, с нашим разумом, но оставив за бортом все присущие нам биологические пороки и недостатки...
Теория перехода нашего существования, нашего мира в иную реальность пока еще воспринимается как фантастика. Как воспринималась бы всего сто лет назад простая плазменная телевизионная панель».

Вторая глава книги называется «Дневник», и она начинается с рассказа о том же, что испытал и я на себе. Только его вопрос оказался масштабнее. Впрочем, меня не раз посещали идеи устройства Вселенной, которые, ну, никак не совпадают с официальной наукой. Я не верю в пребывание  американцев на Луне, не верю сообщениям о снимках с периферии Вселенной, о посадке американских аппаратов на далёких планетах и их спутниках. И мне не раз подсказывали и по движению планет по спирали, и по Антарктиде, и по заморозке полюсов, добыть ресурсы которых можно лишь при достижении высокого уровня технологий.

Снова текст от автора. Цитата большая, но она точнее передаёт содержание, чем любой пересказ.

Итак, пишет Владимир Михайлович Кишинец,   координатор Ассоциации футурологов, кандидат философских наук, инженер-электронщик, социолог, международный эксперт, журналист:

«На днях со мной произошел необычный случай. Сегодня решил записать. Иначе могу забыть детали, хотя довольно трудно подобрать слова для описания. Это было что-то вроде озарения, как не глупо такое читать. И все-таки это, наверное, самое адекватное описание, которое приходит в голову. Где-то в середине дня, без каких-то внешних причин, что-то сработало в голове, и я вдруг понял, внутренне осознал, что знаю.
Знаю, почему мы не видим никаких следов разумной жизни во Вселенной, и знаю, как это связано с нанотехнологиями!
Полное впечатление, что знание это пришло в голову извне, как будто кто-то вложил его в мой мозг в нераспечатанном виде. Самое удивительное, что я совершенно не думал на эту тему - Вселенная, разумная жизнь, нанотехнологии и т.д. Я даже не предполагал, что такая тема вообще может существовать! И вдруг совершенно отчетливо понял - я это знаю!
Да, вот еще что интересно. Ощущение знания не было конкретными мыслями или словами, просто некоей уверенностью. Просто внезапно почувствовал, что знаю, в чем тут дело, и все, но при этом не осознавались детали этого знания. Так бывает, когда вас спросят, знаете ли вы, например, формулу квадрата суммы двух чисел или еще проще - сколько будет семью восемь. Вы скажете, что знаете. И вы на самом деле знаете. Но в то же время для того, чтобы написать формулу или произнести "пятьдесят шесть", вам потребуется некоторое усилие, некое копание в памяти, прежде чем эта формула или эта цифра реально проступит у вас в сознании. То же самое, или что-то похожее было и тут. Я знал, что знаю, но лишь спустя некоторое время и с некоторым усилием стала развертываться в голове зримая картина, стала постепенно открываться то одна, то другая деталь, поражая и удивляя, словно я вспоминал что-то важное и значительное, что знал раньше, но не придавал этому значения!
...Откуда взялось это новое для меня понимание? Не знаю. В знания, приходящие в голову "из космоса", я как-то слабо верю. Объяснение тут, я думаю, в том, что мозг имеет способность постоянно или иногда что-то анализировать, обдумывать, моделировать, так сказать, самостоятельно, без участия нашей воли. Насколько мне помнится, описано довольно много таких случаев. Периодическая таблица явилась, как известно, Менделееву в полной своей красе во сне, ну и т. д. Но Менделеев, безусловно, очень много и долго думал над упорядочением свойств элементов вещества, так что это был вполне объяснимый результат.
Впрочем, и со мной это случилось не на пустом месте.
Во-первых, пару месяцев назад где-то мелькнула заметка, что якобы некоторые специалисты самой большой загадкой природы считают полное отсутствие каких-либо признаков разумной жизни во Вселенной. Об этой проблеме я, конечно, знал и раньше. Но такая ее радикальная оценка как-то удивила и врезалась в память.
Для тех, кто не в курсе. Суть этого вопроса в том, что в соответствии с универсальными законами вероятности в космосе, где имеются мириады солнц, обязательно должны существовать многие тысячи миров, населенных разумной жизнью, при этом большинство из них должно находиться на существенно более высокой ступени развития, чем наша цивилизация. А это, в свою очередь, по мысли большинства ученых, должно означать, что цивилизации эти излучают электромагнитную и другие виды энергии в масштабах, значительно превышающих земные, и не заметить такие искусственные потоки излучения мы просто не могли бы.  Но их, этих признаков разумных миров, нет совершенно. Этот феномен иногда называют загадкой молчащей Вселенной или, по латыни, Suentium Universi, молчащая Вселенная».

Я прекращаю цитировать книгу, заинтересованные сами найдут, а я займусь словом, точнее,  понятием   Nano Sapiens, по-русски  буквально Нано Мудрый. Образовано понятие по тому же принципу, что и Homo sapiens, то есть Человек разумный.

Нано (русское обозначение: н; международное: n) — одна из приставок, используемых в Международной системе единиц (СИ) для образования наименований и обозначений десятичных дольных единиц.
Единица, наименование которой образовано путём присоединения приставки нано к наименованию исходной единицы, получается в результате умножения исходной единицы на число 10;9.
Иначе говоря, вновь образованная единица равна одной миллиардной части исходной единицы.
Наименование приставки происходит от лат. nanos — карлик.
В качестве приставки СИ принята XI Генеральной конференцией по мерам и весам в 1960 году одновременно с принятием системы СИ в целом. До 1967 года называлась миллимикро (русское обозначение: ммк; международное: mµ).
Нано часто используется для измерения
электрической ёмкости  - нанофарад,
времени  - наносекунда,
длины - нанометр. (По материалам Википедии)

Люди, знайте, если цифровизация  с использованием нанотехнологий пойдёт по тому пути, который определили сегодня лидеры западных стран и их финансовые хозяева, то человечество обречено. На наших глазах капитализм пожирает сам себя, уничтожая всё, что накоплено в организации общества веками: самого человека, семью, образование, медицину, общественное устройство, национальные государства, международное право и так далее. Противостоять этому могут только хорошо организованные и достаточно информированные люди. А это зависит от самоорганизации, самообразования, самовоспитания, самопросвещения и самостоятельности общества в целом и каждого человека. Пора начать думать.


Рецензии
Спасибо! Мы то знаем, что ничего хорошего от цифровизации не жди. А толку то. Вы пишете о лидерах западных стран, но и восточные страны хороши, я уже не говорю о нашей стране. А в целом спасибо. Правильно сделали, что написали об этой проблеме. Всего Вам наилучшего!

Игорь Тычинин   08.10.2019 05:55     Заявить о нарушении
Спасибо вам за внимание к моим трудам.

Александр Ерошкин   08.10.2019 07:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.