В. Познер. От утраченных иллюзий до оскорблений

  Совсем недавно известный тележурналист, академик, можно сказать, гуру нашего телевидения опять прославился. В интервью какому-то прибалтийскому агенству он резко и безапелляционно назвал советских людей, с которыми долго жил и работал, уродами.
 Это не случайный выпад и не оговорка.  В частности речь шла о его последней книге " Прощание с иллюзиями" , изданной в 2016 году и ставшей бестселлером. Писалась  она  еще  в  перестроечные  годы, затем переиздавалась, но   в  последнем  издании  автор  внес    поправки    и  свои  сегодняшние  комментарии. Те, кто внимательно ознакомился с этим творением, наверняка сделают выводы, что В. Познер, который  более 40 лет с экранов телевизоров раздает оценки нашему народу и поучает как жить, никогда не любил( если не сказать больше) ни советских, ни нынешних русских людей и всегда был человеком не только с двойным гражданством, но с двойной моралью.

  Напомню, В. Познер, родившись в семье советских служащих за границей,   детство и раннюю  юность  провел  с родителями во Франции и  США.  Окончил  там   престижную  школу,  впитал  все  прелести  американского  образа  жизни,  чего  он  и  не  скрывает. После  войны  переехал   с родителями сначала  в  Германию,  а  позже  в  50  годы  в  СССР.
 Он  приехал  в  СССР  с  иллюзиями,  что это  страна  справедливости,  гуманизма,  расцвета новой   культуры. Увиденное  в  реальности  его  неприятно  поразило,  вызвало  критику и отторжение.   Много  раз  он  жалел,  что  не  может  уехать  в  США  снова,  поскольку  стал  невыездным  из-за отказа  сотрудничать  с  КГБ.  Однако  это  не  помешало  ему, как человеку практичному,  учиться  в  МГУ  на  биологическом  факультете, получить  диплом  и  даже  вступить  в КПСС. Учась  в  МГУ, он  на  « отлично»  сдал  курс  по  марксизму- ленинизму, который   втайне ненавидел  и  всячески  высмеивал, как  никчемную  науку.   Но  вступил  в  КПСС он,  как  сам  поясняет, чтобы  пытаться  изменить  партию  изнутри…
 
    По окончании МГУ  его,  знающего  английский, французский и условия западной жизни,  привлекли  к    журналистской работе  на   радио  в  отдел иностранного  вещания.   Там  он  оттачивал  свое  мастерство  пропагандиста  советской  системы и критика капитализма,  хотя  во  многое  сам  и  не  верил.
    В  годы  перестройки  он занимал  важное  место  в   советском  телевидении, как  автор  и  ведущий  популярных  программ.  Теперь он ,  не  без  таланта, развенчивал на этот раз  советскую  действительность, « промывал  мозги»  огромной  аудитории,  как  внутри  страны, так  и  за  рубежом.     Делал  он  это,  судя  по  воспоминаниям ,   больше  по  убеждению,    что все  в  СССР  нужно  ломать  и  переделывать.

  В. Познер  любопытен  тем,  что  показывает , как  можно  другими  глазами   видеть  советскую  действительность. То, что  мы,  выросшие  в  этой  стране, считали  нормальным , терпимым и  даже  чем-то  гордились, а   недостатков,  грязи  и  прочего  стыдились, считали болячками роста, старались не  замечать, считали  временными  явлениями,  издержками  воспитания и  образования,  он  видит как  закономерное, типичное  явление.  Он  очень  подробно, с  презрением  описывает  советские  коммуналки, где  по  его  словам , гораздо  хуже , чем  в  любом  американском  Гарлеме,  подробно  описывает  грязные  туалеты с « говном»  повсюду. О  великих  стройках,  космических  достижениях и  прочем  выдающимся  и  положительном   в  его  воспоминаниях почти  нет ,  а  тем  более  гордости.       Это  не  его  достижения. Он не строил, не голодал, не напрягался, как все.  Он  не созидатель, а наблюдатель. Он не  переживает  за  народ, не  стыдится  говна,  мата,  отсталости,  неустроенности.    Он  лишь холодно фиксирует.  Причем  худшие  стороны.

