Тяжёлые мортиры и железная дорога. Севастополь 185
В книге Евгения Тарле «Крымская война» есть лаконичные упоминания о мортирах.
«… 12(24) марта 1854 г. Наполеон III подписал декрет, повелевавший сформировать особую восточную армию, главнокомандующим которой был назначен маршал Сент-Арно… В общем в армии числилось к началу военных действий около 40 000 человек.
Сверх того, был сформирован осадный парк из 24 пушек, 12 гаубиц и 22 мортир.
Для обслуживания осадного парка было назначено семь рот. Посадка на суда началась 24 марта (5 апреля) 1854 г.
… У англичан был в момент прибытия в Варну осадный парк в 65 орудий (50 пушек и 15 мортир).
… Прусский историк осады Севастополя капитан Вейгельт выяснил, что с 12 ноября н. ст., т. е. ровно через неделю после Инкермана, английские батареи должны были "ограничить огонь", а с 20 ноября почти вовсе прекратить его. С 24 ноября "артиллерия замолчала совершенно: не было более снарядов!
… Произошло это вследствие "бесконечных трудов" по доставке боеприпасов из Балаклавы в английские лагери на Килен-балке и Сапун-горе. Для перевозки одной пушки средней величины требовалось 24 лошади и день работы; для перевозки большой мортиры - 30-40 лошадей и дневная работа. За день доставляли зимой из Балаклавы не более 90-100 13-дюймовых бомб.
У французов дело обстояло легче. И дорога была не такой длинной из Камышовой бухты, где была их материальная база, до лагеря и осадных пунктов, и турецкую армию они быстро приспособили для перенесения тяжестей. Конечно, на турках нельзя было перевозить пушки, но снаряды турки носили.
… И все-таки положение защитников Севастополя казалось критическим. Навесный огонь более чем 150 крупных мортир, входивших в состав осадной артиллерии, должен был производить страшные разрушения и на укреплениях, и в непосредственном тылу за бастионами, и в городе.
… С русской стороны действовали 1200 орудий, со стороны же неприятеля 300 больших мортир и 800 других орудий. Но у русских не было и одной сотни мортир, запасы разрывных снарядов были меньше неприятельских, запасы пороха совсем малы, а к концу этих трех с лишком недель велено было расходовать снаряды экономно.»
Итак, в книге Евгения Тарле число мортир (на стороне союзников) увеличивается с 37 до 150. Затем численность мортир достигает 300, после чего следует захват союзниками Малахова кургана и война фактически завершается.
“Всего же к 4-му (16-му) августа [1855 года] осадные батареи [союзников], не считая подвижных батарей, были вооружены 700-ми орудиями… Кроме того, у Союзников было в запасе до 250-ти орудий и в непродолжительном времени они ожидали присылки 400 больших мортир.
(…)
Следовательно, для артиллерийской борьбы атакующий имел перевес на 52 орудия. На стороне его было огромное превосходство в навесном огне, именно 205 мортир против 69-ти обороняющегося…
… но неприятель имел впятеро больше мортир и мог действовать навесно вдесятеро сильнейшим огнем.
Осадные батареи были снабжены 350 — 450-ю готовыми зарядами, которые без затруднения наполнялись из значительных запасов неприятеля». (Богданович М.И. Восточная война 1853 – 1856 годов. С-Петербург, 1877)
Краткое упоминание Евгением Тарле трудностей доставки артиллерии и снарядов дополняется косвенным «инвертированным» упоминанием железной дороги (на стороне союзников).
Евгений Тарле цитирует одно из писем: «Говорили, что у них есть железная дорога от Балаклавы до Севастополя, - это вздор.»
В книге Евгения Тарле это «утверждение через отрицание», похоже, единственное упоминание железной дороги, созданной на стороне союзников, осаждавших Севастополь в 1854-1855 годах.
Однако, если учесть сложность доставки боеприпасов для артиллерии, то определенная целесообразность в создании железной дороги имеется.
Александр Кинглэйк (Александер Уильям Кинглек, англ. Alexander William Kinglake) пишет:
“Проблема "прокладывания дороги" между лагерем и портом долго сопротивлялась всякому решению.Труд в необходимом количестве не мог быть получен ни путем найма, ни путем выжимания из перегруженной армии. Армия занимаясь днем и ночью боями с врагом, делая втрое больше работы, по сравнению с той, которую можно было бы назвать умеренной. Армия не могла предоставить "руки" для выполнения любой такой задачи...
