Ещё раз о стихе Настанет час, я к Богу отойду

История неразумной жизни на нашей планете в течение миллионов лет проходила под влиянием циклических изменений природных условий. Эти изменения являлись необходимым условием для эволюции в сторону усложнения и эффективности существования биологической жизни. Может ли происходить эволюция без подобных изменений? Думаю, что нет.
Мы знаем, что и разумная жизнь на Земле прошла длительный эволюционный путь от первобытного неразвитого состояния до сложной мозаичной структуры современных стран и народов. Но и в наше время ещё есть племена, которые живут так, как жили их далёкие предки многие тысячи лет назад. Это племена - изолянты. Они живут в постоянных природных условиях, на гране голода и даров щедрой природы. Какие же циклические изменения подстегнули эволюцию человеческого общества, живущего в зоне умеренного климата?
Человеческая история создавалась на нашей планете объединениями людей под действием массовых человеческих свойств и их объединённых (социальных) сил. Массовые человеческие свойства возникают из-за массовых условий жизни человеческих сообществ. Какие же это условия? Это голод и страх, перед силами природы или свирепыми соседями.
Массовые условия жизни одной большой группы людей меняются из-за циклических (сезонных) природных изменений и изменений свойств соседних групп людей. Это имело огромное значение при переходе племён от собирательства и охоты к земледелию и животноводству. Возникновение больших оседлых племён вне субтропической зоны потребовало создание сезонных запасов пищи (зерна) и кормов для скота, а также их вооружённой охраны.  Но в жизни древних людей был не только страх перед голодом или грабителями, а и чувства, вызванные совместным трудом, уходом за детьми и их защитой, заигрывания и сватовства молодых, уважение старших, гостей и друзей. Это требовало таких чувств, как ответственность, уважение, любовь, сочувствие и сопереживание.  Надо заметить, что с возникновением устойчивых семей, возникло и неравенство в труде, как и в других обязанностях. Это мы можем проследить по русским народным сказкам, где младший сын или падчерица вынуждены работать на износ, а старшие братья или родные дочери ленятся. Т.е. мы должны отметить существование, кроме перечисленных выше чувств, себялюбие, эгоизм и безответственность избалованных людей.
Надо заметить, что урожайность посевов в природе не постоянна. Она во многом зависит от циклов солнечной активности и океанских течений: от солнечной энергии, насыщенности парами воздушных масс и ветровой обстановки. Это вносит долгосрочную (не точную) цикличность урожайности, а, следовательно, и запасов еды.
В урожайные годы, избалованные люди привыкают к изобилию; в голодные годы они становятся разрушителями сообщества, проедая запасы семенного фонда и маточного скота. Очень часто, именно они, взрослее, становятся управляющими семей, хозяйств и сообществ. При изобилии их безответственность незаметна, а вот при резком снижении урожайности она становится катастрофичной. Есть расхожее мнение, что Россия до Октябрьской революции кормила зерном всю Европу, а после революции постоянно покупала его. Отчасти это было так: помещики продавали зерно купцам и в урожайные, и в голодные годы, практически не оставляя запасы зерна в целых областях. Поэтому в России периодически от голода умирали тысячи людей («в период 1891-92 голодало 30 миллионов человек; В 1897-98 голодало 27 миллионов человек; 1909-1910 годы дали необыкновенно обильный урожай, который принёс России значительные средства на внешнем рынке. Последний «царский» неурожай случился в 1911 — он был отражением серьёзного общеевропейского неурожая на зерновые из-за засухи». Статья в Интернете: «Голод» в Российской Империи (1890-1910-е гг.); «американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой.
Наш же мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси...» Статья в Интернете: «Как Российская Империя всю Европу хлебом кормила, да еще с Америкой конкурировала».).
Т.е. из-за «разрушителей» «умирали» не только сёла и посёлки, но даже города, страны и целые цивилизации. (Вспомним фильм «Гибель империи. Византийский урок» 2008 г. Архимандрита Тихона (Шевкунова). )
Но, если сообщество сохраняет своё единство (социальную силу) и производство (производительные силы), то оно сохраняется, не смотря на кризис, и продолжает развиваться с новыми силами и лидерами, восстанавливая утраченное и создавая новое. Надо сказать, что в этот период развития сообщества лидерами обычно становятся люди ответственные и они окружают себя людьми, с доминирующими чувствами:  ответственность, уважение, любовь, сочувствие и сопереживание.  Их беззаветный труд обеспечивает потомкам надёжную материальную базу, и те, вместо напряжённого труда, начинают предаваться увеселениям, удовольствиям и праздности. При этом труд, учёба и высокое искусство теряют для них всякий смысл и значение. И уже не отдельные лидеры, а целые сообщества превращаются в «разрушителей». Они покупают труд пришлых людей (гастарбайтеров), передавая им не только физический труд, но и лечение, уход за детьми, обучение, а иногда и гос. службу. Это приводит к отмиранию традиций, моральных и духовных исторических ценностей сообщества. Их приемники легко разворачивают социальную силу (обычно направленную на созидание и творчество) на войну для грабежа и убийства.
Но в истории человечества есть примеры, когда группа патриотов прогоняет (отстраняет) «разрушителей» и мобилизует народ на созидание, учёбу, науку, искусство и социальный порядок. При этом многократно возрастает производительные и социальные силы. Но они, лишь увеличивают скорость материального накопления элиты, а, следовательно, и ускоренного появления «разрушителей». Чем богаче в отношении других стран и народов становится сообщество (государство или империя), тем быстрее она движется к собственному распаду или гибели.
Можно ли избежать этого? Можно!!! Но только одним: 1. Точным анализом свойств (личности) людей. 2. Общественным признанием недопустимых свойств людей, участвующих в управлении, обучении, лечении, распространении информации, охране, вождении транспорта, в армии и работе МЧС. 3. Законодательно и административно исключение людей с этими свойствами из перечисленных категорий работы и службы.
В СССР была подобная попытка добиться высокого качества администрации и офицерского состава. Это осуществлялось через контроль КПСС, через приёмные комиссии и отделы кадров. Только... Только в КПСС часто принимали людей с далеко не лучшими свойствами (отсутствовал точный (научный) анализ личностных свойств кандидата). Часто приём в партию осуществлялся при чисто формальном рассмотрении кандидата на общем собрании членов партийной ячейки при личной заинтересованности кого-нибудь из администрации. Так же формально действовали приёмные комиссии и отделы кадров. Естественно, что при такой организации, КПСС потеряла своё лидирующее значение и распалась на ряд малозначащих левых партий в 90-е годы прошлого столетия, а приёмные комиссии ВУЗОВ превратились лишь в службы привлечения платёжеспособных абитуриентов. Роль КПСС, как фильтра людей с негодными свойствами перешла к «Единой России». Но без использования научного подхода эта функция партии отпала. И некоторые её члены оказались «не оправдавшими доверие президента». Т.е. «Единая Россия» стала не политической партией, а клубом доверенных президенту людей. Видимо поэтому В.В. Путин на президентские выборы шёл не как кандидат от партии, а по свободному списку.
   В рисунке к стихотворению показана спираль развития России с периодом в 76 лет (с 1917 по 1993 гг.). Должен заметить, что период спирали развития с каждым витком уменьшается в связи с колоссальным ростом производительных сил, так что завершение следующего витка следует ожидать лет через двадцать. Девяностые годы отбросили Россию по развитию не менее чем на 25 лет назад.
За последние 20 лет Россия сумела ликвидировать экономический и социальный провалы, но сможет ли она вырваться из грядущего социального кризиса, который ей сулит описанный мной социологический закон (закон Платона), так как его составные элементы («разрушители») постоянно возобновляются.
При помощи научного анализа социологической обстановки, (при социологической переписи населения), учёные социологических служб могут и должны ответить на вопрос, когда и как завершится исторический цикл развития нашей страны.
Предвидение будущего администрацией страны – важнейшее условие её стабильности и социальной эффективности, включая эффективность экономики, эффективность гражданского управления, служб армии, юстиции, полиции, МЧС... Чтобы иметь данные о будущем страны, надо всех выпускников школ проверять (тестировать) на «гражданскую зрелость» (тестировать на свойство их личных качеств; это будет показателем эффективности воспитательной работы школ и гимназий России, а также основанием для реорганизации их учебно-воспитательного процесса.).
Наш президент (Владимир Владимирович Путин) и министр обороны (Сергей Кужугетович Шойгу), организуя такой социальный институт в России, как Юнармия, хотят исключить «разрушителей» из истории администрации России. Но, будет ли это реальное дело, или оно повторит формальное состояние ВЛКСМ 70-х – 80-х годов прошлого века, когда молодые люди в 90-х, ради наживы, грабили всё и всех на что падал их хищный взор.


