Как развлечь ребенка во время массажа

Всем (ну или почти всем) родителям известно, что ребенок первых лет жизни это не уставший горняк, поднявшийся из забоя и,  после душа легший на массажный стол. Из всех лиц, причастных к курсу назначенного массажа, ребенок самое незаинтересованное лицо. И в то же время каждый родитель хочет, что бы курс массажа состоялся, был эффективным и при этом ребёнок радовался жизни, как будто с ним работает родной человек. Однако так гладко бывает далеко не всегда. Не спорю, бывают покладистые дети, которые в течении всей процедуры массажа и лечебной физкультуры бодры и веселы, воспринимая все, как игру. В большинстве же случаев работа с ребенком первых трех лет (с акцентом на первый год) напоминает театральное или цирковое (как хотите) представление. Те, кто долго работают на этом поприще (детская реабилитация физическими методами: массаж, ЛФК, остеопатия) отлично знают, что без должного отвлечения или развлечения ничего толком может не получится, исходя из простого неписанного закона: плакать (орать, истерить и тд) во время процедуры ребенок не должен. Есть, конечно, процент коллег, которые считают, что без плача массаж не массаж (кстати так думают и некоторые родители детей), но я для себя за долгие годы работы все же решил, что с ребенком должен быть налажен позитивный (на крайний случай нейтральный) контакт, особенно это касается детей от 6-8 месяцев и старше. Вариантов налаживания контакта великое множество и у каждого специалиста они свои. Никто из коллег не будет оспаривать мнение, что отношение детей (особенно с 6-8 мес до 3-х лет ) к массажистам-женщинам и массажистам мужчинам разное. На мой взгляд первым гораздо проще наладить контакт с ребенком, чем вторым, даже на том простом основании, что мама – женщина. Тут имеет значение масса факторов: и высота/тембр голоса, тип одежды, запах, внешний вид и еще много-много чего индивидуального (например, у женщин генетически более мягкая кожа рук и ребенок это хорошо чувствует, особенно ребенок с повышенной возбудимостью и чувствительностью кожи).
 Но ближе к теме. Статья эта сугубо практическая и предназначена она, как ни странно, для родителей (мам, пап, бабушек и дедушек), все тех, кто плотно работает с ребенком и, что естественно, присутствует во время процедуры массажа. Когда приходишь в первый день работать с ребенком, практически на 95% родители и ребенок не готовы к процедуре. Статья эта в помощь всем, кто заинтересован в успешном проведении курса массажа.
1. Выбор места для массажа. Почти все родители считают, что оптимальным местом проведения процедуры массажа/ЛФК является стол (кухонный, обеденный и тд). Не спорю, это вариант, но, на мой взгляд - это вариант, когда нет других вариантов. На мой взгляд, хороший вариант – это плоский диван/кровать/тахта или что то в этом роде. Конечно, приходится стоять на коленях, зато находишься с ребенком в одной плоскости, а не висишь над ним ( не всем детям это нравится), а также не гробишь собственную спину, наклонившись в неестественной позе. На столе сколько не клади одеял, все равно жестковато, а при выполнении некоторых упражнений, ребенок может хорошо приложиться головой к поверхности (например, присаживание косо без рук с фиксацией только ног). Поэтому мне удобно работать на диване, стоя на коленях. Наверное , смотрится чудно, но зато удобно. Желательно убрать все дополнительные одеяла, наматрасники, оставив один матрас. Достаточно пеленки (обычно одноразовая) и сверху обычная пеленка и можно работать. Такой вариант работы подходит для всех детей в возрасте до года-полутора, а дальше действительно становится неудобным и нужен уже стол с подходом с четырех сторон (массажный стол). Лучше всего располагаться лицом к окну, что бы ребенок хорошо тебя видел (если окно за спиной, ребенок видит лишь темную фигуру без лица и это может испугать ребенка). В то же время многие родители включают лампы на потолке, а у многих это светодиодные лампы холодного света. Ребенок вынужден лежать и как на допросе в НКВД смотреть на сильный свет. Ясно, что через некоторое время начинает раздражаться, он же не знает причину этого неудобства.
