Политики и хозяйственники новой генерации

В стратегии и поведении президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова и министра здравоохранения Талантбека Батыралиева есть замечательное сходство, которое в определенной степени является приметой нашего времени и той политической системы и культуры, которая формируется в стране.

Первый является первым президентом страны, который не просто сменил мирным путем впервые в нашей истории предыдущего президента, но и победил на конкурентных выборах, которые тоже можно назвать первыми в этом смысле слова, потому что никогда прежде мы не видели таких альтернативных выборов и Сооронбай Жээнбеков, став уже президентом и тоже впервые в истории работает в условиях парламентско-президентской формы правления.

Что касается министра здравоохранения, то в его лице мы имеем руководителя, который перед тем, как быть утвержденным на должности министра здравоохранения Кыргызстана почти 20 лет работал в системе здравоохранения развитой парламентской республики (Турции) и что, чрезвычайно важно, принимал участие в реформировании тамошней медицины.

Поэтому оба эти политики нацелены на расширение социальной базы демократии и реформирование госсистемы управления, на привлечение и вовлечение как можно большего числа участников во все эти процессы. И не случайно, что президент страны объявил о программе поддержки регионов — чрезвычайно важной стратегии для развития страны, тогда как министр здравоохранения открыто признался, что региональные структуры министерства оказались более заинтересованными в освоении новых технологии и методов обслуживания пациентов.

Но что значит быть руководителем в демократической системе?

Граждане Кыргызстана получили уникальную возможность для демократического самообразования, внимательно наблюдая за тем, как ведут себя эти лидеры — каждый в своей сфере компетенции. Трудно даже представить, в какой сложной ситуации пребывают и президент страны, и премьер-министр, и министр здравоохранения — потому что они являются первыми, кто прокладывают дорогу в совершенно новое будущее, где нет никакого телефонного право, а действуют только нормы закона и прозрачность всех принимаемых решений. Для людей из авторитарного прошлого и Жээнбеков, и Исаков, и Батыралиев, и Атамбаев, который ушел во своей воле на пенсию, кажутся слабыми руководителями, они не могут запросто поменять неугодного руководителя, принять волевое решение и прочее. Однако, их сила кроется в неукоснительном следовании букве закона и если они принимают какое-то решение, то оно уже является хорошо проверенным и безошибочным и неизменно способствующим укреплению законности в стране и совершенствованию управления. Кыргызы хорошо знали об этом еще в далеком прошлом, когда говорили, что справедливая власть наводит порядок в стране и приводит к благосостоянию граждан. Но мы знаем теперь, что и власть справедливой бывает только когда она избирается народом и контролируется им. И в создании и укреплении именно такой системы больше всего заинтересованы и президент, и премьер-министр, и министр и экс-президент.

Для Батыралиева является обычным делом, когда перед назначением или утверждением в должности того или иного руководителя, он прямо говорит им: «Работай предельно открыто и честно, чтобы не было никаких нарушений, потому что все происходит в открытом режиме, все — прозрачно и слишком много глаз следят за нами — и ОНС, и пресса, и прокуратура, и депутаты. Сначала будет очень трудно, потому что сами контролеры будут часто вести себя неадекватно, но потом станет легче, когда общественность войдет в курс дела».

Я думаю, сегодня примерно тоже самое говорит Сапар Исаков своим подчиненным: «Я утвердил вас в этой должности, но вы никогда не должны забывать о том, что ситуация в стране принципиальна новая. В стране избран всенародный президент, первой обязанностью которого является соблюдение законности в стране, то есть осуществление контроля над всеми ветвями власти и над тем, как мы все работаем.»

И точно также можно представить, как сам президент страны Сооронбай Жээнбеков говорит своим подчиненным: «Товарищи, давайте, работать по букве закона, чтобы вся эта государственная система функционировала исправно и совершенствовалась. Забудьте о том, чтобы ставить свои кадры и зарабатывать на этом деньги и влияние, но обеспечивайте справедливые и честные выборы, назначения, открытость в принятии решений, результативность работы и давайте, продвигать реформы во всех сферах нашей жизни.»

Разумеется, есть и противник и враги такой системы, которые постоянно стремятся столкнуть наших лидеров говоря им: «Сооронбай байке, ну вы же всенародно избранный президент, да пошлите к черту этого зеленого премьера, делайте все назначения сами или «Сапар братишка, по новой конституции ты — первое лицо в стране, не слушайся президента, он — просто английская королева,» а Батыралиеву: «Вы же — министр, поменяйте нахрен всех директоров поликлиник без разбору, вот тогда врачи начнут уважать вас.»

И отношение общественности к таким руководителям будет неоднозначным. Будет много таких, кто критикует таких чиновников и стиль их работы, но в то же время среди граждан будет и нарастать число их сторонников. В любом случае за такими руководителями будущее.

Более строгий контроль над теми, кто нас лечит

Новые руководители осуществляют кадровую политику совсем по-другому. Это хорошо видно на примере министра здравоохранения. Только когда был расформирован Департамент здравоохранения Бишкека и у столичных больниц появился новый собственник в лице Минздрава, министр начал отбирать сотрудников на основании конкурса. Кто их прошел, с ними были заключены контракты, а шестерым — не продлили.

