Краковские выходные

Вопреки всем прогнозам, дождя не было. Наоборот, день задался солнечный и жаркий. Четвертое октября. Я в маршрутке. Еду в аэропорт.
Маршрутка ползет. Постоянно останавливается. Душно. Тем нестерпимее это, что впереди меня ждут выходные в Кракове. И программа минимум. Нет не музеи и достопримечательности. Пожалуй, это я переросла. Улицы. Уличная жизнь. Атмосфера другого города. Кофейни. Студенты. Дворники. Кошки. Старики на лавочках в парках. Еда на вынос. Пьянчужки. Нарядные дамы.

Новые чувства. Новые ощущения. В этом отношении я настоящая жадина.
В Кракове обещают дождь, но ведь и в Харькове обещали. Но солнце. Везде царит солнце. И так всегда 4 октября. Каждый год. Я знаю, потому что в этот день у подружки день рождение и мы обычно отмечаем его вместе в каком - нибудь ресторане, а потом еще полночи гуляем. Но не в этом году. В этом году она в Риме. А я в Кракове. Но я обязательно подниму бокал за ее здоровье. И произнесу тост, который мы произносим уже 20 лет : " За нас, девочек! "
Несмотря на попытки водителя маршрутки ползти как черепаха, в аэропорт мы все -же доехали вовремя.

У входа стоял длинный белый лимузин. Внутри повышена охрана. Кого - то ждут важного. И еще военные. Много. С рюкзаками. Тоже куда - то отправляются.
Людно.

Почти каждый месяц добавляются рейсы и новые направления из Харькова в Европу. И хотя аэропорт относительно новый, становится заметно, что еще немного и с пассажиропотоком он не справится. В зале ожидания мало свободных мест, кафешки забиты под завязку.

Еспрессо. Горький. Беспрерывно жужжит кофемашина. Телефонные звонки. Разговоры. Стучат каблучки стюардесс. Посадка.
У меня второй ряд. Место С. Я хорошо вижу кабину пилотов, приборы управления, самих пилотов. Стандартные улыбки стюардес. Искренние улыбки и печали пассажиров. Суета. Толкотня в середине салона. Багаж над головами. В самолете тоже жарко. Но куртку я не снимаю. В предыдущем полете, на высоте, замерзла как собака.
Пилоты объявили что - то на польском. Ничего не поняла.

Самолет закрыли. Стюардессы достали жилет. Рассказывают о технике безопасности. Мы пристегнулись. Самолет пошел на разворот. Потом остановился не на несколько секунд. Заработали двигатели. Шум. Отрыв от земли в небо. Головокружительные ощущения и восторг. А через мгновение - снежная долина облаков. Маленький промежуток времени, но какая гамма чувств!

Я не боюсь летать и это здорово. Страхи лишают нас многих вещей. Их тяжело победить. Почти невозможно. Поэтому я так рада, что не боюсь летать.
В наушниках звучит Bausa "Was Du Liebe nents". И мне хорошо.
Через два часа мы приземлились в Кракове. Сели в автобусы с надписью "non shengen". Прошли паспортный контроль. Вышли на улицу. Напротив аэропорта большая четырехэтажная парковка, такси, автобусная остановка. Здесь можно купить билет. Моя гостиница в центре, мне подходит рейс 208. Билет можно купить здесь же в автомате за 4 злотые.

Но к автомату стоит огромная очередь. Автобус ходит каждые 20 минут и все же билет я купить не успела. Решила купить в самом автобусе.
А вот и он. Людей много. Сам автобус напоминает немецкий. Автомат с билетами где-то в центре. Но к нему подойти невозможно. Людей очень много. Здесь есть противоречие. С одной стороны в Кракове отличные дороги, дорожная развязка, в пригороде домики похожи на скандинавские, автобусы похожи на немецкие. Но с другой стороны, автобус ходит редко. Он битком набит людьми сидячими и стоячими, чего в принципе невозможно увидеть в том же Стокгольме. И ничем не отличается от украинских троллейбусов в час пик.

Хотя все же различие есть. В Украине я бы просто передала деньги за проезд водителю сквозь толпу и через пару минут получила б билет. Но здесь билет можно купить только в автомате и лично, во всяком случае просьба передать деньги к автомату - вызвала у поляков полный ступор. В Украине нет шанса проехать бесплатно, так как вездесущие кондукторы найдут вас в любой точке транспорта и пролезут как привидения сквозь любую стену пассажиров. Здесь же в конце концов я бросила попытки оплаты и проехала бесплатно.