    Когда  он  ездил  со  студенческой  агитбригадой  по  стране,  то  запомнилось  ему не  строительство    грандиозной Братской  ГЭС. Он  видел  не  столько  саму  стройку  и  ее  перспективы,  сколько   невыносимую  жару  и  холод,  мириады  комаров,  гнуса,  слепней  и  людей,  невостребованных, а  загнанных  властью  сначала  в  лагеря, а  теперь вот  на  стройки...
   Он  художественно  изображает  как  однажды  его  больного  поместили в  какой-то  деревенский  дом  на  Алтае,  где  каждый  вечер    пьяный хозяин  приходил  с  работы  и , матерясь, гонялся  с  ножом  в  руке  за  своей  женой. Поймав, не  убивал  ее ,а занимался  с ней  сексом  прямо  на  полу  возле  кровати , где  лежал  молодой   Познер.   Сокурсница,  которая  ухаживала  за  ним,  делала  вид, что  ничего  не  замечает.
    Описывает,  как  однажды  напившись  нашей  русской  водки,  он  почувствовал  себя  плохо.    Во  всем  он,  конечно,  винит  плохую  водку, попутно    вспоминает  прекрасные  иностранные  напитки.

      Всего  дважды  он  принимал  участие  в  демонстрациях  на   Красной  площади  во  время  праздников  и  описывает их  предельно  иронично.  Шагая   на  них,  внешне  примерным  коммунистом, он , тем  не  менее, лозунги  типа « Да  здравствуют  советские  женщины!» и другие считал   «предельной  тупостью для нормального человека,  белибердой»,  а  обычную  для  таких  мероприятий  охрану  из  работников  спецслужб  считал « омерзительной»,  усматривая в этом  лишь  подавление свободы  и  права  демонстрантов  похлопать  по  плечу  генсека.
    Люди , описанные  им,  включая  и  свою  семью,  в  большинстве  евреи по  национальности.  Талантливые  и  добрые,  но  покореженные  советской  жизнью. Кто  пробыл  в  лагерях,  кто стал  невыездным или  невостребованным.    По его мнению на Западе они  достигли  бы  много  большего, чем  при  этом  социализме.  Но  как  человек  практичный,  своих  сомнений  и  разочарований он  не  выставлял  на  свет.

     Как  думающий  человек, он  пытается  понять,  почему   советские  люди- эти «шариковы» - стали  такими,  какими  он  их  увидел.    Он  выстраивает  свою  концепцию  истории  русского  народа. Русский  народ-  ущербный,   во  многом  потому,  что  у него  тяжелая  история.  Он  всегда  был  в  рабстве:   200  лет  у   монголо-татар , З00 лет- в  крепостном  праве,  последние  50  лет в  советских  колхозах  и  лагерях.  Он  не  знает что  такое  права  и  свободы,  одурманен   православной религией,  которая во  всех  странах, где  воцарилась,  привела к отставанию от  прогресса и  мировых достижений. Мимо  России  прошла  великая  эпоха Возрождения,  век  просвещения. Страны  с  католицизмом  ушли  дальше и живут лучше.
  В.Познер  через  каждую  страницу  напоминает    о  монстрах  Ленине  и  Сталине, о  сталинских  жертвах,  лагерях,  о  бредовой  идее  сталинского социализма, который  невозможен,  хотя бы  потому,  что  люди  изначально  порочны,  лживы,  жадны, жестоки,  завистливы.   По  его  словам  Гитлер  даже  меньше  виноват перед   человечеством, чем  Сталин, поскольку    фашисты были  у  власти  всего  несколько  лет ,и  они  не  скрывали  своих  гнусных  целей.   Сталин  же,  по  его  мнению, « наломал  дров,  внес  самую  существенную  лепту  в  создание   « нового человека»,  Шарикова,  гениально  угаданного  М. Булгаковым». Что  до  социализма, то  его  и не было  никогда  в  СССР.  "Чтобы  убедиться  в  этом нужно  вспомнить  привилегии  для  партийной  и  правительственной  элиты  и  полное  игнорирование  основного  посыла  социализма-  от  каждого  по  возможностям,  каждому  по  труду". 
Гитлера  разгромили, наказали и  влияние  его  было  ничтожным. Немцы  покаялись,  а  вот    бывшие советские люди  вновь  оправдывают  Сталина  и  не  думают  каяться...
 