2. Психологические аспекты первого знакомства. В чем ошибка почти всех «воскресных» бабушек и дедушек? Они сразу, с порога начинают привлекать внимание ребенка, стараясь вызвать улыбку или иные положительные эмоции. Если ребенок не «обижен»  (см.тему о перинатальных матрицах Станислава Грофа) тяжелой беременностью, травматичными, грубыми родами, стрессом первых дней и недель жизни (лечение в ОПН, ОРИТ, болезненные манипуляции), т, возможно так и будет. Но, в настоящее время это бывает не так. Ребенок довольно быстро забывает образ человека (если это, конечно не мама, так как с мамой еще присутствует генетическая, нематериальная память) и через 5-6 дней надо часто знакомится снова (это относится не только к «воскресным» родственникам, но и к папам-дальнобойщикам, частым командировочным, разведенным, но иногда посещающим ребенка и тд). Я начал издалека, так как массажист, пришедший в первый день, это тоже чужой для ребенка человек. Правда, трудности такого типа возникают больше с детьми старше 5-6 месяцев, ближе к году. У детей возраста 3-5 месяцев немного иначе, может проще.  Когда первый раз заходишь в квартиру\дом, почти всегда мама\папа\бабушка задает один и тот же вопрос: «раздевать?». Зачем? Ведь это почти на 70-80% провальный вариант, особенно у детей начиная со второго полугодия. Наоборот, надо не спешить. Многие начинают контакт с ребенком, пытаясь его задобрить и привлечь разговором, голосом, шутками, прибаутками. Это вариант, но больше вариант для женщин-массажистов, так как имеет значение тональность и тембр голоса. У мужчин такой вариант может не прокатить, так как услышав чужой, часто низковатый голос, направленный непосредственно к нему, ребенок сразу войдет в негатив. Лучше, войдя в поле зрения ребенка, стать мебелью, не выказывать интерес, мол типа я не к тебе, я сантехник, но в то же время контролировать тип взгляда, выражение лица. Есть дети-«рентгены». Они «сверлят» тебя взглядом, прямо прожигают, глаз не отводят. Тут надо аккуратно, не спешить, время выждать, лучше анамнез разузнать, минут 20-30 потратить, посмотреть на характер взгляда, выражение лица. Когда ребенок постепенно теряет к тебе интерес, начинает заниматься своими делами, тогда можно и приступать к первому телесному контакту. Тут уже от опыта зависит – сразу выкладывать ребенка на поверхность или первый телесный контакт провести на руках у мамы\бабушки (кто больше работает с ребенком). Сели, расположились. Ребенок на руках у мамы, лицом к массажисту. Тут и становится ясно, при первом телесном контакте, даст ли углубить и расширить деятельность. Бывает к работа на ногах еще ничего, а вот если поторопиться и пойти сразу выше, ребенок может воспринять это как агрессию и заистерить. Что еще важно: что бы к началу первого телесного контакта ребенок был чем то занят, то есть, как я говорю: «надо загрузить руки делами». А у большинства родителей ничего не подготовлено, под рукой чаще всего только мобильник, а его с ходу давать несерьезно.  Если после первых минут «знакомства», ребенок спокоен, занимается своими делами или входит в позитивный контакт, можно и переложить на поверхность и расширить поле деятельности.  Если ребенок начинает нервничать уже на руках, выгибаться, стараться убегать, то, лучше и не перекладывать, а уже решить :а надо ли продолжать. Тут, опять же все зависит от опыта оценки психологического типа ребенка.  Честно говоря, с порога можно определить по виду (взгляду) ребенка как он отнесется к первой встрече. Еще что? Не люблю раздевать ребенка сразу всего (а многие так и делают). И дело не в холоде. Даже в жару так делать не надо. Одежда для ребенка-это психологическая защита от внешнего мира. Поэтому раздевать надо постепенно. Штаны – памперс – рубаху (в последнюю очередь и, может даже, не в первый день).