Что еще меня удивило, так это то, что в автобусе было море людей с чемоданами огромными, что сильно усложняло дело. А еще люди не снимают рюкзаков со спины. В Харькове бытует выражение : "Для людей, которые не снимают рюкзак в транспорте, существует отдельное место в аду". В Кракове культуры рюкзаков явно нет. Что же касается чемоданов, то с ними в Харькове ездят либо на такси, либо на своей машине. Не то чтобы запрещено, но как -то не принято в Харькове с чемоданами ездить в троллейбусах.

В конце -концов я все же доехала до гостиницы. И так как она в самом центре города, то великолепие краковской архитектуры поглотило меня мгновенно. Архитектура - мой любимый вид искусства, и даже в родном Харькове я могу долго стоять и смотреть на старинные постройки. Замечу, Харьков город относительно молодой, так что фраза "старинные постройки" звучит здесь с огромной натяжкой. Если уж и ехать в Первую столицу за архитектурой, то , конечно же, за конструктивизмом, в этом отношении Харьков действительно впереди планеты всей.
Поселившись и закинув вещи в номер, я сразу же вышла бродить по городу. Без особого плана, иду куда глаза глядят.

И первое, что я нашла - был книжный магазинчик. Двухэтажный. С самой разнообразной литературой. И выбором литературы.
Так, книги по математике занимали два ряда шкафов от пола до потолка. Отдельные ряды книг по психологии, медицине, психиатрии, философии, зоологии, музыке, педагогике. Много. Какой хочешь. И совсем меня поразил целый шкаф книг по аутизму. В Харькове литературу по аутизму найти вообще невозможно. Тема не то что умалчивается, но она словно выпала из жизни и умов населения, хотя количество аутистов в Украине растет не по дням, а по часам.

Большой урон в этом отношении, и вообще для культуры и науки в целом, нанес запрет президента Порошенко на ввоз литературы из России. Как не крути, а книгоиздательства там крупнее, переводной литературы, в том числе научной, медицинской больше, а тема аутизма распростронена больше. Украинские издательства издают очень мало литературы, хороших переводов -капля в море, а рынок сбыта - это вообще "курам на смех".

Но вернемся в Краков. В книжный магазинчик. Кроме пьянящего изобилия книг, здесь были пуфики то тут то там, на которых многочисленные посетители сидели и читали выбранные книги, а на втором этаже были диванчики и столики. Заплатив одну злотую, тут же можно было выпить кофе или чай.

Провела я здесь не меньше пары часов и когда вышла , на улице было совсем темно.
Пошла бродить дальше. Вышла в самое сердце Старого города. Людей на площади очень много. Сплошь туристы. Музыка, уличные артисты, прогулочные кареты, огни светильников, пиво, веселье, смех.
Я зашла в кафе. Заказала блюдо с непроизносимым шипящим названием за 9 злотых. Это оказался суп, густой, кисловатый, с яйцами и колбасками. И маленькой горячей булочкой. Специфично и довольно вкусно. Привычно для славянина и непривычно для западного европейца.
Пошла дальше. Нашла бар. Заказала пиво. По телеку крутили какую - то спортивную программу. Подтянутые, красивые девушки - бегуньи заставили меня тысячный раз пообещать самой себе, что по приезду домой я начну бегать. Ясное дело, обещание я не сдержу.

Пиво я попросила налить местное. Но оказалось, что есть только в бутылках, правда все же польское. Ну... так себе.
Я может быть сноб снобом, и мне, честно говоря, не нравится, что в Харькове пиво разливается на каждом повороте и во дворах возле детских площадок, однако, однако, у нас оно кеговое, чаще всего крафтовое, мягкое и насыщенное одновременно. И оно прекрасное.

Я говорю и пишу много о напитках и еде. С моей точки зрения, культура еды столь же показательна, как и литература или искусство. Чтобы это ни было, картина художника или новый сорт кофе, это должно быть прекрасным.
Ранним утром столкнулась в гостинице с парочкой полек. Они грызли галеты с паштетом, запивали водой.
Почему не кофе или чай? Не знаю. Спросить не решилась.
Я иду на поиски кофе. Большой, горячей чашки кофе и традиционных краковских бубликов.

На улице дождь. Наконец-то надежды синоптиков оправдались. Дождь мне не помеха. Я в куртке с капюшоном, защитного зеленого цвета от Ostin, она путешествует со мной всегда и везде, в силу своей практичности. Однажды я видела в инстаграме страницу внедорожника, ребята много путешествовали на нем, и фотографировали внедорожник на разных континентах и в разных странах. Одному Богу известно, как он попадал с материка на материк, ну и этим ребятам. Так вот моя куртка вполне бы могла иметь такую же страницу, ибо объездила тоже разные страны.

