Се - человек. Родимые пятна иудаизма 2
III. Особенно богата прозрениями 53-я глава Книги Исайи. Ее цитируют и ев. Матфей, и ев. Марк, и ап. Петр*.
Принято думать, что в этой главе пророк предсказывает арест, истязание, молчание и осуждение Христа, его погребение у богатого и возложение на себя грехов всего народа ради искупления многих. Точных деталей так много, что хочется привести этот знаменитый текст полностью:
«[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как
отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида,
который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни,
и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на
Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и
ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь
возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как
овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления
народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому
что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал
Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и
воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с
довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою
на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников
сделался ходатаем» (Исаия 53 1-12)
После первого прочтения и впрямь покажется, что Исайя предсказывает судьбу Иисуса Христа. Но такое впечатление сохраняется недолго. Очень скоро выясняется, что удивительные совпадения частью недоказуемы, часть инсценированы, а остальные годятся и для других судеб.
------------------------------------------------------
*«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех
больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи
и понес болезни» (Мф 8 16-17)
«И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Мк 15 28)
«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды:
ранами Его вы исцелились» (1-е Петра 2 24)
------------------------------------------------------
В самом деле, как можно проверить, что Бог действительно возложил на Христа «грехи всех нас»?
Что он в соответствии с пророчеством «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», а не за свою проповедь, нарушения иудейского закона, бесчинство в храме или обличение начальников иудейских?
Что «ранами Его мы исцелились» и Бог принял «жертву умилостивления», если нечестивые язычники как притесняли, так и продолжали притеснять "искупленный" народ Божий, а всего через 40 лет опустошили Иерусалим и разрушили дом Бога?
Все эти и им подобные утверждения – «наказание мира нашего было на Нем», «за преступления народа Моего претерпел казнь», «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению», «оправдает многих и грехи их на Себе понесет», «Он понес на Себе грех многих» - голословны и составляют лишь предмет ПРИВЫЧКИ и ВЕРЫ.
(Можно верить, что Иисус был искупительной жертвой Господа самому Господу, но этот нонсенс держится лишь на заверениях Иисуса и его апологетов. Нелепо доказывать истинность деклараций Христа, опираясь на его же декларации, и сопоставлять недоказуемое с пророчествами Исайи)
То же самое относится и к словам «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Если это метафора, то ее невозможно проверить и предъявить как аргумент. Если же понимать высказывание буквально, то оно означает, что Мессия был немощен и «изъязвлен» множеством болезней. Но Совершенному Человеку не пристало страдать от болезней души и плоти, к тому же Иисус был активен и деятелен, обладал хорошим аппетитом и проходил огромные расстояния пешком. Поэтому приходится отвергнуть и цитату о «немощи».
Недоумение вызывают и некоторые другие выражения Исайи.
Дважды – в 52-й и 53-й главах - Господь именует Мессию «раб Мой», что как-то не вяжется со статусом единосущного Сына Божьего и скорее приличествует сыну человеческому.
Трижды Исайя подчеркивает невзрачную, неприглядную, болезненную и даже обезображенную наружность Искупителя*.
Затем пророк непочтительно называет ОТПРЫСКА БОГА «ростком из с у х о й з е м л и (?!)» и обещает, что после искупительной жертвы Агнец «узрит потомство долговечное», хотя никакого потомства после Иисуса не осталось.
Напоследок Исайя глубокомысленно вопрошает: «род Его кто изъяснит?». Стало быть, оракул, которому Всевышний открыл всю правду о Мессии, не ведает о его божественном происхождении!?
Однако, наряду с домыслами, пророк предсказывает и конкретные факты. Так, невозможно отрицать, что Иисус действительно был «причтен» к злодеям.
Для того, чтобы это произошло, он специально
______________________________________________________
- вооружил своих апостолов мечами,
- подвел их к страже
- не препятствовал применению оружия**.
_____________________________________________________
Спустя 1500 лет итальянский ученый Д. Кардано воспроизвел ту же модель поведения: он составил
собственный гороскоп, дождался указанного там дня и...покончил с собой, чтобы «исполнилось
пророчество» (!). Вряд ли такие инсценировки можно всерьез относить к знамениям.
Но как объяснить другие факты – узы и суд, истязание, безгласность и погребение у богатого?
Оставим в стороне метафоры Исайи и попробуем взглянуть на его рассказ непредвзято. В этом случае он становится завуалированной историей о том, как невзрачный, болезненный человек, которого никто не принимал всерьез, сознательно оговаривает себя (берет на себя чужую вину), молчит на допросе и стойко выдерживает наказание. В благодарность за эту жертву истинный преступник (или преступники) обеспечивает ему достойное погребение. Мотивы такого самопожертвования неизвестны, но на них намекает фраза «узрит потомство долговечное»: возможно, «Он» был обременен долгами и самоотверженно спасал своих детей от рабства.