   В  «холодной  войне» , по  его  мнению, виноват  в  основном  Советский  Союз,  за  что  и  поплатился.
   Так  же  негативно  он  оценивает  политические  события в   бывших  соцстранах, в  упор  не  замечая  тогдашней политической  обстановки, образования  НАТО и  других  военных  блоков  против  СССР, ядерной  угрозы. Игнорирует  и факт  огромной  помощи,  которую ,отрывая  многое  от  себя , оказал  СССР своим союзникам,  той же  Венгрии и  Чехословакии . Не видит он и фашистского мятежа в Венгрии, столбов с повешенными на улицах Будапешта.  Но  он    видит и считает незаконным  лишь  подавление   антисоветского мятежа  в  1956  году,  ввод  войск  в  Чехословакию,  постройку  берлинской  стены,  высылку  диссидентов  и т.д. 
   Н. С.  Хрущева  хвалит  в  основном  за  то, что  разоблачил  Сталина,  его   «страшные  преступления»,  прикрыл  лагеря и  допустил  «оттепель». О  брежневском  периоде отзывается  как о   времени  загнивания, упадка и  сплошной  коррупции.   ( Чего это глупые русские тоскуют сегодня по брежневскому социализму? Одно слово- уроды!)

   Сам  он  себя  подает  свободным  от  советских  предрассудков,  высококультурным,   критически  мыслящим  интеллигентом.  Правда,  закрадывается   сомнение,  когда   видишь  его  двухцветное  видение  всех  событий  или читаешь  как   легко и охотно  он  включает в  свои  рассуждения  непечатный  лексикон,  чего  культурные  люди  обычно  стесняются  делать .   Может сегодня  модно  высокообразованному  человеку  использовать  мат  и  другую непечатную лексику?
    К  своим  старшим  коллегам-  международным  политическим  обозревателям  относится  пренебрежительно , как  к  лицемерам и  лжецам ,  которые  знали как  хороша  жизнь на  Западе, но  скрывали  это,  боясь  потерять  должности  и  привилегии, забыв, что и сам он добровольно зарабатывал на этом поприще.  Зато с  каким-то   особым восхищением  упоминает  имена Горбачева  и  Яковлева- главных  архитекторов  перестройки,  свалившей Советский  Союз.

    Такие  вот   с  двойной  моралью, с  их  особым  критическим  мышлением ,  направленным   в  основном  против своего  народа( да и своего ли?),  заняли  ведущие  роли  в  СМИ   в  годы  перестройки    помогли развалить  СССР.   Советские  люди  для  них  шариковы,  швондеры, а теперь вот и уроды  и  их подголоски. 
 А  может  мы  такие  и  есть?