Идея строительства этой железной дороги была давно подхвачена и поддержана герцогом Ньюкаслом с замечательной энергией». (Alexander William Kinglake «The Invasion of the Crimea: Its Origin, and an Account of its Progress down to the Death of Lord Raglan». Vol. 7)
“... Под руководством лейтенанта Стопфорда из английских королевских инженеров наши люди в начале декабря [1854] создали электрический полевой телеграф, и к концу того же месяца начал свою работу инженер-строитель (г-н Кэмпбелл) по строительству железной дороги между Балаклавой и лагерем ... В течение всей последней части периода, охваченного этой главой [Vol. 8, Chapter IV] [февраль 1855 – вторая неделя апреля], союзники были не только заняты вооружением своих батарей все более и более тяжелыми орудиями, но и также - благодаря хорошей помощи железной дороги, которую сделали наши люди - в подъеме их на высоты - с такими огромными грузами боеприпасов и другого артиллерийского снаряжения, которые могли бы служить для большой канонады.
Большая часть союзных армий неделями и неделями с нетерпением ожидала подготовленных таким образом усилий ... ; но какой-то свет, недавно брошенный на действия 1855 года, позволил мне, если можно так выразиться, предотвратить разочарование и заранее предупредить исследователей, что, увидев ... генерала Канробера, занятого обещанной бомбардировкой, они увидят в нем - не настоящего военачальника, вождя, а скорее – скованного лейтенанта без свободы действий, без скрытой цели, которая сама по себе может придать огромное значение его использованию французской артиллерии ...” (Alexander William Kinglake «The Invasion of the Crimea: Its Origin, and an Account of its Progress down to the Death of Lord Raglan». Vol. 8)
В книге К. Хибберта мы встречаем информацию о железной дороге.
«Многочисленные рабочие из Хорватии, Албании, Греции, Черногории, Афганистана, больше напоминавшие ножами и кинжалами бандитов, прокладывали железную дорогу из Балаклавы наверх, в лагерь. Укладывая шпалы и рельсы, они кричали и ссорились на своих многочисленных непонятных языках. Необходимые материалы прибыли в начале февраля, а в конце марта [1855 года] железная дорога уже работала. Стук вагонных колес по рельсам вызывал чувство комфорта и ностальгии. Иногда вагоны тянули лошади; иногда команда из 70 матросов, соединенных друг с другом артиллерийской упряжью. Пассажиры подбадривали их криками и шутками; в ответ те нередко ворчали, что «тот, кто не замолчит, может выметаться из вагона и дальше идти пешком»».
(Хибберт Кристофер «Крымская кампания 1854-1855. Трагедия лорда Раглана»).
Итак, все становится на свои места. Для 300 мортир (по сведениям Евгения Тарле; цифра, по всей видимости, оценочная, приблизительная) нужны снаряды, а для доставки снарядов в большом количестве требуется железная дорога.
Тяжелые мортиры плюс снаряды плюс железная дорога (плюс генерал Пелисье) … Дело движется к результату…
Железную дорогу стали строить в декабре 1854 г. – феврале 1855 года. Завершили строительство в конце марта. По странному совпадению Николай Павлович скончался 18 февраля (2 марта) 1855 г.
Железная дорога – это не стихи Пушкина или Лермонтова. Пасквилями и дуэлями делу не поможешь…
Расстройство очень большое…
К. Хибберт также упоминает мортиры, но об их количестве (точнее, о динамике их числа), он вроде бы, ничего не сообщает. «Мортира. В мортирах чаще, чем в пушках, применяли снаряды. По сравнению с современными минометами мортиры имели гораздо больший калибр, до 13 дюймов [примерно 330 см], и напоминали огромные кастрюли, закрепленные на специальной платформе.» (Хибберт Кристофер «Крымская кампания 1854-1855. Трагедия лорда Раглана»).
Где производились, откуда доставлялись мортиры? На этот вопрос, вроде бы, в книгах Тарле и Хибберта ответов нет. (Если не считать стартовых упоминаний Евгения Тарле о наличии 22 мортир у французов и 15 у англичан в начале кампании).
Некоторая дополнительная информация поступает при ознакомлении с деталями осады Порт-Артура в 1904-1905 годах.