Не исключены и другие объяснения. Примем во внимание тот факт, что многие исследователи признают автором 53 главы так называемого Второисайю, писавшего с 550 года до н.э. Этому более позднему писателю могли быть известны проповеди и судьбы самого Исайи, пророков Иеремии, Иезекииля, а также царей Езекии, Седекии, Иехонии. Возможно, выражая мнение правящей элиты, он (устами Исайи) говорит о ком-то из них.
Например, 18-летний иудейский царь Иехония сдал город Навуходоносору, был уведен в плен, из-за попытки
восстания брошен в темницу, провел в ней 27 лет и был освобожден после смерти Навуходоносора. Его
презирали за предательство, уважали за восстание, сочувствовали его мукам.
Его ОСУДИЛИ, ПОКАРАЛИ, ОСВОБОДИЛИ И ВОЗНЕСЛИ.
------------------------------------------------------
*«Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид
Его - паче сынов человеческих!» (Исайя 52 14)
«нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему»
(Исайя 53 2)
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице
свое;
Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Исайя 53 3)
**«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай
одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что ДОЛЖНО ИСПОЛНИТЬСЯ НА МНЕ И СЕМУ
НАПИСАННОМУ: И К ЗЛОДЕЯМ ПРИЧТЕН» (Лк 22 36-37)
«Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один
из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте,
ДОВОЛЬНО» (Лк 22 49-50)
------------------------------------------------------
* * * * * * * * *
IV. Принято считать, что пророк Исайя предсказал пришествие Христа.
Возьмем, к примеру, такое известное пророчество, как
«се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя 7:14).
Именно на него ссылается ев. Матфей, чтобы убедить слушателей в давно задуманном Небесами непорочном зачатии Христа [Мф 1:22-23].
А между тем, если разобраться,
______________________________________________________
обетованным Еммануилом
пророк называл вовсе не Иисуса Назорянина,
а...СВОЕГО СЫНА!
______________________________________________________
Чтобы убедиться в этом, придётся обратиться к фактам библейской истории: кто кому и что возвещал, а главное - зачем.
По преданию Исайя происходил из знатного или даже царского рода (ибо считался братом Иудейского царя Амасии), а потому был весьма амбициозен. Большие надежды он, как видно, возлагал на своего младшего сына, который родился в царствование иудея Ахаза. Настали тяжёлые времена, тот царь столкнулся с агрессией Сирии и Израиля*, и вот тогда, в горниле испытаний знаменитый пророк сулит царю взлёт и падение, а знамением этого станет некий младенец:
1. Сначала дева родит сына Еммануила**.
2. Через несколько лет царь Ассирии покорит Сирию и Израиль [Исайя 7:16].
3. Затем Ассирия завоюет Иудею, страна придет в полный упадок и обезлюдеет [Исайя 7:22-23].
Всё это, ВКЛЮЧАЯ РОЖДЕНИЕ ЕММАНУИЛА, произойдет ЕЩЁ ПРИ ЖИЗНИ царя Ахаза: ЦАРЬ УВИДИТ, КАК У ДЕВЫ РОДИТСЯ СЫН ЕММАНУИЛ, вскоре ПОСЛЕ ЭТОГО Ассур устранит угрозу со стороны Сирии и Израиля, а уж потом захватит Иудею***.
------------------------------------------------------
*«И было во дни Ахаза,… царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей,… царь Израильский, пошли против
Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать” (Исаия 7:1-2)
**«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
<…>ПРЕЖДЕ нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та,
которой ты страшишься /Сирия и Израиль/, будет оставлена обоими царями ее» (Исайя 7 14-16)
***«Но наведет Господь НА ТЕБЯ <…> царя Ассирийского» (Исайя 7:17)
------------------------------------------------------
Не стоит удивляться прозорливости пророка: предсказатель «предсказывает» о ч е в и д н о е, да к тому же путается в сроках.
Дело в том, что Исайя вещает как раз тогда, когда Ассирия распространяет свою экспансию на Палестину.
В те годы любой ближневосточный политолог ожидал поглощения Ассуром Сирии, Израиля и Иудеи. Поскольку первые набеги уже начались, сирийский царь Рецин и израильтянин Факей заключили между собой союз против врага и пытались насильно включить в свой союз Иудею. Однако, Ахаз предпочел обратиться за помощью к Ассирии.
И вот в это-то тревожное время Исайя предрекает
поражение Сирии и Израиля от могущественной империи (что действительно произошло),
истребление народа Израиля (что произошло спустя 10-15 лет вместо предсказанных 65 [Исайя 7:5-8])
опустошение Иудеи Ассирией (чего не случилось вовсе!)*.
Считается, что Факей и Рецин напали на Иудею в 733 г. до н.э. Примерно в те же годы Исайя возвестил о предстоящем ВСКОРЕ (!) рождении Еммануила.
Тогда же он ЛИЧНО ПОЗАБОТИЛСЯ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СВОЕГО ПРОРОЧЕСТВА:
взял в свидетели высокопоставленных персон - Захарию (предположительно, - тестя царя) и первосвященника
Урию, под их наблюдением «приступил» к пророчице, «она зачала и родила сына».