Рецензии
В нынешней России превалирует удивительный взгляд на царскую Россию - мол, жизнь там была чуть ли сказкой для большинство народа страны. А вот пришли проклятые большевики и все разрушили. Если бы все было так, то не было бы ни Первой Русской Революции, когда большевиками еще и не пахло, ни второй, февральской, сделанной правящей России, ни третьей, Октябрьской, большевистско-эссеровской. А в Юнармия я не верю, потому что нет ее идеологии.

Виталий Овчинников   25.01.2020 12:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. Спасибо за рецензию и Ваши замечания. Вы правы, история России намного сложнее, чем "превалирующий взгляд" большинства людей. Чтобы что-то утверждать о ходе истории страны, надо, прежде всего, представить (почувствовать, узнать) о свойствах групп людей, её населяющих. И, прежде всего, определить алчных и "не больших умом" "разрушителей". Они готовы распродать всё, что могут присвоить, чтобы "прожигать жизнь" в излишествах и сомнительных удовольствиях. Они готовы ввязаться в войну с сомнительными целями и с сомнительными силами. Для "разрушителей", ставшими хозяевами жизни, производства и работники - не более, чем источники дохода (оружия) и людские резервы. Отсюда упадок экономики, культуры,... при их правлении ("Когда говорят пушки, музы молчат"). Причём, "главный разрушитель" окружает себя целой толпой себе подобных. Идеология "разрушителей" проста и завладевает умами молодёжи. Если они сами не становятся "разрушителями", то поддерживают их идеологию. Так происходит до тех пор, пока у "разрушителей" есть поле деятельности (есть что продавать, или появляются те, кто готов их отстранить). А затем они отходят на "второй план" уступая место "приземлённым", с их аскетизмом и жёсткими рабочими нормами и жёсткими воззрениями. Эти жестоки, но хоть как-то восстанавливают разрушенные производства государства. Эти человеческие коллизии и отражаются в конкретных отрезках исторического времени, создавая спиральный ход истории.

Евгений Радомысельский   25.01.2020 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.