Президентский гусь
И. Бунин. Роза Иерихона
На одном из телевизионных каналов, кажется на НТВ, прошел сюжет в связи с днем рождения нашего Президента. Оказывается, в студенческом возрасте во время одного из туристических походов, друзья-однокурсники упросили Путина для своего товарищеского ужина зарубить одну утку. Вспоминая это, Владимир Владимирович сказал, что сделал это без особого удовольствия, только из чувства товарищества.
Услышанное по телевизору, всколыхнуло мою память. Ведь и мне в школьные годы пришлось пережить нечто подобное.
Учился я тогда в Шамординской школе. Двухэтажное здание школы находилось рядом с Казанским, тогда недействующим собором. В самом храме располагалось сельское профтехучилище, а в центре собора стоял во всей своей красе зерноуборочный комбайн. все это, конечно, по нашим современным взглядам и видениям, не красило то суровое, неправославное время и диктовалось реалиями той атеистической жизни. Но, в принципе, все это воспринималось нами, молодежью того времени, как нормальное явление и не очень нас волновало.
Это позднее пришло осознание того, что из нас пытались вырвать незримый пласт жизни, всего того, без чего не может состояться человек как нравственная, духовная личность.
Другие здания ныне действующего Шамординского монастыря занимали тогда средняя школа, жилые помещения, магазины, почта, общежития для школьников, учащихся ПТУ. Между школой и профтехучилищем- волейбольное и футбольное поле, где всегда толпилась молодежь, раздавались звонкие голоса, глухие удары по мячу.
Как правило, после уроков мы часик, полтора разминались на спортивной площадке, затем шли домой в деревню Серено-Завод.
Идти приходилось сначала вдоль сельского кладбища, затем по узкой тропинке вдоль речки Серена, затем, пройдя деревню Масловка, или как ее еще по другому называли Маслово, мы переходили по деревянным кладям речку и приходили в свою деревню. Там находилась тогда позднее сгоревшая восьмилетняя школа, поэтому в старшие классы приходилось ходить в Шамордино.
То, что в Шамордине ранее находился женский монастырь, что в нем жила также родная сестра Льва Толстого, мы хорошо знали. Знали также, что она была захоронена на кладбище, мимо которого мы каждый день проходили.
Ради любопытства, мы приходили на могилу этой монахини. Ее нам показала какая-то богомольная старушка.
Правда,никакой могильной плиты мы на скромном могильном холмике не увидели.
А, как утверждают некоторые, была. Могильную плиту, как рассказывают, найдут спустя десятилетия. Она была варварски вмонтирована как часть фундамента какого-то крестьянского дома и найдется там после смерти его хозяина.
- Чего добру пропадать?-, очевидно решил этот горе-хозяин.
Так мы рассудили его безрассудные действия тогда. А сейчас поражаемся, до чего мог низко пасть человек, утащив с могилы то, что связывает умершего с земной жизнью. То, что живо напоминает нам о его бренном существовании. А разрыв с православием нам еще сегодня придется переживать и переживать многие и долгие годы.
Я хорошо помню людей, которые гордились тем, что в свое время они, забираясь на церковь, сбрасывали с нее кресты, радовались этому. При этом считали, что делают благое, революционное дело, но в действительности они становились бездумными винтиками сурового,и подчас беспощадного времени, подчиняясь идеологическим клише и парадигм, навязанными нам и западными и своими доморощенными просветителями.
В качестве доказательства этого положения можно привести теперь уже известный факт убийства Григория Распутина, санкционированный и осуществленный с помощью английской разведки.
Само кладбище неявно внушало нам всем затаенное почтение, уважение. На кладбище действовали какие-то свои, особые законы, которым мы, даже не формулируя их, беспрекословно подчинялись. Этот участок нашего движения мы проходили обычно молча, не разговаривая, сосредоточенно глядя под ноги, не рискуя споткнуться о неровности тропинки, ведущей домой.А в этот раз мы успели пройти спортивную площадку и дойти л\до почты.
Наверное, мы бы не обратили внимания на старушку, которая вышла навстрачу, но она сразу же обратилась к нам.
Старушке было лет под семьдесят. Ее лицо, еще не очень изборожденное морщинами , выражало какую-то растерянность и озабоченность.-
- молодые люди! -обратилась она к нам . Я очень прошу вас помочь мне.
- В чем дело?-заинтересованно спросил я ..
- Завтра ко мне приезжает мой сын с женой и внуками. Я их не видела несколько лет Очень хотелось бы их угостить, накормить.
- - Ну, так что, магазин рядом, вот он - заговорили девушки.