Все эти люди могли участвовать в конкурсе и снова занять свои должности но они не захотели этого сделать. Более того, как только они узнали о приказе не продлевать контракт — все шесть человек сразу легли в больницу. То есть не захотели участвовать в конкурсе, но и покидать должность не желают, прикрывшись больничными бюллетенями.

Данный конфликт не дал министерству продолжить конкурс, но в данное время работа в этом плане возобновлена. Сейчас с привлечением общественных организаций, а также различных НПО создана комиссия, которую возглавит новый статс-секретарь МЗ КР. Комиссия будет персонально изучать кандидатуры при отборе на руководящие должности. Таким образом прежним схемам действия приходит конец, это когда больничные листы открывались по телефону и ответственные руководители в сговоре с главным врачом зачастую прикрывались больничными.

В отечественной медицине в данное время внедряется переход к электронной системе, когда все будет фиксироваться онлайн и исправить что-либо будет невозможно. Предположим, что в приемную больницы поступил пациент в неотложном состоянии, его приняли в 9 часов, прием зафиксирован. Дальше можно отследить, во сколько его осмотрели, когда взяли анализы и так далее. Все действия будут под контролем.

Точно также Минздрав создает реестр лекарственных средств и национальную базу данных всех препаратов в режиме онлайн. Основную техническую подготовку специалисты уже закончили. В республике также на базе Департамента фармацевтики действует современная лаборатория, работающая по самым современным стандартам и оснащенная всем необходимы оборудованием и высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают тщательный контроль и сертификацию все фармацевтической продукции. Вклад в этом дело Рустама Курманова, прежнего руководителя департамента велик, хотя он подвергся несправедливым гонениям. А после завершения создания единой базы все лекарства, ввезенные в Кыргызстан, будут иметь единый штрихкод. Раньше у каждой фирмы был свой код, теперь лекарства можно будет отследить с момента изготовления на заводе и до момента реализации. Под контролем будет ввоз, реализация и даже складирование.

Это делается для того, чтобы обеспечить население качественными препаратами. Если даже возникнет осложнение от приема какого-либо лекарства, а порой они бывают. Информация об этом указана в инструкции к любому препарату. Все такие случаи должны быть зарегистрированы. Чтобы можно было отследить, были ли такие осложнения в других странах или организациях. Можно обратиться на завод- изготовитель, где случай будет проанализирован и сделаны соответствующие выводы.

Те, у кого честный бизнес, будут так же продавать лекарства и зарабатывать. Наша цель не бороться с фармбизнесом, а наводить порядок.

Конечно, потребуется время, чтобы система заработала на полную катушку и без сбоев, но работа в этом направлении уже идет. Наши врачи уже добились автоматической выдачи свидетельств о рождении. Далее хотят ввести автоматическую регистрацию медработников, это поможет разоблачению фиктивных дипломов.

Радует, что удалось наладить контроль за гемодиализными препаратами, потому что огромные деньги уходили именно туда, компаниям, которые на этом зарабатывали. Развивая государственно-частное партнёрство, удалось снизить стоимость гемодиализных услуг и напряженность с очередностью. Конкурентность между центрами, которые предоставляют данные услуги, будет только нарастать. Таким образом, пациенту представляется возможность выбора, где ему выгоднее проходить эту процедуру. Конечно, такой подход не понравится тем, кто построил на этом бизнес и зарабатывал большие деньги на препаратах и услугах. При этом те же самые компании лоббировали торможение процесса по развитию возможности пересадки почек в Кыргызстане.

Реформы и обновление идут более быстрыми темпами на местах и в регионах. Например, в некоторых южных регионах врачи пользуются передовыми технологиями, в то время как в столице это не очень распространено.

Это связано с тем, что все республиканские учреждения находятся в Бишкеке, и в каждом головном центре есть свои «ханы», сложившиеся традиции и методы правления. Они не хотят нарушать свою привычную жизнь и поэтому открыто сопротивляются.

Многие руководители отказываются от электронных систем. Они просто не знают как это удобно. А те, кто знает, что это такое, уже включились в программу и активно ею пользуются. В этом плане национальные центры отстают от регионов. Ошская детская областная больница, Аксыйская, Алабукинская больницы уже перешли к такой системе.

В республике существует влиятельная группа лоббистов, которая занимается реализацией биологически активных добавок, заинтересованные закупать данные препараты на готовые, бюджетные, средства государства, в контроле поступающих в Кыргызстан денег Глобального фонда по борьбе со СПИДом, малярией и туберкулезом, а также бюджетных средств, выделяемых на закупки различных лекарств. Вот почему существует огромный интерес к креслу министра, директора Департамента лекарственного обеспечения и других руководителей системы здравоохранения.

«…Моя цель, — говорит Батыралиева, — остановить эту цепную реакцию и сделать так, чтобы все работало по закону. Я эту работу начал и доведу её до конца.