3. Отвлекаторы . Так я называю все игрушки, предметы или иное, что помогает отвлечь ребенка, занять его на период работы, иногда помогает создать соответствующий сценарий общения. Почему подробно заостряю внимание? Почти никто ничего этого не готовит к первому дню работы, а когда работа начинается и всё ЭТО требуется, начинается беготня и суета по поиску ЧЕГО НИБУДЬ со словами: «ну что же тебе еще дать?». А) Отвлекаторы. Их можно разделить условно на классические и нестандартные. Классические – это конечно игрушки, разные, кому что нравится под конкретный возраст. Возраст детей первого года можно условно разделить на первые шесть месяцев и вторые шесть месяцев, так как типаж игрушек в эти возраста разный. Для первых шести месяцев требование к игрушке только одно: она должна хорошо и удобно хвататься руко\руками и легко засовываться в рот, то есть должна иметь удобную, рифленую, прорезиненную ручку толщиной не более толщины указательного пальца взрослого человека. Таких игрушек на рынке крайне мало. В пример я обычно привожу термобигуди среднего размера. Чем не игрушка? И захват удобный и в рот удобно сунуть и не травмопасно. Нестандартные отвлекаторы – это не игрушки, а предметы быта, которые ребенку нравятся и не опасны для него. Это разнообразные коробочки от кремов, содержимое косметички, тюбики от кремов (без острых краев), бусы на прочной шёлковой нитке, пластиковые ложки и тд. К нестандартным отвлекаторам можно отнести музыкальные записи. Тут, как говорится, на вкус и цвет. Многие родители включают детям «белый шум», классическую музыку, детские песни советского или современного типа. Однако, часто бывает, что ребенок незнаком с музыкой и тогда, наприер, классика может вызвать негатив и даже резкий. Негатив может вызвать шум прибоя (если раньше не слышал). Классическая музыка (в особенности) и шум прибоя (в меньшей степени) несут некую волновую информацию и предсказать реакцию ребенка на нее заранее трудно. К «хорошим» нестандартным отвлекаторам можно отнести показ ребенку карточек с изображением предметов, животных. Особенно, если родитель может еще хорошо, с юмором комментировать изображение. Существуют программы (приложения) для смартфонов: те же карточки с животными, которые сопровождаются звуками этих животных.  Нежелательные и опасные отвлекаторы: а) Крайне нежелательно и опасно давать мелкие предметы, которые ребенок может сунуть в рот. Б) Нежелательно давать для отвлечения пищевые продукты (печенье, фрукты), давать пить (про питье во время работы-отдельная тема). Принимать какие либо варианты пищи во время массажа ребенок не должен. Все это крайне чревато попаданием « не в то горло» и аспирацией. В) нежелательно для отвлечения использовать предметы с заведомым микробным обсеменением (кошельки, деньги\монеты, мобильные телефоны, наручные часы и тд); Г) нежелательно давать в руки мобильные телефоны по нескольким причинам: во-первых причина В, во вторых вес телефона не малый и держа перед собой на весу (лежа на спине) можно уронить седее на лицо и испугаться, так как ребенок не знает, что это он уронил; в третьих, телефон ребенок сразу потянет в рот, а вы не дадите, а ребенок обидится и заистерит (он же не знает, что десятый айфон стоит….). Но иногда телефон и питье из бутылки\поильника неплохое отвлечение. Например, когда надо расслабить мышцы шеи, ТМО в положении на спине, на боку, на валике. Тут, эти предметы часто незаменимые вещи, так как надо релаксировать ребенка на 20-30  секунд и сосредоточить его взгляд на чем-то. На телефоне не обязательно включать мозгодробильные мультики типа Синего трактора и Машеньки…, у детей первго года неплохо идет Тини Лав, спокойный, похожий на Телепузиков мультик. Бывает неплохо показать ребенку видео про него самого, как гуляет, смеется.  Я понимаю, оппоненты сейчас скажут, мол видео по мобильнику и телевизору смотреть ребенку запрещено. Я согласен, но когда очень надо, то все средства хороши, что бы без суеты и криков достичь эффекта. А если брать детей второго полугодия, особенно тех, кто уже ползает, встает и перемещается, ходит. Их вообще насильно не удержать в фиксированной позе, да и не надо. Там ребенок уже личность, имеющая неких объем движений и насильное ограничение подвижности (удержание) непременно вызовет негатив к человеку и методу. Д) Нежелательно использовать отвлекаторы, которые трудно удержать (не за что хвататься, например мяч), которые большие по размеру и порой ребенок держит, а за отвлекатором и ребенка не видно. Например, если ребенок лежит на спине или животе, зачем ему пирамидку давать? Он начнет сразу уходить, что бы сесть, а у нас упражнение или приемы на спине. Вот, если мы работаем на шее сзади, а ребенок уже хорошо сидит, тут лучше сесть, а перед ним поставить коробку или емкость с предметами\игрушками. Дети любят перебирать и выбрасывать из коробки и пока он этим занимается, у нас есть несколько минут для того или