Его замысловатое имя «Магер-шелал-хаш-баз» пророк занес в большой свиток.
И хотя речь здесь вроде бы идёт о каком-то Магер-шелал-хаш-базе, далее мы увидим, что этот ребёнок удивительно похож на предсказанного Еммануила.
Нетрудно заметить, что Исайя придавал рождению своего сына огромное значение:
• Его зачатие ЗАДОКУМЕНТИРОВАНО (в книге пророчеств).
• При зачатии присутствуют высокопоставленные СВИДЕТЕЛИ (для подтверждения отцовства Исайи?)
• Родителями ребенка являются пророк и пророчица.
• Имя новорожденному дает сам Господь Бог**, что обычно знаменует рождение нового пророка.
• Это имя заносится в «большой свиток» (вероятно, - в Книгу Исайи) по указанию самого Бога***.
• Рождение Магер-шелал-хаш-база является ЗНАМЕНИЕМ: оно предвещает гибель Сирии и Израиля, а также
нашествие Ассирии на Иудею****.
Должно быть, Исайя, как родственник царя, делал крупную ставку на своего младшего сына в очередной схватке за власть. Шансы на успех были немалые:
царь Ахаз конфликтовал с клиром и Исайей,
Исайя имел доступ к царю и считался искусным лекарем,
сам царь впоследствии с к о р о п о с т и ж н о умер в 36 лет, а его законный наследник – Езекия –
только появился на свет...
Не намеревался ли знатный и амбициозный пророк заменить на освободившемся иудейском престоле царственного младенца Езекию своим сыном Магер-шелал-хаш-базом?
------------------------------------------------------
*Иудея падет не при Ахазе, а при Седекии спустя почти 150 лет, и не от Ассирии, а от Вавилона.
**«И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз» (Исайя 8 3)
***«И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-
шелал-хаш-баз» (Исаия 8 1)
****Ср. пророчество об Еммануиле:
«ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та,
которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее. Но наведет Господь на тебя и на народ
твой и на дом отца твоего дни, какие не приходили со времени отпадения Ефрема от Иуды,
наведет царя Ассирийского» (Исайя 7 16-17)
и пророчество о Магер-шелал-хаш-базе:
«ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи
Самарийские понесут перед царем Ассирийским. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще:
за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном
Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею
славою его» (Исайя 8 4-7)
------------------------------------------------------
Так или иначе, неведомый Еммануил играет важную роль в знамениях 7-й главы, а сын Исайи – в пророчествах 8-й главы той же книги.
А теперь - внимание!
______________________________________________________
Обе главы относятся к одному и тому же периоду – противостоянию Сирии, Израиля и Иудеи.
Обе предрекают одни и те же события – крушение всех трех стран.
Виновником всех бедствий оба раза назван царь Ассирийский.
И 7-я, и 8-я глава совмещают исполнение пророчества с рождением некого младенца и даже указывают одинаковый возраст детей.
Различаются лишь их имена*, но в конце концов переплетаются и они: имя «Еммануил» вдруг появляется в пророчестве, относящемся к сыну Исайи Магер-шелал-хаш-базу**.
______________________________________________________
Эти совпадения позволяют предположить, что ЕММАНУИЛОМ И МАГЕР-ШЕЛАЛ-ХАШ-БАЗОМ ИСАЙЯ НАЗЫВАЕТ ОДНО И ТО ЖЕ ЛИЦО, которому предстоит владеть всеми землями Израиля и Иудеи.
Уже в следующей – 9-й – главе Исайя воспевает деяния будущего Великого Царя и вновь связывает их с рождением младенца, сына:
«Ты умножишь народ, увеличишь радость его.... Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость
притеснителя его ты сокрушишь... Ибо младенец родился нам - сын дан нам; владычество на раменах его, и
нарекут имя ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира... Умножению
владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его...» (Исайя 9 3-7)
В этом безымянном младенце по-прежнему трудно признать Иисуса, поскольку Иисус
не умножал народ,
не сокрушал «трость притеснителя»,
не восходил на престол Давида и, по его собственным словам,
не имел ничего общего с Князем мира***.
Скорее всего, в 9-й главе пророк продолжал описывать своего сына («сын дан нам») – Еммануила/Магер-шелал-хаш-база.
------------------------------------------------------
*Кроме того, матерью Еммануила названа дева, а матерью Магер-шелал-хаш-база – пророчица. Однако,
библеисты до сих пор спорят о значении слова «дева» в оригинале: многие из них переводят это слово
как «молодая женщина».
С другой стороны, пророчица вполне могла быть молодой женщиной и даже девственницей.
**«и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее
будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!» (Исайя 8 8)
***«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин 14 30)
------------------------------------------------------
Продолжение следует.
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).
Свидетельство о публикации №219100600482
С уважением,
Томас Твин 06.10.2019 12:49 Заявить о нарушении
Спасибо!
Юлюбарский 06.10.2019 12:58 Заявить о нарушении