      Я  не  знаю  как  вам,   уважаемый читатель, а  мне  сравнение  советских  людей, отцов и дедов нынешнего поколения,  с  шариковыми , кажется   издёвкой.     Беспородная собака ,  искусственно превращенная  в  человека,  совершенно  лишенного  культуры,  с  ярко  выраженными уголовными  наклонностями,  так  и  не   прижившаяся  в  нормальной  культурной семье  профессора. Шариков все больше  набирающий  вес  в  той жизни под  покровительством  уродливого коммуниста  Швондера-  это  же  яркая  карикатура  на  Советскую  власть.  Издёвка над  её  планами  поднять к  новой  жизни  миллионы  таких  же " беспородных"  людей.  Это  ложь ,особенно наглядно проявляется,  если  вспомнить,  что    миллионы  « беспородных»   при  социализме поднялись  до  ученых,  генералов,  космонавтов,  инженеров,  врачей  и  т.д. Я тоже из  «беспородных» и уродом себя , отнюдь, не считаю.
     Или эти его  «высокоумные»   выводы о  том , что  влияние  фашизма и  лично  Адольфа Гитлера  на  весь  мир  ничтожно… А  куда  же  спрячешь  сегодня  разного  рода   неофашистов,  бандеровцев,  крайних  националистов и  религиозных  экстремистов,  которые    равняются  на  Гитлера, воссоздают его штурмовые отряды, его гестаповские методы?  И  дело  даже  не  в  самом  Гитлере,  а  в  ядовитых  идеях  фашистов,  что  все  проблемы  можно  решить  путем  насилия и  захватов,  устранения   «ненужных» людей и целых народов, превращении своих  в   «высшие  расы».
 И это говорит человек,  воспевающий  на словах демократические ценности!

    А  его  несвежие  мысли о  неполноценности  русского  народа, ставшего  жертвой  собственной  истории..?  Пусть  даже  он в чём-то  и  прав.  Кто  же  скрывает,  что  Россия  в  чем-то  имела  вековую  отсталость?  Только  либералы, клерикалы, да  монархисты!  А  Ленин  и  коммунисты  собирались  именно вырвать  страну  из  этого  болота.  А  как   поступают с лошадью и  телегой , увязших  в  глубокой  трясине?…  Сбрасывают  все  тяжелое, второстепенное,  тянут  за  узду и  одновременно сильно бьют лошадь  по бокам и крупу.
 Грубо?  Негуманно? С  потерями?  Да!  Но  это  лучше,  чем  бросить,  как  безнадежное  дело, или  пристрелить.
 И ведь вырвали из болота! И взлетели в космос!
  А  много  позже  когда  лошадь  уже  спасена  и  выполнила  много других  полезных  дел,  нашлись  гуманисты  вроде  Познера, Радзинского  и  других,  предъявивших  обвинения,  вроде:  «Вы  зачем так  грубо  с  лошадью…  Она,  ведь,  была  больна, устала.! А вы её били. Она же брат наш меньший!» .
 И помчались трубить по всему миру ,что, мол, русские это уроды, звери- животных, да и людей калечат...

    Так что А. Яковлев,  которого по  праву  считают  идеологом  развала  СССР,  был  далеко  не  один.У него нашлось немало сторонников  Их  мысль  была предельна  проста:  СССР - аномалия,  его  нужно  ломать и  делать  все  как  на  Западе.   Плевать на  труд  трех  поколений, на  колоссальные затраты,  жертвы,  отстроенные  заводы,  дворцы  культуры , клубы  и  фермы!  Все  продавать  или ломать! А люди пусть выживают сами.

 Они  сделали это  в  90 е  годы. В  результате русский  и  другие  народы заняли  место  в  хвосте человечества,  как   народы ущербные, уродливые, неспособные устроить свою жизнь, ставшие  легкомысленными жертвами эксперимента, со  всеми  негативными  последствиями.  Вырасти  сумели  только  элиты…
Сегодня эти идеи подхватили и распевают на все лады успешные страны Запада и их прихлебатели.  Вводит санкции, выставляют счета, сносят памятники, а недобитые гитлеровские прихвостни взомнили себя творцами истории...

      И  все же, все же… В  чем- то  В.Познер  прав.  В  том ,  что  наши  недостатки,  наше  дерьмо  бросается  в  глаза  любому  «не  нашему»  человеку,  любому   заряженному западной пропагандой гостю.  Что  нужно  в  первую очередь  серьезно  обустраивать  себя,  свою  землю,  помня,  что   о  нас  судят  все-таки  в  первую  очередь «по  одёжке»,  по  домам  и улицам,  по  дорогам и  вокзалам,  по кафе  и  туалетам.
  И по силе.
Из книги А.Нижникова "СССР глазами историка и очевидца"


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.