иного действия. Работающий телевизор бывает хорош, кога при первом знакомстве надо отвлечь  ребенка от напряженного созерцания нового человека, особенно когда руки пустые у ребенка. Большое значение в плане отвлечения ребенка имеет разговор с мамой, желательно непринужденный, не натянутый, неискусственный. Даже тема значения не имеет, будь то вопросы по ребенку или отвлеченные темы. Важно, что бы разговор был непосредственный под который ребенок быстро переключает свое внимание на что то иное. Отсюда вывод: большое значение имеет спокойствие мамы и присутствующего окружения (бабушка и тд). Вообще, затрагивая эту тему, я скажу, что не люблю большого количества людей в процессе занятия. Массажист, ребенок, мама – это наиболее оптимальное трио. Ребенок за несколько занятий привыкает к такому тандему и появление иных лиц вносит часто дисбаланс в работу. Поэтому я не люблю выходные и праздники. В эти дни мамы часто подсовывают вместо себя пап (редко бывающих дома), бабушек, подруг. Они, возможно, с детьми хорошо общаются, но типаж общения другой, тандем нарушается и ребенок часто ведет себя по другому. Присутствие старших детей (2-5 лет) по-разному воспринимается малым ребенком. Бывает, что старший ребенок кумир для малого и он с него глаз не сводит и это нам на руку. Особенно, если старший ребенок может хорошо отвлекать малого, умеет играть с ним. Но, бывает совсем наоборот, старший ребенок, видя, что занимаются с малым, старается привлечь внимание на себя и начинает куролесить вокруг места работы. Я видел и крайние случаи, когда старший, привлекая к себе внимание, залезал мне на плечи и дубасил надувным молотком мне по голове. Мама при этом мило улыбалась и мягко просила, ну слезь, доктору же не удобно. Не удобно – это мягко сказано…!!! Главное, что бы во время привлекающих к себе кульбитов, старший не покалечил малого, а то и такие случаи были. Неприятно. Если родители хорошо знают старшего, знают его нравы и особенности, лучше заранее их чем то занимать, отправлять гулять и тд. Е) Нежелательно (но не абсолютно) использовать для отвлечения домашних животных  (кошек, собак, попугаев,хомячков). Даже с позиции общей гигиены. Согласен, некоторые дети очень хорошо отвлекаются на котов, собачек когда их сажают рядом с ним, но, согласитесь, бывает, что ребенок цапает кота и оставляет в ручке клок шерсти, которая быстро везде распространяется и по коже в том числе. Мелочь, конечно…., но не гигиенично.
4. Стимуляторы. Отдельный тип игрушек (реже), спецпредметов, которые используются для стимуляции выполнения какого либо активного движения\упражнения (перевороты на живот, активное присаживание, ползание в партере). Тут надо понимать, что все дети разные по психотипам. Есть активные (хочутные), они всегда хотят что либо достать, всегда в движении, надо только придать вектор этому движению. Есть дети неактивные, пассивные (нехочутные). Сами родители дают им прозвища: «тюлень», «валенок», «толстый». Для них это часть игры, а нам схему движения делать надо. Надо, что бы тюлень пополз, а валенок стал переворачиваться и тд. Поэтому, образно говоря, СТИМУЛЯТОР – это некий предмет, ради которого ребенок может пойти на «подвиг» и совершить движение к нему. А уж наша задача придать этому движению нужную нам правильность и вектор. Это могут быть совершенно разные предметы (не опасные для ребенка ни по строению, ни по весу). Глупо привлекать ползущего ребенка пачкой таблеток, ключами от машины, дорогим мобильным телефоном. Тут надо понимать, что есть одна психологическая в отношении ребенка  особенность. Если, например,  ребенок активно ползет по направлению к смартфону, то в конце концов обмануть его нельзя и надо дать смартфон в руки, а это несерьезно (см п.3В и 3Г). И не дать нельзя, так как в основе движения лежит стремление достать этот культовый для ребенка предмет, и, не дав раз, два, три возникает толерантность к этому предмету, то есть в большинстве случаев он становится неинтересен у большинства детей и он перестает быть стимулятором. Я обычно говорю, что теряя интерес к предмету, ребенок перестает вам верить, теряет стимул, мотивацию к движению, а мотивация – главнейший стимул к развитию сложных двигательных навыков у детей первого года жизни. Поэтому мы приходим к выводу, что стимулятором должен быть необычный для ребенка (доселе не видел), неопасный предмет, который после некоторого (для каждого ребенка индивидуально) количества повторений мотивированных движений, дается в руки. Мол типа – заработал, бери. Тогда в следующий цикл можно использовать или этот или иной предмет, и так поддерживать мотивацию к движению.  В заключении хочу сказать, что работа с ребенком (массаж\лфк\остеопатия) – это тяжелый труд и надо это понимать. Понимать, что для достижения эффекта должен быть создан эффективный симбиоз между массажистом, родителем и ребенком. И тогда будет эффект.
Титов И.Н. ДГКБ№1, публикуется впервые


Рецензии