Сегодня я хотела попасть в Галерею Краковску. Люблю большие супермаркеты. Но сейчас раннее утро. И даже кофейни пока закрыты. Так что я бреду наугад.
В этом отношении Харьков меня разбаловал. Супермаркеты, кофейни, аптеки - все работает практически круглосуточно. Возможно потому, что Харьков мегаполис с развитой промышленностью. Люди бегут на работу в самое разное время. Здесь все размереннее, многие конторы и магазины закрываются в 7, а в воскресенье вообще не работают.

Ага. Нашла открытую кафешку. Сетевая. Латте большой. Донатс с начинкой. Что-то непревычное. Красное. С привкусом болгарской розы. Вкусно.
Дальше пошла куда глаза гдядят и ноги ведут. Кастела св.Анны. Любопытно. Заглянула внутрь. Роскошно. Красиво. Искусство во всем своем совершенстве. Живопист и скульптуры эпохи классицизма. Наверное провела здесь часа полтора, рассматривая изображения и статуи святых. Мысли сами собой неслись ввысь. Это искусство - человек способен создавать эту красоту, да, способен чувствовать это, возможно становиться лучше. Но, увы, не каждый человек.
Потом пошла снова бродить. Монастырь капуцынов. Еще красивые здания. Умиротворенные скверы. Комфортные современные трамваи.

В конце - концов показалась Галерея Краковская, огромный ТРЦ. Шопинг, само собой, дело важное. Потом кебаб, кола. И снова Старый город.
Путь мой лежал к знаменитому замку Вавель, статуе Дракона - символу города, реке Висле.

Одно время я жила в Стокгольме. И замечу, пары - тройки часов вполне хватит чтоб обойти тамошний Старый город. С Краковом такое не пройдет. Кажется, Старый город здесь необъятен. А там, где все же он должен заканчиваться, он плавно перетекает в здания 18-19 веков. Что же касается современности, то возможно она и есть, конечно же есть, но кому она нужна, когда можно наслаждаться роскошной симфонией архитектуры старого города.
Дождь усилился.
Я нашла кафешку. Снова латте. Снова выпечка. Что-то похожее на украинский сочник, только круглый.
В кафе прохладно. Особенно не согреешься. Но все же без дождя, с розетками, чтоб подзарядить телефон.

Отсырев окончательно, заглянула в гугл карты, нашла путь к гостинице. И заснула.
Так прошел еще один день в Кракове.
Следующее утро принесло покой. Я наконец смогла поспать на новом месте, лежать спокойно и никуда не мчаться. Посмотрела в ю-тубе пару боев Ломаченко и Усика (бокс наше все), почитала новости. Выпила кофе, полистала книгу, которую купила вчера - Краковские легенды. История о краковском драконе была довольно обычной для этого жанра, а вот легенда о Краковских голубях оказалась на редкость печальной.

Король Генрих завоевал Краков. Теперь ему нужно было добиться коронации от Папы Римского. Казна после войны была пуста. Генрих обратился за помощью к злой колдунье. Она согласилась дать ему много-много золота, но в обмен на его храбрейших воинов. Король согласился. На следующее утро Краков проснулся от криков голубей, которые скидывали золотые монеты на город. Генрих понял, что его лучшие воины стали голубями, это был величайший стыд. Он собрал золото и двинулся на Рим, но уже не столько за короной, сколько за тем, чтобы отмолить своих воинов, вернуть им их прежний облик. Однако, по дороге в Рим он был отравлен. Не вернулся, ясное дело. А голуби до сих пор ждут его возвращения.

Кофе допит. Пора вернуться в реальность. И сегодня моей целью стал район Казимеж.
О нем я много читала. Этот городок изначально был построен евреями, здесь есть синагоги, арт -магазинчики, мастерские, здесь снимался фильм Список Шиндлера. В действительности, район довольно современный. Подстриженные газоны, новые многоэтажки, стеклянные балконы. Обычный европейский район. Не зная предыстории, саму историю можно и не прочувствовать. Правда, я все же нашла кафешечку в старом здании, сумрачную, с потемневшими фотографиями на стенах, деревянными столиками и вязаными крючком ажурными салфетками. Здесь я выпила нежнейший кофе с молоком и кардамоном.
Затем гуляла по пешеходному мосту через Вислу. И купила -таки знаменитый краковский бублик. Сверху он был присыпан солью.
.....


Рецензии