Медицина — это такая отрасль, где для проявления краткосрочных результатов, требуется пять лет работы, а долгосрочные позитивные перемены можно наблюдать через десять лет. Но то что мы находимся на правильном пути, свидетельствуют общественные показатели здоровья: снижение детской смертности, материнской смертности во время родов, повышение общей продолжительности жизни народа. Если такие ключевые показатели идут в позитивную сторону — значит, работа здравоохранения идет в правильном направлении.

Смертность детей до 5 лет сократилась значительно, за что ЮНИСЕФ нас даже отметила особой наградой. Материнская смертность тоже снизилась, но еще надо работать и работать — все эти цифры пока еще остаются высокими.

Существенно сократилась и смертность от туберкулеза — почти вдвое. Мы добились того, что крупные больницы строят почти во всех регионах. А ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) открыты везде. В прошлом году были открыты около 40 ФАПов. Условия в них не хуже, чем в Бишкеке. Вообще, все вопросы, связанные с медобслуживанием, стали решаться гораздо легче и быстрее».



«…Сегодня трудно не только врачам, но и учителям, и инженерам. Выход только один — поднимать экономику. От каждого из нас зависит развитие страны. Если врачам не хватает денег, они могут идти в частную клинику и зарабатывать там. Но некоторые врачи хотят находиться в госсистеме и подрабатывать в частных клиниках. Из госбольниц переманивают пациентов в частные клиники, но если вдруг возникают осложнения, больные обратно возвращаются в госбольницы. Нужно определиться, где работать. Но трудиться добросовестно нужно везде».



«…Если я нарушил закон, привлеките к ответственности. Если что-то не так, укажите, сядьте за стол — решим вопрос. А просто критика и проверки уже мешают работать. Страдают от этого простые люди».

«…Наблюдательные советы — это неправительственные организации, которые сами знают все проблемы. Но вместо того, чтобы работать конструктивно, советы стали параллельны правительству. Даже мои письменные обращения они не рассматривали — это неправильно. Я за общественный совет. Я готов с ними сотрудничать».

«…Если человек заболел, то он должен получить адекватную помощь на современном уровне — здесь, в Кыргызстане, а ему нередко говорят: эту болезнь у нас не лечат, но могут направить его в Корею, Китай, Казахстан — в любую другую страну».

«…Под видом благотворительности открываются каналы, а скорее лазейки, для отправки пациентов на лечение за рубеж, цель — получение вознаграждения из иностранных клиник. Удобно: сам не лечишь, но вознаграждение получаешь, и немаленькое. Все действия, касающиеся лечения больных, должны быть подконтрольными, а методы работы постоянно обновляться. Мы хотим получить и изучить паспорт каждого учреждения, встретиться с его коллективом, а затем с руководителем. Меня поддерживают врачи из разных больниц и ЦСМ: мол, давно надо было перейти на систему перезаключения договоров, нужны перемены».

"…Паспорт лечебного учреждения может рассказать многое о нем, в том числе и о специалисте, его возглавляющем. Хотим пересмотреть кадровый потенциал: в каких–то учреждениях врачей густо, а в каких–то пусто».

«…Постоянно слышны упреки со стороны Жогорку Кенеша, дескать, Батыралиев такой–сякой, надо проверить работу его самого, создали даже комиссию. Я не боюсь. Пусть проверяют! Понимаю, почему это затевается. Потому что затрагиваю неприкасаемых, которые чуть что, сразу жалуются в ЖК, пишут письма премьеру, чтобы поднять шум и отвести удар от себя. Ведь у всех этих жалобщиков масса нарушений, если копнуть. Вот этого они и боятся».



Некоторые руководители ЦСМ, где вскрылись хищения, говорят, что они не имеют к этому никакого отношения. Как не имеют, если они возглавляют лечебное учреждение? Значит, тоже несут ответственность. И они еще протестуют, против того, чтобы их снимали с должности и не заключали с ними новые контракты?»

«В этот замкнутый круг, который я пытаюсь разорвать, судя по всему, втянуты и структуры правоохранительных органов. Например, все материалы по выявленным финансовым нарушениям мы передали им, и что — кого–то наказали, вернули деньги? Нет!



Несколько лет назад пропал почти полугодовой запас инсулина, который отправили в Ош из Бишкека для больных сахарным диабетом. Препараты не дошли до больных, как говорится, испарились по дороге, и никто за это не ответил. А инсулина было на кругленькую сумму.

Директора ЦСМ №2 в 2014 году решением коллегии Минздрава уже отстраняли от должности за финансовые нарушения, выявленные внутренним аудитом Минздрава. Но оно не было исполнено. И нетрудно догадаться, почему. Потому что высокие покровители смогли повлиять и на результаты последующих проверок, и на решения судов.

Например, Кыргызстан закупает самый дорогой инсулин из всех стран Центральной Азии. Даже Казахстан и Россия не могут себе позволить такой роскоши». Мы ставим заслон фармацевтической мафии. Я эту работу начал и доведу её до конца. Меня никто не запугает».


Рецензии