Японские войска в процессе осады использовали крупнокалиберные 11-дюймовые (280 мм) гаубицы (с 500-фунтовыми (220 кг) бронебойными снарядами) собственного, японского, производства (которые изготовлялись по технологии [лицензии] британской фирмы Армстронг и при помощи итальянских инженеров). Имеется информация о наличии в японской армии 18-ти 11 дюймовых гаубиц (мортир) и 450 других орудий.
Эти крупнокалиберные осадные гаубицы в ряде источников называют мортирами.
Артиллерийские грузы японская армия доставляла к месту дислокации орудий по восьмимильной (13 км) узкоколейной колее, проложенной специально для этой цели.
Хронологически за сдачей Порт-Артура последовало Кровавое воскресение в Петербурге, Октябрьский Манифест (1905) и все последующие события.
Военная история продолжала развиваться.
Как описывает В.И. Чуйков в книге «Сражение века» сражение за Сталинград, «на левом берегу была создана фронтовая артиллерийская группа, которая делилась на четыре подгруппы: северная в составе 86 орудий и минометов, для поддержки 62-й армии; южная — в составе 64 орудий и минометов, для поддержки 64-й армии; подгруппа Волжской военной флотилии в составе 16 орудий, как маневренная группа по Волге, и группа зенитной артиллерии….
Решение оставить дивизионную артиллерию на левом берегу сыграло положительную роль в ходе оборонительных и наступательных боев в городе.
Оставив пушечные и гаубичные полки за Волгой, каждый командир дивизии или бригады всегда мог вызвать огонь своей артиллерии на любой участок фронта. А командующий артиллерией армии генерал-майор Н. М. Пожарский в нужный момент мог сосредоточить огонь заволжских батарей всех бригад и дивизий в один район».
Как пишет главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов в книге «На службе военной», «То и дело раздавался характерный свист тяжелых снарядов. Это била по врагу знаменитая Заволжская артиллерийская группа. Артиллерия большой и особой мощности была своевременно выведена за Волгу. Конечно, эта группа меня интересовала до деталей…
Возникло решение сформировать из Заволжской артиллерийской группы, имевшей на вооружении орудия калибром 203 — 280 миллиметров, отдельную тяжелую артиллерийскую дивизию. Тогда всю эту мощь будет легче собрать в один кулак. Об этом поставили в известность А. И. Еременко, доложили в Ставку, и оттуда получили согласие.
Таким образом, в войсках Сталинградского фронта появилась первая тяжелая артиллерийская дивизия».
(«Он [Верховный] задумался.— Слушайте, а что если мы эти дивизионы назовем полками?
Я стал возражать, какой же это полк из шестнадцати пушек?
— Нет, нет, вы вдумайтесь. Что значит дивизион? В нашем понимании, это — единица маленькая. Командир дивизиона попадет в подчинение к какому-нибудь небольшому общевойсковому начальнику, с ним никто и считаться не будет, а в результате и артиллерию используют неправильно. Давайте, право же, назовем новые подразделения полками. Командир артиллерийского полка — это звучит! С ним не только командир дивизии, глядишь, и командир корпуса посчитается! Мало орудий в полку? Что же поделаешь. Сейчас случается, что в дивизии людей меньше, чем в нормальном полку. Но командир дивизии все-таки остается командиром дивизии. Так что пусть у нас будут артиллерийские полки. После мы увеличим в них количество батарей, как только наша промышленность получше снабжать нас будет.»)
Перевозки в артиллерийскую группу на левом берегу Волги шли частично по железной дороге, проходящей по заволжским степям. Частично-автотранспортом.
Да… Еще можно вспомнить слова К. Хибберта: «…укрепления русских напоминали «огромный кипящий вулкан»; штыковые бои шли в пригороде, на улицах и внутри зданий...»
«Кипящий вулкан» - «кипящий котёл» - «Сталинградский котёл». Результат битвы за Сталинград отличался от результатов 1844-1855 и 1904-1905 годов… Но некоторое сходство событий имеет место быть…
Закон сохранения военной истории: «Военная история не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Она лишь переходит из одного состояния в другое».
Любопытно, что и в событиях 1844-1855, и в битве 1942-1943 годов происходили сражения за курганы. Названия курганов так же созвучны – «Малахов курган» и «Мамаев курган».
6 октября 2019 г. 11:32
Свидетельство о публикации №219100600692