Но старушка махнула на них рукой и продолжала.
- Дело в том, что они любят свое, особенное блюдо .
- какое-же?- опять вмешались девушки.- Им нравится гусь с яблоками . Яблоки я нарвала сама, ап вот с гусем беда.
- Да, - подумали мы- блюдо это , конечно.. неплохое. Старушка, очевидно, старинных кровей, гурман. .
- Что? нет гусей? - спросил я и глупо , как теперь могу сказать с высоты прожитых лет. заулыбался .
- Да вот они ходят. Надо просто зарезать одного.
- Как это зарезать?- это уже спросили девушки.
- Да очень просто. Как режут гусей. отрубают им голову и все дела. Старушка с надеждой посмотрела на меня. Девушки тоже замолчали и все как один уставились на мою персону. намек я понял. Как-никак в десятый класс хожу. . Второй десяток лет живу на белом свете.
- В принципе, могу, конечно, помочь!-, пробормотал я .
О, как не хотелось мне браться за топор. Это потом я помогал резать своих домашних свиней. Такая же процедура проделывалась в лихие девяностые годы с домашними кроликами, курицами, утками. А тогда-ну очень не хотелось брать в руки топор Хотя опыт по отрубанию голов у куриц у меня был. -Ну, а гуся поймать мы тебе поможем,- заверила старушка.
И, действительно, старушка достала из фартука горсть зерна и громко, как мне показалось на всю улицу закричала: Тега, тега, тега! Гуси, как по команде насторожились и дружно двинулись к хозяйке. Еще бы. Не один раз, очевидно , услышав этот призыв, они получали корм из рук своей хозяйки. -
Она подпустила их поближе , затем нагнулась и через несколько секунд держала в руках довольно упитанного, красноклювого гусака.
- На! Держи! Она протянула его мне.
- А топор?- все еще не до конца придя в себя , спросил я .
Да, вот он . Вон у ограды.
Действительно, у калитки лежал топор.
Рядом с ним лежали недавно распиленные дрова. Старушка подняла один из чурбанчиков , поставила его вертикально. Я подошел к нему и положил на деревянную эту плаху голову несчастного гусака и взмахнул топором.Кажется при этом я закрыл глаза. . Ударил я сильно , но рука, очевидно, дрогнула, и, в следующее мгновение я услышал негодующий крик старушки.
- Ну куда ты попал!
Я открыл глаза и увидел, что ударил действительно не туда. А именно в то место, где начиналась шея гусака от туловища. Так, что пришлось ударить второй раз. Шея бедной птицы отвалилась от туловища , а старушка, подняв ее, стала размахивать и громко кричать , что никто так не режет гесей, . Отрубают только голову , а я , пол ее словам. изуродовал бедного гуся. . Размахивая этой шеей , она несколько раз ударила ею меня по спине. Девченки завизжали и бросились врассыпную. пришлось и мне быстреннько уносить ноги от разъяренной старушки. .
- Чего это так она рассердилась?- спросил я у девушек.
- А ты разве не знаешь?. Ты ж , действительно, чуть ли не разрубил его попполам . Кто э так рубит. отрубают обычно голову. А ты рад стараться. .- Ничего- успокоил я девушек и сам себя Голову можно отрубить и от шеи, а старушка пусть хловпочеьт на кухне, гоовит для внука своего гуся..
Действительно, на следующий день, проходя мимо этого лобного места, мы увидели старушку. Я хотел было ретироваться, . но бабушка, ласково улыбаясь , протянула нам пирожки, завернутые в газету. .
- Не сердитесь на меня . Гусь получился на славу . а пирожки вам. С праздником!
Пирожки мы взяли. А вот какой праздник был в этот день, не спросили.
Свидетельство о публикации №219100600544
Описывая архитектуру и назначение зданий,автор говорит о своих
раздумьях и переживаниях за те изменения,которые произошли
с женским монастыре после !923 года,под что заняты были
здания.Такая же участь постигла и Оптину пустынь,находящуюся
от этого места приблизительно в 12 км. .
Удивляют чувства, с которыми он описывает кладбище,
где покоились монахини и миряне.Это трогательное отношение
незримо передавалось каждому школьнику,чему могу свидетельствовать,
ибо такое чувство посещало и меня,когда я училась там,а монастырь
своими стенами учил нас духовности. Стоял на страже любви и
уважения к истории обители.Взрослели мы,взрослели наши чувства.
Спасибо Николай Алексеевич за светлую память о красивом местечке
Серёно-Завод и Шамордино. Замечательное эссе. С теплом А.
Анна Жабурина 24.09.2021 01:26 Заявить о нарушении